СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный проект "Шаг в будущее,или новые инструменты профориентации"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация проекта по профориентации и самоопредделению школьников была представлена на педсоветет в школе,  в нем программа по профориентации школьников  на всех уровнях обучения, современные технологии: форсаж, геймификация, лидерство, а также  игровой комплект "Атлас профессий". Материал предназначен для руководителей школ,заместителей по ВР в школе, классных руководителей, педагогов допобразования.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный проект "Шаг в будущее,или новые инструменты профориентации"»

   Программа   социализации и профессиональной  ориентации школьников  «Шаг в будущее,  или новые инструменты профориентации»    2019 г.

Программа социализации и профессиональной ориентации школьников «Шаг в будущее, или новые инструменты профориентации» 

2019 г.

 Цели и задачи 1. Обсуждение и утверждение «Программы социализации и профессиональной ориентации школьников  «Шаг в будущее, или новые инструменты профориентации».  2. Утверждение плана реализации Программы и структуры деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе. 3.Определение рабочих групп, ответственных за реализацию программы. 4.Определение лиц и организаций – партнеров, заинтересованных в совместной деятельности по реализации проекта.  5.Выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Цели и задачи

1. Обсуждение и утверждение «Программы социализации и профессиональной ориентации школьников «Шаг в будущее, или новые инструменты профориентации».

2. Утверждение плана реализации Программы и структуры деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе.

3.Определение рабочих групп, ответственных за реализацию программы.

4.Определение лиц и организаций – партнеров, заинтересованных в совместной деятельности по реализации проекта.

5.Выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Актуальность проблемы   ФГОС : «… осознанный выбор школьником будущей профессии определяется как личностный результат освоения ООП, поэтому целью обучения становится подготовка учеников к выбору профессии и раскрытие значения профессиональной деятельности для развития личности и общества».    Подростку трудно перенести себя в пространство практики, взять ответственность за собственные решения, прогнозировать собственное будущее. 3

Актуальность проблемы

ФГОС : «… осознанный выбор школьником будущей профессии определяется как личностный результат освоения ООП, поэтому целью обучения становится подготовка учеников к выбору профессии и раскрытие значения профессиональной деятельности для развития личности и общества».

Подростку трудно перенести себя в пространство практики, взять ответственность за собственные решения, прогнозировать собственное будущее.

3

По данным Центра социально-профессионального самоопределения Минтруда РФ    50% - подростков не связывают со своими реальными         возможностями и условиями современного рынка      труда   46% - ориентированы на поддержку взрослых    67% - не имеют представления о научных основах выбора     профессии, не владеют информацией о требованиях    к соискателю и не умеют анализировать свои      возможности в профессиональном выборе   44% - не знают о возможностях обучения в интересующей       сфере труда   25% - прерывают учебу, так и не получив профессии  более 60% - молодых специалистов после окончания вуза      работают не по специальности 2

По данным Центра социально-профессионального самоопределения Минтруда РФ

50% - подростков не связывают со своими реальными возможностями и условиями современного рынка труда

46% - ориентированы на поддержку взрослых

67% - не имеют представления о научных основах выбора профессии, не владеют информацией о требованиях к соискателю и не умеют анализировать свои возможности в профессиональном выборе

44% - не знают о возможностях обучения в интересующей сфере труда

25% - прерывают учебу, так и не получив профессии

более 60% - молодых специалистов после окончания вуза работают не по специальности

2

Вопросы  1.  Как помочь сегодня школьнику сделать выбор    профессии  осознанным?    (чтобы потом не пришлось разочароваться) 2.  Как помочь рассмотреть в себе и развить те качества и   способности, которые нужны для будущей профессии? 3.  Какие предметы выбрать, чтобы изучать на профильном   уровне? 4.  Какое учебное заведение выбрать для будущей   профессии? 5.  Какие выбрать формы работы , чтобы увлечь и   заинтересовать?  5

Вопросы

1. Как помочь сегодня школьнику сделать выбор профессии осознанным? (чтобы потом не пришлось разочароваться)

2. Как помочь рассмотреть в себе и развить те качества и способности, которые нужны для будущей профессии?

3. Какие предметы выбрать, чтобы изучать на профильном уровне?

4. Какое учебное заведение выбрать для будущей профессии?

5. Какие выбрать формы работы , чтобы увлечь и заинтересовать?

5

Самоопределение и выбор будущей  профессии  Программа  социализации и профессиональной ориентации школьников «Шаг в будущее, или новые инструменты  профориентации»  C амоопределение и выбор будущей профессии  6

Самоопределение и выбор будущей профессии

Программа социализации и профессиональной ориентации школьников

«Шаг в будущее, или новые инструменты профориентации»

C амоопределение и выбор будущей профессии

6

Основные идеи программы  – это объединение усилий всех участников УВП с привлечением   к сотрудничеству успешных взрослых, выпускников школы,   знакомых,  членов семей – это привлечение современных предприятий и организаций,   в том числе среднего и высшего профессионального     образования, готовых к сотрудничеству со школой – это занятия в цифровых лабораториях, технопарках, центрах    профессионального самоопределения (Сколково, Зарядье,  ВДНХ  и др.) –  это изучение  и внедрение в УВП современных ЦОРов и  технологий   (форсайт, геймификация, лидерство) 7

Основные идеи программы

– это объединение усилий всех участников УВП с привлечением к сотрудничеству успешных взрослых, выпускников школы, знакомых, членов семей

– это привлечение современных предприятий и организаций, в том числе среднего и высшего профессионального образования, готовых к сотрудничеству со школой

– это занятия в цифровых лабораториях, технопарках, центрах профессионального самоопределения (Сколково, Зарядье, ВДНХ и др.)

