СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный проект

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Название  материала (тетрадь ): Для развития творчества

Ф.И.О. автора тетради:  Шивторова Ирина Семеновна

Email: irina.shivtrva@rambler.ru

Образование (с указанием наименования и года окончания учебного заведения, № диплома): высшее,  Уральский государственный педагогический университет, 2000г.

Специальность (квалификация по диплому): учитель  географии

Просмотр содержимого документа
«Инновационный проект»

Карта инновационного опыта Шивторовой Ирины Семеновны



Название материала (тетрадь ): Для развития творчества

Ф.И.О. автора тетради: Шивторова Ирина Семеновна

Email: irina.shivtrva@rambler.ru

Образование (с указанием наименования и года окончания учебного заведения, № диплома): высшее, Уральский государственный педагогический университет, 2000г.

Специальность (квалификация по диплому): учитель географии


Квалификационная категория

Общий стаж педагогической работы

Стаж в данном общеобразовательном учреждении

Учебная педагогическая нагрузка

высшая

23год

23 год

22



Тип и вид представляемого образовательного учреждения.

(включая организационно-правовую форму): Муниципальное общеобразовательное учреждение Шугурская средняя общеобразовательная школа

Фактический адрес (местонахождение): 628230 Тюменская область, Кондинский район, д. Шугур, ул. Школьная, 8.

Контактный телефон: 8 ( 34677) 52 – 040, 52 - 045 Факс: 8 ( 34677) 52 – 040

Email: Shugur_ school @ mail.ru


Период формирования и функционирования педагогического опыта: 2000-2011учебные годы














Актуальность педагогического опыта. Признаки актуальности.

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но так, же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

  Идея неравномерности этого распределения вполне очевидна, однако не все с ней согласны. Как-то, смеясь, Монтень заметил, что из всех способностей Бог наиболее справедливо распределил умственные - ибо никто не жалуется на их недостаток.

  Многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.

  Эта простая и, казалось бы, очевидная мысль с большим трудом пробивала себе дорогу в отечественной педагогике и педагогической психологии. Многие в нашем отечестве не хотели и до сих пор не хотят "ждать милостей от природы". Отсюда и идеи о том, что нет детей одаренных и нет, не одаренных. Есть лишь те, кого правильно или неправильно обучали и воспитывали, "нет плохих учеников, есть плохие учителя...".

 Жаль разочаровывать этих людей, но природа не живет по их установкам, у нее свои законы и правила распределения даров, и видимо, свои представления о справедливости и равновесии.

 В последнее время многое стало меняться, и термин "одаренность" вновь стал использоваться в профессиональной литературе. Но споры не окончены.

  Начиная работу по развитию творчества никогда не рано и никогда не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. Система представленных на занятиях по развитию творчества задач и упражнений позволяет успешно решать проблемы развития различных видов памяти, внимания, наблюдательности, воображения, и др. Тестирование, как известно, активно используется во многих развитых странах мира. Наиболее подходящей формой проведения этих занятий в начале урока занимать 10 мин, или отводиться 1 урок в месяц.

Также эти занятия могут проходить в форме факультатива как для детей, имеющих различные проблемы в обучении.

Упражнения, представленные в тетради могут быть использованы и воспитателями детских садов, а так же родителями при подготовке детей в школе. Каковы же особенности занятий по творчеству и в чем отличия от школьных уроков? Прежде всего, занятия отличаются тем, что ребенку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательно именно для младшего школьника.

В этой тетради не ставятся отметки, но устно можно похвалить ученика.

Поверьте: у каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Поэтому познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем, выбор психодиагностических процедур и методов работы с одаренными детьми определяется исходной концепцией одаренности.

В связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей и работников народного образования, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.

Сложность решения этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме, в которых трудно разобраться практическим работникам и родителям. Поэтому становится актуальной разработка  рабочей концепции  одаренности, которая выступала бы в качестве методического и теоретического основания для практической работы.

В данных условиях Министерство образования Российской Федерации обратилось к отечественным ученым с просьбой разработать рабочую концепцию одаренности, отражающую результаты фундаментальных отечественных исследований, современные тенденции мировой науки, а также опыт (как позитивный, так и негативный) работы с одаренными детьми.




Содержательная форма представления педагогического опыта. Доказательная характеристика соответствия представленного опыта.


Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. (…)

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности.

В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка, например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка.

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека).

1) Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой — обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

3) Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей, наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим — как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире — степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Описать тетрадь???????


