Инновационная деятельность на примере системы уроков по теме:
« СССР в 1953-1964 гг. Н. С. Хрущёв»
№ | Компетентностные формы работы учителя на уроке | Кол-во (раз) | Продолжительность ( мин.) |
1. | Обращение к прошлому опыту учащихся. | Каждый урок | 5 минут |
2. | Открытое обсуждение новых знаний. | Урок 5 | Повторительно-обобщающий урок |
3. | Решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций. | Урок 1, 3,.5 | В течении урока |
4. | Дискуссия учащихся. | Урок 3 | В течении урока |
5. | Проектная деятельность. Практические работы, имеющие жизненный контекст. | Урок 4 | В течении урока |
6. | Другие компетентностные формы работы | Эссе, Урок 3, 4, | Домашнее задание |
Блок уроков по Истории России 20 века по теме:
«СССР в период правления Н. С Хрущёва(1956-1964гг), 11 класс.
Оборудование:
Уроки проходят в кабинете истории, используется компьютер, проектор, мультимедийный диск « История России, 20 век», распечатаные документы, (рабочий лист 1 – для каждого учащегося; – рабочие листы 2, 3 и 4 – по количеству учащихся в группах;),презентации учащихся, таблицы, раздаточный материал. документы
Формируются компетенции:
*Ценностно-смысловая компетенция-
*Учебно - познавательная компетенция .
*Кооперативная компетенция или компетенция по работе в сотрудничестве.
*Коммуникативная компетенция
*Информационная компетенция
Используются технологи: Проблемного обучения. Критического мышления
Проектной деятельности
Формируются умения:
Анализировать, сравнивать, обобщать, вести полемику, работать с документом.
Обязательный минимум содержания:
- уяснить факторы подъема экономики и общественно-политической жизни страны, научных открытий, полета человека в космос;
- познакомить учащихся с результатами хрущевских реформ;
-познакомить учащихся с изменениями в духовной жизни страны.
- познакомить учащихся с основными реформами второй половины 50-х годов;
- показать, каких успехов добивалась наша страна в этот период, какие были трудности;
- познакомить учащихся с попытками государства преобразовать сельское хозяйство.
-значение СССР на мировой арене, как СССР влиял на международные отношения;
- показать учащимся влияние СССР на ситуации в горячих точках мира, миссия СССР;
- познакомить учащихся с сущностью Карибского кризиса.
Ожидаемые учебные результаты.
Учащиеся должны:
-Учащиеся должны знать и уметь отличать политические режимы.
– раскрыть пути воздействия на общество через использование политической власти;
– закрепить навыки работы в группах по анализу документов, по разрешению творческих заданий;
– правильно употреблять и объяснять изученные термины и понятия;
– уметь аргументировать свою точку зрения;
– анализировать и сопоставлять исторические источники.
– знать качества личности Н. С .Хрущёва
Основные виды деятельности:
самостоятельная работа с документами, работа в группах , поектная деятельность, дискуссия.
Основные понятия:
Демократия, субъективизм, волюнтаризм ,«оттепель», эволюция политической системы; Культ личности, Коммунизм, Карибский кризис, реорганизация; НТР; оппозиция; , антипартийная группа;. реабилитация; тенденция; ,десталинизация; либерализация; моральное старение техники; «административная лихорадка»., территориальные претензии; «номенклатурная либерализация», целина.
Применяемые методы: -информационно-рецептивный; проблемного изложения; частично-поисковый; рефлексия; исторический мето метод проекта .
Формы уроков:
- беседа, практикум, решение проблемных задач, урок обобщающего повторения, урок- защиты проектов, решение познавательных задач.
Используются приёмы приёмы:
«кластер», ПОПС, использование «шести вопросов», работа с документом, задачи, сравнение, мозговой штурм, социологический опрос, написание эссе, презентация, обсуждение, « знаю. узнал, хочу узнать».
Урок 1.Тема урока « СССР в 1953 – 1964 годах. Общественно-политическое развитие.»
План урока:
Политические программы приемников И, В, Сталина и борьба между ними за власть ( Л. П. Берия, Г. М. Маленков, Н. С. Хрущёв).
Предпосылки десталинизации, её цели и основные направления внутренней и внешней политики СССР.
Историческое значение 20 съезда КПСС.
Процесс демократизации общественно-политической жизни СССР,его противоречия и проблемы.
