Нужна ли инклюзия детям с ОВЗ?
В настоящее время дистанционное обучение стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования во многих странах мира.
Дистанционное обучение оказывает позитивное влияние на школьников, т.к. повышает творческий и интеллектуальный потенциал обучаемого за счетсамоорганизации, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно выполнять задания, но полученные навыки работы с компьютером и умение обучаться дистанционно не помогают обучающимся в дальнейшей социализации. Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, иинформационную сферу обучения, к тому же является и экономически выгодным. Для некоторых детей с ОВЗ это может быть единственный доступный вид обучения.
Причинами отклонения в развитии могут выступать различныенеблагоприятные факторы внешней среды и наследственные влияния. Степень тяжести расстройств психофизического здоровья человека может варьировать от легкой (почти незаметной со стороны) до тяжелой, ярко выраженной (например, церебральный паралич, синдром Дауна).
В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешённых социально-экономических, психолого-педагогическихмедицинских проблем способствуют увеличению числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
Для медицинской, социальной и педагогической реабилитации детейс ОВЗ выделяется несколько сфер, в которых возможны нарушения:
Дефектыслуха – это дети глухие или слабослышащие. Данныйвид ОВЗ имеет сенсорный характер, ребенок неможетпознаватьмиривосприниматьинформациюпосредствомслушания.Отсутствиеобщениясдругимилюдьмивдетствеприводиткневозможностивоспроизведенияречи.Этидети,какправило,являютсяглухонемыми.
Нарушениезрения–вэтойгруппедетислепыеилислабовидящие.Этотакжедефектпосенсорномутипу.Зрениенеиспользуетсядляориентированияипознавательнойдеятельности.
Тяжелые дефектыречи.Неразвитаяразговорнаяфункциямешаеткоммуникациям,ограничиваетпознавательные возможности. Ребенокэлементарноневсостояниизадатьинтересующийеговопрос. Этодетки немые отрождениялибосневнятной,непонятнойокружающимречью.
СредизаболеванийОВЗчастовстречаются нарушения опорно-двигательных функций. Причина нарушений кроется в поражении тех областей коры головного мозга, которыеотвечаютзавозможностидвижения.Ребенокневсостоянииходить, иногда даже сидеть, у него отсутствуеткоординация движения и т.д.
Задержкапсихическогоразвития.Состояниезадержанногоилинеполногоумственногоразвития,котороехарактеризуетсяпреждевсего снижением навыков, возникающих впроцессеразвития,инавыков,которыеопределяютобщийуровеньинтеллекта(т.е.познавательныхспособностей,языка,моторики,социальнойдееспособности).Умственнаяотсталостьможетвозникнутьнафонедругогопсихическогоилифизическогозаболевания.
Дефекты эмоционально – волевой сферы(аутические расстройства). Ребенок неможетобщатьсясдругими людьми, унегополностьюпарализованакоммуникативнаяфункция,социальныенавыкинепрививаются.
Дети сограниченнымивозможностямиздоровьямогутиметьсочетанныедиагнозы,тоесть заболевания изразныхвидовприведеннойклассификации.Кпримеру, ребенок с ДЦП одновременноявляетсяслабовидящим.
ПсихологическиеособенностиребенкасОВЗзависятотвидазаболеванияиеголичныхпсихическиххарактеристик.Такимдетямвразнойстепениприсущиследующиехарактерныечерты:
Низкийуровеньинформированностиоб окружающем мире в связисограничениямивпознании.
Рассеянное внимание,отсутствиеспособности к концентрации.Этопроисходит из-занизкойинтеллектуальнойактивности.
Недостаточность навыковсамоконтроля,отсутствиеинтересакобучению.
Ограниченныйобъемпамяти.Запоминаниечащекратковременноеиповерхностное.
Минимальнаямотивация к познавательнойдеятельности.
Низкаяигроваяактивность.Переченьигрскудный,сюжетыоднотипныеибанальные.
Очень низкаяработоспособностьввидуобщейослабленностиорганизма.РебеноксОВЗ быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость.
Отсутствие«смышлености»,низкаяскоростьобработкипоступающейинформации.
Инфантилизм,т.е.отставание в развитии отсвоихсверстников,несоответствиехарактеристикэмоционально-волевойсферыдействительномувозрасту.
Неразвитостькрупнойимелкоймоторики.
Детисограниченнымивозможностямиздоровьяобладаютповышенной тревожностью ираздражительностью.Онивпечатлительны,реагируютнамалейшиеизменениятонаголоса,обидчивы,плаксивыибеспокойны.Врядеслучаевнаблюдаютсясильнаявозбудимость,агрессивноеповедение.
Шкала ограниченных возможностей
Всемирная организацияздравоохраненияв1980годурекомендовалаиспользоватьбританскийвариантшкалыОВЗ,состоящаяизтрехпоследовательныхступеней.
