СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационный проект по географии на тему "Коренные малочисленные народы России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационный проект рассказывает о малочисленных народах России. 

Просмотр содержимого документа
«Коренные малочисленные народы России»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 п.Энергетик»

Новоорского района Оренбургской области











Номинация «Моя страна»

Информационный проект по географии

«Коренные малочисленные народы России»














Выполнила: ученица 10 класса

МАОУ СОШ №2 п.Энергетик

Жоступаева Дарина Салаватовна

Руководитель проекта:

учитель географии О. А. Гаврилова






Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3


Глава I. Теоретические основы культурного развития малых народов


1.1. История образования и расселение малых народов Российской Федерации…………………………………………………………………………………..... 4


1.2. Этнография малых народов……………………………………………………..11


Глава II. Практическая работа по изучению малых народов (на примере юкагир)


2.1. Этнографическое исследование юкагир ……………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………………20

Источники……………………………………………………………………………..21

Приложения…………………………………………………………………………...22






































Введение

Актуальность. Исторически Россия была многонациональна за счет присоединения территорий в средние века. В современной России национальный фактор играет все большее значение. Кризис, который охватил все сферы общества, социальная незащищенность граждан обострили проблемы многих народов в современной жизни России. В особенно трудном положении находятся малочисленные народы Севера. В современном мире появилась опасность утраты их национальных традиций. Поэтому нам хочется прикоснуться к народной культуре, узнать фольклор, быт народов. Особенно, если это малый, исчезающий восточно- сибирский народ - юкагиры. В борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни гармонии с природой, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый образ жизни и культуру.

Таким образом, целью проекта является изучение этнографии малочисленных народов России (на примере северного народа- юкагир).

Объект: малые коренные народы России.

Предмет: этнографическое развитие юкагир.

Задачи проекта:

1. Проанализировать научную литературу по теме проекта.

2. Рассмотреть этнографическую характеристику малых народов.

3. Изучить этнографические традиции юкагир.

4. Создать презентацию малочисленного народа – юкагир.

Гипотеза проекта опирается на предположение о том, что мы сможем расширить свои знания о малочисленных народах, если исследуем причины расселения малых народов; изучим этнографию юкагир, выявим проблемы поддержки и защиты народа и их дальнейшее развитие в современном мире.

Практическая значимость. Проект можно с успехом использовать на уроках географии при изучении темы «Малочисленные народы России».

При выполнении проекта, мы использовали следующие основные методы исследования:

- анализ теоретического материала;

- статистическое исследование;

- обобщение информации о юкагирах.

    1. История заселения коренного населения

Судьбы коренных малочисленных народов Севера в XX столетии предопределялись государственной политикой на Севере и были тесно связаны с реализацией общенациональных индустриальных и транспортных проектов. Только в пределах второй половины XX столетия коренные малочисленные народы Якутии пережили целый ряд крупных социально-экономических преобразований, повлекших перемены в хозяйстве и культуре, в расселении и укладе их жизни. Развитие аборигенных этносов испытало масштабное влияние процессов промышленной экспансии и административной унификации.

Процесс развития общества в целом есть совокупность явлений общественной жизни, всех ее сторон в их взаимосвязи и взаимообусловленности, во всей ее конкретности. За десятилетия реформирования и реорганизации экономической системы страны, трансформации традиционного хозяйствования на Севере подверглась модернизации как сама система, так и внутренняя сеть расселения коренных народов. В этом свете оправдан интерес к прошлому как к истории расселения людей, возникновения и развития сети поселений.

Исторически сложившаяся форма бытия общества - расселение населения - явление чрезвычайно сложное и многогранное. Как объект изучения оно давно привлекает к себе внимание специалистов разных дисциплин, разработавших целый круг определений термина «расселение». В проекте расселение рассматривается с учетом широкого и социального понимания расселения населения — как пространственной формы организации общества.

Сегодня признано серьезное негативное воздействие прежней стратегии освоения Севера на экологическую и этнокультурную ситуацию на территории Якутии. В социально-экономическое и культурное развитие коренных и особенно малочисленных народов Севера масштабно вторгались процессы промышленной экспансии и административной унификации. Сокращение ареала расселения коренного населения, упадок традиционных занятий изменили всю сферу жизнедеятельности коренных народов не только в хронологических рамках предпринятого исследования, но и продолжают влиять на современные социально-экономические и культурные процессы.

В свете конкуренции интересов коренных народов Севера и крупного бизнеса в сфере землепользования тема проекта приобретает особую актуальность. Земельные и территориальные вопросы приобрели злободневность во всех субъектах РФ; для коренных, в т.ч. малочисленных и исчезающих, народов они напрямую связаны с будущностью их жизнедеятельности. Изучение исторического опыта изменений расселения коренных малочисленных народов Севера Якутии представляется актуальной не только с академической, но и практической точки зрения, поскольку он влияет и на современные социально-экономические и культурные реалии. Правительством Российской Федерации постоянно подчеркивается ключевая роль северных территорий в национальной экономике и в обеспечении безопасности России. Все указанное подтверждает то, что изучение истории расселения коренных малочисленных народов Севера Якутии имеет высокую актуальность.

