СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются некоторые педагогические технологии. Разработка творческих заданий для обучающихся, проектная деятельность и исследовательская деятельность, которые получили широкое применение в процессе обучения физики, математики. В данной работе показаны их особенности использования в учебном процессе.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии.»

Долинский филиал

государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения «Сахалинский техникум строительства

и жилищно-коммунального хозяйства»

(ДФ СТС и ЖКХ)

















«Инновационные технологии

как условие повышения качества обучения»












Работу выполнила преподаватель

физики Середа Т.Н













г. Долинск 2020 г.


Аннотация


В статье рассматриваются некоторые педагогические технологии. Разработка творческих заданий для обучающихся, проектная деятельность и исследовательская деятельность, которые получили широкое применение в процессе обучения физики, математики. В данной работе показаны их особенности использования в учебном процессе.

В настоящее время в условиях современного образования методика обучения

переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Используется широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе. Эффективность обучения   и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса в СПО — это подготовка высококвалифицированных специалистов.

Одно из важнейших заданий образования-формирования творческого мышления.

Сам процесс мышления начинается с возникновения затруднений и проблем.

Цель состоит в том чтобы не только изучить систематизировать материал. Но исследовать данные средства технологии для достижения педагогических целей.

Чтобы подготовить конкурентно способных выпускников системы среднего профессионального образования необходимо использовать инновационные образовательные технологии.

Инновационная деятельность определяет профессиональный рост педагога, его творческий поиск. Способствует личному росту воспитанников.

Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:

1) научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

2)проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать так, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

3)образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта). Возникает необходимость в комплексном решении проблемы качества

подготовки будущих специалистов. Для решения обозначенной проблемы необходима разработка современной парадигмы образования, инновационных педагогических концепций, технологий, методов обучения и контроля, что наиболее перспективным является использование следующих инноваций:

1.Проектное обучение, методической основой которого является метод проектов;

2.Исследовательские, проблемные и эвристические методы, которые способствуют формированию таких качеств личности, как креативность, самостоятельность, инициативность, мобильность;

3.Рейтинговая система оценки знаний студентов, которая используется только некоторыми преподавателями и фрагментарно, но как показывает опыт, именно рейтинг студента значительно повышает его мотивацию.

Нужен ли компьютер на уроке? Использование компьютеров на уроке физики заключается в том, что информацию обучающиеся получают в любом объёме.

Основные задачи применения компьютера:

1.Развитие творческих способностей обучающихся;

2.Повышение мотивации изучения физики;

3.Формирования умения у учащихся получать знания самостоятельно;

4.Осуществления дифференцированного подхода при обучении. Использование тестовой системы обучения контроля знаний и компьютер даёт возможно лучше оценивать промежуточные знания учащихся.

Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное - совершенствовать самоподготовку обучающихся. Безусловно, современный компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения.

Мультимедиа-технологии - способ подготовки электронных документов, мультипрограммирование различных ситуаций.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

Современные информационно-коммуникационные технологии обучения - 

совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.

Основными задачами современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно- образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам  и другим источникам).

В последние годы наряду с компьютерной техникой в образования поступают интерактивные доски. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, интернет -ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

1. Презентации, демонстрации и создание моделей. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей, так как интерактивная доска помогает учителям излагать новый материал очень живо и увлекательно.

2. Активное вовлечение учащихся. Интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для учителей, и для учеников. Работа с интерактивной доской может помочь учителю проверить знания учащихся, развить дискуссию для прояснения изучаемого материала, что позволяет ученикам лучше понять материал. Управляя обсуждением, учитель может подтолкнуть учащихся к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса.

3. Улучшение темпа и течения занятия. 

Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD -ROM, а также добавление гиперссылок к мультимедийными файлам и интернет -ресурсам зададут занятию бодрый темп. Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях.