Цель урока:
– разобраться в сложных политических явлениях общественной жизни после периода тоталитаризма;
-знакомство с политическим портретом Н. С .Хрущёва
- знакомство учащихся с текстом исторического документа « Доклад Н. С ХрущёваДоклад Н. мира димира Мономаха»кого мышления на 20 съезде КПСС»
- анализ исторического источника (с использование разных приемов (стратегий) работы с текстом);
- помочь выработать свою позицию к проблеме власти в целом и легитимной власти в частности.
Используемая технология - проблемного обучения.
На уроке при изучении политических программ используются следующие приемы:
Маркировка текста (чтение с пометами). значками по мере его чтения – ИНСЕРТ или «Пометка на полях
Используется технология критического мышления
Ожидаемые учебные результаты.
Учащиеся должны:
– приобрести целостные научные знания о политике демократии, самостоятельно пополнять их и ориентироваться в окружающей политической действительности;
– стремиться к самосовершенствованию и развитию таких личных качеств, как гражданская ответственность, толерантность, справедливость.
Основные используемые термины и понятия: политика, гражданское общество и государство, легитимность, политический лидер. Культ личности, Коммунизм
Основные виды деятельности: работа с нормативно-правовыми документами, дискуссия.
Домашнее задание: представьте, что вы баллотируетесь в 1956 году на пост генсека, предложите свой вариант политического плаката.
Урок 2.
Тема урока: «СССР в 1953 – 1964 годах. Социально-экономическое развитие. Хозяйственные реформы»
План урока:
1.Реформы в промышленности. «Золотая пятилетка».
2.Реформы в сельском хозяйстве. Эксперименты. Целина.
3 Социальная политика.Коммунизм.
4. Достижения советской науки и техники. НТР.Космос.
Цель урока:
– дать общую, целостную характеристику хрущёвской «оттепели» как системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов;
Ожидаемые учебные результаты.
Учащиеся должны:
– приобрести целостные знания об экономических реформах периода оттепели, самостоятельно пополнять их и ориентироваться в окружающей политической действительности;
–уметь объяснять причины экономических преобразований, анализировать результаты реформ
Основные используемые термины и понятия: «кукурузная компания», квартирный вопрос, «оттепель», . моральное старение техники;
Основные виды деятельности: работа с нормативно-правовыми документами, дискуссия.
Домашнее задание: Составьте хронологическую таблицу основных социально-экономических преобразований. Определите их последствия.
Урок 3. Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг.
План урока:
Предпосылки либерализации внешней политики.
Обострение международной обстановки на рубеже 1950-1960 гг.
Политические кризисы времён «холодной войны» и их уроки. Карибский кризис.
Соглашения СССР, США и Великобритании в сфере ядерного вооружения.
Цель урока:
– раскрыть значимость либерализации внешней политики в жизни человека и общества.
Оборудование:- используется компьютер, проектор, мультимедийный диск
« История России, 20 век», кинохроника, распечатаны документы,
Используется технология - Проблемного обучения.
Основная проблема, которая рассматривается - Карибский кризис и его уроки. Непоследовательность и противоречивость решений в сфере межнациональных отношений.
Технология ПОПС:
П-позиция,(«Я считаю, что…)
О - обоснование («…потому, что…»)
П - пример, ( « Я могу подтвердить это тем, что...», « Например…»)
С - следствие, вывод
( «Поэтому…», « В этой связи…)
Домашнее задание: Написать эссе по теме: « Моё отношение к Карибскому кризису».
Урок 4.
Тема урока: «Культура, жизнь и быт людей в годы хрущёвской оттепели» .
План урока:
1. Жильё и быт.
2. Мода
3. Уровень благосостояния населения.
4. Отдых и развлечения.
5.Успехи тагильчан.
Оборудование:- используется компьютер, проектор, презентации по темам учащихся.
кинохроника, распечатаны документы,
Используются технологии- Проблемного обучения. Проектной деятельности.
Цель урока:
-сформировать у школьников многоплановый образ стиля 60-хгодов, познакомить их с веяниями моды, жилищно-бытовой повседневной жизнью, досугом и отдыхом людей в СССР.
Задачи:
-продолжить формирование умений получать информацию,анализировать, обобщать, сравнивать, работать с текстом, документами, кино и фотодокументами, оценивать события.