Период второй половины XX в. был особенно богат на исторические события, прямо и косвенно повлиявшие на расселение народов Якутии. В рассматриваемый период завершился ряд социальных процессов, начавшихся еще в годы коллективизации на Севере - уменьшилась дисперсность проживания малочисленных народов Севера, сократилась численность кочевого населения в силу их перевода на оседлый образ жизни. Как результат масштабного промышленного освоения территории Севера наблюдался рост городского населения среди коренных малочисленных народов Севера Якутии.

Комплекс исторических, социально-экономических, этнокультурных вопросов, связанный с изменениями в системе расселения, давно является полем научного труда. Только в последние годы вышел в свет ряд работ по вопросам заселения и освоения территории Якутии, но, на наш взгляд, в них недостаточное внимание уделено обобщению исторического опыта расселения, а по избранной нами теме специальные работы просто отсутствуют.

В первую очередь следует определиться с дефинициями изучаемого объекта. В настоящее время в исторической литературе нет единого общепринятого определения самого понятия «коренные народы» и «коренное население». В принципе, в существующей литературе термины употребляются в качестве научных синонимов. В отношении коренного населения часто используются следующие термины: автохтоны, этнические меньшинства, население, ведущее племенной образ жизни; порой даже такие специфические как «первоначальное население», «четвертый мир». Определение «коренное население» в мировой литературе включает четыре основных элемента: предсуществование (т.е. рассматриваемые жители являются потомками людей, населявших какую-либо область до прибытия другого населения); недоминирующее положение; культурные отличия; и сознание принадлежности к коренному населению. Некоторые исследователи наиболее бесспорным считают критерий, определяющий коренных жителей как потомков аборигенов, населявших территорию до того, как она была завоевана или заселена иноземцами.

Организация объединенных наций (ООН) использует следующее определение, сформулированное Специальным докладчиком ООН: «Коренное население - это коренные общины, народности и нации, сохраняющие историческую преемственность с обществами, которые существовали до вторжения завоевателей и введения колониальной системы и развивались на своих собственных территориях, считающие себя отличающимися от других слоев общества, преобладающих в настоящее время на этих территориях или на части этих территорий» [1].

Термины «коренное население», «аборигены» в отечественной гуманитарной науке являются практически синонимами. Как известно, в исторической литературе этническая общность — это особый исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией и другими образованиями. В этнографической науке используют следующее определение термина «коренные народы»: это народы в независимых странах, которые являются потомками тех, кто населил страну или географическую область, частью которого является данная страна, в период её завоевания или колонизации, либо в период установления существующих государственных границ, и которые независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты[2]. Для отнесения к этой группе населения необходимо наличие и субъективного фактора — указание самих народов на их принадлежность к числу коренных.

Коренным населением и аборигенами в географии также принято считать население, сформировавшееся на той или иной территории, или населяющие данную территорию на протяжении многих поколений и связанные с ней прочными экономическими, социальными, культурными и другими отношениями. В связи с нашим прямым интересом к истории пространственной организации населения, для нас представляет особый интерес идентификация коренного населения в определенных географических районах. В современных условиях для признания коренным население должно иметь тесную связь с территорией проживания их предков и природными ресурсами в этих районах и при этом ориентироваться на традиционные средства к существованию.

Понятие «коренные малочисленные народы Российской Федерации», данное в Федеральном законе от 30.04.1999 г. №82 «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», в соответствии с Конституцией Российской Федерации подразумевает народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образы жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в РФ менее 50 тысяч человек и сознающие себя самостоятельными этническими общностями[3].

Единый перечень коренных малочисленных народов РФ утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов РФ, на территориях которых проживают эти народы. Во исполнение указанного Федерального Закона «О гарантиях прав.» Правительство РФ утвердило постановлением от 24 марта 2000 г. №255 единый перечень коренных малочисленных народов РФ. Он был подготовлен Министерством по делам федерации и национальностей РФ на основании предложений органов государственной власти субъектов РФ. Согласно этому постановлению в перечень вошли 45 народов. Из них на территории Республики Саха (Якутия) проживают эвенки, эвены, долганы, юкагиры[4].

По указу Президента Республики Саха (Якутия) от. 15 апреля 2004 г. русские арктические старожилы также включены в перечень малочисленных народов Севера республики. Это русскоустьинцы и походчане, первые проживают на территории Аллаиховского улуса, вторые в Нижнеколымском улусе.

Русские старожилы в категорию коренного населения Якутии включаются в силу того, что они наряду с отличительными социальными характеристиками, культурным обликом, характерных для коренного населения сохраняют традиционную систему жизнеобеспечения, прежде всего, такие специфические формы хозяйственной деятельности как охота, собирательство и др. К сожалению, в рамках данной работы не удалось уделить локальной группе русских старожилов внимание, сопоставимое по объему с другими этносами.

