СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

К инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере непрерывного образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику. Учебно-воспитательный процесс, занимающий центральное место в педагогике, можно рассматривать как инновационный, т.к. его цель заключается в передачи учащимся новых для них знаний, формировании новых свойств личности. Если бы мы располагали эффективными методами изучения и оценки инновационных процессов, то это позволило бы их регулировать, усиливать практическую пользу и повышать целенаправленность.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии обучения»

Инновационные технологии обучения

Инновационные технологии обучения

Интерактивные технологии Конкретная ситуация Модерация Ролевая игра (орг. деятельностная игра) Мозговой штурм

Интерактивные технологии

Конкретная

ситуация

Модерация

Ролевая игра

(орг. деятельностная

игра)

Мозговой

штурм

Интерактивные технологии развивают Способность к анализу информации и определению проблемы; Умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы; Умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия; Способность к дискуссии и переговорам, т. е. умение выслушать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения

Интерактивные технологии развивают

  • Способность к анализу информации и определению проблемы;
  • Умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы;
  • Умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия;
  • Способность к дискуссии и переговорам, т. е. умение выслушать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения
Интерактивные технологии Традиционные методы Интерактивные методы Педагог Педагог Информатор Партнёр–помощник Учащийся Учащийся  (инициативный) субъект деятельности, способный самостоятельно решать проблемы Объект

Интерактивные технологии

Традиционные

методы

Интерактивные

методы

Педагог

Педагог

Информатор

Партнёр–помощник

Учащийся

Учащийся

(инициативный)

субъект деятельности, способный самостоятельно решать проблемы

Объект

Модерация – это именно тот способ проведения занятий или совещаний, который быстрее приводит к результатам и даёт возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные

Модерация – это именно тот способ проведения занятий или совещаний, который быстрее приводит к результатам и даёт возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные

Метод модерации отличает Чёткое структурирование (логика отдельных фраз) всего процесса обсуждения проблемы и принятия решения в соответствии с заявленными целями; Специфические требования к профессиональной компетентности и личностным особенностям организатора, так называемого модератора; Наличие свода обязательных правил игры для всех участников

Метод модерации отличает

  • Чёткое структурирование (логика отдельных фраз) всего процесса обсуждения проблемы и принятия решения в соответствии с заявленными целями;
  • Специфические требования к профессиональной компетентности и личностным особенностям организатора, так называемого модератора;
  • Наличие свода обязательных правил игры для всех участников
«Правила игры» для участников модерации Правило 1 Высказывания должны быть краткими  Правило 2 Не разрешается говорить нескольким участникам одновременно  Правило 3 Главные идеи и предложения должны быть визуализированы  Правило 4 Все обсуждения ведутся письменно  Правило 5 Применяются так называемые «конфликтные знаки»

«Правила игры» для участников модерации

Правило 1 Высказывания должны быть краткими

Правило 2 Не разрешается говорить нескольким участникам одновременно

Правило 3 Главные идеи и предложения должны быть визуализированы

Правило 4 Все обсуждения ведутся письменно

Правило 5 Применяются так называемые «конфликтные знаки»

Этапы процесса модерации I этап – Знакомство с целью установления свободной и доверительной атмосферы II этап – Определение и формулировка Проблемы или темы обсуждения III этап – Обсуждение темы в малых группах и общая презентация результатов IV этап – Обобщение и конкретизация результатов работы V этап – Подведение итогов работы и обмен впечатлениями

Этапы процесса модерации

I этап – Знакомство с целью установления

свободной и доверительной атмосферы

II этап – Определение и формулировка

Проблемы или темы обсуждения

III этап – Обсуждение темы в малых группах

и общая презентация результатов

IV этап – Обобщение и конкретизация

результатов работы

V этап – Подведение итогов работы

и обмен впечатлениями

Этапы процесса модерации I этап – создание настроя учащихся на предстоящую работу, определение атмосферы открытости и доверительности, выявление ожиданий участников, относительно предстоящей работы; II этап – формулировка темы предстоящего обсуждения, определение для каждого участника группы значимость проблемы для него лично, его собственную роль в разрешении проблемы, но не обсуждение проблемы по существу; III этап – выдача участникам различных алгоритмов, «сценариев» для обсуждения проблемы, непосредственное обсуждение темы в рамках, предварительно оговорённого временного регламента; IV этап – анализ и обобщение проделанной работы и составление: перечня (каталога) взвешенных проблем, который признаётся всеми участниками; списка задач, выработанных с целью разрешения проблем, с указанием конкретных мероприятий, заданий отдельным лицам или подгруппам, а также сроков их выполнения; V этап – подведение итогов работы в деловом аспекте, свободный обмен мнениями и впечатлениями между участниками