Компьютер часто выступает в роли наглядного пособия. Однако относительно традиционных наглядных пособий в виде таблиц, плакатов, моделей и т.д. компьютер отличается своей универсальностью, спектр его возможностей в этой области сложно переоценить:

- создание ярких слайдов и серии слайдов, легко сменяющих друг друга с возможностью оперативного их редактирования;

- использование разнообразных мультипликационных эффектов;

- возможность воспроизведения видео- и аудио- материалов;

- создание интерактивных наглядных пособий, гипертекстов.

Наиболее перспективным направлением в образовании является компьютерное

Моделирование физических процессов. Компьютерные модели позволяют мне продемонстрировать на экране многие физические эффекты. Лучше воспроизвести их тонкие детали. Компьютер даёт возможность увидеть реальное явления природы, упрощённую модель. Работа с компьютерными моделями полезна т.к. позволяет выполнить многие виртуальные опыты, особенно при выполнении проектных, лабораторных работ. Компьютерные модели представляют особую ценность при использовании мною на уроках. Компьютерное моделирование позволяет создать на экране запоминающуюся картину физических опытов и явлений. При выборе компьютерного учебного пособия учителю физики лучше выбирать такое, к которому можно найти дополнительно методическое обеспечение, рабочие тетради, описание лабораторных работ, ответы на тестовые задания. При регулярной работе с компьютерным курсом из придуманных заданий имеет смысл составить компьютерные лабораторные работы, в которых вопросы и задачи расположены по мере увеличения их сложности. 

Виртуальная лаборатория  (или физика онлайн) это новое уникальное направление в системе образования. Ни для кого не секрет, что 90% информация поступают к нам в мозг через зрительный нерв. И не удивительно, что пока человек сам не увидит, он не сможет четко уяснить природу тех или иных физических явлений. Поэтому процесс обучения обязательно должен подкрепляться наглядными материалами. И просто замечательно, когда на уроке можно не только увидеть статичную картинку изображающую какое-либо физического явление, но и посмотреть на это явление в движении. Данный ресурс позволяет мне в легкой и непринужденной форме, наглядно показать не только действия основных законов физики, но и поможет провести онлайн лабораторные работы по физике по большинству разделов общеобразовательной программы. Так например, как можно на словах объяснить принцип действия p-n перехода? Только на уроке я показываю анимацию этого процесса студентам, им сразу всё становится понятным. Или например наглядно показываю процесс перехода электронов при трении стекла о шелк и после этого у обучающихся уже будет меньше вопросов о природе этого явления. Помимо этого, наглядные пособия охватывают практически все разделы физики. Так например, при объяснении механики анимации показывают второй закон Ньютона, закон сохранения импульса при соударении тел, движение тел по окружности под действием сил тяжести и упругости и т.д. При изучении раздела оптики, на своих уроках показываю опыты по измерению длины световой волны с помощью дифракционной решетки, сплошной и линейчатые спектры испускания, интерференцию и дифракции света и многие другие опыты. А как же электричество? Показываю   опыты по изучению закона Ома для полной цепи. Провожу исследование смешанного соединения проводников, электромагнитной индукции .

Использование мною мультимедиа на практических занятиях превращает их в творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию студентов к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого студента на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы студентов. Качество знаний при этом заметно возрастает. Что касается применения информационных технологий в своей педагогической практике, то на своих уроках по физике я использую и презентации, и обучающие, и контролирующие программы.

При организации контроля полезно пользоваться электронными средствами обучения, например, цифровым сервисом «Контрольная работа» платформы LECTA.

ЦОР позволяют педагогу быстро организовать контрольную работу в форме тестирования, викторины или творческого задания, а также оперативно собрать данные о результатах. К тому же, при выполнении каждого задания студент быстро получает обратную связь, объективную и лишенную негативных эмоций (недовольства, разочарования). Таким образом, на моих занятиях студент подкрепляет привычку самоконтроля. Разнообразные формы работы организую для студентов и во внеурочной деятельности. Формирование ключевых компетенций немыслимо без использования проектной деятельности.На различных этапах проведения исследований мои студенты работают в сети Интернет. Телекоммуникационные технологии рассматриваются не только как основной источник информации, но и как способ общения с единомышленниками. На завершающем этапе происходит презентация продукта.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов таковы, что их выполнение совершенно естественно требует привлечения средств компьютерной телекоммуникации.

