СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интеграция предметов искусства

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение интеграции позволило расширить задачи поставленные перед школой и обществом в целом

Просмотр содержимого документа
«Интеграция предметов искусства»

Интеграция предметов искусства

Лоевская Ольга Егоровна. Ширинская СШ №4. Учитель музыки.

Введение интеграции предметов в системы образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интеграция в обучении дает возможность развития метапредметных компетенций учащихся, предполагает, прежде всего, существенное развитие и углубление межпредметных связей. Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь взаимосвязи: человек – общество – природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи.

Урок музыки – это основная форма организации музыкального воспитания в школе, постоянное творческое общение между музыкой - учителем – детьми. Формирование у учащихся целостной картины этого мира невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования.

Музыка переплетается со всеми школьными предметами: литературой, историей, окружающим миром, биологией, изобразительным искусствоми и др.

Учителя музыки применяют различные методы и приемы для достижения метапредметных результатов, через интеграцию. Приведу примеры с этими предметами (из опыта работы)- литература:

Часто на уроке звучат вопросы:

- Под какую музыку вам хотелось бы прочитать эти строки?

1. «…Солнце уже опускалось в море. Над водой проносились легкие серые облачка тумана …» (В.Бианки).

2. « Мелкие росинки на заре, всю планету держат в серебре…» (М. Светлов)

3. «…Сколько разноцветных корабликов сегодня на нашем пруду…»(Д.Кайгородов).

Ребята слушают музыку и созвучную словам предлагают, выбирают…

Тему «Утро» Э.Грига непросто услышать- дети должны представить увидеть! Предлагаю:

1.Стихотворение «Утро в лесу» Т. Кореневой:

«Прекрасно утренней зарею

Войти в прохладный, влажный лес,,.»

2. Репродукции :

«Утро в солнечных лучах», «Сосны», «Утро на озере», «Туманное утро» И. Шишкина.

3. Учитель предлагает послушать музыкальную пьесу «Утро в лесу» В. Салманова.

- Созвучно ли оно одноименному музыкальному произведению? Найти созвучную картину, Исполнение: протяжные звуки, распевные, громкость хорошее крещендо.(от пиано до форте)

Слущание: Утро Э Грига.. покажите как солнышко выходит?. - Сразу? - Нет постепенно, все больше и шире. Движения должны быть созвучны..

 На следующем уроке можно тему «Утро» закрепить еще игровым приемом. Кроме Грига, пьесы Салманова, и картин (повторение). Инструменты на столе, читаю рассказ.

Ребята вслушиваются в рассказ и выбирают инструмент, которые созвучны с текстом.

«…Тишина. Все еще спят. Еле слышно разговаривают сверчки (колокольчик). Еще спящий ветерок слегка пошатнул ветки деревьев (коробочки). И ему игриво ответили сонные листья (маракасы). Где то вдалеке слышно было журчание ручейка(бубенчики). И вот на небосклоне появились первые вспышки утра (металлофон,) яркие лучики зари(арфа). Зеленые листья весело скинули капельки росы и они рассыпались блестящими алмазами по тропинке (треугольники). Наступает светлое, чистое, доброе утро!...» (все инструменты).

Интеграции помогает ребятам прочувствовать что утро - это что-то необычное, тихое…

Одно из ярких примеров интеграции это понятие - квартет…

1. Литература- Басня «Квартет» И. А. Крылова

2.История - представил так: под Мартышкой он подразумевал Мордвинова, под Ослом – Завадовского, под Медведем – Аракчеева, под Козлом – Лопухина. Они не могли договориться между собой и поделить обязанности, поэтому решили поменяться местами.

3.Изо- иллюстрации Е. Рачева.

4. Музыка- а) композитор - Александр Порфирьевич Бородин. б)Второй квартет Бородина, выразивших личные переживания их создателя. Написанный «на одном дыхании» квартет воплотил пылкую любовь композитора к своей жене и посвящен 20-летию их признания в любви.в)- Струнный квартет №.2 ре мажор г) фото инструментального квартета

С любого момента можно начать урок( изо, басня, поэт..) все приведут к инструментальному квартету. А дальше работа над произведением (второй урок)можно предложить на слушание портреты разных женщин и спросить - Кому мог написать композитор «квартет №2»? -Какие слова зашифровал композитор в своем письме любимой?- О чем может звучать? -Что случилось? -Что хотел передать музыкант на расстоянии.. Очень часто дети сопереживают с композитором и музыка становиться понятна через их понимание.. ( Любви, тоски,..).

