СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструкция к выполнению практической работы по созданию простейшего проекта в SCADA - системе TRACE MODE 6

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инструкция к выполнению практической работы по созданию простейшего проекта в SCADA - системе TRACE MODE 6»

Практическая работа № 15

Тема: создание простейшего проекта в SCADA-системе TRACE MODE 6

Цель работы: приобрести практические навыки и умения по созданию простейшего проекта в SCADA-системе TRACE MODE 6

Задание: 1. Согласно предлагаемого алгоритма по созданию простейшего проекта в SCADA-системе TRACE MODE 6, выполнить программирование.

2. Записать краткую последовательность действий по программированию в отчет.

3. Сделать вывод

Алгоритм:

1. Создать узел АРМ (RTM_1); 2. Создать графический экран; 3. Создать статический текст; 4. Зоздать динамический текст, создать аргумент экрана в процессе настройки динамического текста; 5. Создать стрелочный прибор, привязать к аргументу; 6. Сделать автопостроение канала; 7. Задать границы и пределы; 8. Создать генератор синуса и привязать его к каналу; 9. Запустить проект и проверить на правильность его функционирования;


СОЗДАНИЕ УЗЛА АРМ


При проектировании будем использовать механизм автопостроения каналов TRACE MODE методом «от шаблонов», позволяющий создавать каналы в узле по аргументам шаблонов, где в качестве шаблонов будут выступать такие компоненты проекта как экран и программа.

Загрузим инструментальную систему двойным щелчком левой кла- виши (ЛК) мыши по иконке рабочего стола Windows и с помощью иконки инструментальной панели создадим новый проект. При этом в открывшемся на экране диалоге выберем Создать, затем выберем стиль разработки Простой.

После нажатия ЛК мыши на экранной кнопке Создать в левом окне Навигатора проекта отобразится дерево проекта, содержащее слои Ресур- сы, Система (с созданным узлом АРМ RTM_1), Источники/Приемники и Библиотеки_компонентов. В правом окне Навигатора проекта отобра- зится содержимое узла RTM_1 – пустая группа Каналы и один канал класса CALL Экран#1, вызывающий соответствующий компонент – шаб- лон экрана, предназначенный для отображения с помощью графических элементов (ГЭ) средств человеко-машинного интерфейса на узле RTM_1.


СОЗДАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ЭКРАНА


Двойным щелчком ЛК на компоненте Экран#1 откроем окно графи- ческого редактора.


СОЗДАНИЕ СТАТИЧЕСКОГО ТЕКСТА


Разместим в левом верхнем углу экрана статический текст – надпись

Значение параметра.

Для этого выполним следующие действия: на панели инструментов графического редактора ЛК мыши выделим иконку ГЭ Текст ; в поле графического редактора установим прямоугольник ГЭ, для чего:

  • зафиксируем ЛК точку привязки – левый верхний угол;

  • развернем прямоугольник движением курсора до необходимого размера;

  • зафиксируем ЛК выбранный ГЭ:


  • для перехода в режим редактирования атрибутов размещенного ГЭ выделим ЛК иконку на панели инструментов;

Для автоматического вывода окна свойств ГЭ по завершении его размещения необходимо в настройках интегрированной среды разработки в разделе РПД/Основные свойства активировать пункт Открывать свойства автоматически.



двойным щелчком ЛК по ГЭ откроем окно его свойств;

  • в правом поле строки Текст наберем Значение параметра

и нажмем на клавиатуре клавишу Enter;


закроем окно свойств щелчком ЛК по иконке , ГЭ примет сле- дующий вид:

Если введенный Вами текст не уместился в прямоугольнике ГЭ, вы- делите его и растяните до нужного размера с помощью мыши.




СОЗДАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО ТЕКСТА, СОЗДАНИЕ АРГУМЕНТА ЭКРАНА В ПРОЦЕССЕ НАСТРОЙКИ ДИНАМИЧЕСКОГО ТЕКСТА


Подготовим на экране вывод динамического текста для отображения численного значения какого-либо источника сигнала – внешнего или внут- реннего – путем указания динамизации атрибута Текст ГЭ. Определим назначение аргумента шаблона экрана. Для этого необходимо проделать следующие действия:

    • создадим и разместим новый ГЭ справа от ГЭ c надписью Зна- чение параметра;

    • откроем свойства вновь размещенного ГЭ;

    • двойным щелком ЛК на строке Текст вызовем меню Вид индикации;



    • в правом поле строки щелчком ЛК вызовем список доступных ти- пов динамизации атрибута

из всех предлагаемых типов выберем ЛК Значение;


  • в открывшемся меню настройки параметров динамизации:


выполним щелчок ЛК в правом поле строки Привязка;

  • в открывшемся окне Свойства привязки, нажмем ЛК по иконке на панели инструментов и тем самым создадим аргумент шаблона экрана;


  • двойным щелчком ЛК выделим имя аргумента и изменим его, вве- дя с клавиатуры Параметр (здесь и в дальнейшем ввод данных с клавиа- туры будем завершать нажатием клавиши Enter);

  • подтвердим связь атрибута Текст ГЭ с данным аргументом щелч- ком ЛК по экранной кнопке Готово;

  • закроем окно свойств ГЭ.

