СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивное обучение

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель инклюзивной школы должен обладать высокими показателями профессиональной социальной адаптированности, лабильности, эмпатийности, рефлексивности, а также выраженными перцептивными, коммуникативными и организаторскими способностями. 

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное обучение»

Доклад на тему:

«Проблемы инклюзивного образования»


Подготовила учитель технологии

Колесникова Ирина Викторовна

В настоящее время образование детей с ограничен­ными возможностями здоровья — одна из актуальных и дискуссионных проблем современного образования.

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья.


Принцип инклюзивного образования.


1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 
2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 
4. Все люди нуждаются друг в друге. 
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. 


Дети. Прежде всего, нужно, чтобы в школе учились разные дети: с инвалидностью и без. Это важно для обеих категорий учеников: дети с инвалидностью учатся взаимодействовать в конкурентной среде, а дети без инвалидности растут более отзывчивыми и эмоционально чуткими.

Философия школы.   Инклюзия подразумевает постоянный диалог. Политика школы обсуждается с учителями, родителями и детьми. В случае возникновения конфликтов проводятся психологические тренинги. Кроме того, учителя постоянно, каждый день, так или иначе подчеркивают, что различия – это не плохо, и учат детей принимать и понимать тех, кто не похож на них.

Архитектурная доступность. Без этого условия инклюзия будет невозможна в принципе – ведь если ребенок, использующий инвалидную коляску не сможет самостоятельно войти в школу, об инклюзии говорить не приходится. Школа должна иметь возможность предоставить такому ученику возможность свободного передвижения внутри всего школьного пространства и участия в подвижных играх, спортивных мероприятиях и праздниках наравне с другими учениками.

Наличие в школе компьютеров – специалистов, сопровождающих ученика с ООП в процессе обучения. Это может быть педагог, педагог-психолог, педагог-дефектолог, логопед который помогает лучше усвоить материал во время урока, или медицинский работник, решающий специфические медицинские вопросы.

Вовлеченность родителей.  Инклюзия – двусторонний процесс. Действительно равные условия обучения возможны только в том случае, если сам ребенок с ООП хочет учиться и готов прикладывать для этого необходимые усилия. Здесь очень важна роль родителей, которые могут настроить ребенка на равные условия общения, объяснить ему правила поведения и помогать ему их соблюдать. 


На сегодняшний день, в этом плане в общеобразо­вательных школах предпринимаются попытки преоб­разований организационно-методического характера. Но школа ни организационно, ни технологически, ни содержательно к этому не готова, так как инклюзивное образование в России до сих пор не имеет официального признания. Чтобы решить эту проблему, необходимо сначала как можно скорее разработать систему просветительской деятельности, направленной на изменение мнения сообществ учителей и родителей о том, где и чему должны учиться дети с проблемами в развитии.

Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной сфере, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов

Педагоги общего образования нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, которая обеспечит понимание и реализацию подходов к индивидуализации обучения детей с особыми образовательными потребностями, в первую очередь – это работать с детьми с разными возможностями в обучении и учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому

Инклюзивной школе нужны свои, особенные учителя. Речь идет о специалистах различного профиля: врачей-психиатров, невропато­логов, физиологов, психологов, логопедов, педагогов-дефектологов, которые ныне достаточно разобщены, их деятельность не скоординирована и не сфокусиро­вана на нуждах детей. Разрозненные их усилия не да­ют и не могут дать желаемых результатов в воспита­тельной, учебной, психокоррекционной, профилакти­ческой работе.

Учитель инклюзивной школы должен обладать высокими показателями профессиональной социальной адаптированности, лабильности, эмпатийности, рефлексивности, а также выраженными перцептивными, коммуникативными и организаторскими способностями. Он может быть успешным при следующих базовых личностных характеристиках:

  • если достаточно гибок и толерантен;

  • уважает индивидуальные различия;

  • умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива;

  • согласен работать в одной команде с другими учителями;

  • ему интересны трудности, и он готов пробовать разные подходы.

Следует признать, что в нашей стране целенаправленная подготовка педагогов такого типа до настоящего времени не велась.

Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех программе и показывать результаты успеваемости, нормальные для всех. В результате нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями, дети с ОВЗ часто оказываются изолированными от своих здоровых сверстников и выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики.

