СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструкционная карта технологического процесса«Инструктаж по охране труда и нормам безопасности на учебно-производственном участке»по профессии 118809"Станочник широкого профиля"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содействовать формированию ответственности за результаты своей работы, проявлению инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности, привитию любви к профессии.

Просмотр содержимого документа
«Инструкционная карта технологического процесса«Инструктаж по охране труда и нормам безопасности на учебно-производственном участке»по профессии 118809"Станочник широкого профиля"»



ПЛАН УРОКА 1.1

учебной практики (урок производственного обучения)



Профессия: 19149 «Токарь».

Дата проведения:

Мастер п/о: Просин Е.Н.

Место проведения: учебно-производственная мастерская по профессии «Токарь».

Учебная практика по: МДК 02.01. «Технология металлообработки на токарных станках»

Раздел 1. «Ознакомление с учебно-производственным участком и металлорежущим оборудованием»(6 часов)

Тема 1.1 Ознакомление с учебно-производственным участком и металлорежущим оборудованием»(6 часов)

Урок № 1

«Инструктаж по охране труда и нормам безопасности на учебно-производственном участке»(2 часа).

Дидактическая цель урока:

Формирование по организации требований по охране труда и технике безопасности на производственных участках.

Задачи урока:

Образовательная

Сформировать умения определять виды инструктажей по охране труда и технике безопасности перед началом работы, во время работы и по окончанию работ;

Развивающая

Совершенствовать умения организации собственной и коллективной деятельности с целью выполнения профессиональных задач.

Воспитывающая

Содействовать формированию ответственности за результаты своей работы, проявлению инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности, привитию любви к профессии.

Методы обучения:

- наглядные (показ);

- словесные (беседа, устное объяснение);

- практические (самостоятельная работа ).

Тип урока:

Урок совершенствования и систематизации знаний.

Вид урока:

Урок-практикум


Межпредметные связи:


- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 1 «Основные понятия о проектировании технологических процессов», тема 2 «Общие вопросы трудового законодательства в металлообрабатывающей промышленности».


Форма организации познавательной деятельности:

1. Фронтальная

2. Звеньевая (бригадная)


Уровень освоения – 2


Материально-техническое и методическое оснащение урока:


1. Наглядное пособие:

- типовые инструкции,

- журнал инструктажей

- карточки заданий

2. Плакаты:

- пожарной безопасности;

- охраны труда;

- техники безопасности.

3. Дидактический материал:

- контрольный образец, приложение 1

- технологическая карта, приложение 2

- карточка взаимооценки и самооценки, приложение 3

- вопросы для заключительного инструктажа, приложение 4.



Ход урока

Структура

урока

Деятельность мастера

Структура урока.

Деятельность обучающихся

Примечание по методике обучения


I. Организационный момент (5 мин.)






II. Вводный инструктаж (30 мин)

2.1. Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся (15 мин.)


2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

(15 мин.)


2.3. Объяснение нового материала (90 мин.)








III. Текущий инструктаж (40 мин)

3.1. Самостоятельная работа по выполнению учебно-практического задания.











IV. Заключительный инструктаж (15 мин)





V. Раздаю домашнее задание

Приветствую обучающихся, проверяю готовность к уроку:

- информация об отсутствующих;

- выдача инструментов и материалов.


Сообщаю тему и цели урока, план работы.


Ознакамливаю обучающихся с учебно- производственным участком.


Доведение правил безопасности труда и производственной санитарии.

Объяснение принципа проведения инструктажей

- контрольный образец, приложение 1;

-технологическая карта,

приложение 2.


Наглядный показ рабочих приёмов.



Целевые обходы рабочих мест:

- контроль соблюдения техники безопасности и организации рабочего места;

- контроль правильности выполнения рабочих приемов;

- соблюдение требований по охране труда и норм безопасности:

- оказание помощи по соблюдению требований по технике безопасности.

- наблюдение за обучающимися, корректировка их деятельности;

- сбор информации для подведения итогов.


4.1. Подвожу итоги работы.

4.2. Разбираю типичные ошибки.

4.3. Сообщаю оценки за урок.



5.1.Корректирую домашнее задание.

Приветствуют мастера, получают инструменты и материалы, настраиваются на урок.




Слушают, запоминают.






Принимают участие в беседе.








Слушают, запоминают.


Знакомятся с дидактическим материалом.


Работают в бригадах:

3.1.Выполняют требования по охране труда и технике безопасности.

