СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные педагогические практики развития коммуникативной компетентности учащихся в географическом образовании как условие формирования социально активной личности выпускника

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрены возможности реализации инновационных педагогических техник по развитию коммуникативной компетентности учащихся в географическом образовании для формирования и развития социально активной личности выпускника. Представлен опыт изучения географии на основе коммуникативного и социокультурного методологического подхода через включение системы методов общения для формирования навыков социальной активности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные педагогические практики развития коммуникативной компетентности учащихся в географическом образовании как условие формирования социально активной личности выпускника»

Лыхач Наталья Степановна, учитель географии Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №72 города Макеевки»


Инновационные педагогические практики развития коммуникативной компетентности учащихся в географическом образовании как условие формирования социально активной личности выпускника


Аннотация. В статье рассмотрены возможности реализации инновационных педагогических техник по развитию коммуникативной компетентности учащихся в географическом образовании для формирования и развития социально активной личности выпускника. Представлен опыт изучения географии на основе коммуникативного и социокультурного методологического подхода через включение системы методов общения для формирования навыков социальной активности учащихся.

Ключевые слова: коммуникативная учебная деятельность, социальная активность, инновационные методы обучения, проект, дискуссия, творческие задания, практическое применение знаний.


Интенсификация различных процессов в социальной сфере (политических, экономических, экологических и др.), принимающая подчас кризисный характер для конкретного человека, вынуждает его многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять свои способности к выживанию и развитию. Поэтому, на современном этапе развития нашего общества, задача социализации личности учащегося приобретает всё большее значение. Зачастую, именно школьные знания, связанные с жизненным опытом ребёнка, становятся стимулом к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. Задача учителя состоит в том, чтобы используемые им педагогические практики в целях эффективного управления развитием коммуникативной культуры обучающихся, способствовали вовлечению учащихся в решение проблем очень близких для самих учащихся, касающихся непосредственно реальных жизненных ситуаций их семей, родного города, района, содействовали освоению социальных знаний и умений жить в динамично меняющемся мире.

Цель статьи – проанализировать возможности реализации продуктивной коммуникативной учебной деятельности в обучении географии для развития социально активной личности выпускника с учётом анализа научной литературы и имеющегося педагогического опыта работы согласно требований ГОС.

В условиях внедрения «Государственного образовательного стандарта основного общего образования» приоритетной задачей в обучения географии, является формирование географического мышления и навыков практического применения полученных знаний, а также развитие личности достойного гражданина, патриота, который не только любит свой родной край, но и готов к его преобразованию [4, с. 4,19].

Методологические подходы к реализации ГОС обеспечивают проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования. В связи с этим учителю необходимо оказать помощь школьнику в освоении социальных ролей, способствовать приобретению опыта социального взаимодействия, выработке жизненно важных компетентностей. Солидаризируясь с мнением А.Г.Асмолова [1, с. 30], полагаем, что при проектировании учебно-воспитательного процесса, особую роль следует уделить развитию базовых универсальных учебных действий, обеспечивающих социальную компетентность – коммуникативных, так как коммуникативная культура - ярчайший показатель общей культуры личности. Это умения общаться с партнёром в различной деятельности с учётом позиции другого человека, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, продуктивно сотрудничать с учителем и сверстниками [2, с. 37,94].

К сожалению, в педагогике очень мало внимания уделяется значению учебного материала как инструменту социальной активизации, управления педагогическим процессом в контексте социализации личности школьников. Опытные педагоги с учётом данных, полученных в современных педагогических исследованиях, разрабатывают собственные теоретически обоснованные модели процесса формирования и развития социализации личности учеников в т. ч. средствами коммуникативной учебной деятельности при изучении географии.

Несмотря на разные подходы к определению коммуникативной компетентности, ученые едины в установлении её роли в социальном развитии личности.

Содержание понятия «социализация» очень сложно и многогранно. В самом общем виде социализацию можно, по мнению большинства учёных, представить как диалектическое единство воздействия общества на человека, с одной стороны, и активность самой личности – с другой [3, с. 4]. Общество обогащает индивида опытом человечества (это знания, умения, навыки, нормы, ценности), индивид же всё это избирательно и выборочно усваивает в целях преобразования и использования. Социализация представляет собой противоречивое и неоднозначное явление и осуществляется в процессе совместной деятельности и общения.

