Инклюзивное образование.
Педагог спец дисциплин: Каратаева Жанар Казбековна
« При всех достоинствах специальная школа отличается основным недостатком – она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственного отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».
Выготский Л.С.
Стратегический план развития Республики Казахстан до 2025 года, согласно пункта 1.1 «Обеспечение доступности и инклюзивности образования», предполагает достижение следующих целей:
1. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, создание специальных кабинетов психолого-педагогического сопровождения, разработка учебных программ среднего, технического и профессионального, послесреднего образования по востребованным рабочим квалификациям, повышение квалификации педагогических работников.
2. Для лиц с особыми образовательными потребностями работа по обеспечению доступа ко всем уровням образования, в рамках подушевого финансирования предусмотрен повышенный норматив финансирования, увеличен государственный заказ на их обучение
Понятие “ инклюзивное образование ” сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблем
В современном международном сообществе сформировалась новая культурная норма – уважение к различиям между людьми и признается право человека на индивидуальность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и в образовании. Поэтому инклюзивность образования начинается с признания многообразия особенностей, возможностей и различных потребностей, обучающихся в учебном процессе. На основе такого понимания в большинстве стран мира сложилась социально-педагогическая модель оценки потребностей и организации помощи в процессе обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Модели оценки и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Казахстан, ратифицировав, наряду с другими международными правовыми актами, Конвенции ООН «О правах инвалидов» (в 2016 году) и «О борьбе с дискриминацией в области образования» (в 2017 году), демонстрирует политическую волю обеспечить право на получение качественного образования каждым гражданином без какой-либо дискриминации. В соответствии с основными положениями Конвенций, Казахстан обязуется обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях (дошкольном, школьном, в организациях ТиПО, в высших учебных заведениях).
При этом важно понимать, что инклюзивное образование не является чем-то отдельно взятым, инклюзия является принципом всей образовательной системы. Образовательное учреждение должно принять тот факт, что в учебном процессе всегда есть дети, испытывающие трудности в учении вследствие тех или иных причин, и как их результат – особые образовательные потребности, которые необходимо удовлетворять.
Ценности инклюзивного образования декларируют, что все участники образовательного процесса будут:
рассматривать разнообразие возможностей как ресурсы, а не барьеры и проблемы. Ресурсы для воспитания толерантной культуры поведения в обществе, для совершенствования педагогического мастерства учителя и обеспечения высокого качества преподавания. Работа в отношении преодоления трудностей одного ученика, как правило, приносит пользу и другим детям;
строить учебный процесс с ориентиром на всех учеников, а не только на тех, которые имеют высокие достижения в обучении;
использовать командный подход к решению вопросов помощи ученикам в учебном процессе
отказываться от навешивания «ярлыков» при организации и оказании поддержки учащимся. Помощь оказывается ученикам - полноправным членам ученического сообщества, а не «инклюзивщикам», «особым», «кризисным», «подлежащим инклюзии» детям. Навешивание ярлыков является проявлением дискриминации. Образовательное учреждение обязано предоставить обучающемуся с особыми образовательными потребностями все необходимые условия и услуги для успешного обучения, исходя из его индивидуальных потребностей
обеспечивать поддержку учеников с особыми образовательными потребностями со стороны всех участников образовательного процесса и прежде всего учителем, а не только специалистами (логопед, специальный педагог, психолог, индивидуальный помощник)
В качестве условий для обеспечения качественного образования для каждого, международным сообществом называются:
- учитель, принимающий разнообразие возможностей учеников;
- адаптация содержания образования с учетом потребностей обучающегося;
- использование разных форм организации учебного процесса, вариативных методов и приемов обучения, ориентированных на разные возможности обучающихся;
- применение неодинаковых способов оценки достижений учащихся;
- помощь специалистов;
- обеспеченность учебно-методическими материалами, техническими средствами, условиями для проведения индивидуальных занятий;
- руководство процессом удовлетворения особых образовательных потребностей на всех. уровнях
Инклюзивное образование значительно смещает акценты в роли преподавателя, которая оказывается в данном случае более разносторонней: учитель активно взаимодействует с учащимися, узнает намного больше о каждом из них, активизирует контакты с социумом вне образовательного учреждения.
Плюсы и минусы инклюзивного образования
Преимущества
Недостатки
Равные права для всех обучающихся, независимо от их способностей и возможностей
Отсутствие материально-технической базы для внедрения инклюзии
Индивидуальная помощь тьютера в процессе обучения
Отсутствие подготовленных педагогов, психологов и других специалистов, необходимых детям с особыми потребностями
Получение социальных и коммуникативных навыков детьми с особыми потребностями
Стандартная программа обучения не подходит некоторым детям с особыми потребностями, поэтому требует доработки и модернизации
Получение качественного образования, а в дальнейшем - возможность обучаться в колледже, вузе, освоить профессию, стать полноправным и независимым членом общества
Педагоги необъективно оценивают знания обучающихся с особыми потребностями, поэтому оценка знаний часто не соответствует действительности
Обычные дети получают возможность развить такие человеческие качества, как эмпатия, терпение, толерантность
Неприветливое, а иногда и враждебное отношение к инвалидам со стороны здоровых детей и их родителей
Несмотря на минусы, плюсов у инклюзивного образования значительно больше.
Такая система обучения включает в себя детские сады и прочие заведения для дошкольников, средние школы, а также среднее профессиональное и высшее профессиональное образование. Основная задача инклюзии – создать безбарьерную среду, в которой человек чувствует себя полноценно, независимо и комфортно во всех смыслах: психологическом, культурном.
Из этого следует, что актуальной проблемой технического и профессионального образования (ТиПО) на сегодняшний день является рост числа студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающихся в специальных (особых) подходах к обучению и воспитанию.
Инвалидность у учащейся молодежи создает существенное ограничение жизнедеятельности, может способствовать социальной дезадаптации, затруднениям в общении, обучении и овладении профессиональными навыками, а также являться социальной проблемой неравных возможностей.
При таких обстоятельствах важную роль в решении данной проблемы призвана сыграть сама система ТиПО, которая способна создать условия для личностного развития будущего специалиста, формирования его социальных ценностей, обеспечивающих активную, успешную адаптацию и самореализацию в личностной, профессионально-трудовой и социально значимой деятельности.