В задачи исследования также не входил отдельный анализ истории расселения самого многочисленного коренного этноса республики — якутов-саха. В специальных исследованиях по проблемам расселения населения Якутии достаточно освещен материал именно по якутам, как численно преобладающему и хорошо изученному социальными науками этносу. Тем не менее, в проекте при сравнительном анализе и обобщениях широко использовались теоретические выводы и эмпирические данные по всем коренным народам республики.

Тенденции развития и характерные черты расселения населения, существовавшие ранее, и повлиявшие на современное расселение, с учетом всех исторических, социально-экономических, политических факторов можно проследить благодаря историческим методам, привлекая в необходимых случаях инструментарий исторической географии. Использование междисциплинарного подхода к изучению истории расселения населения дает возможность рассмотреть ее в целом, составить наиболее полное представление о ней. Благодаря исторической науке можно получить сведения о возникновении и развитии поселений, т.е. об историческом факторе расселения. В частности, изучив поселения можно получить информацию о планах застройки, функциональных типах поселений, которые представляют научный интерес для изучения современного расселения.

Как известно, одна из исторических наук - этнография преимущественно методом непосредственных наблюдений изучает быт и нравы народов, их расселение по территории и культурно-исторические взаимоотношения. Для нас представляет непосредственный интерес то, что в этнографических трудах сосредоточен богатый массив исторической информации по сельским поселениям различных народов. Этнографические исследования каких-либо локальных территорий немыслимы без географического описания. В современной географической литературе признано, что расселение — это результат размещения населения в определенных местах его проживания с необходимыми для жизни людей материальными устройствами, созданные человеком. Можно также рассматривать расселение как совокупность населенных пунктов (и обособленных жилых точек, если они имеют распространение).

К нашей теме близким является мнение В.В. Покшишевского: «Широкое понятие «расселение», являющееся для географии населения одним из основных, охватывает все формы локализации ведущего хозяйство населения от американской изолированной фермы или временно обитаемых стоянок кочующих в Сахаре туарегов до многомиллионных Москвы или Лондона; при этом в жизни различные формы расселения беспрерывно переходят одна в другую».Учитываются нами и взгляды на расселение признанного специалиста Б.С. Хорёва как о пространственной форме организации общества . Развитие расселения признается как хронологически «растянутое» размещение сети населенных пунктов по отношению к местам производства, линиям транспорта, природной среде и по отношению друг к другу, а также размещение населения в пределах их территорий. В целом, расселение представляет собой часть территориальной организации производительных сил и является важнейшим составным звеном в системе народонаселения.

Таким образом, расселение - это пространственные формы обитания, процесс последовательного распространения населения по территории, ход её заселения во всей сложной его обусловленности историко-хозяйственными предпосылками, который и привел к этой локализации, создал эти пространственные формы обитания. В отличие от географии, изучающей факторы, условия и особенности расселения населения, предметами изучения исторической науки в расселении населения являются поселения (сельские и городские) в разные исторические периоды в совокупности социально-культурных характеристик.

В литературе по истории освоения Севера и формирования его населения в советский период немного работ, дающих представление о расселении аборигенных народов Якутии во второй половине XX века. Интересующие нас сюжеты, в той или иной мере затрагивающие проблематику расселения коренных малочисленных народов Севера Якутии, встречаются в разных по объему и тематическому профилю научных работах по истории, этнографии, демографии, экономике, статистике, географии и социологии. Но данные работы освещают лишь специальные стороны или отдельные факты процессов, повлиявших на расселение и жизнедеятельность коренных народов Севера. Тем не менее, круг трудов предшественников послужил нам теоретической базой и отправной точкой для исследований: в них сосредоточен ценный теоретический и разнообразный эмпирический материал, обозначены основные вопросы истории расселения народов Севера.

Ряд крупных работ, посвященных проблемам Севера в эпоху интенсивного промышленного освоения, написанных представителями различных гуманитарных дисциплин был опубликован в 1970-1980-е гг. Так, в интересующий нас период вышли в свет труды географов В.В. Воробьева и В.В. Покшишевского, которые в своих работах рассматривали народонаселение Восточной Сибири. Ими проведена периодизация отдельных этапов заселения территории, основанная на территориальных различиях и временных сдвигах в хозяйственном освоении территории; выявлены главные факторы формирования населения Восточной Сибири, в т.ч. и Якутии. В монографии В.В. Воробьева освещены вопросы численности аборигенов по каждому региону, роль переселения в формировании населения в районах Сибири. В данных работах не ставились задачи глубокого изучения расселения коренных народов, в т.ч. и малочисленных народов Севера[5].



























































1.2. Этнография малых народов

Малочисленными называют народы Севера и Дальнего Востока. В этот термин вложена не только демография этноса, но и его культура - традиции, обычаи, быт.

В законодательстве уточнили понятие малочисленности. Это народы, имеющие численность менее 50 тыс. человек.

Кто остался

Какие известны сегодня малые народы Севера России? Это юкагиры, энцы, тувинцы-тоджинсы, кереки, орочи, кеты, коряки, чукчи, алеуты, эскимосы, тубалары, ненцы, телеуты, манси, эвены, эвенцы, шорцы, эвенки, нанайцы, нганасаны, алюторцы, вепсы, чулымцы, тазы, чуванцы, сойты, долганы, ительмены, камчадалы, тофалары, умандинцы, ханты, чулканцы, негидальцы, нивхи, ульта, саамы, селькупы, теленгиты, ульчи, удэгейцы.