Графический экран будет иметь следующий вид:


СОЗДАНИЕ СТРЕЛОЧНОГО ПРИБОРА, ПРИВЯЗКА К АРГУМЕНТУ


Применим для отображения параметра новый тип ГЭ – Стрелочный прибор. Для этого необходимо выполнить последовательность действий:

    • выделим двойным щелчком ЛК на инструментальной панели гра- фического редактора иконку и выберем из появившегося меню иконку


стрелочного прибора ;

    • установим ГЭ , выбрав его размер таким, чтобы все элементы графики и текста на нем были разборчивы и симметричны;

    • перейдем в режим редактирования и откроем окно свойств ГЭ ;

    • щелчком ЛК на экранной кнопке Основная привязка в свойствах ГЭ откроем окно табличного редактора аргументов шаблона экрана;

    • ЛК выберем уже имеющийся аргумент Параметр;

    • подтвердим выбор щелчком ЛК на кнопке Готово;

    • двойным щелчком ЛК откроем атрибут Заголовок и в строке

Текст введем надпись Параметр;

    • закроем окно свойств ГЭ .


Для проверки правильности привязок ГЭ к аргументам экрана можно воспользоваться режимом эмуляции. Переход в режим эмуляции осу- ществляется с помощью иконки на панели инструментов. По нажатию на экран графического редактора выводится окно задания значения аргу- мента в соответствующем поле:


Так, введя значение 25, наблюдаем:


В нашем случае оба ГЭ отображают введенное значение – привязки выполнены правильно. Выход из режима эмуляции – повторное нажатие ЛК по иконке .

АВТОПОСТРОЕНИЕ КАНАЛА


Для создания канала в узле проекта по аргументу шаблона экрана воспользуемся процедурой автопостроения. Для этого:

  • в слое Система выберем ЛК узел RTM_1;

  • в поле компонентов узла ЛК выберем Экран#1;

  • щелчком правой кнопки мыши (ПК) вызовем контекстное меню;

  • в нем щелчком ЛК откроем свойства компонента Экран#1:


  • выберем ЛК вкладку Аргументы;

  • выделим ЛК аргумент Параметр и с помощью иконки создадим канал класса Float типа Input с именем Параметр:




ЗАДАНИЕ ГРАНИЦ И ПРЕДЕЛОВ


Двойным щелчком ЛК по каналу Параметр откроем бланк редакти- рования его атрибутов и заполним раздел Границы следующим образом:


СОЗДАНИЕ ГЕНЕРАТОРА СИНУСА И ПРИВЯЗКА ЕГО К КАНАЛУ


Введем в состав проекта источник сигнала – внутренний генератор синусоиды, свяжем его с созданным каналом и опробуем в работе выпол- ненные средства отображения. Для этого проделаем следующие действия:

    • откроем слой Источники/Приемники и через ПК создадим в нем группу компонентов Генераторы:

    • двойным щелчком ЛК откроем группу Генераторы_1 и через ПК создадим в ней компонент Синусоида;




    • захватим с помощью ЛК созданный источник и, не отпуская ЛК, перетащим курсор на узел RTM_1 в слое Система, а затем в открывшемся окне компонентов на канал Параметр. Отпустим ЛК.



ЗАПУСК ПРОЕКТА
  • Сохраним проект с помощью иконки , задав в открывшемся окне имя QS_Lesson_1.prj;

  • на инструментальной панели выберем ЛК иконку и подготовим проект для запуска в реальном времени;

  • ЛК выделим в слое Система узел RTM_1, а после, нажав ЛК икон- ку на инструментальной панели, запустим профайлер;

  • запуск/останов профайлера осуществляется с помощью иконки на его инструментальной панели или клавишной комбинации Ctrl+R.

В открывшемся окне ГЭ справа от надписи «Значение параметра» должно показываться изменение синусоидального сигнала. То же значение должен отображать и стрелочный прибор:









.





После проверки работоспособности созданного проекта остановим профайлер с помощью иконки и закроем данное приложение с помо- щью клавишной комбинации Alt+F4.


Вопросы: 1. Что такое TRACE MODE и ее структура ?

2. Какие необходимо выполнить действия при создании АРМ и при запуске проекта

Литература:

1. С.М. Андреев, Б.Н. Парсункин. «Разработка и компьютерное моделирование элементов систем автоматизации с учётом специфики технологических процессов» : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – М.: Издательский центр «Академия», 2017 – 272с. 2. Справка TRACE MODE 6






2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!