Этапы процесса модерации

I этап – создание настроя учащихся на предстоящую работу, определение атмосферы открытости и доверительности, выявление ожиданий участников, относительно предстоящей работы;

II этап – формулировка темы предстоящего обсуждения, определение для каждого участника группы значимость проблемы для него лично, его собственную роль в разрешении проблемы, но не обсуждение проблемы по существу;

III этап – выдача участникам различных алгоритмов, «сценариев» для обсуждения проблемы, непосредственное обсуждение темы в рамках, предварительно оговорённого временного регламента;

IV этап – анализ и обобщение проделанной работы и составление:

  • перечня (каталога) взвешенных проблем, который признаётся всеми участниками;
  • списка задач, выработанных с целью разрешения проблем, с указанием конкретных мероприятий, заданий отдельным лицам или подгруппам, а также сроков их выполнения;

V этап – подведение итогов работы в деловом аспекте, свободный обмен мнениями и впечатлениями между участниками

Ролевая игра – это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путём специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации

Ролевая игра – это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путём специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации

Отождествление с ролью помогает учащемуся Обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в личностно и профессионально значимых ситуациях; Установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнёров по общению; Пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных обстоятельствах

Отождествление с ролью помогает учащемуся

  • Обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в личностно и профессионально значимых ситуациях;
  • Установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнёров по общению;
  • Пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных обстоятельствах

Основные этапы  ролевой игры I этап Подготовка к проведению игры II этап Проведение игры так таковой III этап Подведение итогов игры

Основные этапы ролевой игры

I этап

Подготовка

к проведению игры

II этап

Проведение игры

так таковой

III этап

Подведение итогов игры

Основные этапы  ролевой игры I этап – объяснение сути метода, игровых правил и задач участников, краткое, чёткое и выразительное описание ролей, изложение сценария, организация пространства, в котором будет проходить действие; II этап – «проживание» участниками проблемной ситуации в её игровом воплощении; III этап – осмысление «пережитого»:  вербализация участниками своих переживаний и обмен эмоциональным опытом между участниками игры;  анализ ролевой игры, который включает в себя самоанализ участников игры и «обратную связь» в их адрес от других членов группы;  сопоставление проигранной ситуации с реальными событиями, поиск аналогий из жизни самих учащихся и планированием дальнейшей деятельности.

Основные этапы ролевой игры

I этап – объяснение сути метода, игровых правил и задач участников, краткое, чёткое и выразительное описание ролей, изложение сценария, организация пространства, в котором будет проходить действие;

II этап – «проживание» участниками проблемной ситуации в её игровом воплощении;

III этап – осмысление «пережитого»:

  • вербализация участниками своих переживаний и обмен эмоциональным опытом между участниками игры;
  • анализ ролевой игры, который включает в себя самоанализ участников игры и «обратную связь» в их адрес от других членов группы;
  • сопоставление проигранной ситуации с реальными событиями, поиск аналогий из жизни самих учащихся и планированием дальнейшей деятельности.
«Мозговым штурмом» обычно называют метод активизации творческого мышления человека посредством специальных приёмов, которые снижают критичность и самокритичность, что, в свою очередь, положительно влияет на степень уверенности человека в себе и своих возможностях

«Мозговым штурмом» обычно называют метод активизации творческого мышления человека посредством специальных приёмов, которые снижают критичность и самокритичность, что, в свою очередь, положительно влияет на степень уверенности человека в себе и своих возможностях

Правила работы Исключите всякие проявления критики и осуждения; Поощрите самые нелепые мысли и необычные ассоциации; Стремитесь к максимальному количеству идей, не забывая записывать каждую; Используйте и развивайте чужие идеи; Воздерживайтесь от любых окончательных оценок.

Правила работы

  • Исключите всякие проявления критики и осуждения;
  • Поощрите самые нелепые мысли и необычные ассоциации;
  • Стремитесь к максимальному количеству идей, не забывая записывать каждую;
  • Используйте и развивайте чужие идеи;
  • Воздерживайтесь от любых окончательных оценок.
Процедура организации «мозгового штурма» I этап Организационный II этап Разминочный III этап «Мозговой штурм» IV этап Рейтинг предложений V этап Резюме

Процедура организации «мозгового штурма»

I этап

Организационный

II этап

Разминочный

III этап

«Мозговой штурм»

IV этап

Рейтинг предложений

V этап

Резюме

Процедура организации «мозгового штурма» I этап – формулирование проблемы для обсуждения, обоснование её значимости, формирование малых групп, объяснение правил работы; II этап – интеллектуальная разминка (любые игровые или соревновательные упражнения на тренировку внимания и скорости реакции); III этап – непосредственная генерация идей по обсуждаемой проблеме, выбор наиболее перспективных и реальных предложений и идей; IV этап : процедура прямого ранжирования;  процедура балльного оценивания; V этап – подведение итогов в виде презентаций от каждой малой группы, анализ результатов работы групп, практические решения обсуждаемой проблемы.