Коренные народы Севера и их язык

Все они принадлежат к следующим языковым группам:

  1. саамы, ханты и манси - к финно-угорской;

  2. ненцы, селькупы, нганасаны, энцы - к самодийской;

  3. долганы - к тюркской;

  4. эвенки, эвены, негидальцы, сроки, орочи, нанайцы, удэгейцы и ульчи - к тунгусо-маньчжурской;

  5. чукчи, коряки, ительмены говорят на языках чукотско-камчатской семьи;

  6. эскимосы и алеуты - эскимосско-алеутской.

Также есть изолированные языки. Они не входят ни в одну группу.

Многие языки уже забыты в разговорной речи и используются лишь в обиходе старого поколения. В основном говорят по-русски.

С 90-х годов стараются восстановить уроки родного языка в школах. Дается это трудно, т. к. он мало кому известен, сложно найти учителей. При изучении дети воспринимают родной язык как иностранный, т. к. они редко его слышат.

Народы крайнего Севера России: особенности внешности

Внешность коренных народов Севера и Дальнего Востока монолика в отличие от их языка. По антропологическим свойствам большинство можно отнести к монголоидной расе. Небольшой рост, плотное телосложение, светлая кожа, волосы черные прямые, темные глаза с узким разрезом, небольшой нос – эти признаки и указывают на это. Пример - якуты, фото которых приведем ниже.

При освоении севера Сибири в 20-м столетии русскими, некоторые народы в результате смешанных браков приобрели европеоидное очертание лиц. Глаза стали светлее, их разрез шире, все чаще стали встречаться русые волосы. Для них также приемлем традиционный образ жизни. Они принадлежат к своей коренной нации, но имена, фамилии у них русские. Народы Севера России стараются придерживаться номинально своей нации по ряду причин.

Во-первых, для сохранения льгот, дающих право на бесплатную рыбалку и охоту, а также различных субсидий и пособий от государства.

Во-вторых, для сохранения численности.

Религия

Раньше коренные народы Севера в основном были приверженцами шаманизма. Только в начале 19 в. они обратились в православие. Во времена Советского Союза церквей и священников у них почти не осталось. Лишь малая часть народа сохранила у себя иконы и соблюдает христианские обряды. Основная масса придерживается традиционного шаманизма.

Жизнь народов Севера

Земля Севера и Дальнего Востока малопригодна для сельского хозяйства. Селения в основном расположены у берегов заливов, озер и рек т. к. работают у них только морские и речные торговые пути. Время, по которому можно доставлять товар в поселки через реки, сильно ограничено. Реки быстро замерзают. Многие становятся пленниками природы на долгие месяцы. Также затруднительно попасть к ним в поселки кому-либо с Большой земли. В это время достать уголь, бензин, а также необходимые товары можно только с помощью вертолетов, но это не всем по карману.

Народы Севера России соблюдают и чтут вековые традиции и обычаи. Это в основном охотники, рыболовы, оленеводы. Несмотря на то что живут они по примерам и учениям своих предков, в их быту присутствуют вещи и из современной жизни. Радио, рации, бензиновые лампы, моторы на лодках и многое другое.

Малые народы Севера России занимаются преимущественно оленеводством. С этого промысла они получают шкуры, молоко, мясо. Большую часть они продают, но и для себя остается достаточно. Также олени используются как транспорт. Это единственное средство передвижения между селениями, которые не разделены реками.

Кухня

Преобладает сыроедение. Традиционные блюда:

  1. Каныга (полупереваренное содержимое желудка оленя).

  2. Оленьи панты (растущие рога).

  3. Копальхен (ферментированное мясо под прессом).

  4. Кивиак (тушки птиц, разложенные бактериями, которые хранятся в шкуре тюленя до двух лет).

  5. Костный мозг оленя и др.

Работа и промысел

У некоторых народов Севера развит китобойный промысел. Но им занимаются лишь чукчи, эскимосы. Очень популярный вид дохода - зверофермы. На них разводят песцов, норок. Их продукцию используют в пошивочных мастерских. Из них делают как национальную, так и европейскую одежду.

В селах есть механики, продавцы, мотористы, санитарки. Но большинство оленеводов, рыболовов, охотников. Семьи, которые этим занимаются круглый год, живут в тайге, на берегах рек и озер. Они изредка заезжают в села, чтобы закупить различные продукты, товары первой необходимости или отправить почту.

Охота - круглогодичный промысел. Народы крайнего Севера России зимой охотятся на лыжах. Они берут с собой маленькие санки для снаряжения, везут их в основном собаки. Чаще охотятся в одиночку, редко - в компании.