Инновационная направленность педагогического опыта (новизна)


Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он — «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным.

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»).

Виды одаренности

Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. (…)

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

2. Степень сформированности.

3. Форма проявлений.

4. Широта проявлений в различных видах деятельности.

5. Особенности возрастного развития.

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных психических сфер и, соответственно, степени участия определенных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).

К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены следующие уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы — уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы — уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения. (…)

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям. (…)

Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы проявления одаренности.

В рамках этой классификации могут быть поставлены и решены следующие два вопроса:

— как соотносятся одаренность и отдельные способности;

— существует ли «творческая одаренность» как особый вид одаренности?

Выделение видов одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. (…) Одаренность может состояться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволят компенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Яркая одаренность или талант свидетельствуют о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных деятельностью, а также об интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу. (…)

Деятельность всегда осуществляется личностью, цели и мотивы которой оказывают влияние на уровень ее выполнения. Если цели личности лежат вне самой деятельности, т.е. ученик готовит уроки только для того, чтобы не ругали за плохие отметки или чтобы не потерять престиж отличника, то деятельность выполняется в лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем исполнении не превышает нормативно требуемый продукт. Отмечая способности такого ребенка, не следует говорить о его одаренности, поскольку последняя предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. В этом случае деятельность не приостанавливается даже тогда, когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В результате новый продукт его деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело место «развитие деятельности». Развитие деятельности по инициативе самого ребенка и есть творчество. (…)

Такой теоретический подход имеет важное практическое следствие: говоря о развитии одаренности, нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения (ускорения, усложнения и т.д.). Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности. История науки и особенно искусства дает массу примеров того, что отсутствие или потеря духовности оборачивались потерей таланта.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

— актуальную одаренность;

— потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности.

Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребенок — это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).

Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшемся системном качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных признаков. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.

По критерию «форма проявления» можно говорить о:

  • явной одаренности;

  • скрытой одаренности.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Поэтому специалисту в области детской одаренности с большой степенью вероятности удается сделать заключение о наличии одаренности или высоких возможностях ребенка. Он может адекватно оценить «зону ближайшего развития» и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким «перспективным ребенком».

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п. Скрытые формы одаренности — это сложные по своей природе психические явления.

Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, дают право предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей.

Выявление детей со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности — это длительный процесс.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:

— общую одаренность;

— специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. В качестве психологического ядра общей одаренности выступает результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция.

Общая одаренность определяет, соответственно, уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).

В основе одаренности к разным видам искусства лежит особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах. Кроме того, специальная одаренность к музыке, живописи и другим видам искусства формируется под влиянием ярко выраженного своеобразия сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т.д. Еще одним примером специальной одаренности является социальная одаренность, которая обнаруживает себя в сфере лидерства и социального взаимодействия (семья, политика, деловые отношения в рабочем коллективе).

Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности, под влиянием общей одаренности проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области музыки, поэзии, спорта, лидерства и т.д.). В свою очередь, специальная одаренность оказывает влияние на избирательную специализацию общих психических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одаренного человека.
















Методологическая база педагогического опыта. Подходы и принципы. Ключевые понятия и термины. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.


Общие принципы обучения

К основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:

Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

Принцип индивидуализации и диф­ференциации обучения.

Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особен­ности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.

Принцип учета возрастных возмож­ностей.

Этот принцип предполагает соответ­ствие содержания образования и методов обучения  специфическим особенностям ода­ренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможно­сти могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может при­вести к отрицательным последствиям.


Методы обучения, как способы орга­низации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития позна­вательных способностей и личностных ка­честв. Применительно к обучению интел­лектуально одаренных учащихся, безуслов­но, ведущими и основными являются мето­ды творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследователь­ские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов  одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для раз­вития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятель­ности. уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудниче­ству и др.).

Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свобод­ное использование разнообразных источ­ников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потреб­ность в быстром получении больших объе­мов информации и обратной связи о своих действиях, необходимо применение ком­пьютеризованных средств обучения. По­лезными могут быть и средства, обеспечи­вающие богатый зрительный ряд (видео, DVD и т.п.).

В целом, в обучении одаренных эффек­тивность использования средств обучения определяется главным образом содержани­ем и методами обучения, которые реализу­ются с их помощью.


Педагогическая целесообразность педагогического опыта.

Цели и задачи, содержание и его представление, формы. Методы и средства педагогической работы.


   Для всех детей главнейшей целью обу­чения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способ­ностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение акту­альных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не за­тормозить рост его способностей — это особо важная задача обучения одаренных детей.

