СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Инновационный подход в изучении современного производства стекла, ассортимента стеклянных изделий»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Инновационный подход в изучении современного производства стекла, ассортимента стеклянных изделий»»

Областное государственное бюджетное учреждение

«Промышленно-коммерческий техникум»









Методическая разработка урока 
по учебной дисциплине: «Товароведение непродовольственных товаров»













Тема: «Инновационный подход в изучении современного производства стекла, ассортимента стеклянных изделий»






















Общая дидактическая цель: создать условия для:

  1. Изучения и осмысления блока новой учебной информации

  2. Применение системы ЗУН в знакомой и новой учебных ситуациях

  3. Проверки уровня усвоения системы ЗУН


Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект:

  1. Сформировать целостное представление о современном производстве стекла; ассортименте стеклянных изделий.

  2. Закрепить знания обучающихся по новой теме


Развивающий аспект: способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей обучающихся:

  1. Коммуникативной: высказывать суждения, вступать в речевое взаимодействие на уровне диалога, давать краткие ответы на поставленные вопросы.

  2. Информационной: использовать информационные источники разного типа (сообщение, доклад обучающихся); преобразовывать информацию (свертывать и развертывать) в соответствии с поставленной задачей.

  3. Технологической: планировать организацию учебно-познавательного процесса (составление плана изучения нового материала).

  4. Учебно-исследовательской: проводить сравнения, анализировать, делать выводы; применять ЗУН для решения новых учебно-познавательных и практических задач.

  5. Рефлексивной: оценивать результативность деятельности своей группы, выделять причины учебных неудач группы и себя в том числе; предлагать способы устранения «пробелов».

Воспитательный аспект: воспитать потребность использовать в учебной деятельности все новое, прогрессивное; повышать интерес к профессии.











Тип урока: комбинированный.

Форма урока: традиционная с элементами деловой игры.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся.

  1. Фронтальная 

  2. Индивидуальная

  3. Групповая (во время деловой игры)

Методы обучения: В зависимости от особенностей познавательной деятельности обучающихся.

  1. Объяснительно-иллюстративный (компьютерная презентация)

  2. Частично-поисковый.

В ходе урока применяются элементы педагогических технологий:

  1. Уровневой дифференциации

  2. Проблемного обучения

Оборудование и наглядность: иллюстрации, коллекция стеклянных изделий, компьютер, проектор, экран, каталоги, деревянная палочка или карандаш.
За неделю до проведения урока преподаватель сообщает обучающимся тему и формирует творческую группу «работников музея», которые будут проводить экскурсию. Они готовят музыкальное оформление, экспозиции музея, плакаты, ТСО.





















ХОД УРОКА


1.Организационный этап -2мин.


Здравствуйте уважаемые студенты и гости!

Сколько человек присутствует на уроке?


2. Актуализация опорных знаний, умений, навыков, мотивационных состояний -15мин

Стих о стекле-1мин

Перед началом урока предлагаю вам посмотреть видео, чтобы понять о чем же сегодня пойдет речь.
Звучит музыка стекла.
На экране проецируется изделия из стекла, хрусталя -2мин.

Экскурсовод (на фоне красивой музыки и презентации) Сегодня мы в нашем «Музее стекла» подробно ознакомимся с производством, с историей стекла; ассортиментом стеклянных товаров.

Этап целеполагания и мотивации через постановку проблемы. Сейчас перед вами выступит наш первый экскурсовод и расскажет о истории появления стекла

Задание по группе: прослушать сообщения экскурсоводов и сделать тезисные записи.

Экскурсия в музее стекла сопровождается показом слайдов.

ЭКСКУРСОВОД № 1 ИСТОРИЯ СТЕКЛА.

История стекла уходит в глубокою древность. Известно, что в Египте и Месопотамии его умели делать уже 600 лет назад. Вероятно, стекло начали изготовлять все же позже, чем первые керамические изделия, так как для его производства требовались более высокие температуры, чем для обжига глины. Если для простейших керамических изделий было достаточно только глины, то в состав стекла необходимо включить минимум три компонента.

Изделия из стекла так же, как и из керамики, практически не подвергаются атмосферным воздействиям и хорошо сохраняются даже под слоем земли. Эти изделия оказались важнейшими документами далекого прошлого. Благодаря стеклу до нашего времени дошли величайшие художественные произведения различных эпох культуры человечества.

