Инновационные подходы в адаптации студентов нового набора к обучению в колледже
Осуществляемая в настоящее время реформа образования требует инновационных подходов к обучению студентов в колледже. Оптимальная организация учебной деятельности, пробуждение интереса к учёбе, успешность профессиональной деятельности после окончания колледжа во многом зависит от уровня адаптации студентов к новой образовательной среде.
Адаптация студентов в группе и в колледже — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. В преодолении этой проблемы играют большую роль преподаватели колледжа и, в первую очередь, классный руководитель группы. Первокурсники в своей жизни приобретают новую роль — студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить и оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль. В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по- другому начинают воспринимать себя и других. Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста. Особое отношение и внимание требуют студенты первого курса после 9 класса. При этом целью работы классного руководителя первокурсников является:
‒ создание условий для успешной адаптации студентов;
‒ выявление особенностей социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в колледже;
‒ выдача рекомендаций преподавателям, родителям и студентам, способствующие наиболее благоприятной адаптации;
‒ проведение анкетирования.
Совместно с психологом колледжа было проведено анкетирование студентов, живущих в родительской семье и вне её, результаты которого позволили выявить проблемы, с которыми они сталкиваются в период адаптации.
Результаты анкетирования студентов
Количество иногородних студентов в группе 22п1-26 - 48%
2. Если вы иногородний студент, то повлияло ли это на вашу адаптацию в колледже?
А) да, трудно было привыкнуть к новым условиям 29%
Б) нет, адаптировался быстро 71%
3. Как вы оцениваете свои жилищные условия?
А) жилищные условия хорошие 81%
Б) жилищные условия удовлетворительные 19%
В) жилищные условия плохие, поэтому это сказывается на учёбе 0%
(последний вариант не выбрал никто)
4. Сказывается ли отсутствие рядом с вами родителей на вашем эмоциональном состоянии?
А) нет, самостоятельная жизнь нравится 54%
Б) иногда случаются перепады настроения из-за возникающих проблем в колледже 30%
В) сказывается, без родителей самостоятельно проживать очень трудно 16%
5. Какие изменения произошли в вашем поведении в связи с новым статусом студента?
Иногородние:
стал более самостоятельным (могу распоряжаться своим личным временем и деньгами)
стал серьёзнее относиться к учёбе
повзрослел (студентом быть хорошо, преподаватели видят в тебе взрослого человека, поэтому начинаешь вести себя соответствующим образом)
Городские:
стал более ответственным
повзрослел
учиться сложнее, но интереснее
никаких изменений не произошло – 22%
На уровень адаптации большое влияние оказывает успеваемость.
6. Снизилась ли успеваемость по отношению к успеваемости в школе?
А) да 15% (иногородние – 9%)
Б) нет 85%
7. Причины снижения успеваемости?
А) сложно учиться 25% (из них - иногородние – 16%)
Б) быстро утомляюсь из-за больших учебных нагрузок 75% (иногородние – 42%)
В) не вижу смысла в сохранении успеваемости 0%
8. Что вызвало наибольшее проблемы в студенческой жизни? (для иногородних)
А) недостаток свободного времени 10%
Б) недостаточный уровень школьной подготовки 25%
В) отсутствие привычного круга общения 16%
Г) мало внимания со стороны классного руководителя 4%
Д) нехватка денежных средств, неумение их расходовать 13%
Е) особых проблем не возникло 48%
(т.е. 48% студентов должны учиться успешно, посмотрим сравнительный анализ успеваемости студентов нового набора)
9. В каких ситуациях ты чувствуешь себя неуверенно?
А) в ситуации проверки знаний 28% (из них - иногородние – 17%)
Б) если чувствую, что не соответствую ожиданиям окружающих 19% 9%
В) в ситуациях, когда необходимо демонстрировать свои способности 15% 10%
Г) в любой ситуации чувствую себя уверенно 38% 15%
Повышенный уровень тревожности по поводу оценок своей личности, как видим вполне обоснован
10. Кого вы видите своими помощниками в преодолении трудностей в учёбе?
А) родителей 28% (иногородние – 19%)
Б) однокурсников 44% 18%
В) классного руководителя 17% 11%
Г) преподавателей колледжа 23% 9%
Д) надеюсь только на себя 28% 10%
11. Как вы думаете, насколько успешно сдадите первую сессию в колледже?
А) сдам всё на «отлично» 5% (0%)
Б) мои оценки будут положительными («4» и «5») 35% (15%)
Г) мои оценки в основном будут «удовлетворительными» 47% (33%)
Д) боюсь, что не всё удастся сдать с первого раза 13% (8%)
(к сожалению, мы занижаем самооценку студентов сами искусственно, создавая ситуации неуспеха).
Ещё раз предлагаем обратить внимание на таблицу успеваемости, на отсутствие «5».
12. Ваши взаимоотношения с преподавателями?
А) хорошие, взаимно доброжелательные 81%
Б) часто сталкиваюсь с тем, что преподаватели не понимают меня 15%
В) часто комплексую в общении с преподавателями 4%
На адаптированность оказывают влияние не только сложившиеся взаимоотношения между студентами и преподавателями, но психологический климат в группе.
13. Как вы оцениваете студенческие отношения в группе?
А) сложился дружный коллектив 72%
Б) группа разделилась на компании 25%
В) каждый в группе существует «сам по себе» 3%
Г) часто случаются конфликтные ситуации 0%
14. Трудно ли вам было привыкнуть к студенческой жизни? (мнение самих студентов)
А) да, процесс адаптации был трудным и долгим 4%
Б) процесс адаптации длился несколько недель 30%
В) привык быстро, адаптировался в течение нескольких дней 66%
Успешно адаптировались к новым условиям обучения – 91%
Таким образом, основными задачами в адаптационный период являются:
Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов (разъяснение специфики выбранной профессии, создание на уроках ситуации успеха), развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.
Организация сотрудничества с родителями по вопросам обучения и воспитания студентов с использованием различных форм взаимодействия (консультации, беседы, родительские собрания).
Организация мероприятий на сплочение коллектива группы, поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.
Оказание помощи дезадаптированным студентам и их родителям по преодолению проблемных ситуаций в учебном процессе.