3.2. Производят контроль по соблюдению требований ОТ и ТБ.

3.3. Осуществляют самооценку и взаимооценки работы. Заполняют «карточки оценки».


4.1. Слушают итоги работы.


4.2. Слушают о допущенных ошибках.


5.1.Получают домашнее задание.









беседа










Инструктирова-ние с записью в журнале инструктажа.






Самостоятельная работа по выполнению трудовых операций.


Мастер производственного обучения _____________Просин Евгений Николаевич

Вопросы для фронтального опроса.

1. С какой целью организуется учебно-производственный участок?

2. Какие требования предъявляются к организации рабочего места?

3. Что является гарантией безопасной работы на токарных станках?

4. Основные причины пожаров на производстве?

5. Какие факторы производственной обстановки воздействуют на труд токаря?


Эталон ответов.

1. Основной целью организации учебно-материальной базы производственного обучения в учебных заведениях является создание необходимых условий для качественной подготовки квалифицированных рабочих в объеме производственного обучения.

2. Общими требованиями к планировке рабочего места являются следующее:

- площадь рабочего места должна позволять установку токарного станка, приспособлений, шкафа с инструментами и стола для заготовок;

- помещение должно хорошо вентилироваться;

- широкий проход к оборудованию;

- защитные устройства;

- освещенность.

3. Внимательное отношение к работе, осторожность, выполнение всех установленных правил поведения – гарантия безопасной работы на токарных станках.

4. Основными причинами пожаров на производстве являются: неосторожное обращение с огнем, неправильное хранение легковоспламеняющихся веществ, неисправность электрооборудования и электропроводки).

5. Основные факторы воздействия на токаря являются: температура, влажность, подвижность воздуха, шум, вибрация, вредные вещества, различные излучения.
































Приложение 1

КОНТРОЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 46)

ФИЛИАЛ - 2


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий филиала 2 ОУ № 46

А. К. Станковский


«_15_»__03___________20_21_г.




Инструкция №_22_

По охране труда для работы на токарных станках.




1.Общие требования безопасности.


1.1. К самостоятельной работе на токарных станках допускаются лица не моложе 14 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж, обучение и стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда, имеющие группу по электробезопасности не ниже 2-ой и соответствующую квалификацию согласно тарифно-квалификационного справочника.

1.2. Работник обязан:

- выполнять только ту работу, которая определена рабочей инструкцией;

- выполнять правила внутреннего трудового распорядка;

- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

- соблюдать требования охраны труда;

- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о происшедшем на производстве, или об ухудшении своего состояния здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

- проходить обучение безопасным методом и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшем на производстве, инструктаж по охране труда;

- проходить обязательные периодические (в течении трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами;

- уметь применять первичные средства пожаротушения.

1.3. При работах на токарных станках возможны воздействия следующих опасных и вредных производственных факторов:

- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека,

- подвижные части производственного оборудования,

- передвигающиеся изделия, отскакивающие куски металла, заготовки и их возможный обратный выброс,

- повышенный уровень шума,

-запыленность,

-недостаточная освещенность рабочих мест,

-физические перегрузки.

1.4. Источники возникновения факторов:

- вращающиеся части токарного станка,

- движущиеся подающие устройства,

- процесс обработки, корпус станка под напряжением при пробое изоляции.

1.5. Действие факторов:

- возможное травмирование работающих вращающимися и движущимися механизмами станков, обрабатываемым материалом, электротравмы, отрицательное воздействие шума, запыленности, недостаточной освещенности на рабочем месте, что может повлиять на здоровье и работоспособность работника.

1.6. Для защиты от воздействия вредных и опасных факторов работник, должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

1.7. В случаях травмирования необходимо прекратить работу, известить об этом руководителя и обратиться в медицинское учреждение.

1.8. За невыполнение данной инструкции виновные привлекаются к ответственности согласно законодательства РФ.


2. Требования безопасности перед началом работы.


2.1. Проверить наличие и исправность средств индивидуальной защиты, привести их в порядок. Надеть спецодежду, застегнуть на все пуговицы, зашнуровать обувь, волосы убрать под головной убор и надеть защитные очки. Спецодежда и обувь должны быть соответствующих размеров и не стеснять движений. При повышенном уровне шума надеть противошумовые наушники.