Первый стекольный завод России построен в 1636 г. близ г. Воскресенка под Москвой. На нем выдували оконное стекло и стеклянную посуду. Через 30 лет в селе Измайлово, также под Москвой, был построен завод, на котором изготовляли высококачественные стаканы, графины, фляги, кувшины и др. Особенно быстро стеклоделие развилось при Петре I. В XVIII веке около Москвы действовало 6 стекольных заводов.

Главный потребитель стекла в настоящее время – строительная индустрия. Больше половины всего вырабатываемого стекла приходится на оконное – для остекления зданий и транспортных средств. Кроме того, стекло используют в качестве стенового и отделочного материала в виде пустотелых кирпичей, блоков из пеностекла, а также облицовочных плиток. В довольно большем количестве из стекла изготовляют вату, волокно и ткани для тепловой и электрической изоляции. 

Спасибо, теперь перед вами выступит эксперт в области производства стекла и стеклянных изделий


ЭКСКУРСОВОД № 2 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА СТЕКЛА.

Сырьем для производства обычного стекла служат чистый кварцевый песок, сода и известняк. Эти вещества тщательно перемешивают и подвергают сильному нагреванию (1500˚С).

Образовавшиеся силикаты натрия и кальция сплавляют с песком, который берут в избытке. Стекло не является индивидуальным веществом, а представляет собой сплав нескольких веществ.

Если в качестве сырья будут поташ, оксид свинца(II) и песок, то получится хрустальное стекло. Это стекло сильно преломляет свет и поэтому применяется в оптике для изготовления линз и призм. Из него изготавливают также хрустальную посуду.

Из чистого песка получают кварцевое стекло. Расплавленный песок, остывая, образует стекловидную массу. В отличии от обычного стекла кварцевое стекло мало изменяется в объеме при изменении температуры. Посуду, изготовленную из него, можно накалить до бела, бросить в холодную воду, и она не треснет.
Для получения цветных стекол к сырью добавляют оксид соответствующего металла. Так, например, при добавлении оксида кобальта (II) получают синее стекло. Оксид хрома(III) придает стеклу зеленый цвет – получают зеленый цвет стекла. Оксид меди (II) придает сине-зеленый цвет. Добавлением небольших количеств мелкораздробленного золота получают рубиновое стекло.
Украшение (декорирование) стеклянных изделий.
Украшение на стекло может быть нанесено в процессе изготовления изделия (в горячем состоянии) и на готовые изделия (в холодном состоянии).

  1. Украшения стеклянной посуды в горячем состоянии осуществляется различными способами: окрашивание стекла, прикрепление горячей стекломассы в форме капель, ниток, пузырьков, нацвет, налепы, кракле, или «мороз» (нагретая заготовка опускается в холодную воду до образования трещин, которые оплавляются при выдувании изделия до нужных размеров и форм), металлоизделия – процесс осаждения металлов на поверхность.

  2. Украшение в холодном состоянии.

  3. Механический способ. Абразивными материалами наносят на стеклоизделия матовую ленту, номерную шлифовку, алмазную грань, гравировку. 
    Номерная шлифовка – несложные матовые или прозрачные рисунки, их нумеруют.
    Алмазная грань – узоры, образованные двух-, трехгранными прорезями (бороздками) с помощью абразивного круга. Алмазной гранью украшают хрустальные изделия.
    Химический способ. Украшения наносят путем травления плавиковой кислотой. Существует простое, сложное и глубокое художественное травление.
    Украшение наносится красками: живопись, украшение золотом (усик – 1мм, отводка – до 3 мм, лента – 4-10 мм), декалькомания (с помощью переводных картинок), украшение люстрами (краски на основе солей цветных металлов) и др.