Жилье малых народов

В основном это бревенчатые дома. Кочевники передвигаются с чумами. Он похож на высокий шатер конической формы, основа которого укреплена множественными шестами. Покрыт чум оленьими шкурами, сшитыми друг с другом. Перевозят за собой такие жилища на санях с оленями. Ставят чум, как правило, женщины. В них есть лежанки, подстилки, сундуки. В центре чума - печка, у некоторых кочевников можно увидеть костер, но это редкость. Некоторые охотники и оленеводы живут в балках. Это реечные дома, так же обтянутые шкурами. Они похожи по размерам на строительный вагончик. Внутри стол, двухъярусная кровать, печь. Такой дом перевозят на санях.

Яранга - более сложный деревянный дом. Внутри две комнатки. Кухня не отапливается. Но спальная комната теплая.

Лишь коренные народы Севера по сей день умеют строить такие жилища. Современная молодежь уже не обучена такому промыслу, так как в основном стремится уехать в города. Мало кто остается жить по законам предков [6].





















































2.1 Этнографическое исследование юкагир

История

В древности (VII тыс. лет до н. э.) юкагиры жили на востоке от Енисея и на Саянах, где составляли единство с носителями уральских языков (финны, самодийцы) В XVII веке, к началу русской колонизации родоплеменные группы юкагиров (чуванцы, ходынцы, анаулы) занимали территории от реки Лены до устья реки Анадырь. Для них был характерен низкий уровень этнического самосознания. В XVII-XIX веках численность юкагиров сократилась вследствие эпидемий, междоусобиц; часть юкагиров была ассимилирована якутами, эвенами, русскими. В 1897 году насчитывалось 754 юкагира, в 1970 — около 600, затем численность начала расти. Общественные отношения юкагиров долгое время сохраняли пережитки матрилокального брака. Несмотря на христианизацию в XIX веке, большое влияние среди юкагиров имели родовые шаманы.

.Численность и расселение

По данным переписи 2002 г. численность юкагиров была 1509 человек. Расселены, в основном, в бассейне реки Колымы, в Республике Якутия (Саха) (1097 чел.), Чукотском автономном округе (185 чел.), Магаданской области (79 чел.) [Приложение 2]. В Якутии юкагиры в основном сосредоточены в национальном юкагирском муниципальном образовании «Олёринский Суктул» Нижнеколымского улуса. [Приложение 3]

Языковая группа,семья

Язык - юкагирская группа уральско-юкагирской семьи языков

Живут в Нижнеколымском (тундренные юкагиры, или вадул) и Верхнеколымском (таёжные юкагиры, или одул) районах Якутии (около 700 человек), а также Алаиховском и Анадырском районах Магаданской области. Говорят на изолированном юкагирском языке, диалекты — тундренный и таёжный. Письменность с 1970-х годов на русской графической основе. Распространены также русский (считают родным 46% юкагиров), якутский, эвенский и чукотский языки.

Большинство исследователей видят в юкагирах потомков древнейшего населения Восточной Сибири, принявшего также участие в формировании других палеоазиатских народов. Расселение в 1—2-м тысячелетиях в Восточной Сибири тунгусских (эвенки и эвены) и тюркских (якуты) народов привело к сокращению этнической территории юкагиров и их частичной ассимиляции. Ко времени прихода русских в середине XVII века юкагиры занимали территорию от Индигирки до Анадыря, насчитывали 4,5—5 тыс. человек и составляли несколько племенных групп («родов»): яндинцы (янгинцы), ононди, когимэ, омоки, алаи (алазеи), шоромба, олюбенцы, хоморои, анаулы, ходынцы, чуванцы, омолонцы и др. Включение в состав России, притеснения казачьей администрации (ясак, аманатство), военные столкновения с якутами, эвенами, коряками, чукчами, опустошительные эпидемии оспы 1669 и 1690 привели к резкому сокращению численности юкагиров. К концу XVII века юкагиры насчитывали 2535 человек, в первой половине XVIII века — 1400—1500 человек, в 1897 — 948 человек, в 1926—27 — менее 400 человек.

Юкагиры делились на 12 территориальных групп («родов»), состоявших из более мелких подразделений — родов. Род возглавлялся старейшиной, часто выполнявшим функции шамана. Были также военные лидеры. Вселенная представлялась разделенной на верхний, средний и нижний миры, соединенные рекой[7].

Религия

Традиционные верования — шаманизм, верховный небесный бог Хойл, культы духов, огня, предков, солнца, медвежий культ, жертвоприношения собак, промысловые обряды, праздник весны — Шахад-зибе. Современные Юкагиры — православные. Семья большая патриар­хальная, преобладание матрилокальности, билинейная экзогамия, наследование патрилинейное, вытеснявшая матрилинейность. Существовали обычаи левирата, избегания (табу на общение отца с женатым сыном и невесткой и др.). С конца XIX в. распространился инс­титут калыма.

Основные занятия юкагиров

Основные традиционные занятия — полукочевая и кочевая охота на дикого оленя (тундровые юкагиры), лося, оленя и горного барана (таёжные юкагиры), у таёжных юкагиров — также озёрное и речное рыболовство, у тундровых — транспортное оленеводство. Летом передвигались на оленях верхом, зимой — на дугокопыльных нартах. У тундровых юкагиров были распространены собачьи прямокопыльные нарты. По воде передвигались на берестяных, долблёных или дощатых лодках, по снегу — на ступательных подшитых камусом лыжах, по насту — на голицах.

