СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Инновационная деятельность: от проблем эмоциональной и социальной депривации к проблеме субъект-субъектных отношений «учитель - ученик» в школе при исправительной колонии"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ инновационной деятельности за 5 лет. Статья обосновывает переход к новой тематике инновационного проекта на следующие 3-4 года.

Просмотр содержимого документа
«"Инновационная деятельность: от проблем эмоциональной и социальной депривации к проблеме субъект-субъектных отношений «учитель - ученик» в школе при исправительной колонии"»

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОТ ПРОБЛЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ К ПРОБЛЕМЕ СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК» В ШКОЛЕ ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ



В течение 2017-2022 г.г., годов работы учителем в Государственном казённом образовательном учреждении при ФКУ ИК-10, я особое внимание обратила на изучение проблемы формирования и развития мотивации обучающихся в условиях эмоциональной и социальной депривации. Именно это направление и стало темой моей инновационной деятельности на то время, когда мои первые ученики переходили из класса в класс. Теперь уже они не семиклассники, а выпускники 12 класса, люди серьёзные и ответственные. За все эти 5 с лишним лет, работая с обучающимися в качестве учителя русского языка и литературы, педагога-психолога (вторая специальность) и классного руководителя, я постоянно вела диагностику их успешности в учебных и внеклассных делах, внеурочной деятельности, отслеживала изменения, происходящие в личностном развитии и уровне мотивации. Для этого использовала не только общеизвестные методики и анкетирование, но главным образом – индивидуальные беседы, дневник наблюдений, тренинговые занятия на уроках психологии, интегрированные уроки, которые ученики полюбили сразу, на которых они более свободно могли общаться, выражать своё мнение по различным вопросам, по тем, которые их «зацепили». Особенно ярко это обнаружилось на совместном уроке литературы, ИЗО, МХК и психологии «О одиночество, как твой характер крут…» и бинарном уроке литературы и истории «Медленное чтение новеллы Франка Павлофф ,,Коричневое утро,,». Следует сказать и о том, что внедрение в образовательный процесс новых образовательных стандартов тоже помогло в диагностике формирования и развития метапредметных результатов на уровне УУД и, конечно, личностных достижений обучающихся.

Инновация подвергалась корректировке и прошла несколько стадий:

  • определения и формулирование проблемы – 2017-2018 уч. год;

  • определение цели (целей) – вторая половина 2018 года;

  • разработка проекта осуществления инновационной деятельности - 2018-2019 уч. год;

  • освоение и реализация проекта – 2019- 2021 г.г.;

  • распространение созданного инновационным путем опыта – 2022 год (выступления на ШМО, психолого-педагогических консилиумах и педсоветах, публикации на педсайтах);

  • переход к новой инновации - 2022-2023 уч. год.

Результаты инновационной деятельности:

1.Изучена психолого-педагогическая литература по теме проекта: книги и статьи В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, Г.А. Цукерман, А.К. Дусавицкого, А.Б. Воронцова, А.Г. Асмолова, Ю.П. Зинченко, по проблемам развивающего обучения и внедрения ФГОС (в том числе с использованием интернет ресурсов).

2.Обучение в течение 5 лет на курсах переподготовки в г. Москве (учитель, психолог и организатор развивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова), а также практическая работа по названной системе в качестве учителя и психолога помогли лучше понять и оценить в том числе и новые ФГОС, организовать практические занятия с обучающимися далеко «не школьного» возраста с учётом их индивидуально-психологического развития и социального опыта. Деятельностный подход дал пусть пока небольшие, но весомые результаты в развитии интереса к предмету и учебно-познавательной мотивации 20-30-летних школьников.

3.Внимательно прочитаны, изучены и обсуждены на педагогических советах, ШМО не только документы по внедрению Федеральных государственных стандартов второго поколения (в том числе и обновлённых ФГОС-2021) в основной школе, но и накопившийся опыт за несколько лет работы по ФГОС ООО/СОО.

4.Проведены открытые уроки, их обсуждение, а также диагностика учителей по возникающим проблемам в связи с переходом на ФГОС ООО (в последующем на ФГОС СОО). Также большое внимание уделялось самодиагностике учителей: обозначение трудностей, самооценка урока и т.п.).

5.Постоянные выступления, на педсоветах и педконсилиумах, школьном методическом объединении, открытые уроки, круглые столы, взаимопосещения, подготовка материалов для публикации.