Учёные и философы (Н.Н.Баранский, И.С.Матрусов, Л.В.Финогенова и др.) признают огромную роль географической среды в развитии общества. Географическая среда представляет собой арену труда, естественную основу деятельности человека, предпосылку материального и духовного производства. Трудно переоценить значение содержания курсов географии в изучении этой среды. Не все родители могут толково и доходчиво разъяснить своим детям связи и взаимодействия объектов и явлений природы, условия жизни, хозяйства, создать атмосферу непосредственного эмоционального переживания окружающего мира на основе ощущения личной причастности к прошлому, настоящему и будущему своего края. Школа остаётся традиционным социальным институтом и школьный учитель, владея многообразием таких методов и приёмов учебной работы, которые стимулируют процесс познания, самостоятельную, поисково-исследовательскую деятельность учащихся, может помочь воспитанникам овладеть социальным знанием, сформировать готовность к осознанным социальным и гражданским действиям. Изучение предмета на основе коммуникативного и социокультурного методологического подхода [6, с. 281], через включение системы методов общения в учебный процесс, создаст предпосылки для формирования навыков социальной активности, социального самоопределения, позволит обучающимся: применять на практике, в новых нестандартных ситуациях теоретические знания, полученные при использовании специфических для географии методов сбора, анализа и обобщения информации; решать доступные для них проблемы окружающей действительности, создавая устойчивый базис для активной жизненной позиции, профессионального самоопределения, социальной адаптации и любви к родному краю.

Роль географии в подготовке человека к жизни, поведению в природе, обществе огромна. Поэтому важно в преподавании географии учитывать не только многообразие целей и задач географического образования, но и необходимость формирования коммуникативной культуры как части общей культуры социально компетентного выпускника. Если при изучении школьных курсов географии основную функцию педагогической коммуникации рассматривать как целенаправленное социальное действие, то результатами совместной деятельности будут такие продукты компонентов обучения:

  • формирование универсальных учебных действий, которые позволят обучающимся в организации саморазвития, самоопределения и сознательного выбора социальных отношений и социальных связей;

  • переориентация процесса усвоения географических знаний от информационного восприятия на продуктивное коммуникативное осмысление, трансляцию опыта, практическую и социальную деятельность обучающихся;

  • повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.

Для эффективного внедрения в педагогическую практику коммуникативно-ориентированной стратегии обучения географии в контексте формирования социально-активной личности обучающихся, традиционной педагогики недостаточно. Поэтому сегодня актуально использование инновационных педагогических практик с активным типом коммуникации в обучении географии (см. Табл.1)

Таблица 1

Педагогические практики управления коммуникативным образованием обучающихся

№ п/п

Педагогические практики

Способы деятельности

Обучаемых

1.

Эвристические беседы

-поиск путей решения научных проблем

-выбор вариантов ответа

-постановка проблемного вопроса

-организовать и вести диалог

2.

Исследовательские проекты

-коллективное обсуждение

-работа в группе

-выдвижение и моделирование идей

-оформление работы

-защита основных положений

-участвовать в дебатах

3.

Семинары

-разумное, продуктивное использование поисковых систем

-подбор литературы по теме

-творческое чтение литературы

-подготовка реферата, доклада

-составление плана выступления

4.

Дискуссии

-слушать оппонента

-отстаивать и обосновывать точку зрения

-находить ценные идеи

-делать выводы

-быть оратором

5.

Построение «древа» проблемы (понятия)

-систематизировать

-выявлять причинно-следственные взаимосвязи

-классифицировать

-выделять существенные признаки

6.

Опрос (научный, социологический)

-провести беседу

-составить анкету

-взять интервью

-анализировать результаты

7.

Написание рецензии на книгу, статью

-выделить главное

-составить алгоритм

-критический анализ

-выразить личное отношение

8.

Познавательно-поисковые игры

-поставить учебную задачу

-удержать внимание слушателей

-ссылаться на компетентные источники

-формулировать выводы

-следить за культурой речи

9.


Презентация доклада

-изучение правил публичной речи

-составление текста

-тренировка произнесения доклада

-исключение слов-паразитов

-прогнозирование вопросов оппонентов

Применение указанных выше педагогических практик при изучении географии создаёт такую образовательную среду, которая учит школьников разнообразным опытам социального взаимодействия. Заученные готовые знания будут бесполезны, важен способ осмысления учебной информации и умение использовать её в коммуникативных отношениях. При активном обсуждении различных точек зрения, выдвигаемых проблемах, исследовании, обдумывании и осмыслении различных способов решения, выслушивании оппонента, обмене информацией с собеседником, высказывании своего мнения накапливается опыт самопознания, самоорганизации, самовоспитания, формирующий позитивную самооценку собственных сил и возможностей. Такой опыт, полученный на уроках географии, поможет взрослеющему подростку: обогатит и расширит границы социального пространства его личности, научит самостоятельности, активной жизнедеятельности.