Жилье и одежда

 Древним жилищем юкагиров были полуземлянки-чандалы, остовы которых сохранялись к моменту прихода русских, местами — до настоящего времени. Позднее таёжные юкагиры жили в конических шалашах из тонких брёвен, крытых дёрном, или в чумах с корьевым или ровдужным покрытием. Чум отапливался центральным очагом, над ним устраивали одну или две поперечных жерди для подвешивания котлов, сушки одежды, вяления рыбы и мяса. Были известны также большие срубные юрты, подобные якутским, в тундровых районах — заимствованные у эвенов цилиндро-конические чумы. Хозяйственными постройками служили амбары и лабазы на столбах. Большинство современных юкагиров живёт в срубных домах в посёлках Андрюшкино и Колымское (Верхнеколымский район), Нелемное и Зырянка (Нижнеколымский район), Марково (Магаданская область) и др.

Традиционная одежда близка к эвенкийской и эвенской. Основная одежда — распашной кафтан длиной до колен с полами, завязывающимися тесёмками, и внутренней складкой на спине, летом — из ровдуги, зимой — из оленьих шкур. К спинке пришивали длинные «хвосты» из тюленьих шкур: у мужчин — раздвоенные сзади, у женщин — по бокам. Под кафтан надевали нагрудник, короткие штаны, летом — кожаные, зимой — меховые. Мужчины поверх кафтана носили пояс с ножом и кисетом. Зимой сверху носили длинный шарф из беличьих хвостов. Была распространена зимняя одежда из ровдуги, близкая по покрою к чукотским камлейке и кухлянке. Летняя обувь — из ровдуги, с ноговицами, завязывающимися ремешками у бедра и щиколотки, зимой — высокие торбасы из оленьих камусов, чулки из оленьего или заячьего меха. Женская одежда была более лёгкой, шилась из разноцветного меха молодых оленей. Праздничная одежда украшалась вышивкой оленьим волосом, бисером, суконными оторочками, дорогим мехом, аппликацией. Были распространены серебряные, медные и железные украшения — кольца, бляшки и др.; характерно украшение женских нагрудников — «грудное солнце» — большая серебряная бляха.

Кухня

Основная пища — мясо и рыба — варёные, вяленые, мороженые. Мясо заготавливали впрок — сушили и затем коптили и растирали в порошок. Рыбу хранили в виде юколы, истолчённой в порошок-порсу, зимой её варили с оленьей кровью или сосновой заболонью (анил кэрилэ); варёную рыбу толкли с ягодами и жиром (кульибаха). Рыбьи потроха и икру жарили, из икры пекли лепёшки. Летом ели ферментированную рыбу, заворачивая её на сутки в листья тальника. Употребляли также дикий лук, корни сараны, ягоды, в отличие от якутов и эвенов — грибы. В качестве возбуждающего средства употребляли мухомор, курили табак, листья тимьяна, заваривали чай и берёзовые наросты[8].

Семья большая, в основном матрилокальная, наследование патрилинейное. Существовали обычаи левирата, избегания (табу на общение отца с женатым сыном и невесткой и др.). С конца XIX века распространился институт калыма[8].

Традиции

Фольклор юкагиров в жанровом отношении представлен волшебными (чуульдьии) и героическими (ньиэдьиил) сказками. К последним относятся легенды, исторические предания, были, а также охотничьи истории. Кроме того, записано несколько загадок, поговорок, заговоров-обращений к духам-хозяевам. Сведений о наличии эпических сказаний нет. Единственный фрагмент подобного рода - сказка о Петре Бэрбэкине, которая, очевидно, претерпела многочисленными трансформации и подверглась влиянию русского фольклора.

Танцы — круговой (лонгдол) и парный подражательный («Лебедь»).

Большую роль играли обычаи, связанные с огнём: запрещалось передавать посторонним огонь из очага, проходить между очагом и главой семьи и т. п. Традиционные верования — культы духов-хозяев, верховного небесного бога Хойл (слившийся с христианским культом), промысловых животных (особенно лося), медвежий культ, культ огня, духов предков. Были развиты представления о делении вселенной на верхний, средний и нижний миры («земли»), соединённые рекой, шаманизм. Тела умерших шаманов расчленяли, черепа хранили в доме как святыню. Основные праздники — весенний (Шахадзибе), свадьбы, удачные охоты, военные походы и т. п. — сопровождались песнями, танцами, исполнением сказаний, шаманскими камланиями. До XX века сохранялась пиктографическая письменность на бересте (тосы, шонгар-шорилэ). Основные жанры фольклора — предания, рассказы и сказки. Основные танцы — круговой (лонгдол) и парный подражательный — «Лебедь». Христианство распространяется с XVII века[9].

Современные юкагиры занимаются пушным промыслом, рыболовством, оленеводством. Появилась интеллигенция. Воссоздаются родовые общины — «Чайла» («Рассвет») и «Юкагир», им выделены традиционные для хозяйственной деятельности юкагиров территории, оказывается финансовая поддержка.