    ЭКСКУРСОВОД № 3. ВИДЫ СТЕКЛА.
    ВИТРАЖИ

Теперь предлагаю послушать искусствоведа по стеклу
Витраж – это декоративная орнаментальная или тематическая композиция, изготовленная из кусков разноцветного стекла, заполняющая оконный проем. Витраж широко использовался для архитектурного оформления готических храмов.
Искусство витража получило развитие в эпоху средневековья и достигло наибольшего расцвета в эпоху Возрождения. Слово «витраж» происходит от французского vitre – «оконное стекло». Кроме разноцветного стекла использовались стекла, расписанные красками. В качестве последних широко применяли тонко растертые смеси оксидов металлов: меди, железа и др. с легкоплавкими стеклами. По описанию монаха Теофелла в XII в. Витражи изготавливались следующим образом: заранее нарезанные и хорошо подогнанные друг к другу куски цветного стекла обертывались по краям полосками свинца. Обернутые куски раскидывались на столе и плотно подгонялись друг к другу, а затем свинцовые перемычки спаивались припоем из сплава олова и свинца. Спаивание проводилось с обеих сторон.
Считают, что хрусталь был открыт в Англии в XVII столетии.

КВАРЦЕВОЕ СТЕКЛО
Его получают плавлением чистого кварцевого песка или горного хрусталя, имеющим состав SiO2.
Для его изготовления требуется очень большая температура.
Расплавленный кварц обладает высокой вязкостью, и из него трудно удаляются пузырьки воздуха. Поэтому кварцевое стекло часто легко узнается по заключенным в нем пузырькам.
Важнейшим свойством кварцевого стекла является способность выдерживать любые температурные скачки.

«БЕЗОПАСНЫЕ» СТЕКЛА
Вероятно, каждому городскому и сельскому жителю довелось видеть на автотранспорте разбитое лобовое стекло. Первым из «безопасных» стекол, примененных для остекления автомобилей, был триплекс. Он в настоящее время несет свою службу, при ударе на триплексе образуются многочисленные радиальные и концентрические трещины, но не осколки. Триплекс состоит из пакета, образованного из двух или более листов обыкновенного стекла, между которыми проложена прозрачная пластиковая пленка, прочно соединенная со стеклом склеивающим составом. Наиболее широко распространенными является трехслойный триплекс.
В качестве органической прокладки в нем используют целлулоид.


ПЕНОСТЕКЛО

Пеностекло - пористый материал, представляющий собой стеклянную массу, пронизанную многочисленными пустотами. Оно обладает тепло- в звукоизоляционными свойствами, небольшой плотностью и высокой плотностью, сравнимый с бетоном. Пеностекло не тонет в воде и поэтому используется для изготовления понтонных мостов и спасательных принадлежностей. Однако его главная особенность применения – строительство, пеностекло легко поддается механической обработке: кипением, резанием, сверлением и обтачиванием на токарном станке.
Для изготовления пеностекла используют стеклянный бой и различные отходы стекольного производства. К ним добавляют пенообразователи, которые образуют газы при высокой температуре: кокс, мел и другие материалы. Стеклянный бой и пенообразователи подвергают тонкому измельчению и хорошо перемешиваются. Смесь помещают в железные формы и нагревают в них до 800 градусов, при этом пылинки стекла спекаются и образуют полоски. При дальнейшем повышении температуры пенообразователи приводят к образованию газов, растягивающих стеклянные полоски. Затем следует резкое охлаждение, в результате чего вязкость стекольной массы повышается, пена становится устойчивой и при дальнейшем охлаждении окончательно закрепляется. 

ЭКСКУРСОВОД № 4 ПОСУДА ИЗ СТЕКЛА.

А теперь перед нами выступит продавец стеклянных изделий об ассортименте стеклянных товаров.

Ассортимент стеклоизделий подразделяют по составу стекломассы, способу выработки, назначению, видам, фасонам, размерам и способам украшения.
Размер тарелок, блюдец определяется по верхнему диаметру, мм; стаканов и других полых изделий – по вместимости, см3 или л; высоких изделий (вазы) – по высоте, мм.

Столовая посуда (сортовое стекло
Ассортимент столовой посуды подразделяется по функциональному назначению:

  • Изделия для принятия пищи и напитков; в эту группу входят бокалы, бокальчики, стаканы, рюмки, фужеры, тарелки, чашки и др.
    Бокалы для красного вина – широкие, вместительные, на ножке и без нее, обычно из бесцветного стекла, чтобы подчеркнуть цвет вина, вместимостью 100 – 150 см3.
    Бокалы для белого вина – также широкие и вместительные, но меньшего размера и удлиненной формы.
    Бокалы для шампанского – широкие на ножке, элегантных пропорций, это классика. В последнее время выпускают бокалы для шампанского высокие, узкие изящной удлиненной формы.
    Изделия для подачи пищи и напитков – менажницы, блюда, вазы, графины, солонки, сахарницы, селедочницы, салатники, масленки и др.

