СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии как средство формирования творческой компетенции обучающихся с разными образовательными потребностями в рамках предмета «Музыка»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение инновационных технологий для формирования творческой компетенции обучающихся с разными образовательными потребностями на уроках музыки

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии как средство формирования творческой компетенции обучающихся с разными образовательными потребностями в рамках предмета «Музыка»»

Инновационные технологии как средство формирования творческой компетенции обучающихся с разными образовательными потребностями в рамках предмета «Музыка»

Музыкальное творчество детей –

самый действенный способ их развития.

Б. В.Асафьев

Музыкальное воспитание – основа художественно-эстетического развития личности. Это важная составляющая в полноценном всестороннем развитии ребенка – гармоничного, счастливого и любящего весь мир. Музыка помогает раскрыться, тоньше чувствовать этот мир, стать добрее, лучше. И, наверное, поэтому на современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в развитии творческих компетенций обучающихся, активизации творческого потенциала личности. С этой целью учителю музыки необходимо использовать технологии, направленные на воспитание у учащихся творческого типа мышления, творческой активности.

Так, например, мотивацией к деятельности и помощником к включению обучающихся в учебную деятельность на уроках музыки стало творческое развитие ребенка, которое теснейшим образом связано с искусством и, в частности, с музыкой. Именно музыка помогает развивать различные творческие умения детей с разными психофизическими особенностями в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке. Уроки музыки и занятия внеурочной деятельности являются эффективным средством формирования гармонично развитой творческой личности школьников с разными образовательными потребностями, так как предоставляют каждому ребенку возможности реализовать свои музыкальные интересы и потребности в той или иной области музыкального искусства.

В настоящее время в общеобразовательной школе обучаются дети с разными образовательными потребностями:

  • обучающиеся с задержкой психического развития (далее ЗПР),

  • обучающиеся с серьезными нарушениями речи (далее ТНР),

  • обучающиеся с расстройством аутистического спектра (далее РАС),

  • одаренные дети.

Поэтому надо постараться создать на уроке атмосферу взаимопонимания. Для создания комфортной и благоприятной обстановки на уроках, на которых присутствуют дети с разными образовательными потребностями, я использую инновационные технологии. Инновационные педагогические технологии предусматривают учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Поэтому современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более продуктивного использования учебного времени.

Технология развития процессов восприятия объединяет все виды музыкальной деятельности учащихся: слушание музыки и размышления о ней, певческое развитие школьников, интонирование и музыкально-ритмические движения, импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные).

Технология развития ассоциативно-образного мышления школьников – это связь музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительном искусством, православной культурой, кино, театром. Одним из приемов данной технологии является слушание музыки и ее восприятие, анализ произведения. Этот прием является самым творческим, т.к. в процессе работы раскрывается творческий потенциал ребенка, его внутренний мир. Такое прослушивание музыкального произведения, а затем его анализ помогают детям мысленно представить ту или иную картинку, которую можно перенести на бумагу.

Технология арттерапевтического воздействия (музыкотерапия, вокалотерапия, драмотерапия) – это создание комфортной обстановки для обучения (снижение влияния стрессов), нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление, сердечные ритмы; стимулирование слуховой активности при восприятии музыки, оздоровление голосового аппарата в процессе пения, восстановление координации между слухом и голосом, развитие функций легких в процессе пения, развитие координации движений под музыку (пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения) и др.

Применение инновационных технологий нашло отражение в дидактическом пособии «Музыкальная капель» для развития творческой компетенции у детей с разными образовательными потребностями.

Цель моей работы по созданию дидактического пособия не научить, а в первую очередь заинтересовать музыкой, помочь ребенку разобраться с огромным обилием информации. Сделать так, чтобы информация стала доступной, нужной, полезной.

Дидактическое пособие по музыке решает следующие задачи:

  • выявлять, учитывать и развивать творческие способности учеников с разными образовательными потребностями;

  • приобщать школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт;

  • активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся;

  • оказывать психологическую поддержку детям с различными образовательными потребностями.

В ходе учебного процесса на уроках музыки необходимо увеличить объем восприятия и исполнения классической музыки с целью создания комфортной звуковой среды для музыкального образования и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим становится актуальным возможность применения в учебной деятельности школьников дидактического пособия по музыке, которое является одним из современных способов ведения учебного процесса в школе. Дидактическое пособие составлено с учетом психологической комфортности: учащиеся имеют возможность работать с заданиями в индивидуальном темпе и проводить самоконтроль. Задания направлены не на развитие собственно музыкальных способностей или овладение навыками музыкально-практической деятельности, а на решение значимых для жизни ребенка проблем: развитие познавательных процессов, моторики, эмоционально-волевой и личностной сфер, стимулирование речевой деятельности, что является отличительной особенностью данного дидактического пособия.