2.2. Проверить состояние рабочего места: если оно не убрано или загромождено, принять меры к его очистке, убедиться в свободном доступе к пусковым устройствам, в наличии свободных проходов, исправности полов, напольных решеток, исправности транспортных тележек и других вспомогательных и противопожарных средств.

2.3. Осмотреть станок, оборудование, механизмы и убедиться в их исправности, в наличии и исправности заземляющих устройств. Обеспечить достаточную смазку узлов станка, пользуясь соответствующими приспособлениями. Подводящие электрокабели должны быть уложены в железные трубы, подлежащие заземлению. Электрошкафы должны быть также заземлены и заперты на надежные запоры.

2.4. Убедиться, что подлежащие обработке материалы уложены на складочных местах устойчиво, на высоту не более 1.5 м от уровня пола, проходы и подходы к станку и материалам свободны (ширина не менее 1 м).

2.5. Проверить качество заточки резцов, сверл, в отсутствии трещин, сломанных пластин, погнутости. Резцы не допускается эксплуатировать при поврежденности . Перемещать резцы необходимо в рукавицах, применяя иные штатные приспособления.

2.6. Убедиться в наличии и исправности ограждений токарного станка, привода станка.

2.7. Проверить освещенность рабочего места.

2.9. Проверить наличие металлической стружки, которую необходимо удалить из зоны обработки или со станка только специальными крючками, скребками или щетками.

2.10. Проверить кратковременным включением действие блокирующих устройств, ограждений режущего инструмента и привода станка, аспирационной системы, механизма для подъема завесы из упоров, механизма подачи. Проверить действие тормозных устройств.

2.11. Убедиться в исправности и эффективности работы станка.

2.12. Опробовать работу станка на холостом ходу.


3. Требования безопасности во время работ.


3.1. Выполнение работ производить в соответствии с выданным заданием.

3.2. Перед каждым включением станка, оборудования убедиться в отсутствии в зоне работы посторонних лиц. Перед пуском станка включить световую или звуковую сигнализацию, при ее отсутствии подать команду «ВНИМАНИЕ, включаю!».

3.3. Отключают оборудование от электрической сети:

- при смене режущего инструмента,

- при регулировке и настройке станка или оборудования,

- при паузах в работе или временном прекращении работ,

- при перерыве в подачи электроэнергии,

- при обнаружении неисправности,

- при подтягивании болтов, гаек и других соединительных деталей станка или оборудования.

- при регулировании и смене оградительных и предохранительных устройств,

- при чистке станка,

- по иным техническим или технологическим причинам и в аварийных ситуациях.

При каждом отключении станка или оборудования не покидать рабочее место до полной остановки станка.

3.4. Не допускать работу на неисправном оборудовании при отказе местных ограждений и блокировок, постоянно использовать средства индивидуальной защиты и предохранительные приспособления.

3.5. Не складировать посторонние предметы, инструменты, детали и заготовки на станок, его ограждения и отдельные части оборудования.

3.6. Не перегружать тележки для перевозки деталей и заготовок грузом, более допустимой их грузоподъемности.

3.7. Не толкать тележку спиной и не тянуть на себя. Своевременно подавать сигнал лицам, находящимся на пути следования тележки.

3.8. Не разгонять тележку, притормаживать при движении под уклон, сопровождать груз сбоку на безопасном расстоянии.

3.9. Не передавать свою работу станком лицам, не имеющим права работы на этом оборудовании и без разрешения администрации.

3.10. Подачу резцов, заготовок производить равномерно, без толчков.

Уменьшить усилие подачи при наличии в заготовке трещин, окалин, ржавчин.

3.11. Следить, чтобы в станок не поступили заготовки с явными повреждениями, которые могут привести к травматизму.

3.12. На станках с механической подачей обрабатывать детали только по толщине заданного размера на высоту которого установлены прижимные ролики.

3.13. Следить, чтобы длина обрабатываемого материала была меньше расстояния между передней и задней бабками.

3.14. На станках с ручной подачей обрабатывать заготовки с применением специальных шаблонов.

3.15. Извлекать обрезки, застрявшие в щели, при полной остановке крутящихся моментов станка с помощью специального крючка.

3.16. Не тормозить крутящиеся элементы, нажимая каким либо предметом на поверхность.

3.17. Не находиться в плоскости работающего станка, а в зоне возможного выброса обрабатываемого материала.

3.18. Не заглядывать под ограждение до полной остановки его в случае попадания обрезков в щель.

3.19. Не обрабатывать одновременно несколько заготовок пачкой без специального приспособления, обеспечивающего прижим их к направляющей линейке и столу.

