СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Инклюзивное образование в школе и возможности его реализации на уроках иностранного языка»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актиульным направлением реформы в системе образования в России является инклюзивное образование.  Суть, принципы и применение на уроках иностранного языка (немецкий язык)

Просмотр содержимого документа
««Инклюзивное образование в школе и возможности его реализации на уроках иностранного языка»»

Методическая тема:

«Инклюзивное образование в школе и возможности его реализации на уроках иностранного языка»

Выполнила: Шанина С.Н., учитель немецкого языка



(Слайд 1)

В наши дни одними из основополагающих принципов при получении образования  провозглашаются принципы  приоритета  ученика.

Актуальным направлением реформы системы образования в России является так называемое «инклюзивное образование».

Что означает термин «инклюзивное образование»?

(Слайд 2,3 )

«Инклюзивное образование»- (англ. inclusion — включение, включающее образование, совместное обучение) — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.

Таким образом, происходит совместное обучение детей без серьезных проблем со здоровьем и детей, у которых диагностированы нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, поведения, опорно-двигательного аппарата, комплексные расстройства. Методы инклюзивного образования базируются на принципе равной ценности людей вне зависимости от их физических и психических особенностей. Инклюзия помогает детям с ОВЗ интегрироваться в общество, а их здоровым сверстникам – стать толерантными, способными сопереживать и помогать окружающим людям.

В ходе организационного этапа правительство уделило внимание особенностям законодательной базы. НПБ ИО (нормативно-правовая база инклюзивного образования) основывается на законах федерального уровня:

- ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» п. 27 ст. 2 от 29.12.2012

-  «О социальной защите инвалидов в РФ»;

-  Конвенции ООН «О правах ребенка» статья № 28.

- Каждая ООШ, включающая в процесс обучения инклюзию, в работе учитывает ФГ (Федеральный государственный) образовательный стандарт, на основе которого и проводится разработка индивидуальных уникальных программ.


(Слайд 4- 5)

Принципы инклюзивного образования:

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- все люди нуждаются друг в друге;

- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- все дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Основной критерий эффективности инклюзивного образования является успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта особенного ребенка наряду с освоением им академических знаний. 

При инклюзивном обучении для детей с ОВЗ создают более подходящие условия: оборудуют классы, используют специальные дидактические материалы и обозначения, кроме того, ребенка сопровождает тьютор, который помогает с обучением. Однако меру различий между детьми и необходимость особых условий и персонального сопровождения определяет комиссия медиков и психологов. Для этого они общаются с ребенком и дают ему персональную характеристику.

(Слайд 6)

Инклюзия и интеграция: сходства и отличия

Инклюзивное обучение

Интегрированное обучение

Ребенок учится в общем классе

Ребенку необязательно осваивать общую программу в полном объеме

Классы переоборудуют под нужды детей с ОВЗ

Ребенок с ОВЗ занимается с тьютором, который помогает ему в освоении программы

Ребенок учится в общем классе

Ребенку обязательно освоить общую образовательную программу

Классы остаются обычными

Для ребенка с ОВЗ организуют дополнительные занятия, персональные консультации и помощь

Основное отличие инклюзивного образования от интегрированного состоит в том, что интегрированное образование обеспечивает доступность обычной образовательной программы внутри ОУ для детей с ОВЗ, а инклюзивное – предполагает создание поддерживающих условий для совместного обучения в одном классе «нормативных» детей и детей с ОВЗ по разным образовательным программам, соответствующим их возможностям. При инклюзивном обучении необязательным является освоение школьной программы. Школьник с ОВЗ чаще всего учится по особой программе, которая отличается от массовой. Учебные планы для таких детей составляют персонально.

Очевидно, что ведущей задачей в условиях инклюзивного обучения как учителя иностранного языка, так и школы в целом, является создание образовательной среды, в котором весь процесс обучения будет обеспечивать успех в достижении всеми учащимися класса необходимых образовательных результатов, что в свою очередь предполагает использование эффективных учебных стратегий, направленных на прогнозирование и снятие возможных трудностей в обучении.

(Слайд 7)

Особенно остро проблема инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стоит перед учителями иностранного языка.

Зарубежными странами накоплен богатый и успешный опыт совместного обучения детей. Однако, анализ зарубежной научно-исследовательской литературы, показал, что вопрос о выборе эффективной технологии обучения иностранному языку детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения до сих пор остается дискуссионным.

Данная проблема обусловлена традиционно сложившимся в системе образования взглядом на то, что изучение иностранного языка является сложным процессом, и особенно для детей с психофизическими нарушениями. С целью снижения учебной нагрузки на детей с ОВЗ до недавнего времени считалось нецелесообразным обучение их иностранному языку как дополнительному языку. В этой связи важным является вопрос о заинтересованности детей с ограниченными возможностями здоровья. По мнению зарубежных исследователей, данные дети проявляют интерес к изучению иностранного языка не меньше их здоровых сверстников.