Так, например, в некоторых школах наблюдается рост количества программ по дополнению учебного про­цесса различными средствами поддержки (психологи­ческой, логопедической, коррекционно-педагогической). Зачастую программы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специалистами, не имеющими специального образования.

Педагоги слабо владеют методами психопрофилакти­ки отклонений в развитии, затрудняются в использо­вании методов психологической и педагогической коррекции. Педагоги общеобразовательных школ по­ка не умеют работать с различными категориями де­тей, организовывать групповую работу и проводить уроки в деятельностной парадигме. Они не владеют современными технологиями построения образова­тельного маршрута и разработками индивидуальных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья

Переход к инклюзивному образованию требует участия всех специалистов системы образования и наличия фундаментальных теоретических разработок. Однако практическая педагогика осуществляет его быстрыми темпами, несмотря на отсутствие нужных условий.


Архитектурная доступность. Без этого условия инклюзия будет невозможна в принципе – ведь если ребенок, использующий инвалидную коляску не сможет самостоятельно войти в школу, об инклюзии говорить не приходится. Школа должна иметь возможность предоставить такому ученику возможность свободного передвижения внутри всего школьного пространства и участия в подвижных играх, спортивных мероприятиях и праздниках наравне с другими учениками.

В учреждениях, обеспечивающих сопровождение таких детей, общепедагогические требования к обору­дованию и оснащению должны учитывать проблемы и трудности социализации детей данной категории. Со­циальная среда в образовательных учреждениях долж­на учитывать уровень современной жизнедеятельнос­ти общества и быть приближена к ее требованиям. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социаль­ной активности и жизнеустойчивости ребенка.

Наличие доступной среды: нам очень нужны пандусы, лифты, низкие бордюры и прочие условия, которые позволят ученикам и учителям с инвалидностью самостоятельно выйти из дома, добраться до школы и войти внутрь.

Благодаря материальной базе повышается мотивация педагогов. 


Организация взаимодействия с семьей, воспитыва­ющей ребенка с ограниченными возможностями здо­ровья, должна быть обеспечена на совершенно новом уровне и предполагает:

  • создание программно-методического обеспече­ния и координации решений по социально-психологи­ческой и социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможнос­тями здоровья;

  • создание программно-методического обеспече­ния для выявления и коррекции проблем, возникаю­щих между членами семьи, где воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья;

  • создание условий для реализации права родите­лей (или лиц, их заменяющих) на информационное обеспечение по имеющимся в стране услугам в сфере комплексной диагностики, комплексной реабилита­ции и образования;

  • активное вовлечение семьи в работу учрежде­ния, обеспечивающего сопровождение детей с ограни­ченными возможностями здоровья;

  • консультирование родителей по проблемам раз­вития их детей;

  • обучение родителей доступным им методам и приемам оказания помощи детям в условиях семьи;

  • организация обратной связи родителей с учреж­дением и др.


Преимущества инклюзии для детей с ОВЗ.

Дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах. Это становится особенно очевидным, если взрослые в школе целенаправленно поддерживают социализацию, и если количество детей с особенностями находится в естественной пропорции по отношению к остальным ученикам в целом.

• В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и  навыки коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту.

• В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков и академических достижений. В  некоторых исследованиях делается предположение, что образовательные программы для детей-инвалидов в инклюзивных школах имеют в целом более высокий стандарт, чем в  сегрегационных образовательных учреждениях (специальных школах), и дети в таких школах тратят больше времени на решение академических задач, и, соответственно, имеют более

высокие академические результаты.

• Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных классов обучения в  малых группах. Дети «переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с  детьми-инвалидами много общего.

• В инклюзивных классах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом. В исследованиях установлено, что дети в инклюзивных классах имеют более прочные дружеские связи со своими сверстниками, нежели дети в специальных школах. Особенно явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды посещают школу неподалёку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими одноклассниками вне школы. Обнаружено также, что учителя играют ведущую роль в установлении и укреплении такой дружбы.

преимущества инклюзии для обычных учащихся или одарённых детей:

•  Для обычных или одарённых детей нахождение в классе детей с особенностями развития не является фактом, несущим угрозу или представляющим опасность для их успешного обучения.

• Представления о том, что дети-инвалиды нарушают процесс обучения в классе в научной литературе признаются несостоятельными. Более того, в одном исследовании обнаружено, что время, которое на уроке уделялось детям с особенностями, абсолютно сопоставимо со временем, которое учитель затратил на обычных учеников. Более того, дети-инвалиды вовсе не были «причиной» непродуктивной траты времени на уроке.

