СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные подходы в адаптации студентов нового набора к обучению в колледже

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны цели, задачи  адаптации студентов  в колледже, приведены результаты анкетирования.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные подходы в адаптации студентов нового набора к обучению в колледже»


Инновационные подходы в адаптации студентов нового набора к обучению в колледже

 Осуществляемая в настоящее время реформа образования требует инновационных подходов к обучению студентов в колледже. Оптимальная организация учебной деятельности, пробуждение интереса к учёбе, успешность профессиональной деятельности после окончания колледжа во многом зависит от уровня адаптации студентов к новой образовательной среде.

Адаптация студентов в группе и в колледже — самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. В преодолении этой проблемы играют большую роль преподаватели колледжа и, в первую очередь, классный руководитель группы. Первокурсники в своей жизни приобретают новую роль — студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить и оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль. В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по- другому начинают воспринимать себя и других. Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста. Особое отношение и внимание требуют студенты первого курса после 9 класса. При этом целью работы классного руководителя первокурсников является:

‒ создание условий для успешной адаптации студентов;

‒ выявление особенностей социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к обучению в колледже;

‒ выдача рекомендаций преподавателям, родителям и студентам, способствующие наиболее благоприятной адаптации;

‒ проведение анкетирования.

Совместно с психологом колледжа было проведено анкетирование студентов, живущих в родительской семье и вне её, результаты которого позволили выявить проблемы, с которыми они сталкиваются в период адаптации.

Результаты анкетирования студентов


  1. Количество иногородних студентов в группе 22п1-26 - 48%


2. Если вы иногородний студент, то повлияло ли это на вашу адаптацию в колледже?

А) да, трудно было привыкнуть к новым условиям 29%

Б) нет, адаптировался быстро 71%


3. Как вы оцениваете свои жилищные условия?

А) жилищные условия хорошие 81%

Б) жилищные условия удовлетворительные 19%

В) жилищные условия плохие, поэтому это сказывается на учёбе 0%

(последний вариант не выбрал никто)


4. Сказывается ли отсутствие рядом с вами родителей на вашем эмоциональном состоянии?

А) нет, самостоятельная жизнь нравится 54%

Б) иногда случаются перепады настроения из-за возникающих проблем в колледже 30%

В) сказывается, без родителей самостоятельно проживать очень трудно 16%


5. Какие изменения произошли в вашем поведении в связи с новым статусом студента?

Иногородние:

  1. стал более самостоятельным (могу распоряжаться своим личным временем и деньгами)

  2. стал серьёзнее относиться к учёбе

  3. повзрослел (студентом быть хорошо, преподаватели видят в тебе взрослого человека, поэтому начинаешь вести себя соответствующим образом)

Городские:

  1. стал более ответственным

  2. повзрослел

  3. учиться сложнее, но интереснее

  4. никаких изменений не произошло – 22%

На уровень адаптации большое влияние оказывает успеваемость.

6. Снизилась ли успеваемость по отношению к успеваемости в школе?

А) да 15% (иногородние – 9%)

Б) нет 85%


7. Причины снижения успеваемости?

А) сложно учиться 25% (из них - иногородние – 16%)

Б) быстро утомляюсь из-за больших учебных нагрузок 75% (иногородние – 42%)

В) не вижу смысла в сохранении успеваемости 0%


8. Что вызвало наибольшее проблемы в студенческой жизни? (для иногородних)

А) недостаток свободного времени 10%

Б) недостаточный уровень школьной подготовки 25%

В) отсутствие привычного круга общения 16%

Г) мало внимания со стороны классного руководителя 4%

Д) нехватка денежных средств, неумение их расходовать 13%

Е) особых проблем не возникло 48%

(т.е. 48% студентов должны учиться успешно, посмотрим сравнительный анализ успеваемости студентов нового набора)


9. В каких ситуациях ты чувствуешь себя неуверенно?

А) в ситуации проверки знаний 28% (из них - иногородние – 17%)

Б) если чувствую, что не соответствую ожиданиям окружающих 19% 9%

В) в ситуациях, когда необходимо демонстрировать свои способности 15% 10%

Г) в любой ситуации чувствую себя уверенно 38% 15%

Повышенный уровень тревожности по поводу оценок своей личности, как видим вполне обоснован


10. Кого вы видите своими помощниками в преодолении трудностей в учёбе?

А) родителей 28% (иногородние – 19%)

Б) однокурсников 44% 18%

В) классного руководителя 17% 11%

Г) преподавателей колледжа 23% 9%

Д) надеюсь только на себя 28% 10%


11. Как вы думаете, насколько успешно сдадите первую сессию в колледже?

А) сдам всё на «отлично» 5% (0%)

Б) мои оценки будут положительными («4» и «5») 35% (15%)

Г) мои оценки в основном будут «удовлетворительными» 47% (33%)

Д) боюсь, что не всё удастся сдать с первого раза 13% (8%)

(к сожалению, мы занижаем самооценку студентов сами искусственно, создавая ситуации неуспеха).

Ещё раз предлагаем обратить внимание на таблицу успеваемости, на отсутствие «5».


12. Ваши взаимоотношения с преподавателями?

А) хорошие, взаимно доброжелательные 81%

Б) часто сталкиваюсь с тем, что преподаватели не понимают меня 15%

В) часто комплексую в общении с преподавателями 4%


На адаптированность оказывают влияние не только сложившиеся взаимоотношения между студентами и преподавателями, но психологический климат в группе.

13. Как вы оцениваете студенческие отношения в группе?

А) сложился дружный коллектив 72%

Б) группа разделилась на компании 25%

В) каждый в группе существует «сам по себе» 3%

Г) часто случаются конфликтные ситуации 0%


14. Трудно ли вам было привыкнуть к студенческой жизни? (мнение самих студентов)

А) да, процесс адаптации был трудным и долгим 4%

Б) процесс адаптации длился несколько недель 30%

В) привык быстро, адаптировался в течение нескольких дней 66%


Успешно адаптировались к новым условиям обучения – 91%



Таким образом, основными задачами в адаптационный период являются:

  1. Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов (разъяснение специфики выбранной профессии, создание на уроках ситуации успеха), развитие навыков самостоятельной учебной деятельности.

  2. Организация сотрудничества с родителями по вопросам обучения и воспитания студентов с использованием различных форм взаимодействия (консультации, беседы, родительские собрания).

  3. Организация мероприятий на сплочение коллектива группы, поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.

  4. Оказание помощи дезадаптированным студентам и их родителям по преодолению проблемных ситуаций в учебном процессе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!