В дидактическом пособии «Музыкальная капель» собраны метроритмические упражнения, музыкальные игры, пальчиковые игры, игры, развивающие силу голоса, темп речи, речевое дыхание. Также в пособии представлен комплекс упражнений на артикуляцию и дикцию, скороговорки, игры-драматизации. Игры и упражнения, которые я использую на уроках и занятиях внеурочной деятельности, стимулируют ученика к творчеству во всех его проявлениях. А также инновационные технологии работают как по отдельности, так и вместе.

По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевок или физкультминуток (технология развития процессов восприятия) я предлагаю любому ребенку придумать своё упражнение и предложить его исполнить всему классу. В 1 классе особое значение уделяется ритму. Без ритма нет движения, нет музыки. Для формирования метроритма использую следующее упражнение «Моя семья»:

~ папин шаг – ТА (изобразим сидя, топая ногами);

~ мамин шаг – ТИ-ТИ (изобразим хлопками ладоней по коленям);

~ шаг ребенка – ТУ-РУ-ТУ-РУ (изобразим хлопками в ладоши).

Особенно это упражнение помогает детям с ЗПР: дети любят использовать свои «музыкальные инструменты», чтобы показать какие у них родители.

Зрительный ряд помогает таким ученикам лучше ориентироваться в ритмических рисунках.

Упражнение «Бронтозаврик» (упр. 5), помогает учащимся с ТНР. Учитель особое внимание обращает на гласные звуки, показывает голосом их движение с верхнего регистра к нижнему. Затем с помощью гласных звуков, они как бы «скатываются» с головы бронтозаврика (верхний регистр) к хвосту (нижний регистр), «рисуем» животное. Во время произношения звуков ученики помогают себе рукой: показывают и направление движения звука, и рисуют в воздухе самого бронтозаврика.

В дидактическом пособии предусмотрены упражнения и для детей с расстройством аутистического спектра. РАС – это расстройство психического развития с дефицитом сферы общения и эмоций. Человек с этим заболеванием как бы находится внутри самого себя. Поэтому необходим особый подход и методы, позволяющие погрузиться в удивительный мир ребенка, «подстроиться» под его волну. Для достижения таких целей вполне успешно помогает музыка. Во время звучания музыки у ребят меняется настроение, они начинают вести себя по-другому, что позволяет быть уверенным в том, что музыка может оказаться одним способов коммуникации с ребенком. Так, например, на уроках в 5 классе идет разговор о взаимосвязи музыки с другими видами искусств. На примере музыки П.И. Чайковского «Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года» я предлагаю выполнить следующее задание (технология развития ассоциативно-образного мышления школьников, арт-технология). Ученику предлагается вслушаться в звучание стихотворения и музыки, определить характер мелодии, его жанровую основу, вспомнить, как растет цветочек из «зернышка», постараться в пластическом интонировании передать развитие цветка в природе, а затем нарисовать свой цветок.

  • Какие чувства переживает поэт А.Н. Майков в своём стихотворении «Подснежник»? Попробуйте определить! (ответы: восхищается красотой весенней природы…)

  • Послушайте одну из самых красивых мелодий П.И. Чайковского. Звучит «Подснежник»

  • Как звучала мелодия? (распевно, спокойно, легко, светло)

  • На что похожа: танец, песня или марш? (на танец)

  • Какую картину нарисовала музыка? (картина природы, наступает весна, растет подснежник)

  • Споём начало мелодии. Как растет подснежник? Какая мелодия? Почему? (мелодия певучая, стремится вверх, как и цветок стремится к солнышку)

  • Какие чувства в ней переданы? (чувства восхищения и любви к природе)

  • Ребята, посмотрите, как в природе растет подснежник (видеоряд) представьте, что вы маленькое зернышко. Вы растете и превращаетесь в красивый цветок. Придумайте, в какой цветок вы превратитесь. (пластическое интонирование)

  • А теперь нарисуйте свой цветок…

Задание «Волшебники» предназначено для обучающихся с ОВЗ ЗПР. После прослушивания музыкальной характеристики феи Сирени и феи Карабосс детям предлагаются шаблоны «волшебниц». Затем дается задание дорисовать эти фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую» волшебниц, повторно прослушивая вышеназванные отрывки. В качестве домашнего задания можно предложить придумать другую историю о том, что совершила плохого «злая» волшебница и как ее победила «добрая». Целесообразно сделать выставку детских рисунков и отметить старание учеников.

Дидактическое пособие «Музыкальная капель» может быть использовано как на уроках музыки, так и на занятиях внеурочной деятельности. Практическое использование данного пособия позволяет учителю музыки разнообразить различные игровые приемы и задания, подобрать индивидуальный подход и развивать творческие способности учеников с разными образовательными потребностями, увлечь их в удивительный мир музыки.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!