В декабре 1992 созданы Совет старейшин и Фонд возрождения юкагирского народа[10].

Письменность

Уникальная письменность юкагиров - женские любовные письма в пиктограммах, писавшиеся на бересте. Юкагиры самое древнее население северо-восточной Азии, занимавшее территорию от реки Лены и до Берингова пролива. [Приложение 4]


Письменностью владели в основном женщины, они использовали ее для объяснений в любви, иногда юкагирские пиктограммы использовались для составления маршрутов, своего рода географических карт на бересте. 
Впервые письменность этого северного народа была обнаружена в 1892 году ссыльным С.М. Шаргородским. 
Письменные знаки юкагиров – наконечники стрел и копий, могут передавать очень ограниченное число понятий, например, взаимоотношения с людьми, их намерения, душевное состояние. В 1896 году Крамер опубликовал любовное письмо юкагирской девушки, считающимся одним из лучших памятников юкагирской письменности. Условные обозначения, передающие внутреннее состояние девушки: юбка (русская девушка), коса (юкагирская девушка), брошенный дом, преграды, брачные отношения, любовь, родной дом, печаль, жених. 
 Дом на такой пиктограмме обозначался рамкой и украшался точечками, расположенными в ряд. Внутри рамки помещали фигурки людей. Мысли и чувства обозначались дугами и линиями.  Распространение буквенной письменности, а также появление бумаги свело на нет употребление этой своеобразной берестяной грамоты. Современные юкагиры пользуются буквенным алфавитом, введенным в 1983 году [11]. [Приложение 5]




























Заключение

Малочисленные нации отличаются не только своей низкой численностью, но и бытом. Народы Европейского Севера России сохраняют свою бытность только в своих селениях. Стоит человеку уехать и со временем он переходит в другую культуру. На земли Северных народов приезжает мало переселенцев. А дети, вырастая, практически все уезжают.

Народы Севера России – это в основном местные (автохтонные) этносы от Запада (карелы, вепсы) до Дальнего Востока (якуты, чукчи, алеуты и т. д.). Их численность населения в родных местах не растет, несмотря на высокую рождаемость. Причина - почти все дети вырастают и уезжают из северных широт на Большую землю.

Для того чтобы такие народы сохранились, необходимо помогать их традиционному хозяйству. Пастбища для оленей быстро исчезают по причине добычи газа и нефти. Хозяйства теряют рентабельность. Причина - дорогой корм и невозможности выпаса. Загрязнение вод влияет на рыболовство, которое становится менее активным. Малые народы Севера России исчезают очень стремительно, их общая численность составляет 0.1% от населения страны. Чтобы сохранить эту малую часть народов, государство выделяет квоты на поступление в некоторые вузы, уменьшает пенсионный возраст. Я как гражданин своей страны внесла небольшую лепту в сохранение быта и традиций юкагиров. Мой творческий проект можно применять на уроках географии при изучении темы: «Население». Приняла участие в «Фестивале национальных культур».

Малочисленные народы должны жить и полноценно развиваться, чтобы сохранить уникальный быт, культуру, язык и многовековые традиции.























Список Интернет- источников и литературы:

  1. http://mylektsii.ru/7-1645.html [Электронный ресурс]

  2. https://kornev.livejournal.com/218426.html [Электронный ресурс]

  3. http://docs.cntd.ru/document/901732262 [Электронный ресурс]

  4. http://docs.cntd.ru/document/901757631 [Электронный ресурс]

  5. www.dissercat.com [Электронный ресурс]

  6. http://fb.ru [Электронный ресурс]

  7. https://республика-саха-якутия.рф/stati/narody-jakutii/yukagiry.html [Электронный ресурс]

  8. http://etnic.ru/etnic/narod/yukagiry-2.html [Электронный ресурс]

  9. http://www.edu.severodvinsk.ru [Электронный ресурс]

  10. http://diplomba.ru/work/89736 [Электронный ресурс]

  11. https://www.yakutskhistory.net/якуты/юкагиры/ [Электронный ресурс]

  12. В.А.Туголуков. Кто вы юкагиры? -М.: Наука, 1979. — 152 с.

  13. В.И. Иохельсон. Юкагиры и юкагиризованные тунгусы — Новосибирск: Наука, 2005. — 675 с.





































Приложение 1 – Работа выполнена в п. Энергетик, 2018 г.

Приложение 2

Приложение 3



Приложение 4

Приложение 5









Приложение 6

Тезаурус

Ассимиляция-потеря одной части социума (или целым этносом) своих отличительных черт и их замена на позаимствованные у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.

Демографическая политика- комплекс экономических, административных, пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении

История (др.-греч. ἱστορία) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

Культура – совокупность созданных человечеством материальных, духовных и социальных ценностей, функционирующих в качестве искусственных средств человеческой жизнедеятельности.

Народ – это определённая группа людей, отличающихся общностью ряда признаков – язык, культура, территория, религия.

Население в демографии — совокупность людей, живущих на Земле (население Земли) или в пределах конкретной территории — континента, страны, области и т. д.

