Тема: Интегрированное занятие по математики и аппликации в старшей группе
Цель:-учить сравнивать предметы по высоте, используя в речи соответствующие математические термины высокий, низкий, выше, ниже
- закреплять умение считать в пределах 10, выкладывать числовой ряд;
учить находить смежные числа (числа-соседи);
закрепить понятия слева, справа:
закрепить названия известных геометрических фигур;
учить ориентироваться на листе бумаги;
закрепить правила дружеского отношения друг к другу.
Аппликация:
побуждать детей составлять узор из готовых геометрических форм, выполняя словесные указания воспитателя;
развивать самостоятельность, аккуратность в работе.
Оборудование: геометрические фигуры, картинка с изображением пяти животных, разных по высоте, цифры 0-9, число 10, набор геометрических фигур для каждого ребенка (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник), набор для аппликации.
Предварительная работа: Счет на магнитной доске – деревья и кустарники г. Евпатория, ягоды; загадки о деревьях
Словарь: тополь, вяз, дрок, можжевельник
Ход занятия:
1. Разминка
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. А что случилось в нашей группе? Почему на полу лежат геометрические фигуры? Давайте их уберем. Только убирать будем так: каждый из вас поднимает любую фигуру, называет ее и кладет в коробку. Хорошо?
Дети играют в игру «Назови геометрическую фигуру».
2. Сравнение предметов по высоте
Воспитатель: Утром, когда я шла на работу, я встретила животных. Они дружно куда-то шли. Как вы думаете, куда они могли идти? (Ответы детей). Я нарисовала этих животных и рисунок принесла вам.
На рисунке изображены животные с корзинками, удочками, сумками.
Рассмотрите рисунок и скажите, куда же они все-таки идут? Почему вы так думаете? (Ответы детей). Одинаковые ли животные по росту? Назовите, пожалуйста, самого низкого из них, затем выше, еще выше... и самого высокого. А теперь наоборот, начните называть животных с самого высокого до самого низкого.
3. Разминка для глаз
По заданию воспитателя (по содержанию стихотворения) дети плавно переводят взгляд от одного животного к другому:
Вот шагает бурый мишка.
Рядом с мишкой - серый волк,
Слева прыгает зайчишка.
Он в морковке знает толк.
Справа - рыжая лисица,
Дальше всех - усатый кот.
Вот такая вереница
Дружно в лес гулять идет.
(Л. Мухоморина)
4. Работа с цифрами
Воспитатель: Посчитайте, пожалуйста, сколько животных нарисовано на картине? (5). Кто быстрее выложит числовой ряд от 0 до 5? А теперь выложите числовой ряд от 0 до 10.
Самостоятельная работа детей у доски и за столами.
Воспитатель: Не убирайте свои числовые ряды, они нам еще пригодятся. Сейчас мы поиграем в игру «Найди соседа». Но сначала давайте вспомним вот о чем:
Кто такие соседи? (Те, которые живут рядом, справа или слева)
Как живут соседи? (Дружно, не ссорятся, помогают друг другу, делятся).
Назовите своих соседей в группе по имени: с кем рядом шкафчики в раздевалке? С кем рядом кровати в спальне? С кем сидите рядом за столом? И т.д.
Вот и у чисел в числовом ряду тоже есть соседи. Еще они называются смежные числа. Сейчас мы с вами будем находить и называть этих соседей. Дети выполняют задание воспитателя.
5. Физкультминутка
Дидактическая игра «Сравни по величине. Выше - ниже» (с использованием мяча).
Деревья – кустарники. Дети называют и определяют, какое растение выше (тополь, вяз, дрок, можжевельник, кипарис, сосна… ).
6. Пальчиковая гимнастика
«Игра на пианино». Прямой и обратный счет в пределах 10.
Наши пальчики играют –
Один, два, три, четыре, пять.
На клавиши нажимают,
Невозможно их догнать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять –
Дружно пальчики идут
Очень медленно..., быстрее...,
А потом бегут, бегут.
А теперь - вниманье всем!
Десять, девять, восемь, семь,
Шесть, пять и четыре –
Дружат дети во всем мире.
Три,два и один –
Мы на клавиши глядим. (Л. Мухоморина)
7. Аппликация
Воспитатель: Ребята, перед вами чистый лист бумаги. Положите его перед собой. Рядом я положила каждому из вас по пять геометрических фигур - круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник. Проверьте, пожалуйста. А теперь вы будете раскладывать эти фигуры на листе бумаги так, как я попрошу вас это сделать. Сначала давайте вспомним, где левая (правая) сторона листа, его верх (низ), центр. Кто выполнит мое задание правильно, тот сможет наклеить узор.Дети выполняют аппликацию.
Индивидуальная работа:
Сравнивать предметы по высоте.
Выкладывать числовой ряд.
Находить соседей числа.
Работа в тетрадях:
рисовать высокие и низкие палочки;
выполнить геометрический диктант.