1Недуг
Первая ступеньограничения физических или умственных возможностейребенка.Поднедугомвмедицинепонимаетсяутрата(вболее легкой форме–аномалия) какого-либоэлемента физиологической или психическойструктуры.
Принедугеимеютсялегкиеичащевсегообратимыепрепятствияк осуществлению деятельности.
2Дефектыспотерейжизненно важных способностей
НаэтойстадиидетисОВЗимеютярковыраженныйдефект,которыйпривелкограничениюилиутратевозможностивыполнятьобщепринятыедействия,которыедоступныбольшинствулюдей.
3 Недееспособность
ТретьяступеньОВЗпошкале ВОЗ ведеткнаступлениюинвалидности.Этастадияхарактеризуетсяналичиемзаболевания,котороеполностьюограничиваетвозможностив какой-либо сфередеятельности.
Детис ограниченными возможностямиздоровьяв образовательной среде
ВопросыобучениядетейсОВЗвызываютмногоразногласийкак у родителей, так ивпсихолого-педагогическойсреде.Ведьобычнаяпрограммаможетбытьтакомуребенкунепосиламиз-заимеющихсязаболеваний. С однойстороны,такимдетямпоказаныспецифические программы дляигриразвития,с другой – нахождениев группе наравнесо здоровыми ребятишкамипоможетбыстреесоциализироваться.
В последние годы очень много говорится о создании без барьерной среды обитания для людей сограниченнымивозможностямиздоровьяв целом, втомчиследлядетей.Особоеместозанимаеттакназываемаяинклюзия,тоестьвключение,подразумевающаяинтеграциюособыхребятвобычнуюсреду.
НеобходимопониматьнасколькоребеноксзаболеваниемОВЗсможетадаптироваться в традиционнойсредеинебудетлиподвергатьсянасмешкамииздевательствамсо стороны другихдетей.
Как это происходит на практике.
С учетомвидаиуровнядефектов дети сОВЗмогутвразнойстепенииспытыватьтрудностисосвоениемшкольнойпрограммы,имсложнеезапоминатьматериал,требуетсязначительноевремядля усвоения знаний.Вкаждоминдивидуальномслучаеследуетвыбиратьспособипрограммуобучения,стандартныхрешенийв данном вопросенет.Независимоотродазаболеваниядетисограниченнымивозможностямиздоровьяобладаютследующимособенностямивобучении:
страх передобществом;
неумение общатьсянаравных;
низкая самооценка,излишняястеснительность.
Родителямследуетопределить одинизимеющихсявариантовдальнейшегообученияребенка.
Коррекционнаяшкола
В соответствиисрекомендациямипсихолого-медико-педагогическойкомиссиималышу может бытьпоказанообучениевспециализированном заведении. Кпримеру,естьособые школы дляслепыхиглухихдетей,в которых реализуютсяподобранныеподуровеньвозможностейдетейпрограммы.
Так,слабослышащихдетейсопровождаютпрофессиональныесурдопереводчики,аразвитиеслепыхребят производится при помощи метода Брайля. В таких ситуациях коррекционное учебное заведение – это единственно возможный вариант.
Интеграция
Такое обучениепредполагаетналичиевтрадиционнойшколеспециализированныхклассовдлядетейсограниченнымиспособностями. Дисциплины преподаютсяна основе специальныхметодик,частопо упрощенной общей программе,адаптированной под возможностиучеников.
Учителями уделяетсябольше время ивниманиядетямвкоррекционныхклассах.Вместестем, ребята сОВЗимеютвозможностьобщениясоздоровымидетьми,интеграциивсоциум,приобретениякоммуникативныхнавыков.
Инклюзия
Это современная технология включения особенных детей в образовательный процесс. Методика инклюзии должна обеспечить психологическую безопасность и защиту как детей с ОВЗ, так и здоровых ребят. Целью такого обучения является создание условий для гармоничного общения всех учеников, без учета имеющихся физических и психических недостатков.
При инклюзии больной малыш с детства учится не чувствовать себя изгоем, а здоровые дети приобретают навыки терпимости к дефектам и особенностям других людей.
Основными проблемами внедрения инклюзии являются:
дефицит кадров, способных предотвращать возможные конфликты,найтиправильныеметодыисловадля работы с особенными детьми;
отсутствиедостаточногоколичестваобучающихкоррекционныхпрограмм.
Кроме того, общество еще не готово принять особенных ребят наравне с обычными. Зачастую родители здоровых детей препятствуют их обучению вместе с имеющими ОВЗ.
Инклюзия – перспективная и прогрессивная технология обучения. Дети с ОВЗ, даже самые запущенные с медицинской точки зрения, гораздо быстрее восстанавливаются, если имеют возможность общения с другими людьми, особенно своими сверстниками. Нахождение в замкнутом социуме, напротив, усложняет течение заболевания.