Национальность — принадлежность человека к определенной этнической общности

Перепись населения — единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных населения, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной её части.

Расселение — это процесс и результат заселения территории и формирования системы населенных пунктов — городов, сел и их сочетаний. Расселение в значительной степени влияет на развитие и размещение хозяйственного комплекса страны и ее регионов.

Статистический материал - набор данных, формирующийся в процессе статистического наблюдения, который затем подвергается систематизации, обработке, анализу и обобщению.

Традиция (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Численность населения — абсолютная моментная величина, отражающая количественные размеры общества, проживающего на определённой территории.

Этногеография (этническая география) — научная дисциплина, расположенная на стыке этнографии с географией; раздел этнографии, изучающий географическое размещение этнических общностей в прошлом и настоящем, особенности их расселения и территориальных взаимоотношений в зависимости от социально-экономических, политических, природных факторов; при этом учитываются характер расселения (например, оседлый или кочевой), степень освоения территории, плотность населения.

Этнос (греч. ἔθνος — народ) — исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные направления этнологии (этнографии) включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид, менталитет и другое.

Ареал – территория, в пределах которой распространены животные или растения определенного вида, рода, семейства или другой таксономической категории.





Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ   Автор: Жоступаева Дарина Ученица 10 класса МАОУ СОШ №2 п.Энергетик Руководитель:  учитель географии О.А. Гаврилова

КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ

Автор: Жоступаева Дарина

Ученица 10 класса

МАОУ СОШ №2 п.Энергетик

Руководитель:

учитель географии О.А. Гаврилова

Цель : изучение этнографии малочисленных народов России (на примере северного народа-юкагиров). Объект: малые коренные народы России. Предмет: этнографическое развитие юкагиров. Задачи: 1. Проанализировать научную литературу по теме проекта. 2. Рассмотреть этнографическую характеристику малых народов. 3. Изучить этнографические традиции юкагиров. 4. Создать презентацию малочисленного народа – юкагиров.

Цель : изучение этнографии малочисленных народов России (на примере северного народа-юкагиров).

Объект: малые коренные народы России.

Предмет: этнографическое развитие юкагиров.

Задачи:

1. Проанализировать научную литературу по теме проекта.

2. Рассмотреть этнографическую характеристику малых народов.

3. Изучить этнографические традиции юкагиров.

4. Создать презентацию малочисленного народа – юкагиров.

Гипотеза проекта опирается на предположение о том, что мы сможем расширить свои знания о малочисленных народах, если исследуем причины расселения малых народов; изучим этнографию юкагиров, выявим проблемы поддержки и защиты народа и их дальнейшее развитие в современном мире. Практическая значимость. Проект можно с успехом использовать на уроках географии при изучении темы «Население». Методы исследования: - анализ теоретического материала; - статистическое исследование; - обобщение информации о юкагирах.

Гипотеза проекта опирается на предположение о том, что мы сможем расширить свои знания о малочисленных народах, если исследуем причины расселения малых народов; изучим этнографию юкагиров, выявим проблемы поддержки и защиты народа и их дальнейшее развитие в современном мире.

Практическая значимость. Проект можно с успехом использовать на уроках географии при изучении темы «Население».

Методы исследования:

- анализ теоретического материала;

- статистическое исследование;

- обобщение информации о юкагирах.

Этнографическое исследование юкагиров

Этнографическое исследование юкагиров

«От Урала до Чукотки»

«От Урала до Чукотки»

Юкагиры — самый загадочный народ России, язык которого не понимает никто .

Юкагиры — самый загадочный народ России, язык которого не понимает никто .

Одулы

Одулы

Вадулы

Вадулы

Современное расселение юкагиров Северная Земля моя!

Современное расселение юкагиров

Северная Земля моя!

«Чандал» Чум- летнее жилище юкагиров

«Чандал»

Чум- летнее жилище юкагиров

С древнейших времен юкагиры свято чтут заповеди предков, главным принципом которых является принцип «Не навреди природе»

С древнейших времен юкагиры свято чтут заповеди предков, главным принципом которых является принцип «Не навреди природе»

Животворная сила огня

Животворная сила огня

Улуро Адо- «сын олеринской тундры». « Сердцу так и хочется  Смерть перехитрить,  Чтоб вернуться побыстрей  В тундру эту белую,  И с восторгом трепетным  На тебя взглянуть» Гавриил Курилов (родился 30 апреля 1938 г.)

Улуро Адо- «сын олеринской тундры».

« Сердцу так и хочется 

Смерть перехитрить, 

Чтоб вернуться побыстрей 

В тундру эту белую, 

И с восторгом трепетным 

На тебя взглянуть»

Гавриил Курилов

(родился 30 апреля 1938 г.)

« Я - сын последнего юкагирского шамана» - Николай Курилов (родился 11 июля 1949г). « Запутавшиеся олени» –Н. Курилов

« Я - сын последнего юкагирского шамана» - Николай Курилов (родился 11 июля 1949г).

« Запутавшиеся олени» –Н. Курилов

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!