Интегрированное занятие «Весна. Перелетные птицы» в группе детей 5-го года жизни .
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных направлений (областей):
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Форма проведения: интегрированное занятие.
Цель : Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.
Задачи:
Обучающие:
— Расширить знания детей о птицах.
— Закрепить знания о перелетных птицах.
— Закрепить обобщающие понятия.
— Обучать развернутому высказыванию.
— Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Развивающие:
Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.
Воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.
Методы и приемы:
— Наглядные;
— Словесные;
— Игротерапия;
— ИКТ.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц.
Оборудование:
—Презентация по теме: «Перелетные птицы»;
—Конверты со схемами;
—Диск с голосами птиц;
—CD проигрыватель;
—Д/игра «Убери лишнее», «Расселим птиц»;
— Белый лист, гуашь, кисти.
Ход занятия.
1 .Организационный момент: "Круг - приветствие"
Здравствуй правая рука (вытянуть вперёд)
Здравствуй левая рука (вытянуть вперёд)
Здравствуй друг (соседу справа)
Здравствуй, друг (слева)
Здравствуй, здравствуй дружный круг.
Воспитатель: читает стихотворение С. Я. Маршака, дети стоят)
- Ребята, послушайте внимательно стихотворение и скажите, о каком времени года в нем говориться .
Слайд 1
На дворе звенит капель, по полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник.
Воспитатель:Правильно, о весне.
Слайд 2
2. Беседа по теме.
Воспитатель:Давайте вспомним весенние признаки и расскажем о весне. В этом помогут нам картинки из конверта.
( Дети по картинкам-символам составляют рассказ о весне).
ДЕТИ: Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.
Воспитатель:Ребята, я сегодня получила письмо хотите узнать что в нём написано : « Мы вернулись из тёплых краёв. Ждем вас в лесу!».
Воспитатель:Как вы думаете, кто написал это приглашение? (Птицы)
Слайд 3
Воспитатель: А вы хотите туда пойти? Тогда давайте вспомним, как мы должны вести себя в лесу?
Слайд 4 Правила поведения в лесу
( В лесу нельзя кричать, чтобы не испугать птиц.
Нельзя разводить костры.
Нельзя ломать ветки деревьев…)
Воспитатель: Молодцы вы всё правильно сказали. Если мы будем соблюдать эти правила, то можем отправляться в путь.
Слайд 5
Воспитатель: Ребята ,а чем питаются птиц?
- давайте вспомним чем мы зимой кормили птиц ?
3.Дидактическая игра «Убери лишнее»
Воспитатель: Ребята у меня есть угощение для птиц .Посмотрите внимательно и скажите все ли ,что здесь лежит подойдёт птицам ?
Воспитатель: Давайте уберем лишнее .
А чем же еще могут питаться птицы ? ( насекомыми )
(Берут угощения и отправляются в путь.)
Воспитатель: Теперь мы можем отправиться в путь .
4.Физкультурная разминка.
Звучит музыка, дети идут по весеннему лесу.
Идут по лесной узкой тропинке, перепрыгивают через лужи, осторожно переходят по мостику через ручей, присели проходим под ветками деревьев , останавливаемся ложимся и послушаем пение птиц .(слушайте птичек внимательно ,представьте как солнышко пригревает вас ,ветерок ласкает ваши лица ,журчит весенний ручеёк )
Слайд 6
Воспитатель: Ребята, именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на крыльях.
- Как называют птиц которые зимуют с нами?
- Каких вы зимующих птиц знаете, назовите их. (снегирь, синица ,сова ,голубь ,воробей ,дятел.)
- А птиц, которые улетают на зиму в теплые края , весной возвращаются?
- Какие перелетных птицы вы знаете .? (аист, ласточка, скворец, соловей )
Игра «Расселим птиц».
На столе лежат картинки зимующих и перелетных птиц вперемешку, мы должны с вами на дерево посадить птиц . Дерево наше разделено на два времени года . Какие? Как вы думаете ? Перелетных птиц мы посадим с весенней стороны , а зимующих с зимней ).
Воспитатель: Давайте с вами посчитаем птиц .
Воспитатель: Ребята давайте послушаем о чём эта загадка?
Слайд 7
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)
Воспитатель: Зачем птицы строят гнёзда? (Они необходимы, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.)
Воспитатель: Из чего вьют гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)
Слайд 8
Воспитатель: Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, в дупле в кустах) .
Слайд 9
Воспитатель: Ребята ,а кто знает что у меня в руках ?( скворечник)
Скворечник- это домик для скворцов ,который люди делают для них и вешают на деревья. Вы тоже можете помочь птицам и сделать с родителями скворечник .
Слайд 10
Воспитатель: Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов.)
Игровое упражнение «У кого кто?»
Воспитатель: Я буду бросать мяч каждому из вас и называть взрослую птицу.
Вы ловите его ,называете птенцов птицы и возвращаете мяч мне.
- У грача – грачонок .
- У утки – утёнок .
- У лебедя – лебедёнок .
- У соловья – соловьёнок.
- У журавля – журавленок .
- У кукушки – кукушонок .
- У чижа – чижонок .
- У аиста – аистёнок.
- У скворца – скворчонок .
Воспитатель: Ребята , как называются детеныши птиц одним словом ?(Птенцы )
Воспитатель: Какую пользу человеку приносят птицы? (едят вредных жуков, гусениц, мошек, мух). Если не будет птиц ,насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей.
Воспитатель: Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов и мы никогда не услышим их чудесных песен . Произойдет экологическая беда.
Воспитатель: Как надо относиться к птицам ? (их надо беречь помогать им ,не разорять гнезда ,не брать домой выпавших птенцов, не разжигать костров )
Слайд 11
Воспитатель: Давайте немного отдохнём – превратимся в птичек и полетаем стайкой. Выходим на ковёр.
Вылетайте, птички, на лужок,
Быстро делайте кружок.
Мы играем в стайку.
Стайка, полетайка!
Воспитатель: Ребята, весной происходит множество чудес с природой.
А вы хотите стать волшебниками? (ответы детей).
Воспитатель: На столе лежит белый лист стоит гуашь, кисти.
Закрасьте лист той краской ,которая вам нравится и посмотрим, что может произойти. (появляется птичка).Посмотрите сколько птичек вокруг нас .
Ребята нам пора возвращаемся в детский сад.
Звучит музыка, дети идут по весеннему лесу.
Идут по лесной узкой тропинке, перепрыгивают через лужи, осторожно переходят по мостику через ручей, присели проходим под ветками деревьев ,
7. Завершающий этап.
- Ребята ,где мы были ?
- Ребята, о ком мы сегодня говорили на занятии? (ответы детей)
- А о каких птицах мы говорили ?
- Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, Молодцы !!
Воспитатель: И я вам даю задание на дом : изготовить птичку из геометрических фигур с родителями .
Воспитатель: А теперь мы станем художниками и порисуем на песке .
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,Серенькое перышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан
Птички, птички – по домам