СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструкционная карта для выполнения практического занятия по УПВ.03. Биология Химический состав клетки

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструкционная карта для практического занятия по теме Химический состав клетки. 

Просмотр содержимого документа
«Инструкционная карта для выполнения практического занятия по УПВ.03. Биология Химический состав клетки»

ПРИБРЕЖНЕНСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ (ФИЛИАЛ)

ИНСТРУКЦИОННО – ТЕХНОЛОГИЧИСКАЯ КАРТА

для выполнение практического занятия по предмету УПВ.02 Химия, УПВ. 03 Биология

Тема: Химический состав клетки.

Цель: Углубить знания в области химической организации клетки:

  • химических элементов, неорганических веществ, входящих в состав клетки;

  • строении молекул неорганических веществ, входящих в состав клетки;

  • функции неорганических веществ, входящих в состав клетки и их роль;

  • органических веществ, входящих в состав клетки;

  • функции веществ, входящих в состав клетки и их роль;

  • строение, классификацию и свойства углеводов, жиров, белков, их нахождение в организмах растений и животных;

  • понятия мономер, полимер, степень полимеризации, пептидная связь;

  • пространственную характеристику первичной, вторичной и третичной структуры белка;

  • формирование умения доказывать материальное единство мира на основе знаний о химическом составе клетки.

Оборудование: пробиркодержатели, сухое горючее, штативы с пробирками, спички, горелка, марля, стеклянные палочки, бумага, химические ложечки, стаканы с водой, ватные палочки, чашки Петри, таблицы Д. И. Менделеева, таблицы на распознавание ионов, (приложение к практической работе).

Реактивы: зёрна пшеницы, мука, картофель, семена подсолнечника, растворы йода, крахмала, белок, яичная скорлупа, соляная кислота, этиловый спирт.

Литература:

    1. Общая биология: Учебн. для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2014. – 303 с.: ил.

    2. Биология: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. Н. В. Чебышева.-М.: Академия, 2015. - 448 с.

    3. Обухов, Д. К. Биология: клетки и ткани : учебное пособие для среднего профессионального образования / Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 358 с.

    4. Рудзитис, Г.Е. Химия 11 класс: учебник для общеобразовательных. организаций с положением на эл. носителе, базовый уровень. -М.: Просвещение, 2014.

Продолжительность: 45 минут


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ДОПУСКА К РАБОТЕ:

1.Какие макроэлементы вам известны?

2. Какие микроэлементы вам известны?

3.Назовите основные функции белков, жиров, углеводов для жизнедеятельности организмов.



Краткие теоретические сведения:

  1. Цитология - наука о клетке.

  2. Основные положения клеточной теории:

  • Клетка-единица строения, жизнедеятельности, размножения и развития организмов всех царств живой природы;

  • клетки организмов всех царств живой природы сходны по химическому составу, строению и процессам жизнедеятельности;

  • новые клетки образуются в результате деления материнской клетки;

  • в многоклеточном организме клетки объединяются в ткани, ткани в органы, органы – в организм.

  1. К неорганическим веществам клетки относятся: химические элементы, минеральные соли, вода.

  2. К первой группе относятся химические элементы, которые составляют 98 % от массы сухого вещества клетки. Они называются макроэлементами. Это углерод, водород, кислород, азот.

  3. Биоэлементы это элементы первой группы плюс сера и фосфор.

  4. Ко второй группе химических элементов относятся: калий, натрий, кальций, магний, железо и хлор. На их долю приходятся 0,1%.

  5. К третьей группе относятся все остальные химические элементы. На их долю приходятся 0,001%. Они называются микроэлементами. Например: йод, цинк, медь и др.

  6. Минеральные соли обеспечивают буферные свойства клетки.

  7. Без воды жизнь на нашей планете невозможна.

  8. Потеря 20 % воды приводит к гибели организма.

  9. С возрастом количество воды в клетке уменьшается.

  10. Молекула воды - полярная.

  11. Вода обладает большой теплоемкостью.

  12. По отношению к воде все вещества делятся на гидрофильные (растворимые), например углеводы, белки и гидрофобные (нерастворимые), например липиды.

  13. Вода обладает хорошей теплопроводностью.

  14. Организм человека в среднем на 75% состоит из воды.


Ход работы:

При проведении практической части, соблюдайте правила техники безопасности.

Задание 1: Проведите предложенные опыты.

Чтобы обнаружить воду и минеральные вещества в растениях, проделайте следующие опыты:

Опыт 1. Положите в пробирку несколько семян пшеницы и нагрейте их на слабом огне. Что появилось на стенках пробирки? Сделайте вывод. Какое процентное содержание воды в клетке?

Опыт 2. Нагрейте семена подсолнечника в железной ложечке. Они обугливаются, появляется дым. Опишите, что происходит. Сделайте вывод. Какое процентное содержание минеральных солей в клетке?

Опыт 3. Возьмите кусочек яичной скорлупы, поместите его в соляную кислоту. Что наблюдаете? Какие свойства яичной скорлупы изменились? Почему?

Задание 2. Чтобы обнаружить органические вещества в растениях, проделайте следующие опыты:

Опыт 1. Возьмите муку, добавьте несколько капель воды и приготовьте кусочек теста.

Заверните тесто в марлю, опустите мешочек в стакан с водой и промойте его. Образуется мутная взвесь. Перелейте часть мутной жидкости из стакана в пробирку и капните в неё 2—3 капли раствора йода. Что наблюдаете?

Опыт 2.Раскройте мешочек с промытым тестом. Попробуйте тесто на ощупь. Какое вещество осталось на марле?

Опыт 3.Возьмите химической ложечкой крахмал и размешайте в пробирке с водой. Капните в эту пробирку 2—3 капли раствора йода. Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Опыт 4. Капните каплю раствора йода на разрезанный клубень картофеля. Что наблюдаете? Сделайте вывод.

Опыт 5. Возьмите несколько семян подсолнечника, снимите с них кожуру и раздавите на листе бумаги. Что наблюдали? Сделайте вывод.

Опыт 6. В пробирке по номером 1 находится раствор белка. Добавьте к нему этиловый спирт. Что наблюдается? Как называется этот процесс?

Сделайте общий вывод о том, каков химический состав растений. Сформулируйте его и запишите в тетрадь.

Задание 3. Решите предложенные задачи.

Решите задачу 1: Новорожденный организм на 90% состоит из воды. Сколько килограммов воды содержится в организме новорожденного, если он весит 3,8 кг?

Решите задачу 2: Вес человека 80 кг. Из них 1,24 кг - минеральные соли. Каково процентное содержание минеральных солей в организме человек?

Решите задачу 3: В организме человека содержится примерно 25 мг йода (в составе различных соединений), причем половина всей массы йода находится в щитовидной железе. Подсчитайте, сколько атомов йода находится: а) в щитовидной железе; б) в вашем организме в целом?


Преподаватель: Османова Э. А.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!