СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инклюзивное образование.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование.»

Инклюзивное образование.   Педагог спец дисциплин: Каратаева Жанар Казбековна

Инклюзивное образование.

Педагог спец дисциплин: Каратаева Жанар Казбековна

« При всех достоинствах специальная школа отличается основным недостатком – она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственного отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».  Выготский Л.С.

« При всех достоинствах специальная школа отличается основным недостатком – она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственного отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».

Выготский Л.С.

      Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года, согласно пункта 1.1 «Обеспечение доступности и инклюзивности образования», предполагает достижение следующих целей:        1. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, создание специальных кабинетов психолого-педагогического сопровождения, разработка учебных программ среднего, технического и профессионального, послесреднего образования по востребованным рабочим квалификациям, повышение квалификации педагогических работников.  2. Для лиц с особыми образовательными потребностями работа по обеспечению доступа ко всем уровням образования, в рамках подушевого финансирования предусмотрен повышенный норматив финансирования, увеличен государственный заказ на их обучение

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года, согласно пункта 1.1 «Обеспечение доступности и инклюзивности образования», предполагает достижение следующих целей:

1. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, создание специальных кабинетов психолого-педагогического сопровождения, разработка учебных программ среднего, технического и профессионального, послесреднего образования по востребованным рабочим квалификациям, повышение квалификации педагогических работников.

2. Для лиц с особыми образовательными потребностями работа по обеспечению доступа ко всем уровням образования, в рамках подушевого финансирования предусмотрен повышенный норматив финансирования, увеличен государственный заказ на их обучение

Понятие “ инклюзивное образование ” сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблем

Понятие “ инклюзивное образование ” сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблем

В современном международном сообществе сформировалась новая культурная норма – уважение к различиям между людьми и признается право человека на индивидуальность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и в образовании. Поэтому инклюзивность образования начинается с признания многообразия особенностей, возможностей и различных потребностей, обучающихся в учебном процессе. На основе такого понимания в большинстве стран мира сложилась социально-педагогическая модель оценки потребностей и организации помощи в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями.

В современном международном сообществе сформировалась новая культурная норма – уважение к различиям между людьми и признается право человека на индивидуальность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и в образовании. Поэтому инклюзивность образования начинается с признания многообразия особенностей, возможностей и различных потребностей, обучающихся в учебном процессе. На основе такого понимания в большинстве стран мира сложилась социально-педагогическая модель оценки потребностей и организации помощи в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Модели оценки и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Модели оценки и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Казахстан, ратифицировав, наряду с другими международными правовыми актами, Конвенции ООН «О правах инвалидов» (в 2016 году) и «О борьбе с дискриминацией в области образования» (в 2017 году), демонстрирует политическую волю обеспечить право на получение качественного образования каждым гражданином без какой-либо дискриминации. В соответствии с основными положениями Конвенций, Казахстан обязуется обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях (дошкольном, школьном, в организациях ТиПО, в высших учебных заведениях). При этом важно понимать, что инклюзивное образование не является чем-то отдельно взятым, инклюзия является принципом всей образовательной системы. Образовательное учреждение должно принять тот факт, что в учебном процессе всегда есть дети, испытывающие трудности в учении вследствие тех или иных причин, и как их результат – особые образовательные потребности, которые необходимо удовлетворять.

Казахстан, ратифицировав, наряду с другими международными правовыми актами, Конвенции ООН «О правах инвалидов» (в 2016 году) и «О борьбе с дискриминацией в области образования» (в 2017 году), демонстрирует политическую волю обеспечить право на получение качественного образования каждым гражданином без какой-либо дискриминации. В соответствии с основными положениями Конвенций, Казахстан обязуется обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях (дошкольном, школьном, в организациях ТиПО, в высших учебных заведениях).

При этом важно понимать, что инклюзивное образование не является чем-то отдельно взятым, инклюзия является принципом всей образовательной системы. Образовательное учреждение должно принять тот факт, что в учебном процессе всегда есть дети, испытывающие трудности в учении вследствие тех или иных причин, и как их результат – особые образовательные потребности, которые необходимо удовлетворять.

Ценности инклюзивного образования декларируют, что все участники образовательного процесса будут:

рассматривать разнообразие возможностей как ресурсы, а не барьеры и проблемы. Ресурсы для воспитания толерантной культуры поведения в обществе, для совершенствования педагогического мастерства учителя и обеспечения высокого качества преподавания. Работа в отношении преодоления трудностей одного ученика, как правило, приносит пользу и другим детям;

строить учебный процесс с ориентиром на всех учеников, а не только на тех, которые имеют высокие достижения в обучении;

использовать командный подход к решению вопросов помощи ученикам в учебном процессе

отказываться от навешивания «ярлыков» при организации и оказании поддержки учащимся. Помощь оказывается ученикам - полноправным членам ученического сообщества, а не «инклюзивщикам», «особым», «кризисным», «подлежащим инклюзии» детям. Навешивание ярлыков является проявлением дискриминации. Образовательное учреждение обязано предоставить обучающемуся с особыми образовательными потребностями все необходимые условия и услуги для успешного обучения, исходя из его индивидуальных потребностей