(Слайд 8)

Ведущей задачей учителя иностранного языка, преподающего в инклюзивном классе, является создание ситуации успеха и снятие возможных трудностей в обучении, возникающих у каждого ученика при изучении иностранного языка. Начинать нужно с создания благоприятного микроклимата, способствующего достижению всеми учащимися класса академических результатов и расширению их возможностей.

  • Предупреждение утомляемости (паузы, смена видов работы, песни, считалки).

  • Частая повторяемость учебного материала:

  • Учитель ® класс ® ученик 1, ученик 2 …(начиная с сильного ученика).

  • Обязательное использование наглядности на уроке

  • Необходимо отметить, что дети в классах ЗПР не соответствуют своему психологическому возрасту, хотя все учебные программы ориентированы на классы «норма», то есть детей, желающих побыстрее стать взрослыми.

  • Обучение через игру (обязательно на каждом уроке и желательно не одна).

  • Введение материала небольшими порциями в контексте.

  • Поощрение малейшего прогресса + вербальная оценка.


Все дети могут учиться, и каждый учитель должен взять на себя ответственность за организацию адекватной психолого-педагогической поддержки в обучении.


(Слайд 8)


Хотелось бы остановиться на применении принципов инклюзивного обучения на уроках иностранного языка для детей с ОВЗ.

При реализации инклюзивного обучения на уроках иностранного языка рекомендуется

  - формировать лексические умения в ходе выполнения упражнений, которые обеспечивают запоминание новых слов и выражений и употребление их в речи;

  - использовать информационно-коммуникационные технологии, что позволяет «особенному» ребенку с удовольствием заниматься иностранным языком;

  - создавать благоприятный психологический климат;

    -использовать здоровье сберегающие технологии, адаптированную программу с учетом особенностей психофизического развития и возможностей таких детей, иллюстративного и аудиоматериала, интерактивных элементарных заданий на CD;

-  формировать ситуации успеха просто необходимо на каждом уроке, чтобы ребенок с ОВЗ почувствовал радость от малого, но хорошо выполненного задания.

- Также индивидуализация – индивидуальный подбор учебного материала и типов заданий и опора на личный опыт учащихся.

Способствует успеху в освоении иностранного языка и совместное с детьми выполнение образцов заданий,  предупреждение возможных трудностей в учебной деятельности.

- МНОГОКРАТНОЕ ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА- В буквальном смысле иногда необходимо многократно повторять одну и ту же фразу. Разбираем новый материал пока ребенку не станет понятно…

- Дозирование информации - Большинству детей с ОВЗ необходимо разделять лексический и грамматический материал на порции.

Всегда разрабатывается пошаговый четкий постоянный алгоритм действий:

Ребенок должен знать 1 шаг, 2 шаг, 3 шаг ….

Например: четкий алгоритм работы с текстом:

1) ознакомительное чтение

2) выделение незнакомых слов

3) работа со словарем, поиск значений незнакомых слов

4) дословный перевод предложений

5) редактирование

6) чтение и самостоятельный перевод без опоры на письменный вариант




- Обязательное использование физкультминуток.

Разнообразие упражнений и игр, применение ИКТ, СD дисков с игровыми программами на уроке иностранного языка языка помогает ребенку легче и быстрее запомнить изучаемый материал, а это ведет к расширению лингвистического кругозора: помогает освоить элементарные лингвистические представления, доступные и необходимые для овладения устной и письменной речью на английском языке.

Всё это благоприятно влияет на процесс обучения таких детей,  и у них не возникает ощущения того, что его усилия напрасны.

Таким образом, реализуется основная задача инклюзивного образования – социализация детей с ОВЗ.

(Слайд 9)

Немаловажной задачей в условиях новых социальных требований к системе российского образования является также формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. Она неразрывно связана с внедрением концепции инклюзивного образования, одним из приоритетных направлений которого  является выявление одаренных детей и создание условий для развития и реализации их потенциальных возможностей.


Одарённый ребёнок — это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде. Найти и выявить одаренных детей - это лишь одна из задач. Главное – это создание условий для развития таких детей. Одаренные дети требуют дифференцированных учебных программ и помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовать свой потенциал и внести свой вклад в развитие общества.

Планируя работу с одаренными детьми, необходимо учитывать черты, характеризующие одаренного ребенка: хорошая память, высокий уровень интеллекта, развитая речь, большой словарный запас. Но также характерными для него являются неприязнь к традиционным методам обучения, стремление к лидерству, повышенные требования к себе и окружающим, стремление к совершенству во всём, а также нетерпимость. Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями, им необходим высокий темп продвижения, сложность и оригинальность заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. К тому же не все одаренные дети испытывают интерес к изучению иностранных языков, так как его изучение требует определенных волевых усилий, навыков саморегуляции, что нередко является для этой категории детей проблемой. Привлекая таких детей к изучению иностранного языка, вовлекая их в творческую деятельность, необходимо формировать и развивать у них способность ставить перед собой задачи, намечать пути их решения, планировать и анализировать свою деятельность, то есть формировать метапредметные умения и навыки. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. 

