ПЛАН УРОКА 4.1
учебной практики (урок производственного обучения)
Профессия: 19149 «Токарь»
Дата проведения:
Мастер п/о: Просин Евгений Николаевич
Место проведения: учебно-производственная мастерская по профессии «Токарь».
Учебная практика по: МДК 02.01. « Технология металлообработки на токарных станках»
Тема 4. «Обработка цилиндрических отверстий» (54часов)
Урок № 21
«Методы обработки отверстий. Режимы резания при обработке отверстий. Инструктаж по технике безопасности при обработке отверстий». (6 часов).
Дидактическая цель урока:
Формирование первоначальных профессиональных умений по обработке отверстий.
Задачи урока:
Образовательная
Сформировать умения производить настройку универсальных токарных станков для обработки поверхностей заготовки с точностью по 10-14 квалитетам и для обработки простых и средней сложности деталей с точностью размеров по 12-14 квалитетам на станках; контролировать геометрические параметры резцов и свёрл; затачивать резцы и свёрла в соответствии с обрабатываемым материалом.
Развивающая
Совершенствовать умения организации собственной и коллективной деятельности с целью выполнения профессиональных задач.
Воспитывающая
Содействовать формированию ответственности за результаты своей работы, проявлению инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности, привитию любви к профессии.
Методы обучения:
- наглядные (показ трудовых приёмов);
- словесные (беседа, устное объяснение);
- практические (самостоятельная работа по выполнению трудовых операций.
Тип урока:
Урок по изучению трудовых приёмов и операций
Вид урока:
Урок-практикум
Межпредметные связи:
-МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 2.3 «Определение основных понятий безопасности труда»
- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 3.1 «Стандартные масштабы (ГОСТ 2.302-68) – определение, обозначение и применение.»
- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 4.1 «Сведения о металлах и сплавах.».
- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 5.1 «Физические основы процесса резания металлов. Процесс образования стружки».
- МДК 02.01 «Технология металлообработки на токарных станках», тема 9.1 «Типы и назначения отверстий»
Форма организации познавательной деятельности:
1. Фронтальная
2. Звеньевая (бригадная)
Уровень освоения – 2
Материально-техническое и методическое оснащение урока:
1. Инструменты
- трёхкулачковый патрон
- сверлильный кулачковый патрон
- штангенциркуль;
- измерительная линейка;
- крючок для отвода и удаления стружки;
- сверла
- расточные резцы
2. Материалы:
- заготовки;
- пруток
3. Дидактический материал:
- контрольный образец, приложение 1
- технологическая карта, приложение 2
- карточка взаимооценки и самооценки, приложение 3
- вопросы для заключительного инструктажа, приложение 4.
Ход урока
Структура урока | Деятельность мастера | Деятельность обучающихся | Примечание по методике обучения |
1. Организационный момент ( 10 мин.) | Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку: - информация об отсутствующих; - выдача инструментов и материалов. | Приветствуют мастера, получают инструменты и материалы, настраиваются на урок. | |
II. Вводный инструктаж (120 мин) 2.1. Мотивация учебно-производственной деятельности обучающихся (15 мин.) 2.2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков. ( 15 мин.) 2.3. Объяснение нового материала ( 90 мин. ) III. Текущий инструктаж (200 мин) 3.1. Самостоятельная работа по выполнению учебно-практического задания. IV. Заключительный инструктаж ( 30 мин) V. Раздаю домашнее задание | Сообщает тему и цели урока, план работы. Беседует с обучающимися о методах обработки отверстий Инструктаж по технике безопасности при обработке отверстий Объяснение принципа обработки отверстий, режимов резания при обработке отверстий. - контрольный образец, приложение 1; -технологическая карта приложение 2. Наглядный показ рабочих приёмов. Целевые обходы рабочих мест: - контроль соблюдения техники безопасности и организации рабочего места; - контроль правильности выполнения рабочих приемов; - соблюдение требований по обработке отверстий; - соблюдение технологической последовательности при обработке отверстий - оказание помощи выполнения рабочих приёмов; - наблюдение за обучающимися , корректировка их деятельности; - сбор информации для подведения итогов. 4.1. Подвожу итоги работы. 4.2. Разбираю типичные ошибки. 4.3. Демонстрирую лучшие работы. 4.4. Сообщаю оценки за урок 5.1.Корректирую домашнее задание. 5.2.Принимаю инструменты; контролирую уборку рабочих мест. | Слушают, запоминают Принимают участие в беседе. слушают, запоминают. Знакомятся с дидактическим материалом Работают в бригадах: 3.1.Выполняют обработку отверстий; 3.2.Выбирают режимы резания при обработке отверстий; 3.3. Выполняют контроль обработанных отверстий; 3.5. Осуществляют самооценку и взаимооценки работы. Заполняют «карточки оценки» 4.1. Слушают итоги работы 4.2. Слушают о допущенных ошибках 4.3. Презентация выполненных работ. 5.1. Сдают инструменты и убирают рабочие места | беседа инструктирование с записью в журнале инструктажа Самостоятельная работа по выполнению трудовых операций |
Мастер производственного
обучения_________________________Просин Евгений Николаевич
Вопросы для фронтального опроса.