Понимание одаренности как системно­го качества предполагает рассмотрение лич­ностного развития как основополагающую цель обучения и воспитания одаренных де­тей. При этом важно иметь в виду, что системообразующим компонентом одаренности является особая, внутренняя мотивация, со­здание условий для поддержания и развития которой должно рассматриваться в качестве центральной задачи личностного развития.

Конкретные цели обучения одаренных учащихся определяются с учетом качествен­ной специфики определенного вида одарен­ности, а также психологических закономер­ностей ее развития. Так, в качестве приоритетных целей обучения детей с общей ода­ренностью могут быть выделены следующие:

* развитие духовно-нравствен­ных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей (важно не само по себе дарование, а то, какое при­менение оно будет иметь);

* создание условий для развития творческой личности;

* развитие   индивидуальности одаренного ребенка (выявление и рас­крытие самобытности и индивидуаль­ного своеобразия его возможностей);

* обеспечение широкой общеобразо­вательной подготовки высокого уровня, обусловливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компе­тентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными по­требностями и склонностями учащихся.




2.2.2. Формы обучения

Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по отдельным учебным предметам и т.д.). К сожалению, современная практика сводится в основном к обучению по индивидуальным программам в одной предметной области, что не способствует раскрытию других способностей ребенка, лежащих вне ее. Следует также следить за тем, чтобы работа по индивидуаль­ным программам, включающая и обучение через экстернат, не приводила к отрыву ребенка от коллектива сверстников.

Работа по индивидуальному плану и со­ставление индивидуальных программ обуче­ния предполагают использование современ­ных информационных технологии (в том числе дистанционного обучения ), в рамках кото­рых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зави­симости от своих потребностей.     

Существенную роль в индивидуализа­ции обучения одаренных может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть высококвалифицированный специалист (уче­ный, поэт, художник, шахматист и т.п.), гото­вый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника - на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопеч­ному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника (в качестве значимого взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования.

Занятия по свободному выбору - фа­культативные и особенно организация ма­лых групп - в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифферен­циацию обучения, предполагающую приме­нение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможно­сти одаренных детей.

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих уча­щимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продви­жения и предмете. Как уже было отмечено, программы работы с одаренными детьми, построенные на постоянном усложнении и увеличении объема учебного материала, имеют существенные недостатки. В частнос­ти, усложнять программу, не вызывая пере­грузок, можно только до определенного предела. Дальнейшее развитие возможностей ученика должно проходить в рамках его во­влечения в исследовательскую работу, по­скольку формирование творческих способ­ностей осуществляется только через вклю­чение личности в творческий процесс. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм. Перефрази­руя Монтеня, можно утверждать, что при этом именно те, "кто знает больше", стано­вятся теми, "кто знает лучше".

Сеть творческих объединений позволя­ет реализовать совместную исследователь­скую деятельность педагогов и учащихся. Одаренные учащиеся могут привлекаться к совместной работе с педагогами и одновременно являться руководителями классных исследовательских секций по данному пред­мету. Межклассные объединения-секции могут возглавлять преподаватели. Создание межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой, снимает основную слож­ность положения одаренных детей, которые теперь могут двигаться вперед с резким опе­режением, оставаясь тем не менее в среде сверстников. Кроме того, совместная иссле­довательская работа со школьным учителем делает ученика на уроке его сотрудником. Достижения одаренного ученика оказывают положительное влияние на весь класс, и это не только помогает росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эффект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно, формирует у него ответст­венность за своих товарищей. Вместе с тем такая форма работы позволяет избежать ранней специализации и обеспечивает более универсальное образование детей.
















Психологическая целесообразность педагогического опыта. Учет возрастных и индивидуальных


По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать:

— раннюю одаренность;

— позднюю одаренность. (…)

Примером ранней одаренности являются дети, которые получили название «вундеркинды». Вундеркинд (буквально — «чудесный ребенок») — это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности — математике, поэзии, музыке, рисовании, танце, пении и т.д.

Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2—3 лет, освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.). Их отличает необыкновенно высокое развитии отдельных познавательных способностей (поразительная память, необычная сила абстрактного мышления и т.п.).

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создании новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.

Итак, любой индивидуальный случай детской одаренности может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одаренности. Одаренность оказывается, таким образом, многомерным по своему характеру явлением. Для специалиста-практика это возможность и вместе с тем необходимость более широкого взгляда на своеобразие одаренности конкретного ребенка. (…)







Социальная направленность педагогического опыта. Направленность педагогического опыта на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся (воспитанников).. Возможность самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.