опережающие задания:
Учащиеся за неделю до урока делятся на группы (5) , которые получают задания подготовить материал по следующим темам: (в форме мини-проектов,презентаций, сообщений, фотоколлажей (с собой учащиеся должны принести дополнительную литературу и познакомить с ней другие группы). В течение 5 минут группа должна познакомить со своей позицией по вопросу, назначить выступающего и доказать свое мнение. Другие группы готовят не менее 4 вопросов каждой выступающей группе. Решающую роль играет доказательная база.
1. Жильё и быт..
2. Мода
3. Уровень благосостояния населения.
4. Отдых и развлечения.
5.Успехи тагильчан
Домашнее задание: Напишите эссе о жизни своих родственников в 60-годы, включив сведения о моде, жилье, досуге, отдыхе людей.
Урок 5.
Тема «Семь «К» Н. С Хрущёва» . Итоги десятилетнего правления.
Тип урока- повторительно обобщающий. Урок открытых мыслей.
План урока:
Отношение к Н. С. Хрущёву и к его деятельности в обществе и высшем руководстве.
Отставка Н. С. Хрущёва.
Итоги «великого десятилетия».
Цель урока:
-обобщить знания учащихся об основных реформах Хрущёва Н. С. в политической, социально-экономической, духовных областях., полученные в предшествующей практической работы,
- определить особенности жизни и быта советских людей 1953-1964 год;
- основные черты и характер хрущёвского десятилетия;
Задачи:
-продолжить формирование умений анализировать, обобщать, сравнивать, работать с текстом, документами, кино и фотодокументами, оценивать события.
В ходе проблемной дискуссии заполняется таблица:
Основные преобразования | Положительные стороны | Отрицательные стороны |
1.Культ личности. 20 съезд КПСС. | | |
2.Коммунизм | | |
3.Карибский кризис | | |
4.Кукуруза | | |
5.Космос | | |
6.Культурная революция | | |
7.Квартирный вопрос | | |
Используется при обсуждении технология ПОПС
П -позиция («Я считаю, что…)
О - обоснование («…потому, что…»)
П - пример, ( « Я могу подтвердить это тем, что...», « Например…»)
С - следствие, вывод ( «Поэтому…», « В этой связи» )
С Какими понятиями и деятелями вы познакомились в ходе изучения темы?.( Пример)
а антипартийная группа | Берия | В волюнтаризм | г | Д Десталинизация, демократия | е |
ж | З закон | и | космос коммунизм, культ личности | л либерализация | м моральное старение техники; |
н НТР | о реабилитация | п субъективизм | р | с субъективизм | т тенденция |
у | ф форсирование | Х Хрущёв НС | целина | ч | ш |
щ | э эволюция политической системы | ю | я | | |
Конструктор системы уроков по теме « СССР в 1953-1964 году.
Ход урока | 1 урок СССР в 1953 – 1964 годах. Общественно-политическое развитие.» | 2урок : «СССР в 1953 – 1964 годах. Социально-экономическое развитие. Хозяйственные реформы» | 3 урок Внешняя политика СССР в 1953-1964 гг. | 4 урок «Культура, жизнь и быт людей в годы хрущёвской оттепели» . | 5 урок «Семь «К» Н. С Хрущёва» . Итоги десятилетнего правления. |
Начало урока | Интеллектуальная разминка | Исторический анекдот | Мир удивительных фактов | Постановка учебной задачи | Эпиграф |
Опрос | «Да-нетка | Исторический портрет | Домашняя таблица | Защита проектов. презентации | Цепочка дат |
Объяснение нового материала | Метод « шести вопросов», работа с документом | Опорный конспект | кластер | Защита проектов | Историко-сравнительная характеристика |
Закрепление Повторение | Просмотр видеосюжетов | Историко-сравнительная характеристика | Просмотр видеосюжетов | Обсужение Выступлений учащихся | Технология ПОПС: |
Рефлексия | мини-тест | Цепочка дат | Пятиминутное эссе | Таблица « Положительное и отрицательное» | Приём алфавит |
Конец урока | Приём «Знаю-узнал-хочу узнать» | Обсуждаем д/з | Готовимся к защите проектов | Обсуждаем д/з | Опрос-итог |
Домашнее задание | Проект плаката | Составьте хронологическую таблицу | | эссе | |