Причинами потери времени на уроке, как выяснилось, стали административные вмешательства, переход от одного вида активности на уроке к другому виду, и действия детей без инвалидности.

•  Обычные ученики и одарённые дети могут получить преимущества при инклюзивном подходе к образованию за счёт улучшения качества обучения и совершенствования педагогических технологий работы в классе  Некоторым детям с инвалидностью при обучении необходимы новые технологии образования; например, использование информационных технологий очень часто бывает необходимо при обучении детей с инвалидностью. Другие дети получают преимущества от использования этих технологий, и, кроме того, все остальные ученики могут пользоваться этими программами и технологиями в то время, когда они не являются необходимыми для обучения детей с инвалидностью.

•  Преимуществом инклюзии для обычных учеников и одарённых детей будет также присутствие в классе дополнительного педагогического персонала.  Очень часто дополнительное финансирование направляется непосредственно для обеспечения сопровождения особых детей, привлечения специальных педагогов и пара-

помогающих специалистов. И в том, и в другом случае, присутствие в классе других взрослых создаёт дополнительные преимущества для всех учеников класса.

•  Обычные или одарённые ученики, будучи вовлечёнными в обучение своих сверстников (специальный методический подход к  обучению в инклюзивном классе, т.н. peer-tutoring), получают преимущества в том, что эти подходы способствуют повышению их самооценки и качества овладения академическими навыками дети начинают проявлять более чёткое формирование «я-концепции», собственных принципов, социального знания и

Более того, обнаружено, что дети, участвующие в обучении с использованием этого метода, показывали лучшее владение академическими навыками в определённой области, нежели их сверстники, не участвующие в таком тьюторстве].

• Дети без особенностей или одарённые дети, обучающиеся в  инклюзивном классе, имеют возможность научиться языку Брайля или жестовой речи. Обучение этим навыкам проходит в ясном и понятном для них контексте, и обретение этих навыков более доступно для детей, обучающихся в инклюзивном классе, нежели для тех, кто не учился вместе с детьми-инвалидами.

• В инклюзивном классе дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать социальные стигмы.

 

Решение вышеперечисленных проблем и ряда других, возникаю­щих в условиях общеобразовательной школы, приве­дет к снятию барьеров в образовательной, професси­ональной и бытовых сферах, в самопознании, само­развитии и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья, что, в свою очередь, будет способствовать более успешному развитию инклю­зивного образования.


По статистике в России 72% специализированных школ являются интернатами и поэтому проблемы инклюзивного образования необходимо решать. Однако это не говорит о том, что необходимо закрыть все учреждения интернатного типа и коррекционные школы, необходимо обеспечить детям с ОВЗ выбор образовательного учреждения.

















ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ В 6 Б КЛАССЕ КОРРЕЦИОННОЙ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

VIII ВИДА.


Дата проведения: 21.11.2018.

Место проведения: кабинет технологии

Продолжительность: 90 мин.

Тема: Пиление древесины.

Тема урока: Пиление древесины поперек волокон.

Цели урока:

  1. Образовательная: Познакомиться учащихся со способом и правилами пиления древесины.

  2. Коррекционная: Коррекция памяти учащихся, устной и диалогической речи. Применение практических знаний, развитие мелкой моторики.

  3. Воспитательная: Привитие навыков аккуратного выполнения работы, привитие навыков, самостоятельности. Чувства ответственности за соблюдением техники безопасности.

Тип урока: Комбинированный.

Методы обучения: словесный- объяснение нового материала и самостоятельная работа.

наглядный - демонстрация мультимедийной презентации.(Приложение №1)

Материально – техническое оснащение урока: Карточки – задания, заготовки, инструменты.

Межпредметная связь: русский язык, литература, математика.

План урока.

Методы и формы обучения

Содержание урока

Примечание

Вводный инструктаж


1.Организационный момент


2.Сообщение темы и цели урока.

1.Готовность к уроку

2.Проверка учащихся и их рабочей формы

Запись на классной доске.

Повторение пройденного материала


Опрос учащихся

1.Работа с карточками.

2.Устный опрос

- Перечислите разметочные инструменты.

- Перечислите инструменты для пиления древесины.


Словарная работа


Линейка, ножовка, угольник, стусло, рулетка.

Понимание слов и их применение в работе.