Кроме работы с детьми с ОВЗ и одарёнными детьми, инклюзивное образование предполагает работу с педагогически запущенными и трудновоспитуемыми детьми.

Учителю, работающему с такими учениками, приходится уделять повторению гораздо больше внимания. Так же для слабоуспевающих и отстающих школьников с девиантным поведением в процессе формирования учебных умений по иностранному языку не менее важным является систематичность и последовательность в отработке каждого умения, то есть, нельзя  переходить к новому, не усвоив предыдущую операцию.

В формировании и развитии учебно-познавательных умении большую роль играет алгоритмизация отработки умений. Предписание действий для детей с отклонениями в развитии и поведении, дисциплинирует их мысль, приучает к последовательному ходу рассуждений, учит строить умозаключения, делать выводы.

Организация системы работы с трудновоспитуемыми и неуспевающими детьми на уроках иностранного языка строится по следующему алгоритму:

- подбор посильных индивидуальных заданий;

- разработка дополнительного материала, который бы входил в сферу интересов обучающихся;

- конкретизация, алгоритмизация учебных заданий с указанием способов работы, предупреждающих ошибки;

- совместное выполнение образцов заданий;

-   предупреждение возможных трудностей в учебной деятельности и путях их совместного (с учителем) преодоления.

(Слайд 11- 13)

Ориентировочная схема урока в инклюзивном классе:

  1. Поэтапное объяснение нового материала

  2. Дозирование выполнения заданий

  3. Повторение учеником инструкции к выполнению задания

  4. Обеспечение аудио- визуальными средствами обучения

  5. Система специального оценивания уровня учебных достижений по индивидуальной школе оценок.

Работа с детьми с ОВЗ опирается на принципы коррекционно-развивающего обучения:

1. Принцип - динамичность восприятия.

Реализация на уроке этого принципа:

- задания по степени нарастающей трудности (от простого к сложному);

- включение заданий, предполагающих использование различных доминантных анализаторов: слухового, зрительного и кинестетического анализаторов через использование наглядности, опорных таблиц и схем, использование раздаточного материала (касса букв, касса цифр, мелкие картинки для запоминания лексики, магнитные буквы и цифры для индивидуальной или парной работы у доски), изготовление приглашений, поздравлений с краткими надписями на иностранном языке.

2. Принцип продуктивной обработки информации.

Реализация этого принципа на уроке:

- задания, предполагающие самостоятельную обработку информации и языковую догадку, дозированная поэтапная помощь;

- перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание (работа по аналогии, по образцу).

3. Развитие и коррекция высших психических функций.

Реализация на уроке:

- включение в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, аудирования, навыков чтения и говорения.

4. Принцип мотивации к учению.

Реализация на уроке: четко сформулированные задания, уверенность в возможности использования подсказки, опоры по алгоритму; включение в урок материалов сегодняшней жизни; задания — с условиями, приближенными к действительности; использование межпредметной связи.










(Слайд 14)

Эффективные педагогические приемы и методы  для  инклюзивного образования

Совместное групповое обучение — совсем другое. Это  лучше объяснить при помощи аналогии с головоломкой — пазлом, где у каждого фрагмента есть свое уникальное место, которое он должен занять, чтобы пазл сложился. Другими словами, все члены группы должны принимать участие в достижении единой цели.

«Пусть дети учат друг друга». Взаимное обучение сверстников  — это когда один учащийся учит другого под руководством учителя.      Взаимное обучение — мощный инструмент повышения эффективности обучения. Его можно использовать не только для преподавания чтения, но и математики, естественных и социальных наук, физкультуры, — практически во всех предметных областях школьной программы.

Разбивайте учащихся на пары случайным образом, просите их меняться ролями «обучающий» — «обучаемый». Раз в неделю формируйте новые пары.

 Подбирайте учебные материалы, позволяющие самостоятельно исправлять ошибки (например, карточки с ответами, которые можно использовать в упражнениях на повторение и тренировку).

 Обучайте и тщательно наблюдайте за учениками (особенно на начальных стадиях внедрения данной формы обучения), которые выступают в роли обучающего и обучаемого.

Игровые методы  гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что для школьников с ОВЗ.

 Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.
Использование программы создания презентаций представляется удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем  -и самоконтроль за своей речью. Мультимедийные презентации приносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.


Прием «Визуализация». Представь себе, что ты сейчас на спортивной площадке. Что ты делаешь?

Was machst du?  -  Ich laufe. Und du?   Ich springe  и т.д.





(Слайд 15)

Применение разнообразных приёмов и методов работы на уроках иностранного языка не угнетают ребёнка, а создают вокруг него реабилитирующее пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности

учебного процесса.

Учащиеся, получающее образование в образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения чувствуя, что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое терпение, чуткость, постоянную заботу и радоваться успехам каждого

Работа по организации инклюзивного обучения только начинается. На сегодняшний день существует ряд проблем, связанных  с широким внедрением инклюзии не только в процесс обучения иностранным языкам, но и в образовательный процесс в целом.


Таким образом, инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.
















































Литература:

Интернет ресурсы









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!