– это изучение и внедрение в УВП современных ЦОРов и технологий (форсайт, геймификация, лидерство)

7

Структура программы  «Мы выбираем вместе» – для 1-4 кл. 2. «Я выбираю сам» – для 5 - 8 кл. 3. «Карьерный план современного – для 9-11 кл.    старшеклассника» 8

Структура программы

  • «Мы выбираем вместе» – для 1-4 кл.

2. «Я выбираю сам» – для 5 - 8 кл.

3. «Карьерный план современного – для 9-11 кл. старшеклассника»

8

Задачи и средства профессионального самоопределения Программа/классы Задачи профессионального самоопределения 1. « Мы выбираем вместе » (1-4 кл.)  Средства 1 . Формирование первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности. 2. Выработка ценностно-мотивационных основ саморазвития и самоопределения 3.Формирование позитивного отношения и устойчивого интереса к миру труда и профессий; элементарных представлений о многообразии профессий и о роли современного производства в жизни человека, общества. 1 . Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры из « Азбуки профессий » ).2. Педагогическое просвещение родителей о целях , задачах, формах и методах поддержки проф.самоопределения 3. Постепенная выработка первоначальных трудовых навыков. 4. Общее знакомство с миром профессионального труда, включая встречи с людьми разных профессий и экскурсии на предприятия. 5. Практико-ориентированные проекты , реализуемые во внеклассной деятельности. 9

Задачи и средства профессионального самоопределения

Программа/классы

Задачи профессионального самоопределения

1. « Мы выбираем вместе » (1-4 кл.)

Средства

1 . Формирование первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности.

2. Выработка ценностно-мотивационных основ саморазвития и самоопределения 3.Формирование позитивного отношения и устойчивого интереса к миру труда и профессий; элементарных представлений о многообразии профессий и о роли современного производства в жизни человека, общества.

1 . Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры из « Азбуки профессий » ).2. Педагогическое просвещение родителей о целях , задачах, формах и методах поддержки проф.самоопределения 3. Постепенная выработка первоначальных трудовых навыков. 4. Общее знакомство с миром профессионального труда, включая встречи с людьми разных профессий и экскурсии на предприятия.

5. Практико-ориентированные проекты , реализуемые во внеклассной деятельности.

9

Программа/классы

Задачи профессионального самоопределения

2. «Я выбираю сам»

(5-8 кл.)

Средства

1. Формирование готовности к саморазвитию и самоопределению .

2. Формирование успешного опыта создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности, формирование лидерской позиции.

3. Определение образовательных и профессиональных интересов, мотивов.

4. Выбор профиля обучения , проектирование индивидуальной образовательной траектории

1. Использование профориентационного потенциала различных учебных предметов.

2. Изучение совместно с обучающимися движения WorldSkillsRussia , JuniorSkills ; Ивент-профориентация (событие): «Работа – это здорово, современные профессии – это круто!»; JuniorSkills, направленных на развитие у школьников общих компетенций для профсамоопределения (soft skills).

3. Введение новых практико ориентированные форм профориентации : квесты, индустриальные квестэкспедиции (пришел – увидел – обучился - выполнил); детско-взрослое производство (конструкторское бюро, киностудия); школы реальных дел (заказ школе от работодателей); технические и профессиональные лагеря; научнотехнические сообщества; проф.пробы; ролевые , деловые и имитационные игры «Атлас профессий»; тренинги; проекты профессиональной навигации для детей; проба сил в разных должностях и профессиях; в детских технопарках ВДНХ, Зарядье, Сколково и др .

Задачи и средства профессионального самоопределения

10

Программа/классы

Задачи профессионального самоопределения

3. « Карьерный план современного старшеклассника »

(9-11 кл.)

Средства

1.Формирование учащимися собственной жизненной позиции на этапе первичного профессионального выбора и проектирования успешной карьеры.

2. Формирование умения соотносить собственные притязания и склонности с общественными интересами.

3. Уточнение профильного выбора ; проектирование после школьного образовательно-профессионального маршрута; знакомство со специфическими особенностями выбираемых профессий/специальностей и направлений подготовки .

4. Формирование ценности самообразования и саморазвития

1.Построение учащимися личной профессиональной перспективы .

2.Подготовка к обучению по индивидуальным учебным планам

3.Обсуждение потребительских профилей интересующих профессий .

4.Предпрофильные элективные мини-курсы профессиональной направленности, проф.пробы.

5Информационная работа с семьями, включая составление образовательной карты города.

6.Специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, профессиональное и образовательное консультирование).

7.Знакомство с опытом успешных профессионалов в различных областях

8.Система профильных элективных курсов.

9.Специально организованная ориентационная работа с учащимися и их родителями (диагностика, образовательное консультирование). Внеклассная проектно-исследовательская деятельность учащихся (включая исследование мира профессиональной деятельности).

Задачи и средства профессионального самоопределения

11

Проект Министерства образования Московской области «Путёвка в жизнь школьникам Подмосковья — получение профессии вместе с аттестатом» Приоритетный проект реализуется в рамках исполнения послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.03.2018 , подпункта «б» пункта «2» перечня поручений Президента Российской Федерации от 02.01.2016 № Пр15ГС о разработке и реализации комплекса мер, предусматривающих предоставление учащимся возможности одновременно с получением среднего общего образования пройти профессиональную подготовку по выбранным ими профессиям, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций

Проект Министерства образования Московской области «Путёвка в жизнь школьникам Подмосковья — получение профессии вместе с аттестатом»

  • Приоритетный проект реализуется в рамках исполнения послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.03.2018 , подпункта «б» пункта «2» перечня поручений Президента Российской Федерации от 02.01.2016 № Пр15ГС о разработке и реализации комплекса мер, предусматривающих предоставление учащимся возможности одновременно с получением среднего общего образования пройти профессиональную подготовку по выбранным ими профессиям, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций
Рекомендуемые модели профессионального обучения школьников ( 3 модели )  Программы профобучения формируются в объеме не менее чем 216 часов. Профобучение  школьников осуществляется в 8, 9, 10 классах. Результат обучения (по итогам квалификационного экзамена): свидетельство о профессии рабочего, должности служащего .

Рекомендуемые модели профессионального обучения школьников ( 3 модели )

Программы профобучения формируются в объеме не менее чем 216 часов.

Профобучение школьников осуществляется в 8, 9, 10 классах.

Результат обучения (по итогам квалификационного экзамена): свидетельство о профессии рабочего, должности служащего .

Модель №1. Профессиональное обучение школьников на базе школы. Условия: наличие лицензии на профессиональное обучение у школы; наличие в школе материально-технической базы для обучения профессии; наличие педагогических кадров необходимой квалификации. Обучение осуществляется за счет уроков технологии или часов на внеурочную работу, предусмотренных во ФГОС общего образования преподавателем техникума/колледжа, оформленного по совместительству в школе по договору ГПХ. Финансирование:  за счет средств, выделенных школе.

Модель №1.

Профессиональное обучение школьников на базе школы.

Условия:

  • наличие лицензии на профессиональное обучение у школы;
  • наличие в школе материально-технической базы для обучения профессии;
  • наличие педагогических кадров необходимой квалификации.

Обучение осуществляется за счет уроков технологии или часов на внеурочную работу, предусмотренных во ФГОС общего образования преподавателем техникума/колледжа, оформленного по совместительству в школе по договору ГПХ.

Финансирование: за счет средств, выделенных школе.

Модель №2 . Профессиональное обучение школьников на базе техникума/колледжа. Условия: 1. наличие лицензии на профессиональное обучение у техникума/колледжа;2. наличие в техникуме/колледже материально-технической базы для обучения профессии; 3.наличие педагогических кадров необходимой квалификации. Обучение осуществляется вне рамок ФГОС общего образования — дополнительная программа профобучения. Финансирование : за счет средств, выделенных техникуму/колледжу.

Модель №2 . Профессиональное обучение школьников на базе техникума/колледжа.

Условия:

1. наличие лицензии на профессиональное обучение у техникума/колледжа;2. наличие в техникуме/колледже материально-технической базы для обучения профессии; 3.наличие педагогических кадров необходимой квалификации.

Обучение осуществляется вне рамок ФГОС общего образования — дополнительная программа профобучения.

Финансирование : за счет средств, выделенных техникуму/колледжу.

Модель №3. Профессиональное обучение школьников на базе муниципальных «межшкольных учебных комбинатов», муниципальных центров дополнительного образования. Условия:  1.наличие лицензии на профессиональное обучение у комбината/центра;2.наличие в комбинате/центре материально-технической базы для обучения профессии; 3. наличие педагогических кадров необходимой квалификации. Обучение осуществляется вне рамок ФГОС общего образования — дополнительная программа профобучения. Финансирование : за счет муниципальных средств.

Модель №3. Профессиональное обучение школьников на базе муниципальных «межшкольных учебных комбинатов», муниципальных центров дополнительного образования.

Условия: 1.наличие лицензии на профессиональное обучение у комбината/центра;2.наличие в комбинате/центре материально-технической базы для обучения профессии; 3. наличие педагогических кадров необходимой квалификации.

Обучение осуществляется вне рамок ФГОС общего образования — дополнительная программа профобучения.

Финансирование : за счет муниципальных средств.

 Программа и движение JuniorSkills Это программа ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и соревнований школьников в профессиональном мастерстве. Инициирована в 2014 году Фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело» в партнерстве с АСИ и WorldSkills Россия при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства образования и науки РФ. Движение JuniorSkills является частью движения WorldSkills Russia, а соревнования JuniorSkills – частью чемпионатов WorldSkills. JuniorSkills – международная инициатива Российской Федерации в движении WorldSkills International.  Разработаны программа и методические рекомендации для подготовки и проведения соревнований школьников по профессиональному мастерству по методике WorldSkills.

Программа и движение JuniorSkills

  • Это программа ранней профориентации, основ профессиональной подготовки и соревнований школьников в профессиональном мастерстве.
  • Инициирована в 2014 году Фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело» в партнерстве с АСИ и WorldSkills Россия при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства образования и науки РФ.
  • Движение JuniorSkills является частью движения WorldSkills Russia, а соревнования JuniorSkills – частью чемпионатов WorldSkills. JuniorSkills – международная инициатива Российской Федерации в движении WorldSkills International.
  • Разработаны программа и методические рекомендации для подготовки и проведения соревнований школьников по профессиональному мастерству по методике WorldSkills.

Современные цифровые ресурсы    технологии профессионального информирования, формирования и развития компетенций профессионального самоопределения  (форсайт-технология проектирования личностно-профессионального плана, геймифицированные игровые технологии, технологии лидерства)   практико-ориентированные технологии сопровождения  профессионального выбора  (профессиональные пробы, погружение в профессию, проекты, мастер-классы и др.) 12

Современные цифровые ресурсы

  • технологии профессионального информирования, формирования и развития компетенций профессионального самоопределения (форсайт-технология проектирования личностно-профессионального плана, геймифицированные игровые технологии, технологии лидерства)

  • практико-ориентированные технологии сопровождения профессионального выбора (профессиональные пробы, погружение в профессию, проекты, мастер-классы и др.)

12

Форсайт (англ. Foresight – предвидение, взгляд в будущее ) – технология, с помощью которой проектируется образ будущего и определяются конкретные действия. Технологии . (1)  Основные принципы форсайта: Будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать. Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон. Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно.  Можно подготовиться к будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его. Откуда эта технология? Где мы её взяли?  Из выступлений на конференциях ученых, специалистов, из сборников статей и публикаций, посвящённых проблемам профориентации школьников. 14

Форсайт (англ. Foresight – предвидение, взгляд в будущее ) – технология, с помощью которой проектируется образ будущего и определяются конкретные действия.

Технологии . (1)

Основные принципы форсайта:

  • Будущее зависит от прилагаемых усилий: его можно создать.
  • Будущее вариативно: оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников и заинтересованных сторон.
  • Есть области, по отношению к которым можно строить прогнозы, но в целом будущее нельзя предсказать достоверно. Можно подготовиться к будущему, какое мы хотим видеть, или самим подготовить его.

Откуда эта технология? Где мы её взяли? Из выступлений на конференциях ученых, специалистов, из сборников статей и публикаций, посвящённых проблемам профориентации школьников.

14

 Геймификация  – — (от англ. слова gamification),  это процесс использования игрового мышления и динамики игр для вовлечения аудитории и решения задач, это новый тренд в образовании, который предполагает вовлечение в деятельность через игровые процессы и  даёт возможность моделировать своё будущее.     Геймификация отличается от других игровых практик тем, что реальность остаётся таковой, не превращаясь  в игру, учащийся выполняет и образовательные, и игровые задачи, при этом образовательные цели остаются в приоритете, а игровые – призваны сохранять внутреннюю мотивацию.   15

Геймификация – — (от англ. слова gamification), это процесс использования игрового мышления и динамики игр для вовлечения аудитории и решения задач, это новый тренд в образовании, который предполагает вовлечение в деятельность через игровые процессы и даёт возможность моделировать своё будущее.

  • Геймификация отличается от других игровых практик тем, что реальность остаётся таковой, не превращаясь в игру, учащийся выполняет и образовательные, и игровые задачи, при этом образовательные цели остаются в приоритете, а игровые – призваны сохранять внутреннюю мотивацию.

15

Технологии.  (3) Технология лидерства  - это позиция! Подростки часто предпочитают плыть по течению, а при принятии решений идут на поводу у родителей, друзей и рекламы.  Поэтому важно научить их принимать решения самостоятельно, научить их быть лидерами в своей жизни .  Быть лидером – это значит вдохновлять и вести за собой людей. Это большая ответственность, а подростки часто избегают ответственности. Поэтому, надо объяснить учащимся, что лидерство – это позиция , не обязательно быть лидером с утра до вечера. ( Позиция лидерства познаётся в сравнении с ситуацией дрейфа). Цель школы : по возможности перевести все пункты из списка «дрейф» в список «лидерство».    16

Технологии. (3)

Технология лидерства - это позиция!

Подростки часто предпочитают плыть по течению, а при принятии решений идут на поводу у родителей, друзей и рекламы. Поэтому важно научить их принимать решения самостоятельно, научить их быть лидерами в своей жизни . Быть лидером – это значит вдохновлять и вести за собой людей. Это большая ответственность, а подростки часто избегают ответственности. Поэтому, надо объяснить учащимся, что лидерство – это позиция , не обязательно быть лидером с утра до вечера. ( Позиция лидерства познаётся в сравнении с ситуацией дрейфа).

Цель школы : по возможности перевести все пункты из списка «дрейф» в список «лидерство».

16

 17

17

Новые инструменты профориентации 1   Инновационный центр «Сколково» 18

Новые инструменты профориентации 1

  • Инновационный центр «Сколково»

18

Новые инструменты профориентации 2  Природно-ландшафтный парк «Зарядье»  19

Новые инструменты профориентации 2

  • Природно-ландшафтный парк «Зарядье»

19

Новые инструменты профориентации 3    Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) 20

Новые инструменты профориентации 3

  • Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ)

20

Новые инструменты профориентации 4   Альманах «Атлас новых профессий» Комплект настольных игр по «Атласу новых профессий» 21

Новые инструменты профориентации 4

  • Альманах «Атлас новых профессий»
  • Комплект настольных игр по «Атласу новых профессий»

21

 Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Московская школа управления СКОЛКОВО представили «Атлас новых профессий» , созданный в результате уникального для России масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030».  «Атлас новых профессий» – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет.  Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям». 22

Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Московская школа управления СКОЛКОВО представили «Атлас новых профессий» , созданный в результате уникального для России масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030».

«Атлас новых профессий» – это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Он поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям».

22

«Атлас новых профессий» включает:   Универсальные навыки и умения, дающие конкурентные преимущества будущим специалистам и позволяющие им быстро адаптироваться к высококонкурентной среде.  Рекомендации по выбору вузов, дающих базовую подготовку специалистам профессий будущего.  Перечень российских компаний, готовых к внедрению новых технологий и определяющих спрос на новые компетенции и навыки.  «Профессии-пенсионеры», спрос на которые будет неуклонно снижаться к 2020 году, как не соответствующие потребностям. 23

«Атлас новых профессий» включает:

  • Универсальные навыки и умения, дающие конкурентные преимущества будущим специалистам и позволяющие им быстро адаптироваться к высококонкурентной среде.
  • Рекомендации по выбору вузов, дающих базовую подготовку специалистам профессий будущего.
  • Перечень российских компаний, готовых к внедрению новых технологий и определяющих спрос на новые компетенции и навыки.
  • «Профессии-пенсионеры», спрос на которые будет неуклонно снижаться к 2020 году, как не соответствующие потребностям.

23

 «Атлас» включает в себя более 160 новых и устаревающих профессий в различных отраслях,  в частности :  Медицина:  16 профессий Биотехнологии:  6 профессий Экология:  6 профессий Наземный транспорт:  9 профессий Водный транспорт:  3 профессии Авиация:  7 профессий Космос:  5 профессий ИТ-сектор:  10 профессий Индустрия детских товаров и сервисов:  4 профессии Добыча и переработка полезных ископаемых:  3 профессии Новые материалы и нанотехнологии:    5 профессий Строительство:  6 профессий Робототехника и машиностроение:    8 профессий Энергосети и управление энергопотреблением:  9 профессий Энергогенерация и накопление энергии:  7 профессий Образование:  10 профессий Социальная сфера:  7 профессий Менеджмент:  14 профессий Финансовый сектор:  5 профессий 24

«Атлас» включает в себя более 160 новых и устаревающих профессий в различных отраслях, в частности :

Медицина:  16 профессий

Биотехнологии:  6 профессий

Экология:  6 профессий

Наземный транспорт:  9 профессий

Водный транспорт:  3 профессии

Авиация:  7 профессий

Космос:  5 профессий

ИТ-сектор:  10 профессий

Индустрия детских товаров и сервисов:  4 профессии

Добыча и переработка полезных ископаемых:  3 профессии

Новые материалы и нанотехнологии:   5 профессий

Строительство:  6 профессий

Робототехника и машиностроение:   8 профессий

Энергосети и управление энергопотреблением:  9 профессий

Энергогенерация и накопление энергии:  7 профессий

Образование:  10 профессий

Социальная сфера:  7 профессий

Менеджмент:  14 профессий

Финансовый сектор:  5 профессий

24

Представлявший АСИ на пресс-конференции руководитель департамента проектов и практик направления «Молодые профессионалы»  Владимир Солодов отметил важность Атласа как первого шага, направленного на развитие системы профессиональной ориентации молодёжи:  «Атлас – это не классификатор профессий, и не носит всеобъемлющий характер, его задача – показать масштаб проблемы и подходы к её решению.  В России отсутствуют механизмы ввода в эксплуатацию новых профессий, и мы надеемся, что Атлас станет первым шагом к созданию таких механизмов».  25

Представлявший АСИ на пресс-конференции руководитель департамента проектов и практик направления «Молодые профессионалы» Владимир Солодов отметил важность Атласа как первого шага, направленного на развитие системы профессиональной ориентации молодёжи: «Атлас – это не классификатор профессий, и не носит всеобъемлющий характер, его задача – показать масштаб проблемы и подходы к её решению. В России отсутствуют механизмы ввода в эксплуатацию новых профессий, и мы надеемся, что Атлас станет первым шагом к созданию таких механизмов».

25

Денис Конанчук , руководитель Центра образовательных разработок бизнес-школы СКОЛКОВО:   Развитие мировой экономики настолько динамично, что нынешняя система образования и бизнес требуют совершенно новых компетенций, которые находятся на стыке нескольких отраслей . Данный Атлас – сигнал для абитуриентов, определяющих свою карьерную траекторию, во что стоит инвестировать свое время.  Для вузов и предприятий - это возможность предпринять совместные шаги по разработке новых образовательных  программ уже сейчас, чтобы у нас был шанс вырастить высоко востребованных специалистов к 2020 году».  26

Денис Конанчук , руководитель Центра образовательных разработок бизнес-школы СКОЛКОВО: Развитие мировой экономики настолько динамично, что нынешняя система образования и бизнес требуют совершенно новых компетенций, которые находятся на стыке нескольких отраслей . Данный Атлас – сигнал для абитуриентов, определяющих свою карьерную траекторию, во что стоит инвестировать свое время. Для вузов и предприятий - это возможность предпринять совместные шаги по разработке новых образовательных программ уже сейчас, чтобы у нас был шанс вырастить высоко востребованных специалистов к 2020 году».

26

Наши задачи   Изучить вместе со старшеклассниками альманах новых профессий на основе новых технологий. 2. Найти успешных в профессии людей из числа бывших учеников, родителей, членов семей, знакомых – увлеченных своей профессией, неравнодушных и способных выступить перед школьниками и рассказать о своей профессии, отрасли, где он работает, и перспективах её развития. 27

Наши задачи

  • Изучить вместе со старшеклассниками альманах новых профессий на основе новых технологий.

2. Найти успешных в профессии людей из числа бывших учеников, родителей, членов семей, знакомых – увлеченных своей профессией, неравнодушных и способных выступить перед школьниками и рассказать о своей профессии, отрасли, где он работает, и перспективах её развития.

27

«Атлас профессий». Что это такое?   СТОИТ 24 000 РУБЛЕЙ. КОМПЛЕКТЫ ИГР 28

«Атлас профессий». Что это такое?

СТОИТ 24 000 РУБЛЕЙ.

КОМПЛЕКТЫ ИГР

28

ДЛЯ ЧЕГО КОМПЛЕКТ?  Комплект - это набор игровых и методических решений, направленный на то, чтобы помочь педагогам, специалистам по профориентации и другим неравнодушным людям рассказать подросткам о том, как выглядит будущее работы в доступной и увлекательной форме, а также помочь им самостоятельно строить образовательные и карьерные траектории, определяться с выбором сферы интересов и т.д. 29

ДЛЯ ЧЕГО КОМПЛЕКТ?

Комплект - это набор игровых и методических решений, направленный на то, чтобы помочь педагогам, специалистам по профориентации и другим неравнодушным людям рассказать подросткам о том, как выглядит будущее работы в доступной и увлекательной форме, а также помочь им самостоятельно строить образовательные и карьерные траектории, определяться с выбором сферы интересов и т.д.

29

 УЧАСТНИКИ  От 12 до 99 лет   От 3 до 30 человек   30

УЧАСТНИКИ

От 12 до 99 лет 

От 3 до 30 человек

30

СОСТАВ КОМПЛЕКТА  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ АТЛАСА НОВЫХ ПРОФЕССИЙ  Методическое пособие позволяет постепенно погружать подростков/студентов в общую философию проекта. Материал о будущем и профессиях в нем простроен так, чтобы он усваивался и вызывал интерес. Методическое пособие включает в себя описание того, каким будет мир будущего, какие новые знания потребуются в будущем, методические рекомендации по использованию

СОСТАВ КОМПЛЕКТА

1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ АТЛАСА НОВЫХ ПРОФЕССИЙ

Методическое пособие позволяет постепенно погружать подростков/студентов в общую философию проекта. Материал о будущем и профессиях в нем простроен так, чтобы он усваивался и вызывал интерес. Методическое пособие включает в себя описание того, каким будет мир будущего, какие новые знания потребуются в будущем, методические рекомендации по использованию "Атласа новых профессий", готовый урок по профориентации, классный урок "Разговоры о будущем" и другие материалы, сделанные за годы существования проекта. Учитель имеет возможность получить структурированную информацию об Атласе и начать обсуждение с детьми.

31

СОСТАВ КОМПЛЕКТА  2. РАЗГОВОРЫ О БУДУЩЕМ  Внутри «Разговоров о будущем» представлено   22 урока, посвященных отдельным отраслям экономики . Помимо знакомства с образом будущего каждой из этих отраслей, школьники будут выполнять задания, которые в игровой форме позволят им погрузиться в профессии завтрашнего дня. 32

СОСТАВ КОМПЛЕКТА

2. РАЗГОВОРЫ О БУДУЩЕМ

Внутри «Разговоров о будущем» представлено 22 урока, посвященных отдельным отраслям экономики . Помимо знакомства с образом будущего каждой из этих отраслей, школьники будут выполнять задания, которые в игровой форме позволят им погрузиться в профессии завтрашнего дня.

32

СОСТАВ КОМПЛЕКТА  3. КОМПАС  ПРОФЕССИЙ  Кооперативная настольная игра , в которой взрослые и подростки совместно выращивают вымышленного персонажа от 13 лет до 40. Персонажу нужно развить в себе надпредметные навыки, необходимые для получения одной из специальностей будущего, описанные в Атласе новых профессий.  В его распоряжении будут удачные школьные возможности, взрослые решения и родительская помощь. При это на его жизненном пути будут регулярно случаться те или иные непростые события, способные поколебать его слагаемые жизненного баланса. 33

СОСТАВ КОМПЛЕКТА

3. КОМПАС  ПРОФЕССИЙ

Кооперативная настольная игра , в которой взрослые и подростки совместно выращивают вымышленного персонажа от 13 лет до 40. Персонажу нужно развить в себе надпредметные навыки, необходимые для получения одной из специальностей будущего, описанные в Атласе новых профессий. В его распоряжении будут удачные школьные возможности, взрослые решения и родительская помощь. При это на его жизненном пути будут регулярно случаться те или иные непростые события, способные поколебать его слагаемые жизненного баланса.

33

СОСТАВ КОМПЛЕКТА  4. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЛОТО  Эта игра основана на двух основных механиках – лото и викторина . Они позволяют ученикам присвоить знания о необходимых надпрофессиональных навыках, соотнести профессии будущего со школьными предметами.  Именно надпрофессиональные навыки будут присутствовать практически в любой профессии (в той или иной комбинации). На сегодняшний день система образования не включает в себя формирование понимания важности этих навыков. Поэтому особенно важно познакомить учеников с новыми тенденциями. Это позволит школьникам составить необходимую карту развития для успешного будущего. 34

СОСТАВ КОМПЛЕКТА

4. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЛОТО

Эта игра основана на двух основных механиках – лото и викторина . Они позволяют ученикам присвоить знания о необходимых надпрофессиональных навыках, соотнести профессии будущего со школьными предметами. Именно надпрофессиональные навыки будут присутствовать практически в любой профессии (в той или иной комбинации). На сегодняшний день система образования не включает в себя формирование понимания важности этих навыков. Поэтому особенно важно познакомить учеников с новыми тенденциями. Это позволит школьникам составить необходимую карту развития для успешного будущего.

34

СОСТАВ КОМПЛЕКТА  5. КУРЬЕР, ПРОЩАЙ!  Игра направлена на формирование у школьников понимания того, как быстро меняется мир. Как привычные нам профессии видоизменяются под действием прогресса и новых открытий. Многие профессии стали исчезать.  Их заменяют новые технологии, искусственный интеллект, машины.  Некоторые профессии меняются настолько, что их названия стали совсем другими. Игра предлагает участникам погрузиться в будущее, посмотреть какие события могут повлиять на профессии, увидеть какие профессии исчезнут. 35

СОСТАВ КОМПЛЕКТА

5. КУРЬЕР, ПРОЩАЙ!

Игра направлена на формирование у школьников понимания того, как быстро меняется мир. Как привычные нам профессии видоизменяются под действием прогресса и новых открытий. Многие профессии стали исчезать. Их заменяют новые технологии, искусственный интеллект, машины. Некоторые профессии меняются настолько, что их названия стали совсем другими. Игра предлагает участникам погрузиться в будущее, посмотреть какие события могут повлиять на профессии, увидеть какие профессии исчезнут.

35

СОСТАВ КОМПЛЕКТА  6. СПЕЦИАЛИСТ  БУДУЩЕГО  Игра, развивающая навык разработки образовательной и карьерной траектории . Участники игры управляют жизненной траекторией вымышленного персонажа, которого ждут взлеты и падения, успех и неудачи. 36

СОСТАВ КОМПЛЕКТА

6. СПЕЦИАЛИСТ  БУДУЩЕГО

Игра, развивающая навык разработки образовательной и карьерной траектории . Участники игры управляют жизненной траекторией вымышленного персонажа, которого ждут взлеты и падения, успех и неудачи.

36

ОЖИДАЕМЫЕ  ЭФФЕКТЫ   УЧЕНИК?   РОДИТЕЛЬ?  УЧИТЕЛЬ?   ВСЕ ВМЕСТЕ? 37

ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ

УЧЕНИК? РОДИТЕЛЬ? УЧИТЕЛЬ? ВСЕ ВМЕСТЕ?

37

УЧЕНИК   Познакомится с профессиями из Атласа новых профессий в живой интерактивной форме.  Увидит влияние новых технологий на рынок труда.  Научится оценивать перспективность той или иной профессии.  Узнает, какие надпрофессиональные навыки ему нужно будет развивать для успешной работы. 39

УЧЕНИК

  • Познакомится с профессиями из Атласа новых профессий в живой интерактивной форме.
  • Увидит влияние новых технологий на рынок труда.
  • Научится оценивать перспективность той или иной профессии.
  • Узнает, какие надпрофессиональные навыки ему нужно будет развивать для успешной работы.

39

продолжение УЧЕНИК  Сможет осознать необходимость управления своим собственным развитием сквозь школу и вуз и последующие рабочие места. Увидит взаимосвязь между появлением новых технологий и исчезновением профессий. Познакомится с отраслями российской экономики через рефлексию и дискуссии, получит навыки командной работы. 40

продолжение

УЧЕНИК

  • Сможет осознать необходимость управления своим собственным развитием сквозь школу и вуз и последующие рабочие места.
  • Увидит взаимосвязь между появлением новых технологий и исчезновением профессий.
  • Познакомится с отраслями российской экономики через рефлексию и дискуссии, получит навыки командной работы.

40

РОДИТЕЛЬ   Получит инструмент, позволяющий говорить с ребенком на равных о профессиях будущего на базе современного материала Атласа новых профессий.  Сможет разработать совместно с подростком гипотезу о том, кем он хочет стать и что для это надо сделать. 41

РОДИТЕЛЬ

  • Получит инструмент, позволяющий говорить с ребенком на равных о профессиях будущего на базе современного материала Атласа новых профессий.
  • Сможет разработать совместно с подростком гипотезу о том, кем он хочет стать и что для это надо сделать.

41

УЧИТЕЛЬ   Получит готовый инструмент для длительной профориентации (5-11кл). Материал подготовлен в живой, интерактивной форме.  Сможет сформировать у обучающихся отношение к школе как к трамплину во взрослую жизнь. 42

УЧИТЕЛЬ

  • Получит готовый инструмент для длительной профориентации (5-11кл). Материал подготовлен в живой, интерактивной форме.
  • Сможет сформировать у обучающихся отношение к школе как к трамплину во взрослую жизнь.

42

ВСЕ ВМЕСТЕ  Участники смогут сделать обоснованные предположения о траектории развития обучающегося с учетом надпрофессиональных навыков, рисков рынка труда и собственных интересов. 43

ВСЕ ВМЕСТЕ

Участники смогут сделать обоснованные предположения о траектории развития обучающегося с учетом надпрофессиональных навыков, рисков рынка труда и собственных интересов.

43

№ Группы 1. 2. «Успешные в профессии» 3. Надо сделать  Выявление успешных в профессии и заинтересованных в сотрудничестве со школой лиц-участников проекта. «Связисты», способные к поиску и установлению связей с образовательными организациями» отв. отв. Зам по ВР Саргсян Т.Г. (родители, члены коллектива, родственники, выпускники, знакомые) Отв. Соцпедагог  Горбунова И.А. Трудности Поиск организаций и предприятий-партнеров «Айтишники-Договорщики» Договора и контакты с цифровыми лабораториями и технопаркам отв. Учитель информатики Жуков Иван Николаевич. Результат Поиск и внедрение ЦОРов в УВП школы 49

Группы

1.

2.

«Успешные в профессии»

3.

Надо сделать

Выявление успешных в профессии и заинтересованных в сотрудничестве со школой лиц-участников проекта.

«Связисты», способные к поиску и установлению связей с образовательными организациями» отв. отв. Зам по ВР Саргсян Т.Г.

(родители, члены коллектива, родственники, выпускники, знакомые) Отв. Соцпедагог Горбунова И.А.

Трудности

Поиск организаций и предприятий-партнеров

«Айтишники-Договорщики»

Договора и контакты с цифровыми лабораториями и технопаркам

отв. Учитель информатики Жуков Иван Николаевич.

Результат

Поиск и внедрение ЦОРов в УВП школы

49

Проект № Проект Истории 4. Критерии успеха 5. Проектировщики 1-4кл. «Мы выбираем вместе» 6. Проектировщики Отв. Сыропятова Д.Ф. Команда Надо сделать 1.Составление плана проекта 2.Разработка рекомендаций для учителей начальной школы 3. Другие предложения по реализации проекта Состав рабочей группы 5-8кл. Проектировщики » 9-11 кл. «Карьерный план современного старшеклас- сника –отв. Колтунов А.С. 1.Составление плана проекта 2.Разработка рекомендаций для учителей основной школы 3. Другие предложения по реализации проекта «Я выбираю сам» Отв. Фролова Н.И. 1.Составление плана проекта 2.Разработка рекомендаций для учителей старшей школы 3. Другие предложения по реализации проекта 50

Проект

Проект

Истории

4.

Критерии

успеха

5.

Проектировщики 1-4кл.

«Мы выбираем вместе»

6.

Проектировщики

Отв. Сыропятова Д.Ф.

Команда

Надо сделать

1.Составление плана проекта

2.Разработка рекомендаций для учителей начальной школы

3. Другие предложения по реализации проекта

Состав рабочей группы

5-8кл.

Проектировщики » 9-11 кл.

«Карьерный план современного старшеклас-

сника –отв. Колтунов А.С.

1.Составление плана проекта

2.Разработка рекомендаций для учителей основной школы

3. Другие предложения по реализации проекта

«Я выбираю сам»

Отв. Фролова Н.И.

1.Составление плана проекта

2.Разработка рекомендаций для учителей старшей школы

3. Другие предложения по реализации проекта

50

Проект № Проект Истории 7. Критерии успеха «Законодатели»,  (лица, которые способны изменить и дополнить нормативно/ правовую базу, т.е. разработать локальные акты для реализации проекта ) отв. Павлова Л.А., заместители по направлениям работы 8. Команда Надо сделать «Пиарщики» (Заинтересованные и способные к освещению результатов проекта отв. Арбузова Ю.А. Состав рабочей группы 1.Предложения по изменению ООП школы, РП учителей, а также РП внеурочной деятельности 2.Предложения по разработке локальных актов, регламентирующих реализацию проекта 3. Другие предложения по реализации проекта 1.Информирование общественности, ТВ, СМИ, родителей и др. 2 . Размещение на сайте школы значимых результатов проекта 3.Выступление перед родителями 4.Другие предложения по 51

Проект

Проект

Истории

7.

Критерии

успеха

«Законодатели», (лица, которые способны изменить и дополнить нормативно/

правовую базу, т.е. разработать локальные акты для реализации проекта )

отв. Павлова Л.А., заместители по направлениям работы

8.

Команда

Надо сделать

«Пиарщики»

(Заинтересованные и способные к освещению результатов проекта

отв. Арбузова Ю.А.

Состав рабочей группы

1.Предложения по изменению ООП школы, РП учителей, а также РП внеурочной деятельности

2.Предложения по разработке локальных актов, регламентирующих реализацию проекта

3. Другие предложения по реализации проекта

1.Информирование общественности, ТВ, СМИ, родителей и др.

2 . Размещение на сайте школы значимых результатов проекта

3.Выступление перед родителями

4.Другие предложения по

51

 Форсайт  Форсайт-технология Технология лидерства Геймифицированные технологии Технология edus с rum  Желаю успехов в реализации Программы социализации и профессиональной  ориентации школьников  «Шаг в будущее,  или новые инструменты профориентации»    Автор: Павлова Л.А., замдиректора по НМР, кандидат педагогических наук.  E-mail: rdu-director@mail.ru  2019 г. 52

Форсайт

Форсайт-технология

Технология лидерства

Геймифицированные технологии

Технология edus с rum

Желаю успехов в реализации Программы

социализации и профессиональной ориентации школьников «Шаг в будущее, или новые инструменты профориентации» 

Автор: Павлова Л.А., замдиректора по НМР, кандидат педагогических наук. E-mail: [email protected]

2019 г.

52


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!