СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструкция по составлению реакций ионного обмена.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструкция для тренировки составления реакций ионнго обмена в 9-м классе по теме "Реакции ионного обмена". Для работы в малых группах.

Просмотр содержимого документа
«Инструкция по составлению реакций ионного обмена.»

Реакции ионного обмена

(инструкция для работы в малых группах)

  1. Составить уравнения реакции ионного обмена в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном видах между нитратом серебра и хлоридом цинка.

  1. Составляем формулы указанных веществ в соответствии с валентностью их составных часиц:

I I

Нитрат серебра- AgNO3 , серебро одновалентное и нитрат одновалентный, поэтому индексы не ставим;

II I

Хлорид цинка – ZnCl2, цинк двухвалентный, а хлор одновалентный, поэтому возле хлора ставим индекс 2.



  1. Записываем формулы в левой части уравнения:

AgNO3 + ZnCl2 →

Записываем формулы продуктов реакции в левую часть уравнения, компануя так: 1-й ион 1-го вещества - со 2-м ионом 2-го вещества, а 1-й ион 2-го вещества – со 2-м ионом 1-го вещества, т.е. Ag c NO3 и Zn c Cl. Учитывая валентности, получаем: Ag Cl и Zn(NO3)2



  1. Дописываем полученные формулы в правую часть уравнения:

AgNO3 + ZnCl2 → Ag Cl + Zn(NO3)2

  1. Расставляем коэффициенты:

2AgNO3 + ZnCl2 → 2Ag Cl + Zn(NO3)2

  1. Проверяем: 1) Выделяется ли газ? В данном случае – нет!

Напоминание! Газ выделяется, если в результате реакции образуются следующие вещества: H2CO3, H2SO3, NH4OH.

↙↘ ↙↘ ↙↘

CO2↑ H2O SO2 ↑ H2O NH3↑ H2O



2)Не образуется ли малодиссоциирующее вещество? В данном случае – нет!



Напоминание! Малодиссоциирующие вещества – это вода H2O и уксусная кислота – CH3COOH и некоторые другие.



3)Выпадает ли осадок? (Проверяем по таблице растворимости). В данном случае выпал осадок Ag Cl ↓

2AgNO3 + ZnCl2 → 2Ag Cl↓ + Zn(NO3)2

  1. Проверяем по таблице растворимости, растворимы ли исходные вещеста. В данном случае растворимы.

  2. Записываем полное ионное уравнение. На ионы расписываем только растворимые вещества. Диссоциацию каждого вещества записываем в таком порядке: 1-сколько ионов, 2-какой ион, 3-заряд иона. Например, для 2AgNO3: 1-Сколко? - 2

2 -Какой? - Ag

3 - Заряд - +,

1+

Получаем 2Ag. И так для каждого иона. Между ионами ставим «+». Малодиссоциирующее, выпавшее в осадок или выделившееся в виде газа, на ионы не расписываем!

+ - 2+ - 2+ -

2Ag + 2NO3 + Zn + 2Cl → 2Ag Cl↓ + Zn + 2NO3



  1. Подчеркиваем ионы, которые так и остались ионами в растворе, т.е. не приняли участие в реакции.

+ - 2+ - 2+ -

2Ag + 2NO3 + Zn + 2Cl → 2Ag Cl↓ + Zn + 2NO3



  1. Записываем сокращенное ионное уравнение.

+ -

2Ag + 2Cl → 2Ag Cl↓



  1. Делаем вывод, если реакция не идет.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!