Какие режущие инструменты применяют при обработке цилиндрических отверстий?
Как крепятся сверла на токарном станке?
Когда применяют рассверливание?
Для чего производят зенкерование ?
Какие резцы применяют при растачивании?
Эталон ответов.
На токарных станках обработка цилиндрических отверстий производится свёрлами, зенкерами, развертками и расточными оправками с закрепленными в них резцами.
Сверла с коническим хвостовиком устанавливают непосредственно в конусное отверстие пиноли задней бабки, для крепления сверла с цилиндрическим хвостовиками применяют сверлильные кулачковые патроны, которые устанавливают в пиноли задней бабки.
Рассверливание производят для получения более точных отверстий и для уменьшения увода сверла от оси детали.
Зенкером обрабатывают отверстия, предварительно штампованные, литые или просверленные. Зенкерование может быть как предварительной, так и окончательной обработкой. Кроме обработки отверстий, зенкеры применяют иногда для обработки торцевых поверхностей заготовок. Зенкеры, как и сверла, на токарных станках устанавливают чаще всего в задней бабке или револьверной головке.
По назначению токарные расточные резцы для обработки сквозных и глубоких отверстий. У токарных расточных стержневых резцов консольная часть выполняется круглой, а стержень для крепления резцов – квадратным.
Приложение 1
КОНТРОЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ
Приложение 2
ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Алгоритм действий | Порядок выполнения операций | Время на выполнение операции |
Подбор и установка свёрл в сверлильных патронах и пиноли задней бабки |
Установка токарного патрона Рис 1. Рис.2 | 1. подобрать сверло для цилиндрического отверстия. 2. закрепить спиральное сверло с цилиндрическим хвостовиком диаметром до 10 мм (рис 1) в коническое отверстие пиноле задней бабки. 3. если конус хвостовика сверлильного патрона меньше конуса пиноли, использовать переходную втулку. | 20мин |
2. Крепление спирального сверла диаметром более 10 мм. Рис 3. рис. 4 | 1. подобрать сверло для цилиндрического отверстия. 2. закрепить спиральное сверло с цилиндрическим хвостовиком диаметром более 10 мм.(рис 3) в коническое отверстие пиноле задней бабки. 3. если конус хвостовика сверлильного патрона меньше конуса пиноли, использовать переходную втулку. | 20 мин. |
Выбор режима резания |
3. По справочнику | 1. настроить станок. 2. подачи и скорость резания подобрать по таблицам нормативов. 3. по скорости резания и диаметру сверла определить частоту вращения шпинделя. | 20 мин. |
Инструктаж по технике безопасности при обработке отверстий | 1. перед началом работы 2. во время работы 3. по окончанию работ | 30 мин. |
| ИТОГО | 90 мин. |
Приложение 3
КАРТОЧКА ВЗАИМООЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ
№ п/п | Список обучающихся | Взаимооценка | Самооценка | Оценка |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
5. | | | | |
6. | | | | |
7. | | | | |
8. | | | | |
9. | | | | |
10. | | | | |
11. | | | | |
12. | | | | |
13. | | | | |
14. | | | | |
15. | | | | |
16. | | | | |
17. | | | | |
18. | | | | |
19. | | | | |
20. | | | | |
21. | | | | |
22. | | | | |
23. | | | | |
24. | | | | |
25. | | | | |
итого | |
Критерии оценок учебного задания:
Технологическая последовательность выполнения задания.
Организация рабочего места.
Соблюдение правил Т.Б.
Трудовая дисциплина.
Качество выполнения задания:
- обработки отверстий;
- выбор режимов резания;
- контроль обработанных отверстий;
- правильное применение измерительного инструмента ;
- предупреждение ситуаций приводящих к дефектам.
Время на выполнение.