МОУ Русско-Бектяшкинская ОШ
Инструментарий для оценки УУД по химии
Работу выполнила:
учитель химии высшей категории
Потапова Татьяна Юрьевна
2016
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучающихся
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Главными отличиями ФГОС нового поколения от Федерального государственного образовательного стандарта 2004 г. являются:
1. содержание предмета определяется так называемым фундаментальным ядром, представляющим систему ключевых понятий географической картины мира;
2. выделены предметные, надпредметные (метапредметные) и личностные требования к результатам обучения;
3. большое внимание уделено условиям, в которых протекает образовательный процесс;
4. в базисный учебный план включена рубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 часов в каждом классе.
5. на основе ФГОС нового поколения создана примерная программа по биологии для основной школы.
ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся.
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
В примерной программе основного общего образования определены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающимися.
Метапредметные результаты через УУД на уроке химии.
Основа стандартов нового поколения - системно-деятельностный подход.
Задача современной школы - формирование и развитие у школьников таких качеств личности, которые позволили бы им самостоятельно конструировать свое знание и активно использовать его для решения проблем, постоянно возникающих в реальных жизненных ситуациях.
Принципиальное отличие ФГОС - усиление их ориентации на результаты образования – личностные метапредметные и предметные.
Личностные - сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
Метапредметные - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.
Термин «универсальные учебные действия» означает:
в широком значении – умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
в собственно психологическом значении – совокупность обобщенных способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося, формируются в контексте разных учебных предметов.
УУД:
ЛИЧНОСТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
КОММУНИКАТИВНЫЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Личностные УУД обеспечивают:
ценностно-смысловую ориентацию учащихся
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения
самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
Формирование личностных УУД можно рассматривать как основное содержание личностных результатов, определяемых ФГОС.
Регулятивные УУД обеспечивают:
Коммуникативные УУД обеспечивают:
социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Познавательные подразделяют на:
Общеучебные включая, знаково-символические
Логические
Действия постановки и решения проблем
Общеучебные
- логические
-действие постановки и решения проблем
Формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма при решении проблем творческого и поискового характера.
Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД в своей совокупности рассматривается как основное содержание метапредметных результатов образования, обозначенных ФГОС.
Регулятивный УУД
-воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую науку. Учитель может отработать личностные УУД , уделяя время на уроке сообщениям обучающихся о биографии ученых их заслугах, о нелегком пути открытия; мы рассматриваем личность, черты характера, которые позволили совершить это открытие, создаем портрет целеустремленного, волевого, упорного человека, на которого стоит равняться.
-Воспитание целеустремленности, трудолюбия, самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, формирование навыков самоконтроля и самооценки, добросовестного отношения к учению, умения управлять своей познавательной деятельностью.
Прием «Корректор»
При расстановке коэффициентов в следующих записях допущены ошибки. Исправьте их цветным карандашом (это может быть текст с ошибками).
А) 4HgO = 4Hg + 2O2
Б) 2Al(OH)3 = Al2O3 + 6H2O
В) SO2 + 2O2 = 2SO3
Умения управлять своей познавательной деятельностью
Прием «Письмо»
Самостоятельно записать то, на чем акцентировал внимание учитель на уроке, домашнее задание, в виде сообщения, которое надо подготовить в форме эссе, страницы из дневника лаборанта или ученого, составить синквейн
Самостоятельность в приобретении новых знаний и умений
Прием «Черный ящик»
Американец Чарльз Гудьир случайно открыл рецепт изготовления этого материала, он не размягчается в жару и не становится хрупким на морозе, как каучук. Ученый по ошибке нагрел смесь каучука и серы на кухонной плите. Этот процесс получил название вулканизация. Принесите «отгадку» на следующий урок. Учитель формирует из принесенного коллекцию.
Самостоятельность в приобретении новых знаний и умений +
воспитание уважения и принятия достижений химии (значимость и практическое применение химических знаний и достижений химической науки в быту, технике, медицине) домашний эксперимент или мысленный эксперимент
Позволяет не только устанавливать новые факты, но и делать выводы обобщающего характера.