6.Учебные занятия по психологии, собственные интегрированные уроки и такие же уроки коллег показали, что именно нестандартный, новый подход учителей к организации учебной деятельности, носит не только развивающий характер, но и является для школьников самым интересным, а значит, повышает мотивацию. Большинство «старых» - по времени прихода в школу - и «возрастных» учеников для себя вновь «открыли», по их словам, школу, увидели что-то новое и оставили много положительных отзывов о «необычных» уроках.

7.Школьники вместе с учителями принимают участие в Международных, Всероссийских, региональных конкурсах и олимпиадах, и их число постоянно растёт. Привлекательны как сложные и интересные нестандартные задания, так и грамоты, сертификаты, которые они получают за участие и победы.

8. Многие из обучающихся 9-11 приняли участие в конкурсе басен, посвящённом И.А. Крылову. «Мы против, против себя тогдашних!» - такая рубрика предварила размещённые на одном из педсайтов в Интернете и напечатанные в газете ФКУ ИК-10, сочинённые учениками басни (7) и синквейны (15) о вреде курения, наркотиков, алкоголя. Именно они стали победителями в школьном конкурсе.

9. Возродилось в школе проведение научно-исследовательских конференций: 2020 г. – 7 проектов. 2021 г. - 3 проекта. 2022 г. – групповые проекты па математике и технологии (все ученики 10-12 классов) + 2 исследования по психологии. Особенно постарались ученики 11 (теперь 12 класса): Юрий В: «Местоимения как особая группа слов»; Михаил В: «Сны Раскольникова как «царская дорога» к постижению образа героя», «Особенности и своеобразие языка произведений Е. Замятина и А. Платонова»; Пётр К: «Селфи: радости и опасности ,,себяшек,,».

10. В 2021-2022 годах в школу начался приток «вольных слушателей», которые, узнав о мероприятиях и интересных уроках, стали ходить на занятия, участвовать в дискуссиях, посещать поэтические вечера и школьные праздники, открытые уроки (и работать на них!). Проводимые с этого учебного года библиотекарем школы и классными руководителями «Разговоры о важном» также вызывают интерес не только у обучающихся-очников, но и «вольных слушателей» 40-50 лет.

11.Последние два-три года по 30-50 обучающихся вместе с «вольными слушателями» являются участниками всевозможных диктантов: экономических, юридических, географических, исторических, тотального диктанта и т.д., и т.д. Это приносит конкурсантам не только новые знания, но и радость открытия, уверенность в своих силах и, конечно же, сертификаты и грамоты. Однако чисто «внешняя» мотивация не заслоняет главного – желания проявить себя, испытать, попробовать в науке.



Однако наряду с положительными результатами есть и отрицательные. Это:

1.Ежегодно проводимое анкетирование обучающихся по определению мотивов обучения, наличию самых интересных и любимых предметов. Хотя динамика положительная, но около половины обучающихся (прежде всего это вновь зачисленные в 8-10 классы ученики с низким уровнем адаптации) не имеют интереса ни к одному из предметов, что обусловлено также местонахождением школы (на базе исправительной колонии) и «ненужностью» обучения для дальнейшей жизни как в месте пребывания, так и после освобождения.

2.При беседах с учениками, при проведении анкетирования не все школьники (взрослые люди, имеющие отрицательный социальный опыт!) всегда искренне отвечают на вопросы учителя, психолога (низкий уровень адаптации, не верят педагогу, боятся ответственности или насмешек, хотя анкетирование всегда анонимное).

3.Главная цель осуждённых – скорейшее освобождение из места заключения – «заслоняет» у большинства обучающихся желание учиться.

4.Наличие у некоторых 20-летних учеников справки об обучении в колледжах (1-2 года) зачастую также не способствует развитию учебно-познавательной мотивации у большинства зачисленных в образовательное учреждение.



Таким образом, полученные к 2022 году итоги реализации проекта инновационной деятельности сами «подсказали», что необходимо переходить на новый уровень исследования: вновь обозначить накопившиеся проблемы и изучить влияние субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся для успешного обучения школьников, развития мотивации, а также помощи при ресоциализации (в психологии: ресоциализация – это восстановление утраченных связей с обществом, например, если человек долго болел и не выходил из дома, был в заключении и т.п.) в последующем, после освобождения из колонии.





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!