Примером интернет-площадки, на которой учителя, школьники и их родители могут принимать участие в совместных исследовательских проектах, является Глобальная школьная лаборатория ГлобалЛаб www.globallab.orgЭто безопасная онлайн-среда, все исследовательские проекты на которой построены по принципам «гражданской науки», особого вида краудсорсинга (от англ. crowdsourcing), предполагающего, что небольшой вклад каждого участника формирует общее качественно новое знание.

Проекты ГлобалЛаб могут быть привязаны к темам школьной программы по совершенно разным предметам - гуманитарным, естественно-научным и инженерным, а могут выходить далеко за их рамки.

Участвовать в проектах можно:

  • на уроке в классе или дома;

  • в группах или индивидуально;

  • в рамках выполнения школьного проекта;

  • чтобы провести любопытное исследование.

Становится очевидным, что телекоммуникационные проекты это не только интересный динамичный продукт исследовательской деятельности, но и серьезный информационный ресурс для преподавателей и студентов, который оказывает неоценимую помощь в работе с одаренными детьми, например для подготовки к олимпиадам различного уровня.

Эффективное внедрение ЦОР в учебный процесс позволяет дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, основанными на использовании информационных технологий. 

Таким образом, интерактивные формы обучения несомненно способствуют:

повышению мотивации к предмету;

эффективному усвоению учебного материала;

самостоятельному выполнению поставленной учебной задачи (выброного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

формированию умения регулировать собственную деятельность;

формированию у обучающихся собственного практического опыта;

установлению взаимодействия между обучающимися, обучению работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова.

































Заключение.

Чем активнее деятельность обучающихся тем эффективнее усвоение учебного

процесса. На уроках я часто пользуюсь электронными учебными продуктами собственного производства выполненные в программе Microsoft Office Excel. С презентацией очень удобно работать для объяснения нового материала, например выводятся формулы, рассматриваются различные ситуации, их применения, раскрывается физический смысл, делается вывод. Очень удобно на уроке использовать электронные таблицы, электронные тетради для лабораторных работ, что немало важно для ребят с ослабленным зрением. Одним из сложных видов учебной деятельности для ребят-решение задач. Его я делаю более интересным и понятным если ставлю вариант ответа на тестовое задание сразу им показываю пошаговое решение сложной задачи. В конце учебного года предлагаю ребятам составить тесты для контроля знаний. Дома ребята делают проект теста с рисунком. графиком, автоматической оценкой знания, а затем на уроке переводим тесты в электронный вид. Ребята строят графики в программе с помощью программы Microsoft Office Excel.

Тест позволяет установить причину, определить «конкретную болевую точку» и устранить эту причину, построить коррекционную работу. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке студентам были результатом их собственных поисков. Для этого необходимо развивать познавательную активность студентов.

В этом процессе не мало важную роль играет системная работа по использованию мною педагогических технологий. Применение ИКТ требует от педагога терпения, желания самому осваивать новые программы, разбираться в тонкостях компьютерных приложений, создавать модели. Однако моделирование физических явлений и процессов не заменит настоящих, живых опытов. Использование ИКТ на уроках в сочетании с живым опытом и экспериментом вызывает настоящий интерес у студентов. Повышает эффективность учебного процесса, помогает достичь лучшего результата по предмету, повышает познавательный интерес к предмету.


Список литературы

1.) Сластенин В.А. Педагогика. Москва: Школа-Пресс. 2000.- с.25-40.

2.) Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии.

3.) Москва:сентябрь, 1996. – 112-118 с.

4.) Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. Москва: 2010.

5.)Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. – 247 с. 2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 3. А. Абдуллаев, А. Инатов, К. Остонов «Дидактические игры как средство формирования у учащихся интереса к предмету на уроках математики». // «Наука и Мир» международный научный журнал, № 6 (2), Том II, Волгоград -2015. С. 24-26.

















7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!