Объяснение нового материала с показом приемов работы



1.Приемы поперечного пиления древесины


2.Техника безопасности при пилении древесины.


Самостоятельная работа учащихся.

Поперечное пиление заготовок учащимися

Ножовки, угольники, карандаши, упоры.

Релаксация


Физкульт минутка

Закрепление пройденного материала.

Опрос учащихся.

- работа по карточкам

- устный опрос

1.Насколько необходимо отступить от линии разметки при поперечном пилении древесины.

2.Под каким углом к заготовке необходимо держать ножовку

3.Какой инструмент используют при поперечном пилении древесины.

4.Техника безопасности при работе с режущим инструментом?


Оценка работы учащихся


Оценочная таблица

ХОД УРОКА


1. Организационный момент


Здравствуйте, ребята! Цель нашего сегодняшнего урока - познакомится со способами и правилами пиления древесины поперек волокон, а также попробовать самостоятельно произвести поперечный раскрой пиломатериала.


2. Актуализация опорных знаний


Учитель: Прежде чем мы с Вами познакомимся со способами и правилами поперечного пиления , давайте вспомним темы прошлых уроков - это "Разметочный инструмент" и "Инструменты для пиления древесины". На верстаках лежат листочки с тестовыми заданиями. На тестовые вопросы у нас будут отвечать Ширяев Александр и Процких Максим.

Остальные учащиеся отвечают на вопросы учителя

- Перечислите разметочные инструменты (Мисинев Александр)

- Перечислите инструменты для ручного пиления. (Мисинев Александр)

- Назовите применение и составные части лучковой пилы;(Процких Максим)

3. Изучение нового материала

Учитель: Молодцы, а сейчас мы познакомимся с новой темой нашего урока "Пиление древесины поперек волокон": (объяснение нового материала)

Поперечное пиление древесины.

Техника поперечного пиления древесины

При пилении древесины поперек волокон заготовку зажимают в заднем зажиме верстака или пользуясь подкладной доской с упором. зажимать заготовку надо так, чтобы она располагалась горизонтально, а место пропила находилось у зажима.

При работе с пилой приходится затрачивать много усилий. Чтобы меньше уставать, при пилении надо соблюдать следующие правила:

1. Принять правильную позу. Необходимо чуть- чуть наклониться вперед, но спина должна быть прямой.

2. Правильно держать инструмент и работать им. Запомни, что при пилении двигается только правая рука! Левой рукой поддерживают заготовку. Если же вместе с рукой двигается туловище, быстро приходит усталость.

3. Начиная работу, у места пропила держат брусок. Сначала инструмент плавно тянут на себя, делая первый прорез. Когда полотно пилы немного углубится в заготовку, брусочек убирают и продолжают пилить, поддерживая заготовку рукой.

4. Заканчивая работу, пилить надо очень медленно, плавно, придерживая заготовку рукой. Нельзя сильно нажимать на пилу. Если не соблюдать это правило, заготовка может обломится - тогда образуются так называемый отщип: и заготовка испорчена, и руку легко поранить.

Качество отпиленных заготовок зависит от точности разметки и аккуратности работы. Во время пиления надо следить, чтобы зубчатое полотно все время перемещалось по линии разметки, не отклонялось от нее вправо или влево. Проверяют качество работы внешним осмотром или по угольнику.

При пилении заготовок поперек волокон могут случиться и некоторые погрешности в работе. Например, деталь отпилена не точно по линиям разметки, не под прямым углом. Причины:

а) вы невнимательно смотрели на линию разметки;

б)неправильно начали пилить;

в)неправильно зажали заготовку;

г)не управляли пилой во время работы.

Если образовался откол, отщип? Значит, или не поддерживали в конце работы заготовку, или не допилили до конца и разломили брусок.

Чтобы ваша работа была качественной, хорошей, придерживайтесь при пилении правил, которые указаны выше.

Техника безопасности при поперечном пилении древесины.

-Работать можно только исправной пилой.

-Начиная пилить, надо обязательно пользоваться направителем.

-Нельзя при работе держать руку у зубьев полотна пилы.

-Осторожно заканчивай пиление, никогда не оставляй пилу в пропиле!

-При переносе пилы с места на место соблюдай осторожность. Пилу переносят в опущенной руке, тетивой вперед. Зубья полотна должны быть направлены вниз.

-Пилить нужно плавно, ровно и спокойно. Нельзя сильно нажимать на пилу!