Воспроизводимость педагогического опыта. Этого нет
















Ресурсное обеспечение педагогического опыта.























Эффективность педагогического опыта.














Распространение педагогического опыта.




















Стабильность педагогического опыта.



















Репрезентативность внедрения педагогического опыта










Публикация педагогического опыта.

  • «Педагогические россыпи» на лучшую разработку урока, 1 место в номинации «Педагогические технологии», 2007.


На протяжении последних пяти лет я получила возможность представить свой педагогический опыт на следующих мероприятиях:

  • Организация работы школьной научно – практической конференции «День науки и творчества», 1998 – 2010.

  • Художественное оформление сайта школы на конкурс «Лучший сайт ОУ», 2008

  • Организация и проведение Недели предметов эстетического цикла, 2009.

  • Проведение мастер – класса «Работа с интерактивной доской» - январь, 2010г.

  • Проведение семинара – практикума «Работа с одаренными детьми» - январь, 2010г.

  • Проведение мастер – класса «Работа с кожей рыб» - ноябрь, 2009г.

  • Разработка и реализация авторского проекта « Звёздный класс» в начальном звене, МОУ Шугурская СОШ, 2006 – 2007 уч. год.

  • Районный семинар «Работа с одаренными детьми»

Подготовка творческих проектов совместно с учениками:

  • «Изготовление мансийских платьев для фольклорного коллектива «Шугуряночка»»,

  • «Изготовление мансийских платьев рубашек для национального д/сада «Белочка»»,

  • «Изготовление мансийских кукол»,

  • «Изготовление меховых шарфов с использованием традиционных способов народов манси»,

  • серия картин «80 лет Кондинскому району»,

  • серия картин «Религия Конды»,

  • серия картин «Наша Родина – Югра»,

  • «Изготовление изделий из бересты»,

  • «Изготовление меховых сумочек и сумочек из щучьей кожи в традиционном стиле»;

  • «Изготовление столового белья»,

  • «Изготовление кофты на штырьках»;

  • серия картин, выполненная по мотивам сказания «Янгал Маа»;

  • «Образ птиц в картинах, выполненных в технике «Северный дизайн»»,

  • «Куклы финно – угорских народов»,

  • « Изготовление традиционного мансийского платья».

Участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах.

  • Участие в школьной научно – практической конференции « День науки и творчества» - 1 место Цымбалюк Лена, ученица 4 класса, 2008.

  • Участие в школьной научно – практической конференции «День науки и творчества» - 1 место Шивторова Татьяна, ученица 10 класс, 2008.

  • Участие в школьной научно – практической конференции «День науки и творчества» - 1место Рогачева Лидия, ученица 5 класса, 2009.

  • Участие в предметной олимпиаде «Технология» - 1 место Шивторова Татьяна, ученица 10 класса, 2009.

  • Участие в районной научно – практической конференции исследовательских работ

« Шаг в будущее» - 1 место Шивторова Татьяна, ученица 10 класса, 2009.

  • Участие в районном конкурсе рисунков «Я и закон» - 3 место Антисумова Оля, ученица 4 класса, 2009.

  • Участие в районном конкурсе рисунков «Рождественская сказка», (11 участников получили сертификаты), 2009.

  • Участие в районном конкурсе «Тайны земли Югорской» - 3 место Кутмарова Таня, ученица 6 класса, 2010.

  • Участие в районном конкурсе - выставке ДПИ «Салют Победа», (10 участников), 2010г.

  • Участие в окружном конкурсе экологических газет ( коллектив 10 класса), 2009.

  • Участие в окружной конкурсе рисунков «Ханты – Мансийский банк, я и моя семья», 13 участников, дипломы и поощрительные призы, 2008г.

  • Участие в окружном конкурсе рисунков «Ханты –Мансийский банк, я и моя семья», 17 участников, дипломы и поощрительные призы, специальный приз – Цымбалюк Елене, 2009.

  • Участие в окружном конкурсе рисунков «Ханты –Мансийский банк, я и моя семья», 25 участников, май, 2010.

  • Участие в окружном конкурсе творческих работ «Благословляю, Вас леса!», апрель – май 2010г.

  • Участие в IV Областном экологическом форуме «Зеленая планета - 2010» - 1 место Шивторова Татьяна.

  • Участие в Российском конкурсе рисунков « Я люблю тебя, Россия» - Шивторова Т, ученица 10 класса, 2009.

