СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивное образование в условиях организаций дополнительного образования детей естественнонаучной направленности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование в условиях организаций дополнительного образования детей естественнонаучной направленности»

смоленское областное государственное бюджетное

 учреждение дополнительного образования

«Станция юных натуралистов»













Инклюзивное образование

в условиях организаций дополнительного образования детей

естественнонаучной направленности











Подготовила: методист Прудникова Татьяна Николаевна
















Смоленск 2021








Инклюзивное образование

в условиях организаций дополнительного образования детей

естественнонаучной направленности


Методист, СОГБУ ДО «Станция юннатов», Прудникова Татьяна Николаевна


 Цель дополнительного образования – личностное и творческое развитие ребенка, его профессиональное самоопределение, социальная адаптация посредством удовлетворения его образовательных, досуговых потребностей. На станции юннатов мы выполняем свою миссию, формируя личность ребенка в

условиях общения, изучения природы.

Мы должны ясно представлять, каким должно быть содержание нашей деятельности, в каких условиях и с каким качеством мы должны предоставлять образовательные услуги населению, чтобы быть востребованными и полезными современному обществу. На базе нашей организации функционирует 40 творческих объединений естественнонаучной направленности. Разработана и реализуется

«Программа развития организации на 2013 – 2017 годы» главной целью, которой является поддержка одаренных детей, а также одно из актуальных направлений деятельности «Станции юннатов» связано с реализацией инклюзивного дополнительного образования, с целью обеспечения успешной социализации и интеграции в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.

ФЗ «Об образовании в РФ» вступивший в силу с 1 сентября 2013 года закрепил в качестве принципа государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников. Определяя стратегию деятельности станции юннатов сегодня и в будущем, мы изучили концепции развития общего образования в целом и выяснили, что в перспективе самые лучшие условия для развития ребенка может дать инклюзивное образование.

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним их приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей и прав инвалидов. Не случайно 2009 год был объявлен Годом равных возможностей. Инклюзивное образование в законе об образовании определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Следовательно, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья теперь может быть организовано не только в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и совместно с другими обучающимися общеобразовательных организаций.

Инклюзивное образование (или включенное) – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в образовательных организациях. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает специальные условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Обучение детей с особыми образовательными потребностями в системе дополнительного образования детей позволяет здоровым детям развивать толерантность и ответственность.

Принцип инклюзивного образования означает: все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь организации ДО; задача инклюзивной организации ДО – построить систему, которая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных организациях ДО все дети, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе.

В создавшихся современных условиях Станция юных натуралистов старается объединить свои усилия с семьёй, школой, учреждениями культуры в обеспечении условий для самореализации каждого ребёнка, помогая ему познать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в приемлемой форме, полезной для него самого. Основываясь в своей работе на восемь принципов инклюзивного образования, а именно:

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

  2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

  4. Все люди нуждаются друг в друге;

  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Педагоги станции юннатов на протяжении нескольких лет, работая с детьми, имеющими особые потребности, пришли к выводу, что именно специфика дополнительного образования способна дать инклюзивным детям возможность личностного развития, скорее, чем общеобразовательная школа. Педагоги, работающие с инклюзивными детьми прошли курсы повышения квалификации при ГАУ ДПОС СОИРО – «Коррекционно-развивающее образование в условиях реализации современной модели образования», «Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», «Индивидуальный конструктор профессиональных возможностей для детей – инвалидов и лиц с ограниченными

возможностями здоровья».

Педагоги Станции разработали дополнительные общеобразовательные программы для работы с учащимися с ОВЗ: «Цветоводство и декоративное садоводство», «Радуга» для детей от 14 до 18 лет с умственными и множественными нарушениями развития. Программа «Зеленый мир» реализуется в инклюзивном творческом объединении «Юный валеоэколог» для обучающихся 8-10 лет с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Главной целью этих программ является эмоциональное, личностное развитие, формирование здорового и безопасного образа жизни и социально – трудовая адаптация обучающихся.

В процессе реализации программ, с учетом индивидуальных личностных особенностей детей, занятия проводятся 2 раза в неделю – одно занятие группой и по одному по подгруппам. Количественный состав обучающихся в творческих объединениях 10-12 человек.