-Не отвлекайся при работе!


3. Самостоятельная работа учащихся

Учащиеся самостоятельно производят разметку заготовки по заданным размерам: 150 мм в стусле и 200 мм на упоре.

Производят поперечный раскрой с помощью стусла и упора и с соблюдением правил техники безопасности и организации рабочего места.

Учитель проводит фронтальный обход помогая не справляющимся учащимся.

4. Физминутка


Проводится небольшая зарядка для пальцев рук и для ног учащихся


5. Закрепление нового материала:


5.1. Работа с карточками заданиями (все учащиеся)

5.2. Устный опрос учащихся:

1.Насколько необходимо отступить от линии разметки при поперечном пилении древесины. (Процких Максим)

2.Под каким углом к заготовке необходимо держать ножовку(Мисинев Александр)

3.Какой инструмент используют при поперечном пилении древесины.(Ширяев Александр)

4.Техника безопасности при работе с режущим инструментом? (Процких Максим)


6. Итог урока:


Учитель: Объявление результатов урока по оценочной таблице.

Наш урок подошел к концу. Я надеюсь, что те знания и умения которые Вы получили на уроке, Вам пригодятся в дальнейшей вашей жизни.


ТЕСТ.

«Инструменты для поперечного пиления древесины»

Каждый вопрос имеет одно или несколько правильных ответов. Выберите правильный и подчеркните.

1. Укажите, какой инструмент применяется при поперечном пилении?

- Рубанок

- Долото

- Ножовка

- Киянок.

2. Разметку для поперечного раскроя пиломатериала производят с помощью:

- Долота и рубанка

- Стамески и киянки

- Ножовки и киянки

- Угольника и линейки

3. Каким инструментом разрешено работать?

- Исправным и хорошо заточенным

- Долотом с расколотой ручкой

- Ножовкой со сломанными зубьями

ТЕСТ.

«Разметочный инструмент»

Ответьте на вопросы, подчеркнув в каждом правильный ответ.

1. Какой разметочный инструмент имеет угол 90?

- Ярунок

- Малка

- Угольник

- Линейка

2. Какой разметочный инструмент необходим для разметки?

- Линейка, угольник, рулетка.

- Долото, линейка, киянок.

- Киянок, линейка, рулетка.

- Ярунок, стамеска, рубанок.

3. К разметочным инструментам относятся:

- Рубанок

- Стамеска

- Долото

- Линейка




































Самоанализ урока.

Тема: Долбление гнезд в ножках табурета

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: Познакомить учащихся со способами и правилами поперечного пиления древесины.

При планировании урока были учтены характерные особенности учащихся данного класса по их физическим и психологическим возможностям обучения.

Данная группа учащихся состоит из 5 человек, которых можно поделить на две категории:

1.Дети, успешно овладевающие программой трудового обучения. К ним относятся: Ширяев Александр, .Процких Максим и Мисинев Александр.

2.Дети испытывающие затруднение в выполнении упражнений из-за психика – физических особенностей. К ним относятся: .Мисинев Александр и Процких Максим.

Основной задачей урока была образовательная, направленная на обучение учащихся со способами и приемами поперечного пиления.

В начале урока был проведен опрос по ранее проведенной теме: «Правила разметки древесины» и "Инструменты для пиления древесины". В результате опроса и ответам на тестовые задания оценку «отлично» получило ____ учащихся, «хорошо» - _____ учащихся, «удовлетворительно» - _____ человек.

В процессе объяснения нового материала были показаны приемы работы при поперечном пилении древесины. После показа каждый учащийся на своем рабочем месте отрабатывал навыки по пилению древесины поперек волокон.

Так же было проведено объяснение по организации рабочего места, правилами техники безопасности при пилении.

На уроке каждому учащемуся были выданы необходимые для данной работы инструменты и заготовки . С данной работай учащихся______________________.

В ходе всего урока проводилась взаимосвязь с русским языком и литературой.

На уроке были поставлены и выполнялись коррекционные задачи по развитию памяти, мышления, речи, вниманию и развитию мелкой моторики рук.

Учащиеся работали с интересом, были активны на протяжении всего урока.

Урок своей цели _________________.

Знания и умения приобретенные учащимися будут и в дальнейшем применяться и совершенствоваться на уроках трудового обучения. Данная тема урока необходима и будет необходима им в своей дальнейшей жизни.



Учитель технологии ____________________________ (Колесникова И.В..)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!