обеспечивать поддержку учеников с особыми образовательными потребностями со стороны всех участников образовательного процесса и прежде всего учителем, а не только специалистами (логопед, специальный педагог, психолог, индивидуальный помощник)

В качестве условий для обеспечения качественного образования для каждого, международным сообществом называются:    - учитель, принимающий разнообразие возможностей учеников; - адаптация содержания образования с учетом потребностей обучающегося; - использование разных форм организации учебного процесса, вариативных методов и приемов обучения, ориентированных на разные возможности обучающихся; - применение неодинаковых способов оценки достижений учащихся; - помощь специалистов; - обеспеченность учебно-методическими материалами, техническими средствами, условиями для проведения индивидуальных занятий; - руководство процессом удовлетворения особых образовательных потребностей на всех. уровнях

В качестве условий для обеспечения качественного образования для каждого, международным сообществом называются:

- учитель, принимающий разнообразие возможностей учеников;

- адаптация содержания образования с учетом потребностей обучающегося;

- использование разных форм организации учебного процесса, вариативных методов и приемов обучения, ориентированных на разные возможности обучающихся;

- применение неодинаковых способов оценки достижений учащихся;

- помощь специалистов;

- обеспеченность учебно-методическими материалами, техническими средствами, условиями для проведения индивидуальных занятий;

- руководство процессом удовлетворения особых образовательных потребностей на всех. уровнях

Инклюзивное образование значительно смещает акценты в роли преподавателя, которая оказывается в данном случае более разносторонней: учитель активно взаимодействует с учащимися, узнает намного больше о каждом из них, активизирует контакты с социумом вне образовательного учреждения.

Инклюзивное образование значительно смещает акценты в роли преподавателя, которая оказывается в данном случае более разносторонней: учитель активно взаимодействует с учащимися, узнает намного больше о каждом из них, активизирует контакты с социумом вне образовательного учреждения.

Плюсы и минусы инклюзивного образования

Преимущества

Недостатки

Равные права для всех обучающихся, независимо от их способностей и возможностей

Отсутствие материально-технической базы для внедрения инклюзии

Индивидуальная помощь тьютера в процессе обучения

Отсутствие подготовленных педагогов, психологов и других специалистов, необходимых детям с особыми потребностями

Получение социальных и коммуникативных навыков детьми с особыми потребностями

Стандартная программа обучения не подходит некоторым детям с особыми потребностями, поэтому требует доработки и модернизации

Получение качественного образования, а в дальнейшем - возможность обучаться в колледже, вузе, освоить профессию, стать полноправным и независимым членом общества

Педагоги необъективно оценивают знания обучающихся с особыми потребностями, поэтому оценка знаний часто не соответствует действительности

Обычные дети получают возможность развить такие человеческие качества, как эмпатия, терпение, толерантность

Неприветливое, а иногда и враждебное отношение к инвалидам со стороны здоровых детей и их родителей

Несмотря на минусы, плюсов у инклюзивного образования значительно больше. Такая система обучения включает в себя детские сады и прочие заведения для дошкольников, средние школы, а также среднее профессиональное и высшее профессиональное образование. Основная задача инклюзии – создать безбарьерную среду, в которой человек чувствует себя полноценно, независимо и комфортно во всех смыслах: психологическом, культурном.

Несмотря на минусы, плюсов у инклюзивного образования значительно больше.

Такая система обучения включает в себя детские сады и прочие заведения для дошкольников, средние школы, а также среднее профессиональное и высшее профессиональное образование. Основная задача инклюзии – создать безбарьерную среду, в которой человек чувствует себя полноценно, независимо и комфортно во всех смыслах: психологическом, культурном.

Из этого следует, что актуальной проблемой технического и профессионального образования (ТиПО) на сегодняшний день является рост числа студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающихся в специальных (особых) подходах к обучению и воспитанию. Инвалидность у учащейся молодежи создает существенное ограничение жизнедеятельности, может способствовать социальной дезадаптации, затруднениям в общении, обучении и овладении профессиональными навыками, а также являться социальной проблемой неравных возможностей.

Из этого следует, что актуальной проблемой технического и профессионального образования (ТиПО) на сегодняшний день является рост числа студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающихся в специальных (особых) подходах к обучению и воспитанию.

Инвалидность у учащейся молодежи создает существенное ограничение жизнедеятельности, может способствовать социальной дезадаптации, затруднениям в общении, обучении и овладении профессиональными навыками, а также являться социальной проблемой неравных возможностей.

При таких обстоятельствах важную роль в решении данной проблемы призвана сыграть сама система ТиПО, которая способна создать условия для личностного развития будущего специалиста, формирования его социальных ценностей, обеспечивающих активную, успешную адаптацию и самореализацию в личностной, профессионально-трудовой и социально значимой деятельности.

При таких обстоятельствах важную роль в решении данной проблемы призвана сыграть сама система ТиПО, которая способна создать условия для личностного развития будущего специалиста, формирования его социальных ценностей, обеспечивающих активную, успешную адаптацию и самореализацию в личностной, профессионально-трудовой и социально значимой деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!