Занятия построены на главных дидактических принципах: доступности, наглядности, природосообразности, тесной связью с жизнью и практикой. Главной составляющей является создание атмосферы теплоты, комфортности и достижения успеха. Педагоги учитывают индивидуальные возможности каждого ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятиях: у детей с диагнозом УО страдают самые важные функции организма: внимание, речь, память, психика, отстает моторное развитие ребенка и может быть нарушена координация движений. При расстройствах аутистического спектра происходят нарушения социального взаимодействия, и это выражается в неспособности людей, больных аутизмом, полноценно социально общаться. Недостаточное развитие моторики рук, способность удерживать внимание, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой приводит к тому, что детям трудно писать, рисовать, лепить, клеить и т.п. Поэтому на занятиях педагоги дают короткие, интересные задания, с учетом индивидуальных способностей обучающихся: одни раскрашивает и рисует строго по контурам рисунка, другие могут сами выбрать и нарисовать рисунок по образцу. Для слабовидящих детей педагог использует более крупные изображения и шаблоны. В работе с инклюзивными обучающимися дают хорошие результаты использование информационных технологий и ресурсов Интернет. С помощью педагога и родителей обучающиеся принимают участие в проектной деятельности:

«Выгонка луковичных растений», «Ландшафтное оформление учебно-опытного участка станции юннатов».

Воспитанники инклюзивных творческих объединений активно принимают участие во всех мероприятиях, проводимых станцией юннатов: «Покормите птиц зимой!», «Новогодний калейдоскоп», «День Земли», «День птиц» и мн. др.

В ходе мониторинговых исследований (личностного роста и формирования универсальных учебных действий) педагог сравнивает ребенка с ним самим, а не с другими детьми (важно каждого ребенка похвалить и ему лично, а также при всех

сказать, чему он уже научился по сравнению с прошлыми занятиями; особо хочется отметить, что дети очень внимательно выслушивают комментарии к работе каждого, и совместно обсуждают успехи и радуются результатам достижений каждого).

Программа «Цветоводство и декоративное садоводство» реализуется на СОГБУ ДО «Станции юннатов» на протяжении 10 лет и имеет хорошие результаты и положительную динамику:

  • новая форма учебно-воспитательной работы положительно сказывается на процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • включение ребенка с ОВЗ в частную социальную систему (в данном случае – творческое объединение) очень важно для него, он приобретает убеждения, нормы поведения, необходимые ему для жизни в обществе;

-на занятиях продолжается развитие системы коммуникативных навыков и умений, формирование основ социального поведения, расширение кругозора детей;

-созданы все условия для проведения занятий на базе Станции,

  • накоплен обширный дидактический материал;

  • дети привыкли к систематическим занятиям;

  • особый интерес вызывают занятия, осуществляющие деятельность, связанную с уходом за растениями и животными;

  • каждое занятие несет коррекционную направленность (социальную ориентацию, формирование положительного отношения к себе и окружающему миру, обогащение словарного запаса и развитие речи, формирование предметно-практической деятельности, развитие общей и тонкой моторики).

Работа с детьми, имеющими особые потребности, дала мощный толчок профессиональному и, прежде всего, личностному росту педагогов, переоценке общечеловеческих ценностей, мировоззрению. Педагоги станции юннатов направляют свою деятельность на преодоление барьера между обычными детьми и детьми с ОВЗ. Наш опыт инклюзивного образования показывает, что решая задачу социальной адаптации детей, приобщая их к жизни на уровне психофизических возможностей, нам в то же время необходимо привлекать внимание общества к таким людям и формировать отношение к ним как к полноценным и полноправным членам общества.

Внимание к жизни людей с ограниченными возможностями возрастает. Это положительная тенденция. Каждый ребенок с ОВЗ индивидуален, имеет специфику диагноза и развития. Но общее для всех случаев одно: ребенок погружается в творческую деятельность, которая позитивно влияет на развитие познавательной и личностной сферы; расширяются его социальные контакты, преодолеваются психологические барьеры, расширяются возможности взаимопонимания между всеми взаимодействующими сторонами: ребенок – педагоги – родители – сверстники. Организации дополнительного образования могут помочь детям с ОВЗ, организуя творческие объединения самой разнообразной направленности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!