Одной из наиболее эффективных форм коммуникативных отношений, помогающей учащимся в поиске новой информации, её преобразовании, нтерпретации, представлении, является дискуссия. Потенциал дискуссии высокий, но её использование как формы урока или элемента урока при реализации конкретных учебных задач требует огромной подготовительной работы [6, с.247]. После ознакомления с задачами дискуссии, можно организовать групповые игры - тренинги, упражнения по развитию навыков понимания партнёра, оппонента. Это техники малого разговора (цитирование партнёра, информирование, позитивные утверждения, интересный рассказ), техники постановки вопросов (открытые вопросы, закрытые вопросы, альтернативные вопросы, вопросы-ловушки). Привлекателен для детской аудитории приём «Обсуждение вполголоса». Его методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой докладывает её лидер, и это мнение обсуждается всеми участниками. Успешность реализации таких коммуникативных практик зависит от выбора проблем, близких для самих учащихся, касающихся непосредственно их семей и жизни своего посёлка, района. Они вызывают стремление и готовность знать их глубже и самим в них участвовать.

При изучении топонимики Донецкого края дискуссия «Нужны ли географические названия?» вызывает интерес к происхождению топонимов, пониманию особенностей исторического формирования региона. Для более глубокого понимания и стимулирования интереса к изучению проблем своего края желательно обращаться к топонимическому анализу объектов, непосредственно связанных с жизнью учащихся (например, посёлок «Ханжонково», шахта имени Батова, город Горловка и др.). Творческие задания в виде эссе - «Микротопонимика окрестностей моего поселка», «Происхождение, изменение и значение названий улиц нашего посёлка», организации бесед с местными старожилами, интервью с представителями различных профессий вовлекают подростков в активные формы коммуникации, создают условия для реализации важнейших социальных качеств личности, которые проявляются в самостоятельности, саморазвитии, самореализации (в межличностных контактах, творчестве).

Особую роль в формировании личности выпускника, ориентирующегося в современной палитре социальных отношений и социальных связей, выполняют исследовательские учебные проекты [5, с. 17]. Они создают условия для раскрытия личностного потенциала учащихся, самопознания, самосознания, способствуют социальной активности. Тематика их связана с экологическими проблемами своей местности, энергосберегающей и водосберегающей политикой семьи, семейным бюджетом, профессиональным выбором: «Географическая грамотность населения посёлка», «Энергосберегающая семейная политика», «Зелёная архитектура Макеевки», «Профессии моих родителей», «Поддержим местного производителя». Задания этих проектов включают составление социологических анкет, анкетирование и опрос жителей посёлка, построение диаграмм, таблиц, написание сравнительного анализа, презентаций своей работы.

С особенным интересом ребята участвуют в социологических опросах, которые касаются энергосберегающей и водосберегающей политики семьи, семейного бюджета. Учащиеся создают свой собственный образовательный продукт, презентуют его, оценивают и испытывают чувство гордости за самостоятельно выполненную работу. Так, например, составление анкеты для социологического исследования при выполнении заданий мини-проекта «Энергосберегающая семейная политика», вызывает споры о возможных вариантах экономии энергии и тепла в квартирах и домах. При обработке и систематизации данных об уровне потребления энергии и подсчёте расходов семейного бюджета, ребята разрабатывают правила энергосбережения в семье, которые пропагандируют не только в своих семьях, но и в виде памяток для распространения среди жителей своего посёлка.

В ходе выполнения заданий проектов учащиеся вынуждены осваивать такие компетенции, как работа в команде, планирование задач и алгоритма деятельности, умение договариваться, словесно общаться, принимать решения, определять собственную роль в проекте, нести ответственность, занимать и отстаивать позицию. Этот список не является исчерпывающим, он варьируется на разных этапах учебной деятельности, собственной мотивацией достижения уровня самовосприятия себя молодыми людьми, потребности и способности определять личный самостоятельный выбор в будущей жизни. И эти показатели также входят в структуру социальной компетентности.

Такой подход в обучении программного материала по географии обеспечивает и предметную подготовку и становление социальной активности ученика на основе опыта коммуникации.

Управленческая деятельность педагога становится всё сложнее и многограннее. Эффективность предлагаемого подхода создания коммуникативной среды в обучении географии, способствующей формированию социального опыта школьников, будет недостаточной без продолжения этой работы во внеурочное время.

Интеллектуальные игры, турниры знатоков географии, тематические вечера, субботники, праздники профессий с привлечением родителей способствуют позитивной социализации растущего поколения.

Итак, можно сделать вывод о том, что изучение предмета «География» на основе коммуникативного и социокультурного методологического подхода через включение системы методов общения в учебный процесс создаёт предпосылки для формирования навыков социальной активности, социального самоопределения, позволит обучающимся адаптироваться в будущей жизни.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2008. – 151с.

  2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 159 с.

  3. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие/ под редакцией Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2012. – 432 с.

  4. Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики «Об утверждении Государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 07 августа 2020 года № 120-НП.

  5. Николина В.В. Проекты и творческие работы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Текст] / В.В. Николина, Е.К. Липкина – М.: Просвещение, 2012. – 145 с.

  6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий. 2006. -– 816 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!