3.20. Не обрабатывать в станке обледеневшие заготовки.

3.21. Осмотр, чистку, обтирку, проверку точности обработки деталей, закрепление ограждений, ручную уборку обрезков и стружек со стола станка производить только при полной остановке крутящихся элементов станка и отключении питания.

3.22. Не работать в рукавицах, использовать специальные наладонники.


4. Требования безопасности в аварийной ситуации.


4.1. При возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к авариям и несчастным случаям, необходимо:

- немедленно прекратить работы и известить руководителя работ,

- под руководством руководителя работ оперативно принять меры по устранению причин аварий или ситуаций, которые могут привести к авариям или несчастным случаям.

- при появлении стука, вибрации, изменении характера шума, перегреве режущего органа или привода станка, появлении дыма, гари, ощущении электротока на станке, любых иных изменениях в работе станка и оборудования отключить станок и сообщить о неисправности непосредственному руководителю работ. Не приступать к работе до устранения неисправностей.

4.2. При возникновении пожара, задымлении:

- немедленно сообщить по телефону «112» в пожарную охрану, оповестить работающих, поставить в известность руководителя подразделения, сообщить о возгорании в дежурную часть.

- открыть опасные выходы из здания, обесточить электропитание, закрыть окна и прикрыть двери.

- приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, если это не сопряжено с риском для жизни.

- организовать встречу пожарной команды,

- покинуть здание и находиться в зоне эвакуации.

4.3. При несчастном случае:

- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию,

- принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.

- сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести другие мероприятия).


5. Требования безопасности по окончании работы.


5.1. Выключить станок, убедиться в его полной остановке.

5.2. Привести в порядок рабочее место: убрать инструмент, приспособления; очистить станок от грязи и пыли, вытереть и смазать трущиеся части станка, аккуратно сложить готовые детали и оставшийся материал, разместить на хранение инструмент и инвентарь.

5.3. Уборку отходов (стружки, пыли) с поверхности оборудования, а также со спецодежды производить щеткой – сметкой или при помощи пылесосных установок, не применять для этого сжатый воздух.

5.4. Убрать отходы в специальную тару.

5.5. Использованные во время работы и при уборке тряпки, ветошь сложить в специальный металлический ящик с закрывающейся крышкой и вынести за пределы цеха в специально отведенное место.

5.6. Вымыть руки теплой водой с мылом, принять душ.

5.7. О всех замеченных недостатках в работе оборудования сообщить непосредственному руководителю работ, занести их в журнал административно – общественного контроля.



Приложение 2

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Алгоритм действий

Порядок выполнения операций

Время на выполнение операции

Зачистка и обработка

  1. Зачистка заготовок


1. Определяем вид работы;

2. Производим подбор необходимого инструмента.

3. Производим зачистку.

30 мин

2.Шлифование и заделка

1. Определяем вид работы;

2. Производим подбор необходимого инструмента.

3.производим шлифование.

4. При обнаружении дефектов, производим их заделку.

15 мин.


ИТОГО

45 мин.




Приложение 3

КАРТОЧКА ВЗАИМООЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ

п/п

Список обучающихся

Взаимооценка

Самооценка

Оценка

1.





2.





3.





4.





5.





6.





7.





8.





9.





10.





11.





12.





13.





14.





15.





16.





17.





18.





19.





20.





21.





22.





23.





24.





25.





итого



Критерии оценок учебного задания:

  1. Технологическая последовательность выполнения задания.

  2. Организация рабочего места.

  3. Соблюдение правил Т.Б.

  4. Трудовая дисциплина.

  5. Качество выполнения задания:

- подбор пиломатериала, заготовки, детали;

- подбор лакокрасочных материалов;

- расположение детали для покраски;

- правильное применение инструмента и для нанесения лакокрасочного покрытия;

- предупреждение ситуаций приводящих к дефектам.

  1. Время на выполнение.



Приложение 4



ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ИНСТРУКТАЖА


1.Какие трудности возникли у вас при работе по зачистке и шлифовании?

2.Какие были допущены ошибки?

3. Как вы устраняли дефекты?

4. Понравилось ли вам выполнять зачистку и шлифование деталей и заготовок? Поделитесь своими впечатлениями.

5. Какими инструментами и оборудованием работать легче, а какими сложнее? Какие у Вас есть предложения для улучшения качества и производительности при проведении зачистки и шлифовании?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!