Тема урока:
Изучаем
Поиск информации
Передача информации
Получение информации
Информационные процессы
Обработка информации
Сохранение информации
В течении всей жизни человек постоянно ищет и находит новую информацию . Для этого он использует следующие способы: задаёт вопросы родителям, учителям, друзьям или знакомым; ищет ответы в книгах, энциклопедиях, видео, Internete и разными другими способами.
Человек получает информацию при помощи своих органов чувств, при этом может пользоваться специальными устройствами.
Например:
- для определения температуры в электрической печи используют вмонтированный термометр, поскольку высокая температура небезопасна для человека;
- с помощью телескопа наблюдают за космическими объектами, которые расположены на расстоянии и недоступны для обыкновенного взгляда.
Сегодня используют разные устройства для получения информации как в быту, так и на работе:
Полученную или найденную информацию можно передавать.
Текстовую, звуковую, графическую информацию можно передавать с помощью современных устройств – обыкновенного телефона, мобильного телефона, радио, магнитофона, телевизора, факса, спутниковой связи на большие расстояния.
Обработка информации, как правило, связана с её изменением .
Например:
- скрипач, играя на скрипке, преобразовывает информацию, написанную нотами, на звуки;
- художник, может на компьютере превратить сканированный рисунок на электронное изображение;
- после перенесения, снятого на камеру видео редактор на компьютере монтирует видеоролик.
До того, как появилась письменность люди сохраняли информацию только в своей памяти. Позже они научились сохранять информацию на разных предметах – носителях, которые постоянно усовершенствовались.
Носитель информации – это какой либо предмет, который её содержит и может долгое время сохранять.
Носители информации:
Для сохранения информации используют бумагу; деревянные, металлические и другие поверхности; киноленты; а также сохраняют информацию в электронном виде – на дисках и флеш – картах.
Для сохранения информации также используют такие носители: печатные устройства, фотоаппараты, видеокамеры, диктофоны, компьютеры.
Подведём итоги:
Для поиска, получения, передачи, обработки, сохранения информации люди разных профессий используют компьютеры и разные электронные устройства.
В школах ученики обрабатывают информацию в течении всего учебного процесса, ищут новые новости с разных тем и предметов, передают один одному информацию, сотрудничают, сохраняют информацию на компьютерах и в тетрадях, демонстрируют результаты своей учебной деятельности, используя для этого самые разные устройства.
Обговариваем
- Какие информационные процессы вы наблюдаете дома, в школе, в природе? Наведите примеры.
- Как человек может получать информацию? Приведите примеры.
- Почему человек не всегда может получать информацию про некоторые предметы и явления своими органами чувств?
- Расскажите, почему люди сохраняют информацию. Что для сохранения информации использовали стародавние люди, а что используют современные?
- Какими словами можно заменить термин «обработка информации»?
- Какие устройства использует человек для передачи информации? Какие из них используете вы и члены вашей семьи?
- Как человек осуществляет поиск нужной информации? Что может обеспечить успешный поиск? Наведите примеры.
Работаем в парах
- Прочитайте мысли учеников об информации. Обговорите в парах каждую из них. Какую мысль вы считаете неверной? Докажите свою точку зрения?
- В книжках так много информации, что трудно найти нужную.
- Разных людей интересует разная информация.
- Очень интересно собирать информацию во время изучения живой природы.
- Обрабатывать информацию может только компьютер.
- Обрабатывать информацию может только человек.
Работаем в парах
По очереди назовите устройства, которые можно использовать для одного из информационных процессов. Один называет устройства, в ответ другой называет информационный процесс. Потом меняетесь ролями.
Например:
Размышляем
№
Информацион-ный процесс
1
Действие 1
2
Обрабатывание
Поиск
Действие 2
Мыслить
3
4
Передача
Перечи-тать
Действие 3
Вычис-лить
Спросить
Действие 4
Сохранение
Посчитать
5
Воспро-извести
Выбрать главное
Запом-нить
Получение
Расска-зать
Показать
Действие 5
Исследо-вать
Посчи-тать
Показать
Отослать
Расска-зать
Послу-шать
Следить
Надикто-вать на диктофон
Сохранить
Сфотогра-фировать
Расска-зать
Пересмот-реть
Записать
Прочитать
Дотро-нуться
В таблице в каждом рядке указаны действия, которые относятся к разным информацион-ным процессам. Укажите номер неверного действия – действие – которое не принадлежит к указанному информацион-ному процессу.
Размышляем
Создайте с номеров рисунков разных устройств пять групп для реализации каждого из пяти информационных процессов. Есть ли устройства, которые могут войти к разным группам?
Назовите устройства, которые следует отнести к левому кругу схемы – устройства для сохранения информации, к правому кругу – устройства для передачи информации. И отдельно – те, что принадлежать к обеим кругам одновременно
Устройства для сохранения информации
Устройства для передачи информации
Размышляем
По данному примеру составь и заполни в тетради таблицу для таких устройств: плеер, видеокамера, спутниковая антенна.
Устройство
Телефон
Сохранение информации
Передача информации
-
+
Повторение
Наведите примеры устройств для поддержки каждого с информационных процессов.
Словарик
Информационные процессы, получение, обработка, передача, поиск, сохранение, носитель.
Текстовые данные, числовые данные, графические данные, видеоданные, звуковые данные.