формирование умений целеполагания, планирования своей деятельности, нахождения алгоритма решения, выдвижения гипотез, оформления, проверки и оценивания конечного результата, корректировки, самостоятельной работы с информацией для выполнения конкретного задания
А) определение темы урока, формирование умений целеполагания
Прием «Кот в мешке»
- в 1964 г. рухнуло одно из самых высотных сооружений в мире – 400-метровая антенная мачта в Гренландии, причиной стал этот процесс.
-Из-за этого процесса повреждаются нефтепроводы, в реки и на грунт выливается нефть.
-в переводе с латинского это понятие звучит как «разъедание»
- Эйфелева башня неизлечимо больна, диагноз – тема нашего урока, и только постоянная химиотерапия помогает бороться с этим смертельным недугом: Её красили 18 раз, отчего её масса 9000 т каждый раз увеличивается на 70 т.
-это злейший враг металлургии, до 20% производимого железа за год «теряется»,
виной процесс-……
Если вы еще не догадались, прием «Визуализация информации» (картинки объектов со следами коррозии на слайде)
Тема нашего урока (обучающиеся формулируют самостоятельно): “Коррозия металлов”.
Этап целеполагания
Анализ фактов показывает что, коррозия носит разрушительный характер.
Гипотеза: если мы избавимся от коррозии, сохраним металлы.
Учитель: Какие знания нам нужны?
Актуализация знаний
Прием «таблица З-Х-У»
На основании заполненной таблицы обучающиеся формулируют цели и задачи урока, планируют деятельность на урок
Прием «Загадка»
Этот металл
На Землю метеоритом упал,
Из руды его человек получает,
В сталь и чугун превращает.
Отгадка - выход на тему урока, что же будем изучать исходя из загадки: строение атома и свойства простого вещества (1 строчка), нахождение в природе (2-3),
применение (4), ну а учитель добавляет и химические свойства, оформление прием «Кластер» на основании, которого обучающиеся планируют деятельность на урок
Б) самостоятельной работы с информацией для выполнения конкретного задания
Прием «Вставь пропущенное слово»
Полисахариды - это ___________,которые гидролизуются с образованием множества молекул ________ . Например, _______ выполняет запасающую функцию у растений, накапливаясь в зернах и ________ . Чтобы обнаружить _______ , хватает одной капли раствора йода, цвет тут же станет _________ . А полисахарид________ человек вообще не способен переваривать, на это способны лишь ___________, зато он прекрасно выводит шлаки из организма человека, называют его еще- клетчатка и содержится он в овощах и ___________ .
Прием «Сводная таблица»
Линия сравнения | литий | натрий | калий | рубидий | цезий |
Заряд ядра | | | | | |
Число энергетических уровней | | | | | |
Число электронов на внешнем уровне | | | | | |
Сделайте вывод, как изменяются свойства элементов.
Познавательные УУД сделать обобщения, установить причинно-следственные связи, сформулировать выводы, достроить недостающие компоненты, выбрать основания и критерии для сравнения и классификации объектов, отрабатываются в связке с регулятивными УУД.
Смысловое чтение.
Ситуационная задача – задание, помещенное в жизненный контекст и содержащее личностно-значимый вопрос, который помогает ученику убедиться в необходимости данного знания
Коммуникативные УУД
составить рассказ, дать обоснованный аргументированный ответ, в том числе в письменной форме
используя иллюстрации, составьте рассказ «Применение кислорода»
прием «Публичный отчет», отчет результатов работы в группах
прием «Корзина вопросов», на стадии осмысления изученного, обучающиеся задают вопросы противоположной команде по теме урока, те в свою очередь задают им вопрос. Так формируем критическое мышление, умение задавать вопросы, слушать и быть услышанным.
Метапредметные результаты это совместный труд всего учительского коллектива, и как мы сообща поработаем, будет зависеть успешность наших учеников и на экзаменах и по жизни в целом.