Процедура организации «мозгового штурма»

I этап – формулирование проблемы для обсуждения, обоснование её значимости, формирование малых групп, объяснение правил работы;

II этап – интеллектуальная разминка (любые игровые или соревновательные упражнения на тренировку внимания и скорости реакции);

III этап – непосредственная генерация идей по обсуждаемой проблеме, выбор наиболее перспективных и реальных предложений и идей;

IV этап :

  • процедура прямого ранжирования;
  • процедура балльного оценивания;

V этап – подведение итогов в виде презентаций от каждой малой группы, анализ результатов работы групп, практические решения обсуждаемой проблемы.

Процедура прямого ранжирования № пп Качество Имена членов группы 1 Качество 1 Имя 2 Имя Качество 2 3 11 Качество 3 4 Имя 2 11 Качество 4 Имя 1 10 5 3 Сумма рангов Качество 5 3 1 Рейтинг 2 11 2 2 3 43 6 6 4 7 1 V 1 II 13 7 5 III 5 I 24 IV

Процедура прямого ранжирования

пп

Качество

Имена членов группы

1

Качество 1

Имя

2

Имя

Качество 2

3

11

Качество 3

4

Имя

2

11

Качество 4

Имя

1

10

5

3

Сумма рангов

Качество 5

3

1

Рейтинг

2

11

2

2

3

43

6

6

4

7

1

V

1

II

13

7

5

III

5

I

24

IV

Процедура балльного оценивания № пп Качество (ранг) Имена членов группы 1 2 Имя Качество 1 Имя Качество 2 3 11 11 4 Имя 2 Качество 3 Имя Качество 4 1 10 Сумма баллов 5 3 Качество 5 2 11 1 3 Рейтинг 2 2 3 43 6 6 I 1 4 7 1 IV 7 13 5 5 III V 24 II

Процедура балльного оценивания

пп

Качество

(ранг)

Имена членов группы

1

2

Имя

Качество 1

Имя

Качество 2

3

11

11

4

Имя

2

Качество 3

Имя

Качество 4

1

10

Сумма баллов

5

3

Качество 5

2

11

1

3

Рейтинг

2

2

3

43

6

6

I

1

4

7

1

IV

7

13

5

5

III

V

24

II

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, другими словами, использованию этого метода в обучении предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием ситуации реальной профессиональной деятельности

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, другими словами, использованию этого метода в обучении предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием ситуации реальной профессиональной деятельности

Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций I этап Подготовительный II этап Ознакомительный III этап Аналитический IV этап Итоговый

Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций

I этап

Подготовительный

II этап

Ознакомительный

III этап

Аналитический

IV этап

Итоговый

Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций I этап – конкретизация дидактических целей, разработка соответствующей «конкретной ситуации» и сценария занятия; II этап - вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации, очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления; III этап – анализ предоставленных фактов в групповой работе: выявление признаков проблемы; корректная постановка проблемы; выработка альтернатив – различных способов действий в данной ситуации; разработка критериев решения проблемы; анализ положительных и отрицательных последствий при выборе лучшего решения; составление программы деятельности с учётом первоначальных целей и реальности её воплощения. IV этап – заключительная презентация результатов аналитической работы разными группами, сравнение нескольких вариантов оптимальных решений одной проблемы

Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций

I этап – конкретизация дидактических целей, разработка соответствующей «конкретной ситуации» и сценария занятия;

II этап - вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации, очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления;

III этап – анализ предоставленных фактов в групповой работе:

  • выявление признаков проблемы;
  • корректная постановка проблемы;
  • выработка альтернатив – различных способов действий в данной ситуации;
  • разработка критериев решения проблемы;
  • анализ положительных и отрицательных последствий при выборе лучшего решения;
  • составление программы деятельности с учётом первоначальных целей и реальности её воплощения.

IV этап – заключительная презентация результатов аналитической работы разными группами, сравнение нескольких вариантов оптимальных решений одной проблемы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!