СЦЕНАРИЙ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ДЛЯ 5 КЛАССА
«Музыкальная биология»
Авторы: Куцун Ж.С., учитель музыки
Петренко Т.Ю., учитель биологии
(Дети заходят в класс и садятся в группы по цвету жетонов)
Ж.С. – Здравствуйте, ребята. Мы рады приветствовать всех тех, кто собрался в этом классе. На каждом уроке музыки мы много путешествуем, узнаём, как музыка взаимодействует с литературой, историей и даже ИЗО. А сегодня мы узнаем, как взаимодействует музыка с биологией. Через несколько минут все станут свидетелями интересного конкурса – «Музыкальная биология». Мы будем слушать красочные звуки природы, которые помогают композиторам передать красоту окружающего мира.
Но прежде чем начать давайте поприветствуем наши команды: ДО, РЕ, Ми и ФА.
Т.Ю. Природа и музыка рядом живут
Снежинки – танцуют, сосульки – поют.
Ветер играет на листьях слегка
И в такт этим звукам плывут облака
То дождь запоет, забасит вдруг пурга.
То звонкая песня несет нас в луга.
А мы будем слушать и подпевать,
А может быть просто стоять и молчать.
Предлагаем вам первое испытание. Вам были розданы листки с заданиями. У вас есть 7 минут, чтобы выполнить их.
(Дети выполняют задание, затем они сдают листы для подсчета балов. Текст задания № 1 см. в приложении 1.)
Ж.С. – А мы продолжаем. Вслушайся: весь мир поет – шорох, свист и щебет. Музыка во всем живет, мир ее волшебен! Давайте пофантазируем и представим, что мы в лесу и попробуем угадать, какая птица для нас исполнит свою великолепную песню.
(Конкурс «Угадай, чей голос». Команды отвечают по очереди. Если команда не отвечает, то право ответа переходит к соперникам. Дополнение в приложении 2)
Ж.С. – Мы много путешествовали, пора и отдохнуть, а помогут вам веселые животные. Встаньте, пожалуйста, так, чтобы не мешать друг другу.
(Клип «Потанцуй!!!» Дети танцуют, повторяя движение за животными в клипе.)
Т.Ю. по итогам двух конкурсов команды заняли следующие места:
- объявляются результаты. Награждение победителей.
Ж.С. – Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поет волна,
Как дождь в твое окно стучится,
Повсюду музыка слышна…
Т.Ю. - Скоро наступит весна, природа оживет, и мир вокруг нас наполнится огромным количеством звуков: журчанием ручейков, пением птиц, шумом ветерка и другими различными звуками. Но чтобы все это осталось с нами еще долгие годы и осталось нашим потомкам, нужно, чтобы мы жители планеты сохраняли и оберегали животных и растительный мир. Вы согласны? Спасибо большое всем за участие, будьте здоровы – до свидания !!!
Приложение 1
Команда ______________________
Задание 1. ВИКТОРИНА. (Необходимо вписать в таблицу правильный ответ.)
1. Шуман и Григ посвятили фортепьянную пьесу насекомым:
А) блохам Б) тараканам В) бабочкам
2. Оперетта Иоганн Штрауса называется:
А) «Летучая мышь» Б) «Крот» В) «Ёж»
3. Мусоргский посвятил песню своему домашнему животному:
А) кошке Мурке Б) псу Шарику В) коту Матросу
4. О каком озере, которого нет на карте, создал балет Чайковский?
А) утином Б) лебедином В) журавлином
5. Бах посвятил кантату напитку: А) морсу Б) кофе В) молоку
Задание 2. Вам нужно догадаться, какие ноты необходимо добавить, чтобы можно было прочитать и сказать: кто и что это?
ША…ПИН - (певец)
А…БЬЕВ - (композитор)
ФО…ЛЬ - (речная или озёрная рыба семейства лососевых)
ПО…..Р - (плод растения семейства паслёновых)
ЧЕ...ПАХА - (пресмыкающееся)
КОН...Р - (хищная птица из семейства грифов)
Т… - (паразитическое насекомое из отряда полужесткокрылых)
…ВУЧ - (морское млекопитающее из семейства ушастых тюленей)
….ВЕЙГ - (героиня поэмы Генрика Ибсена и музыки Эдварда Грига «Пер Гюнт»)
Задание 3. Запишите песни, в которых есть название растений и животных
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задание 4. РЕБУСЫ
__________________ 2._______________________
3.____________________ 4._________________________
Приложение 2
Дополнение к конкурсу «Угадай, чей голос».
1. Жаворонок - самый весёлый, звонкий и радостный звук среди птиц.
2. Тетерев – очень не любит пользоваться лапками, при возникновении опасности – никогда не убегает, а сразу улетает.
3. Малиновка – любимая птица в Великобритании, легко приручается, берет корм прямо из рук.
4. Соловей – пение соловья считается самым прекрасным, но это не врожденная способность. Если молодого самца хорошо научили петь – он будет прекрасным исполнителем, если нет – то обычной певчей птичкой. Учат обычно родители либо ближайшие соседи.
5. Лебедь – «лебединая верность», рекордсмен по количеству перьев – 25 000, самка – лебедушка, птенец – лебедыш.
6. Синичка - они очень любят чистить друг у друга пёрышки, самая любопытная птичка в мире.
7. Дрозд - известны, прежде всего, своим мелодичным пением, что выгодно выделяет их среди других птиц, часто путают с соловьем.
8. Зяблик - Песни зяблика звонкие, громкие и сильно варьирующие индивидуально, очень похожи на трели жаворонка, но имеют свои особенности. Самцы, особенно в брачный сезон, выглядят очень вызывающе. Шея и голова у них голубого или темно-синего цвета. Грудка, щеки и горло имеют темно-красный или бардовый цвет, лоб черный, а хвост зеленый
9. Кукушка - Когда кукушка поет, она слегка покачивается в разные стороны и расправляет и приподнимает хвост. Знакомые звуки издает самец, призывая подружку и оповещая соседей, что территория занята. Голос кукушки-самочки другой, немного похожий на смех. Услышав его, никто считать года не будет. Самая скрытная птица в мире. Подбрасывание происходит продуманно и осторожно. Сначала птица наблюдает за гнездом «опекуна», выжидает момент доступа и оставляет свои яйца взамен хозяйских, просто выбросив их. Некоторое время самочка наблюдает за поведением хозяев гнезда. Когда она убедится, что яйцо принято, тогда покидает пост.
Приложение 3
ОТВЕТЫ
За каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл
Задание 1. ВИКТОРИНА (5 баллов)
Задание 2. КТО ИЛИ ЧТО ЭТО? (9 баллов)
ШАЛЯПИН
АЛЯБЬЕВ
ФОРЕЛЬ
ПОМИДОР
ЧЕРЕПАХА
КОНДОР
ТЛЯ
СИВУЧ
СОЛЬВЕЙГ
Задание 3. – 1 балл за каждую песню.
Задание 4. РЕБУСЫ (4балла)
Кобра
Лишайник
Лягушка
Кукуруза
3