Инновационные технологии обучения
Интерактивные технологии
Конкретная
ситуация
Модерация
Ролевая игра
(орг. деятельностная
игра)
Мозговой
штурм
Интерактивные технологии развивают
- Способность к анализу информации и определению проблемы;
- Умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы;
- Умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать конкретные действия;
- Способность к дискуссии и переговорам, т. е. умение выслушать собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальные решения
Интерактивные технологии
Традиционные
методы
Интерактивные
методы
Педагог
Педагог
Информатор
Партнёр–помощник
Учащийся
Учащийся
(инициативный)
субъект деятельности, способный самостоятельно решать проблемы
Объект
Модерация – это именно тот способ проведения занятий или совещаний, который быстрее приводит к результатам и даёт возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные
Метод модерации отличает
- Чёткое структурирование (логика отдельных фраз) всего процесса обсуждения проблемы и принятия решения в соответствии с заявленными целями;
- Специфические требования к профессиональной компетентности и личностным особенностям организатора, так называемого модератора;
- Наличие свода обязательных правил игры для всех участников
«Правила игры» для участников модерации
Правило 1 Высказывания должны быть краткими
Правило 2 Не разрешается говорить нескольким участникам одновременно
Правило 3 Главные идеи и предложения должны быть визуализированы
Правило 4 Все обсуждения ведутся письменно
Правило 5 Применяются так называемые «конфликтные знаки»
Этапы процесса модерации
I этап – Знакомство с целью установления
свободной и доверительной атмосферы
II этап – Определение и формулировка
Проблемы или темы обсуждения
III этап – Обсуждение темы в малых группах
и общая презентация результатов
IV этап – Обобщение и конкретизация
результатов работы
V этап – Подведение итогов работы
и обмен впечатлениями
Этапы процесса модерации
I этап – создание настроя учащихся на предстоящую работу, определение атмосферы открытости и доверительности, выявление ожиданий участников, относительно предстоящей работы;
II этап – формулировка темы предстоящего обсуждения, определение для каждого участника группы значимость проблемы для него лично, его собственную роль в разрешении проблемы, но не обсуждение проблемы по существу;
III этап – выдача участникам различных алгоритмов, «сценариев» для обсуждения проблемы, непосредственное обсуждение темы в рамках, предварительно оговорённого временного регламента;
IV этап – анализ и обобщение проделанной работы и составление:
- перечня (каталога) взвешенных проблем, который признаётся всеми участниками;
- списка задач, выработанных с целью разрешения проблем, с указанием конкретных мероприятий, заданий отдельным лицам или подгруппам, а также сроков их выполнения;
V этап – подведение итогов работы в деловом аспекте, свободный обмен мнениями и впечатлениями между участниками
Ролевая игра – это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путём специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации
Отождествление с ролью помогает учащемуся
- Обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми в личностно и профессионально значимых ситуациях;
- Установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнёров по общению;
- Пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных обстоятельствах
Основные этапы ролевой игры
I этап
Подготовка
к проведению игры
II этап
Проведение игры
так таковой
III этап
Подведение итогов игры
Основные этапы ролевой игры
I этап – объяснение сути метода, игровых правил и задач участников, краткое, чёткое и выразительное описание ролей, изложение сценария, организация пространства, в котором будет проходить действие;
II этап – «проживание» участниками проблемной ситуации в её игровом воплощении;
III этап – осмысление «пережитого»:
- вербализация участниками своих переживаний и обмен эмоциональным опытом между участниками игры;
- анализ ролевой игры, который включает в себя самоанализ участников игры и «обратную связь» в их адрес от других членов группы;
- сопоставление проигранной ситуации с реальными событиями, поиск аналогий из жизни самих учащихся и планированием дальнейшей деятельности.
«Мозговым штурмом» обычно называют метод активизации творческого мышления человека посредством специальных приёмов, которые снижают критичность и самокритичность, что, в свою очередь, положительно влияет на степень уверенности человека в себе и своих возможностях
Правила работы
- Исключите всякие проявления критики и осуждения;
- Поощрите самые нелепые мысли и необычные ассоциации;
- Стремитесь к максимальному количеству идей, не забывая записывать каждую;
- Используйте и развивайте чужие идеи;
- Воздерживайтесь от любых окончательных оценок.
Процедура организации «мозгового штурма»
I этап
Организационный
II этап
Разминочный
III этап
«Мозговой штурм»
IV этап
Рейтинг предложений
V этап
Резюме
Процедура организации «мозгового штурма»
I этап – формулирование проблемы для обсуждения, обоснование её значимости, формирование малых групп, объяснение правил работы;
II этап – интеллектуальная разминка (любые игровые или соревновательные упражнения на тренировку внимания и скорости реакции);
III этап – непосредственная генерация идей по обсуждаемой проблеме, выбор наиболее перспективных и реальных предложений и идей;
IV этап :
- процедура прямого ранжирования;
- процедура балльного оценивания;
V этап – подведение итогов в виде презентаций от каждой малой группы, анализ результатов работы групп, практические решения обсуждаемой проблемы.
Процедура прямого ранжирования
№ пп
Качество
Имена членов группы
1
Качество 1
Имя
2
Имя
Качество 2
3
11
Качество 3
4
Имя
2
11
Качество 4
Имя
1
10
5
3
Сумма рангов
Качество 5
3
1
Рейтинг
2
11
2
2
3
43
6
6
4
7
1
V
1
II
13
7
5
III
5
I
24
IV
Процедура балльного оценивания
№ пп
Качество
(ранг)
Имена членов группы
1
2
Имя
Качество 1
Имя
Качество 2
3
11
11
4
Имя
2
Качество 3
Имя
Качество 4
1
10
Сумма баллов
5
3
Качество 5
2
11
1
3
Рейтинг
2
2
3
43
6
6
I
1
4
7
1
IV
7
13
5
5
III
V
24
II
В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование, другими словами, использованию этого метода в обучении предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием ситуации реальной профессиональной деятельности
Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций
I этап
Подготовительный
II этап
Ознакомительный
III этап
Аналитический
IV этап
Итоговый
Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций
I этап – конкретизация дидактических целей, разработка соответствующей «конкретной ситуации» и сценария занятия;
II этап - вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации, очень важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления;
III этап – анализ предоставленных фактов в групповой работе:
- выявление признаков проблемы;
- корректная постановка проблемы;
- выработка альтернатив – различных способов действий в данной ситуации;
- разработка критериев решения проблемы;
- анализ положительных и отрицательных последствий при выборе лучшего решения;
- составление программы деятельности с учётом первоначальных целей и реальности её воплощения.
IV этап – заключительная презентация результатов аналитической работы разными группами, сравнение нескольких вариантов оптимальных решений одной проблемы