  • Участие в российском конкурсе рисунков « Пушкин глазами детей», (11 учеников получили свидетельства), 2009.

  • Участие в российском конкурсе рисунков «Человек на Земле» - Антисумова Таня, Цымбалюк Лена, дипломы, 2009.

  • Участие в российском конкурсе рисунков «Памяти Елизаветы Фёдоровны»,

( 5 участников) – дипломы, 2009.

  • Участие в российском конкурсе ЭМУ - организация участия ( 43 ученика, конкурсы «Эрудит», «Специалист»), 2009, 2010.

  • Участие в Международной выставке детских рисунков «Открытка», тема:

« Город красоты», «Мудрость пословицы», иллюстрация к произведениям,

г. Санкт – Петербург, (3участника), ноябрь, 2007.

  • Участие в российском конкурсе рисунков «Читаем Чехова», (7 участников), декабрь, 2009. 1 место – Попова Елена, 1 место – Антисумова Ольга по Тюменской области.

  • Участие в российском конкурсе рисунков «Корабли будущего», (14 участников), 1место – Нертымов Костя, 3 место – Кузнецов Никита, 2010. Подтверждение на сайте:http://www.sertification.ru/news/korabli/pobedit.htm

  • Участие в российском интернет – конкурсе «Рисуем космос» - (7 участников), 2010

Участие в профессиональных конкурсах:


  • Почетная грамота Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации 2006;

  • Диплом Главы Кондинского района «За развитие культуры малочисленных народов Севера»2007;

  • Районный конкурс «Педагогические россыпи» на лучшую разработку урока, 1 место в номинации «Педагогические технологии», 2007.

  • Участие во Всероссийском интернет – конкурсе для художников «Самое красивое кованое изделие» в номинации « Самый оригинальный бизнес – подарок», 2007 г., 2 место за произведение « Подарок президенту»;

  • Участие в выставке «Северная цивилизация – 2008»: удостоверение «Лауреат ВВЦ», медаль, г. Москва, 2008.

  • Окружной конкурс «Мастер года, 2009» , диплом за участие;

  • Участие в районном конкурсе «Урок с применением ИКТ», февраль, 2009.


  • Районный конкурс – выставка самодеятельных художников «Лики войны», посвященной 65 – летию Победы в Великой Отечественной войне - 2 место, май 2010;

  • Международный интернет – конкурс «Самая плохая картина в мире», 2010;

  • Межрегиональный конкурс «Мастер золотые руки»- диплом 1 степени»

г. Урай 2010г.;

  • Участие в окружном конкурсе на лучший туристский сувенир ХМАО – Югры, благодарственное письмо 2010г;

  • Районный конкурс профсоюза работников образования «Радость. Весна. Победа.» - 2 место2011г;;

  • 1 региональный фестиваль – конкурс детского изобразительного искусства – диплом за профессиональную и качественную подготовку участников конкурса 2011г;

  • Грамота организатору международного дистанционного Проекта «Эрудит – марафон учащихся» - 2009год;

  • Грамота организатору международного дистанционного Проекта «Эрудит – марафон учащихся» - 2010год;

  • Грамота организатору международного дистанционного Проекта «Эрудит – марафон учащихся» - 2011год;

  • Районный конкурс «Логотип района» - благодарность за участие

  • Школьный конкурс «Портфолио учителя» – победитель в номинации «Мега – портфолио» 2011;

  • Эксперт российского конкурса «Активные метода обучения» диплом, сертификат 2011г;

  • Районный конкурс «Мы – славяне»- сертификат участника 2011.


Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

Год прохождения курсов повышения квалификации

Тема курсов

Место прохождение

№ удостоверения

2007

Теоретические основы изучения языка, фольклора и традиционной культуры народа манси

г. Х – Мансийск

98

Информационные технологии в деятельности учителя – предметника

г. Х – Мансийск

1485

Методика написания авторской программы

г. Х – Мансийск

Индивидуальная стажировка

2009

Разработка компетентностно – ориентированных заданий по учебным предметам

г. Екатеринбург


Свидетельство

2010

Современные образовательные: технология развития критического мышления

г. Екатеринбург


Свидетельство

2010

« Конкурс « Учитель родного языка коренных малочисленных народов Севера Ханты – Мансийского автономного округа – Югры» - 2010»

г. Х – Мансийск

2239

2011

Эксперт дистанционного российского конкурса "Активные метода обучения"


диплом, сертификат







МОУ Шугурская средняя общеобразовательная школа Страница 20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!