Предмет Биология: Нарисовать березку, потрогать листочек осенней или весенней березки, и услышать песню о ней, стихи, исполнить песню «Во поле берёза стояла…», «Моя Россия» Г.Струве, «Отчего так в России берёзы шумят» группа «Любэ», А. Новиков «Я помню – ранило берёзу…» невозможно не проникнуться чувством любви к природе. Вокально - хоровая работа ещё больше трогает сердца ребят. Красота русских берёз рисунков, картин и переживания через исполнение мелодии – вот интеграция, где ребята познают мир. «Симфонию № 4» П.И.Чайковского раскрывают ещё больше чувство любви к родным местам. Инструменты и их звучание. (рассказ как Чайковский прогулялся по березовой рощи. Медленно шел по тропинке и заметил разные березки…А вы ребята услышали? какие? (Маленькие, сильные, с толстой корой и сломанной ветром). Включая «4 симфонию П И. Чайковского», ребята поднятием руки показывают каждую тему разной березки…дети сопереживают, видят их своими внутренним миром. Это прослушивание останется на долгие годы. В.Рахманинова «Весенние воды», произведения Г.Свиридова «Поет зима, аукает…»- показываем «стозвон», пташки- сопереживание. Рисуют и читают стихи, Вот интеграция всех предметов понимания - одухотворение внутреннего мира школьника.

Знаменитую песню «Лебединая верность» Е Мартынова разучиваю всегда через интеграцию предметов. ( в любом порядке)

1. Биология- Лебедь - это одна из крупных, си-льных птиц …... Живут лебеди семьями, как и люди. К лебединому гнезду подходить опасно, потому что лебедь – сильная птица и, защищая, ударом своего крыла может сломать человеку руку

2. Литература- Стихотворение К. Бальмонта «Белый лебедь»Образ лебедя встречается в таких сказках как «Гуси-лебеди», русская народная сказка, «Гадкий утёнок» Ганса Христиана Андерсена,  «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина Существует множество удивительных легенд и историй, в которых рассказывается о лебединой верности.

3. Изо- М. А. Врубель  написал картину, которая называется «Царевна Лебедь», репродукции, фотографии лебедя.

4. Музыка - « Увели нашу подруженьку» -композитор Салманов.

- Лебеди однолюбы и славятся своей верностью. Лебединые пары не расстаются до конца жизни, и если кто-то из них умирает, то остаются в одиночестве до конца своей жизни.

Послушайте песню. Ев Мартынов «Лебединая верность".

- Вступление? Музыка полета, беспокойства. Как музыка передает полет? (движение взмах…) Слушание с текстом..- Что произошло? Подружка и Выстрел… желание композитора какое? («…Я хочу чтоб жили лебеди»)… а ваше? А как в жизни у людей?- почему птицы так верны? – что это за верность такая? Разучивание песни… ( по строкам, все вопросы по тексту в процессе разучивания?) дети сопереживают, песня звучит в характере. Домашенне задание: может кто-то изобразит музыку другими видами искусства?

Предмет История…. Тема «Война в музыке» - плакат «Родина мать зовёт…» И.Тоидзе и песня «Священная война» А.Александрова - созвучны. Краски и звуки переплетаются. Страна, Родина в беде. Как помочь? – люди всегда защищали свободу, мать, Родину.

Ребята сразу откликаются на жест руки из плаката «Родина мать зовёт…» песней первой строки «Вставай страна огромная…». Композиторы часто обращались к этой теме. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Первая тема мужественная, героическая «Вставайте люди русские…» и вторая тема певучая, светлая «На Руси родной…» вместе с учителем ребята проживают эти события из истории страны. Размышляют о прошлом и судьбе народов России.

Про великую отечественную войну ребята узнают не только от ветеранов, но и из песен военных лет. Каждый год школьники изучают новое произведение о войне. В совокупности с картинами фотографиями – эта тема пронизана чувством к родине…Хочу сказать о самых запоминающих, где ребята сопереживают с событиями отечественной войны. Песня «Хотят ли русские войны» Э. Колмановского заставляет размышлять ребят. Зачем и для чего была война?. Большой зрительный ряд картин, фотографии о войне. Поэт Евгений Евтушенко написал осенью 1961 года во время очередной его поездки за рубеж, так как именно во время поездок по странам Западной Европы и Соединенным Штатам Америки ему неоднократно приходилось слышать один и тот же вопрос: «Хотят ли русские войны?». У каждого на столе слова песни. Работа с текстом (литературой). -Как бы вы исполнили эти слова?- с какой интонацией?- Эта интонация будет на протяжении всей песни? -Нет… куплет. -Где твердо и уверенно звучат призыв… – Исполняя песню, они сопереживают с теми, «кто остался там под берёзами лежать». Это их деды, герои, но никто из них не хотел войны. Интонации образа в песне ребята исполняют сами, как подсказывает им сердце.

Много песен войны, литературных строк. Ребят радует взаимопонимание с авторами. . Разное музыкальное исполнение. Часто их решение совпадают с композиторским. И взглядом всматриваются на созвучные фотографии, иллюстрации, картины. «Симфония №7 Д.Шостаковича, это интеграция всех видов искусств, без этого ребятам не донести состояние тех событий. Исполнение и слушание ее в осажденном Ленинграде .

Знаменитая опера М.И. Глинка «Иван Сусанин» детей заставляет задуматься о подвиге простого крестьянина. Поляки требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву.. Задумав завести врагов в болото - Сусанин гордо отвечает им:

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело.

Предателя, мнили , во мне вы нашли:

Их нет и не будет на русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит. (К. Рылеев)

«Велик и свят наш край родной,

Встает земля на подвиг свой.»


Ария Сусанина вы опере М. И. Глинка –«Иван Сусанин»

Сравните два ответа Сусанина полякам: музыкальный и поэтический из стихотворения К. Рылеева( русский поэт) Что их роднит? – чувство патриотизма. Зрительный ряд - из оперы «Иван Сусанин». Слушая арию Ивана «Ты взойдешь, моя заря…», ребята понимают крестьянина, переживают с героем. - Как музыка передает состояние героя? (печальна, торжественна, мужественная). В конце оперы показана сцена в Москве, на красной площади народ празднует победу над врагом, где звучит мощный хор «Славься», прославляя героя Ивана.

« Славься, славься ты, Русь моя!

Славься ты, русская наша земля!

Да будет во веки веков сильна

Любимая наша, родная страна!

Вслушайтесь в звучание симфонического оркестра? Как композитор подчеркивает торжество народа? (торжественные, ликующие звуки, прославляющие русский народ и КОЛОКОЛА, как символ Руси). Разучивание исполнение первые четыре строчки..Дети с гордостью слушают и подпевают, т.к.русский народ велик и непобедим, он всегда будет защищать Родину, Отчизну. Историю прошлых лет воспевают и наши композиторы- современники. Олег Газманов сочиняет песню «Россия, вперед», где вступление к песне из оперы М.И. Глинки «Иван Сусаниин» -Хор «Славься». И текст, который говорит о силе и мощи России.

1.Так было в России с далеких времен

Чем выше давление, тем крепче бетон

И если опасность державе грозит

Становится Родина, как монолит.

Припев: Россия, Россия – в этом слове огонь и сила

В этом слове победы пламя

Поднимаем России знамя!

«Гимн России» А. В. Александрова, сл. С.Михалкова- дети начинают учить с первого класса. Зрительный ряд флаг и герб. - Какую музыку вы бы написали, глядя на эти символы? (Тихую, громкую, быструю сдержанную, плясовую… дети выбирают созвучные слова сами). Слушание вступление один Аккорд ( как бы говорит- ВСТАТЬ!) Текст сложный для малышей, но уже к концу года ребята 1 куплет исполняют величественно, стараясь. Гимн исполняет каждый ученик школы, на уроке - только стоя!

Во втором классе рассказать как создавался гимн? 2 куплет: рассказывает о природе (биология) и заучивается быстрее всех-(можно показать широкие просторы, моря.)

От южных морей, до полярного края,

Раскинулись наши леса и поля

Одна ты на свете ! Одна ты такая!

Хранимая богом родная земля!

В третьем классе дети знают все три куплета. Эта песня звучит на торжественных мероприятиях соревнованиях, праздниках.

Мы живем в Хакасии. Музыку родного края я включаю через интергацию предметов. Звучит «Гимн Хакасии» Г.Танбаева.

(Дети воображаемым карандашом «рисуют» линии фразировки, учитель на доске…)

Я вместе с вами рисовала мелодию…

- Что вы видите на доске - рисунке? (Степь, холмы, дорогу…)

- Найдите картину или рисунок созвучный этой мелодии…Что в них общего? (На доске много фото, рисунков Хакасии)

-Спросите свое сердце, а в чем по ощущениям рисунки и музыка близки? (особая сердечность, задушевность, искренность, любовь…)

Красивая природа Хакасии. Горы. Тайга. Озера. Реки….(из линии мелодии дорисовываем на доске, примерно получается Картинка природы Хакасии.. Юрта, курганы, березы…

Об этом воспевали Хайджи. Великий Хайджи хакасского народа, С.П.Кадышев, наш земляк. Знакомя с необычным гортанным пением –Хаем. Он писал сказания. «Песня старого Хайджи», в исполнении Р.Ивакина раскрывает мудрый характер народного певца , его любовь к земле, близким и об уважении к людям.

Предмет Изобразительное искусство – Этот предмет созвучен и со всеми предметами. Часто на уроках музыки звучат вопросы - Какая картина звучит? - Какую музыку вы увидели? Изобразите музыку в рисунках. Музыка и изо…Даже тема урока в 5 классе гласит –«Звучащие картины» музыка и изо тесно связаны между собой их объединяет слово «Искусство».

Великие композиторы Л В. Бетховен, В А. Моцарт, Ф Шопен, И. Штраус, Н.А.Римский Корсаков, М.И. Глинка, М. Бородин, П.И. Чайковский, и др., создавая произведения, применяли свой образ, стиль, а как увидеть, различить? Ведь у детей свое понимание музыки. -Какой стиль у композитора? через изо они передают свое понимание мира в душе композиторов, что я очень ценю и уважаю. Рисуя симфоническую музыку. удивляешься их видением красок звуков пресуще только ему (единственному)

Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей. Важно научиться приемами переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей и достижений метапредметных результатов на

уроках музыки в условиях интеграции предметного содержания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!