  • Менажницы – блюда с секциями (3-5) для подачи нескольких видов холодных закусок.
    Посуда для кратковременного хранения пищи: колпаки для сыра, кувшины, чайницы.
    Прочие изделия (подносы, пепельницы и др.), приборы и наборы.
    Изделия из хрусталя вырабатывают выдуванием и прессованием. К ассортименту хрустальной посуды относят изделия для сервировки стола, вазы, салатники и др. Хрустальные изделия могут быть в металлической оправе из серебра, мельхиора, нейзильбера.
    Хозяйственная и кухонная посуда.
    К хозяйственной посуде относят банки для консервирования, термосы, колбы для термосов, сифоны бытовые и др.
    Кухонная посуда предназначена для приготовления пищи, выполняется для жаростойкого стекла методом прессования с последующей закалкой. В ассортимент кухонной посуды входят кастрюли, жаровни, сковородки и др.
    Художественные изделия вырабатывают из высококачественного стекла и из хрусталя. К ним относят скульптуры малых форм, вазы, декоративные блюда, туалетные приборы (лоток для туалетных принадлежностей, пудреницы и др.)

  1. Этап закрепление знаний, умений и навыков -10-12мин.

Интерактивная часть

ЗАДАНИЕ: Разделить обучающихся на 2 группы, для работы с кластером по теме «Стекло и стеклянные товары» Подвести итог и оценить работу групп.

  1. Этап осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Шесть шляп критического мышления.

ЗАДАНИЕ: Обучающиеся делятся на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп: белая, желтая, черная, красная, зеленая, синяя (по выбору). Нужно представить свой опыт, свои впечатления и мысли по теме урока, исходя из цвета шляпы.

ВОПРОСЫ К ШЛЯПАМ.

  1. Первая группа (белая шляпа). Что нового мы узнали в «музее стекла»?

  1. Вторая группа (желтая шляпа). Какие положительные стороны можно отметить в современном производстве стекла?

  1. Третья группа (черная шляпа). Какие отрицательные стороны вы виде в использовании стекла дома и в офисе?

  2. Четвертая группа (красная шляпа). Какие виды изделий из стекла вызывают у вас положительные эмоции?

  1. Пятая группа (зеленая шляпа). Возможно ли в стекольной промышленности применение тонкого стекла при изготовлении полок для корпусной мебели в домашних условиях?

  1. Шестая группа (синяя шляпа). Обобщение собранного материала. 

В ходе экскурсии, работы над кластером, изучения видов стекла и ассортимента стеклянных изделий выяснилось, что современное производство стекла определяется полезностью для потребителя, имеет комплекс таких свойств, как надежность, долговечность, эстетичность и экологичность. Но есть еще отрицательные стороны. Например, некоторые виды стекла Российского производства выдерживают меньше нагрузки, являются непредсказуемыми по сравнению с китайским производством, что свидетельствуют о неравномерности структуры и низком качестве продукции.
V. ИТОГ УРОКА. ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП КОНТРОЛЯ. Рефлексия

Преподаватель: А сейчас я предлагаю каждой группе составить синквейн по теме нашего урока
Подведем итоги урока. Для себя вы открыли много нового, интересного и полезного в музее стекла. На уроке применялись разные виды учебной деятельности: экскурсия, самостоятельная работа, исследовательская работа.




































1. Первая группа (белая шляпа).

Что нового мы узнали в «музее стекла»?


2. Вторая группа (желтая шляпа).

Какие положительные стороны можно отметить в современном производстве стекла?


3. Третья группа (черная шляпа).

Какие отрицательные стороны вы виде в использовании стекла дома и в офисе?


4. Четвертая группа (красная шляпа).


Какие виды изделий из стекла вызывают у вас положительные эмоции?


5. Пятая группа (зеленая шляпа).

Возможно ли в стекольной промышленности применение тонкого стекла при изготовлении полок для корпусной мебели в домашних условиях?


6. Шестая группа (синяя шляпа). Обобщение собранного материала.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!