ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
в работе тренера – преподавателя
МБОУ ДОД СДЮСШОР
по легкой атлетике Маслова А.М.
В настоящее время одной из основных задач СДЮСШОР по легкой атлетике является подготовки спортивного резерва, которая является одной из ключевых проблем спорта высших достижений. Актуальность данной проблемы обусловлена следующими основными факторами:
- организация системы отбора юных спортсменов и учебно-тренировочного процесса практически не учитывает достижения спортивной науки и новейших информационных технологий;
- построение программ многолетней спортивной подготовки до настоящего времени лишено персонифицированного подхода, учитывающего генетические психофизические особенности юных спортсменов;
- недостаточен по качеству и оперативности контроль за психофизическим состоянием юных спортсменов, что является причиной большого процента отчислений по состоянию здоровья и прекращению роста спортивных результатов.
Целью использования инновационных технологий в СДЮСШОР по легкой атлетике для спортивной подготовки являетсяобоснование такой стратегии развития спорта высших достижений, которая позволит на ближайшие годы и отдалённую перспективу обеспечить лидерство нашей страны в мировом спорте на основе реализации принципиально новых подходов к формированию системы многолетней спортивной подготовки элитных спортсменов, способной обеспечить:
- непрерывныйконтроль состояния кинезиологических систем спортсмена в процессе выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок;
- оптимизацию объемов, интенсивностей тренирующих нагрузок и динамики их ритмов впроцессе осуществления этапов, периодов спортивной подготовки и проведения отдельных тренировочных занятий;
- профилактику срыва адаптации на этапах интенсивной подготовки и участия в соревнованиях;
- поиск нетрадиционных технологий и альтернативных подходов к совершенствованию структуры и повышению эффективности спортивной подготовки;
- формирование эффективной системы информационно-аналитического обеспечения процессов развития спорта высших достижений;
- создание инфраструктуры научно-технологического обеспечения подготовки сборных команд и их резерва на базе многоцелевых и специализированных по видам спорта центров.
На теоретико-методологическом уровне наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах М. М. Поташника, А. В. Хуторского, Н. Б Пугачёвой, В. С. Лазарева, В.И Загвязинского.
Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Целью инновационной деятельности в СДЮСШОР по легкой атлетике является качественное изменение личности спортсменов по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.
На сегодняшнее время развитие школы, прогресс в отдельных направлениях ее работы могут осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми средствами для данных условий и более эффективными, использование новых идей, технологий.
В ходе работы, тренера - преподаватели прежде всего, реализуют инновационные технологии в спортивной школе, которые направлены на развитие у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота.
В ходе работы по повышению квалификации тренеров – преподавателей поменялось их отношение к содержаниюучебно – тренировочного процесса; тренер - преподаватель становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.
В настоящий момент в СДЮСШОР по легкой атлетике тренера – преподаватели и сотрудники школы применяют самые различные педагогические инновации.
1. Информационно-коммуникационные технологии
2. Личностно – ориентированные технологии
3. Информационно – коммуникационные технологии
4. Мониторинг развития.
5. Воспитательные технологии
6.Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-тренировочный процесс школы
Таким образом, школа располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.
В заключении хочется отметить, что использование инновационных технологий в физическом воспитании это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья.