СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный проект

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

инновационный прект по теме самообразования

Просмотр содержимого документа
«Инновационный проект»



Автор: Назимкина Людмила Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Отрадненская ООШ» с.Отрадное

Чамзинского района Республики Мордовия





Проблемы гуманизации образования, переход на новые образовательные стандарты, развитие способностей личности ориентируют школьное образование на реализацию личностно – ориентированного обучения. В центре школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного влиять на личное образование, соотнося его с национальными и общечеловеческими достижениями.



Личностно – ориентированное обучение предлагает:

- признание ребенка субъектом развития, обучения, воспитания, реализующего свои устремления к познанию внешнего мира;

-признания способностей ребенка к саморазвитию;

- приоритет внутри личностного содержания образования.







Внедрение активных методов обучения, новых образовательных технологий. Исследование эффективности их использования в учебно – воспитательном процессе.



Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся, обеспечивающих личностное самоопределение, развитие эмоционально – духовной сферы, формирование качеств, связанных с будущей профессией.









1.Способствовать раскрытию и реализации творческих способностей каждого ученика.



2.Обеспечивать в учебно – познавательной деятельности самоопределение каждого учащегося посредством активных форм обучения.







Целенаправленное применение активных методов обучения, новых образовательных технологий, направленных на развитие способностей каждого ученика на уроках русского языка и литературы, позволит ускорить формирование ключевых образовательных компетенций учащихся и добиться повышения качества обучения.





1.Организационный модуль ( мониторинг эффективности использования активных методов обучения)

2.Информационно – методический модуль (создание банка методов, приемов и форм активного обучения, создание системы уроков с применением активных методов обучения)

3. Образовательный модуль (оптимизация образовательного процесса на основе использования активных методов обучения, информационная поддержка внеклассных и внешкольных мероприятий)

4 .Демонстрационный модуль (оформление материалов семинаров, проведение открытых уроков и воспитательных мероприятий, выступления на научно – методических конференциях, публикации материалов по результативности использования активных методов обучения и новых образовательных технологий)

5.Научно – продуктивный модуль (издательская деятельность и использование сети – Интернет)







1.Подготовительный этап: подбор литературы по теме инновационного проекта;

создание компьютерной поддержки инновационного проекта;



2.Этап активных действий: апробирование и внедрение активных методов обучения и новых образовательных технологий, исследование эффективности их использования в учебно – образовательном процессе. Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на основе использования новых образовательных технологий и активных методов обучения.



3.Итоговый результат

-обобщить диагностические данные учащихся – участников инновационного проекта;

- подвести итоги на тематическом педсовете и перед родительской общественностью;

- обобщить опыт применения инноваций в учебно – воспитательном процессе на научно – практических конференциях, семинарах и сети - Интернет







Условия, в которых создавался опыт: Опыт формировался в условиях сельской средней общеобразовательной школы. Социальный состав обучаемых – дети колхозников, рабочих, безработных. Состав обучаемых – 5 – 11 классы.



Длительность функционирования опыта: Педагогический опыт формировался в течение четырех лет, начиная с 2009 года. Данная образовательная модель полностью оправдывает себя и дает положительные результаты. Эффективность методики подтверждается данными мониторинга и результатами участия в конкурсах.



Перспективы развития опыта:

1.Формирование социально – адаптированной личности;

2.Выбор учащимися гуманитарных факультетов;

3.Успешная сдача государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе

Уже более двадцати лет в педагогике обсуждаются вопросы гуманизации образования, развития способностей личности. И снова заговорили об индивидуализации обучения. Долгое время школа давала знания, умения и навыки, но не уделяла внимания тем индивидуальностям, которые сидели за партой. Современная парадигма ориентирует школу на реализацию личностно – ориентированного обучения. В центре школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного влиять на собственное образование.

Несомненно, при личностно – ориентированном обучении на одно из ведущих мест выходит индивидуализация обучения – процесс раскрытия индивидуальности личности. Ее цель состоит в том, чтобы учебно – познавательная деятельность школьников обеспечивала личностное самоопределение, развитие эмоционально – духовной сферы, формирование качеств, связанных с выбором будущей профессии. Можно ли говорить об индивидуализации обучения в связи с содержанием образования? Конечно, ведь элементы содержания имеют не только социальную, но и личностную составляющую.

Знания – это лично трансформируемая информация, которую ученик усваивает в процессе обучения. Одним из элементов содержания является опыт деятельности в знакомых ситуациях, которые необходимо приобрести в процессе обучения. Результаты усвоения этого элемента отражены в общеобразовательных стандартах, а пути формирования тех или иных умений зависят от индивидуальности учащихся, от особенности мышления, памяти, то есть требует индивидуализированного обучения. Необходимым элементом содержания образования является опыт творческой деятельности, который изначально уже ориентировался на отдельного ученика. Следующий элемент - опыт эмоционально – ценностного отношения к миру связан с личностью конкретного человека.

Работу по индивидуализации процесса обучения веду по трем направлениям:

  1. на уроке

  2. всеми многообразными формами внеурочной деятельности

  3. в ходе индивидуальной, самостоятельной работы





Учебно – методический комплект: В своей педагогической деятельности организую и провожу занятия по русскому языку и литературе с опорой на следующие учебники и учебно – методические пособия:



Программа Министерства образования РФ. Русский язык для национальных школ РФ. Авторы: Н.Г.Никольская и др. Санкт – Петербург, «Просвещение», 2002год;

Программа Министерства образования РФ. Русская литература для национальных школ РФ. Авторы: С.К.Бирюков и др. Санкт – Петербург « Просвещение», 2002 год;

Программа курса «Литература» для образовательных учреждений с родным ( нерусским) и русским ( неродным) языком обучения( 4 – 11 классы) под редакцией М.В.Черкезовой, Москва, « Дрофа», 2008 год;

Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский « Просвещение», 2014

Программа общеобразовательных учреждений по литературе 5-9 классы Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. «Просвещение», 2014

Русский язык 5 класс в 2 ч. Т.В. Баранов М.Т, Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А и др.,2015

Русский язык 6 класс в 2 ч. Т.В. Баранов М.Т, Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А и др.,2016

Русский язык 7 класс Т.В. Баранов М.Т, Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А и др.,2017

Русский язык 8 класс Е. А.Быстрова /М./ «Дрофа», 2008

Литература 5 класс в 2-х частях Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. «Просвещение», 2015

Литература 6 класс в 2-х частях Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. «Просвещение», 2016

Литература 7 класс в 2-х частях Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. «Просвещение», 2017

Учебник – хрестоматия по русской литературе для 8 класса нац. школ под ред. М.В.Черкезовой, /М,/, « Дрофа», 2012год









1.На уроке

1.1.Расширяю содержание по русскому языку и литературе посредством использования материала повышенного уровня сложности. Провожу опережающее обучение с учащимися 5 – 7 классов: анализ лирического героя, анализ эпизода, грамматические разборы.



1.2.Широко использую активные методы и формы обучения для самоопределения и индивидуализации учащихся

1. Семинар

а) семинар – развернутое – собеседование, когда учащиеся готовятся по вопросам плана, участвуя в обсуждение темы.

б) семинар – обсуждение докладов и рефератов

в) семинар – диспут, основанный на дискуссии

2.Языковые игры. Они повышают мотивацию обучения школьников, делают уроки живыми, познавательными.

3.Уроки в форме соревнований и игр: турниры, эстафеты, ролевые игры.

4.Уроки с использованием фантазии: урок – сказка, урок – сюрприз

5. Уроки, имитирующие общественно – культурные мероприятия: заочная экскурсия, путешествие, литературная гостиная

Использую разнообразные формы творческих работ:

а) на основе личных впечатлений

б) на основе музыкальных впечатлений

в) на основе жизненных впечатлений

г) на основе фантазийных впечатлений

д) по форме ОГЭ

1.4. В практике использую новые образовательные технологии

Внедряю модульное обучение, которое обеспечивает индивидуализацию обучения по содержанию, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Технология проблемного обучения помогает мне развивать интерес у учащихся через постановку проблемного вопроса или задания. На таких уроках ученик при анализе и обобщении материала проявляет умения самостоятельно выделять связи и отношения между изучаемыми понятиями, решать поставленные задачи.

Технология критического мышления позволяет учащимся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе сопоставления, анализа информации, оценивать различные мнения.

Технология контекстного обучения позволяет стимулировать учащихся к развитию, создает условия для их самовыдвижения

Информационно – коммуникационные технологии позволяют составлять на основе различных материалов презентации, привлекать учащихся к подготовке творческих работ с использованием электронных пособий.



2. Всеми многообразными формами внеурочной деятельности

Индивидуализация личности ребенка особенно ярко проявляется во внеурочной работе. Для этого провожу Неделю русского языка и литературы, конкурсы, викторины, вечера, КВН.

Олимпиады, конкурсы и викторины, исследовательские работы по русскому языку и литературе стали ключевыми моментами в индивидуальной и внеклассной работе с учащимися.

Именно в этом направлении определяются результаты моей работы. Основная работа – исследовательская, которая содействует развитию научно – логического мышления, независимости суждений в детях.

3.Индивидуальная самостоятельная работа учащихся

Эта форма работы с детьми выражается в написании школьных рефератов, исследовательских работ, авторских рассказов. Поисковая работа учит видеть красоту и значимость художественного слова, постигать мастерство писателя. Мною разработан и проведен элективный курс «Основы исследовательской и проектной деятельности».















Результаты участия в конкурсах







Ф.И. ученика

Класс

Номинация

Уровень

участия

Резуьлтат

Кузьмина Анастасия

9

Сочинение «Без наркотиков»

М

1 место

Сарафанов Вадим

9

Сочинение «Калейдоскоп профессий»

М

3 место

Шакин Алексей

9

Конкурс творческих работ « Да святится имя твое»

М, Р

1место, 3 место

Шишканов Василий

7

XII Республиканский конкурс молодежных творческих проектов «Калейдоскоп профессий»

М

2место

Кузьмина Анастасия

9

Конкурс «Искусство слова»

М

2 место

Шакин Алексей

9

Конкурс «Искусство слова»

М

2 место

Шакин Алексей

9

Конкурс исследовательских работ на знание государственной символики

М

1 место



Конкурс творческих работ «Сказка о лесе»

ВР

М


3 место

3 место

Назимкина Ольга

7

«Познание и творчество»

ВР

Призер

Кусляйкин Павел

7

Конкурс стихотворений

ВР

2 место

Арестов Руслан

8

Всероссийский конкурс военно - патриотических проектов

ВР

Сертификат

Шишканов Василий

7

Детско- юношеская научно – практическая конференция « Мир в наших руках»

М

2 место







Педагогических методик много, все они по - своему уникальны, однако анализируя свою работу, могу сказать , что наибольшая эффективность образовательного процесса достигается только при взаимодействии всех субъектов данного процесса: и педагога, и ученика. Только это приведет нас к обоюдному изменению личности, поведения, деятельности, результату учебного процесса. Активные же методы обучения позволяют вовлекать в процесс познания всех участников, исключают доминирование одного мнения над другими.

























МБОУ «Отрадненская основная общеобразовательная школа»

Чамзинский район

Республика Мордовия





Урок - путешествие

«В царстве русского языка»

для учащихся 8 класса



Подготовила: Назимкина Людмила Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ « Отрадненская ООШ»





Цель урока: обобщить и систематизировать знания по разделам русского языка;

Задачи урока: показать языковое богатство русского языка,

учить работать со словарем,

прививать интерес к языку своей страны,

воспитывать чувство гордости за свою Родину и ее государственный язык



Оборудование урока: презентация, раздаточный материал, словари



Сегодня мы с вами, ребята, совершим удивительное путешествие по знакомым провинциям замечательного царства Русского языка.

«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего,» - писал Л. Н. Толстой.

Сейчас мы погрузимся во всю неизмеримость русского языка и постараемся уловить чудные его законы. Русский язык – это целая языковая система, посмотрите на таблицу. (Учащиеся вспоминают разделы науки о языке и заполняют таблицу «Языковые единицы»)



Языковая система

Раздел науки о языке

Языковые единицы

Графика

Фонетика

Звуки

Орфография

Словообразование

Значимые части слова

⌐ᴖ^□

Способы словообразования

Лексика

Слова

Фразеология

Фразеологический оборот

Морфология

Части речи и их формы

Пунктуация

Синтаксис

Словосочетание

х ─↘

Простое предложение

[−=−--~~­·­·]

Сложное предложение





Наше путешествие начинается с провинции «Фонетика», где предлагаются вам такие задания:

1.В каком слове произносится гласный звук Ы ?

а) трубочист в) лифт

б) акция г) аист

2.В каком слове произносится звук Й?

а) полет в) люстра

б) время г) маяк

3.В каком слове букв больше, чем звуков?

а) отъезд в) майор

б) поешь г) письмо

Следующая провинция - «Словообразование». Здесь вас поджидают задания:

1.Разберите по составу слова: вьющиеся, аккуратно, подпрыгнуть.

2 Укажите способы образования данных слов.

3.Расскажите, что такое приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова?



Одна из самых сложных и в то же время занимательных провинций царства Русского языка - « Лексикология и Фразеология».

Язык – живое, развивающееся явление. Как все в мире, языки рождаются и умирают, но не бесследно: пройдя очень долгий жизненный путь, они оставляют свои следы в других, новых языках. Классическим примером может служить жизнь древнегреческого и латинского языков. Они считаются «мертвыми», потому что на них не говорят современные люди. Зато они сохранились в древних текстах, их корни проросли во все европейские языки: латынь, например, стала языком науки, большая часть новейшей терминологии основана на древнегреческом языке и латыни. Далеко ходить не надо, достаточно вспомнить названия школьных дисциплин (литература, математика, физика, химия, биология и т. д.) или названия предметов, которые нас окружают в повседневной жизни (телефон, велосипед, автомобиль, компьютер и другие). Но это не значит, что русский язык такой несамостоятельный. Это значит, что он восприимчивый, гибкий, что он способен впитывать опыт других стран и народов, что он развивает традиции и культуры. Получается, что с помощью языка мы разговариваем, общаемся не только друг с другом, но и с людьми, которые живут сейчас за тысячи километров.

У языка две основные функции: быть средством общения и средством выражения мыслей и чувств. Эти функции тесно взаимосвязаны.

(Сообщение ученика) Лексикология – интересный раздел науки о словарном составе языка. Я расскажу вам о нескольких словах.

Ровесник – ровный, одинаковый, родившийся в одно время с кем – либо. Древний суффикс – ЕС – встречается в словах чудеса, небеса, словесник.

Сверстник – «сверстанный» в одно время с кем – либо. Однокоренные слова – верстать, верстак.

Слово реванш – заимствованное из французского языка и означает оплата, возмездие. Первое значение – «оплата за поражение в войне, игре», второе – «повторная борьба, игра с целью взять верх над победителем предыдущего соперничества» - матч – реванш.

Лексикология изучает лексические разряды слов. Многозначные и однозначные слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова. Многие русские слова заимствованы из различных языков мира. Слова парус, фонарь, монах, анализ, синтез, поэт, лабиринт пришли к нам из греческого языка;

Сельдь, камбала, тундра, пурга – из скандинавских и финских языков;

Штаб, штурм, школа, слесарь, фронт – из немецкого языка;

Катер, яхта, футбол, матч, джаз, матрос – из английского языка;

Колпак, сарафан, шашлык, ярлык, тулуп, утюг, алмаз – из тюркских языков.

Некоторые русские слова произошли от имен собственных, названий городов или районов различных стран. Например, название шерстяной ткани кашемир – от названия индийского штата Кашмир, откуда первоначально привозили эту ткань в нашу страну. Французский город Тюль славился производством тонкой, ажурной ткани, отсюда и ее русское название тюль. А слово брюки происходит от названия голландского города Брюгге, торговавшего отличным сукном, из которого и шили этот предмет одежды.

Учитель: Вот видите, сколько интересного и полезного дает нам это путешествие. А сейчас задание по «Фразеологии». Объясните название фразеологизмов:

Спустя рукава – (небрежно)

Ломать голову – (долго размышлять)

Делать из мухи слона – (преувеличивать)

Держать язык за зубами – ( уметь молчать)

Упасть духом – (отчаяться)

Вдали мелькают огоньки. Это провинция «Морфология» зовет вас к себе в гости.

Вставить буквы, объяснить правописание слов. Назвать части речи в третьем предложении (работа по карточкам).

Наш самолет обг..няет косяки перелетных птиц. Вн..зу бл..стит река. С ее старого русла, заросш… кустарником, по..нимают..ся стаи гусей и уток, испуга…ых приближением самолета. Сделав разворот, мы снижаемся на ра…чищенную посреди леса площадку. Еще (не) выходя из кабины, летчик кричит своему старому приятелю: «Как живеш…, дедушка?»

Провинция «Синтаксис». Вспомните, ребята, как много зависит от одной только запятой. («Казнить нельзя помиловать.»)

(Письмо под диктовку с взаимопроверкой и оценкой). 1.Русский язык является тем мостом, который связывает наши народы.2. С помощью его осуществляется обмен духовными ценностями и происходит взаимообогащение культур.

Задания: напишите номер простого предложения; выпишите из первого предложения словосочетание со связью согласование и управление.

- Какие виды связи слов в словосочетании вы знаете еще? Охарактеризуйте все виды связи слов в словосочетании.

Русский язык – один из сложнейших языков мира. Чтобы помочь вам в его изучении, созданы словари – замечательные помощники, но вам нужно уметь пользоваться словарями, находить в них нужную информацию.

Сообщение ученика «Как работать со словарем»

Словари и справочники всегда помогают людям расширять свои знания, повышать языковую культуру. Однако для того чтобы получить помощь от словарей, еще недостаточно знать о том, какие словари существуют, нужно уметь ими пользоваться.

Словари составлены как бы из кирпичиков - из множества словарных статей. Каждая статья рассказывает о понятии, обозначаемом словом. В разных школьных словарях и справочниках словарные статьи будут иметь свои особенности. Словарная статья начинается с заголовка. В языковых словарях заголовок всегда имеет ударение.

В словарной статье языкового словаря помещаются иллюстрированные цитаты и речения, которыми авторы словарей подтверждают, оправдывают употребление слова и выражения в языке.

Предисловие является важной частью школьного словаря. Чтобы впустую не тратить времени на поиски нужной справки о слове, следует внимательно прочитать предисловие. В нем говорится о составе слов, об их расположении в словаре, о том, как они в нем объясняются. (Учащиеся в нескольких словах рассказывают о словарях.)

Учитель: «…Звучен язык Вергилия и Овидия, но ведь не свободен он, ибо принадлежит к прошлому. Певуч язык Гомера, но и он в пределах древности. А русский язык жив. Он живет для будущего. Он может обогащаться всеми новыми достижениями и сохранить свою певучую прелесть», - писал Н. Рерих.

Наше путешествие заканчивается. Мне очень хочется надеяться, что вы, ребята, будете беречь свой язык, свою культуру, свою Родину. Мы несем ответственность за чистоту нашего языка, чтобы не дать стереться ни одной грани этого драгоценного кристалла, не замутить полноводную реку русского языка…



Дай, Бог, нам прадедов наследие сберечь,

Не притупить свой слух там, где ему все

ново,

И, выплавив строку, дождаться светлых

встреч,

С прозреньем Пушкина и красками Рублева…

(В. Рождественский)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!