Информационно - творческий проект для
старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки».
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети старшей и подготовительной группы, родители.
Тип проекта: информационно - творческий проект.
Цель проекта. Создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к чтению сказок, развитие коммуникативных способностей.
Задачи проекта:
Формировать у воспитанников способность активно слушать произведение, понимать смысл сказок, их познавательное значение.
Совершенствовать умение детей рассуждать, применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
Развивать познавательные способности ребёнка, любознательность, творческое воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному.
Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре уважительное отношение к сверстникам и взрослым через русские народные сказки;
Актуальность.
На сегодняшний день тема сказка является актуальным жанром. Детская сказка –рассказывает ребёнку о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Чтение сказки формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.
Продукты проектной деятельности: выставка творческих работ детей по теме проекта; изготовление книжек – малышек - «Книга сказок» - совместная работа родителей и детей.
Ожидаемые результаты
В процессе бесед дети научились определять жанры сказок.
Дети научились составлять и рассказывать сказки, придуманные самостоятельно.
Составляли творческие рассказы по теме проекта.
Дети играют в игры – имитации, изображают героев с помощью мимики, жестов, движений.
Дети познакомились с писателями - сказочниками.
Центр книги пополнился книжками – малышками «Книга сказок».
Научились работать сообща, создавая коллективные работы.
Этапы проекта
1 этап – Подготовительный
-Разработка проекта, составление перспективного плана.
-Подбор и изучение методической литературы.
-Оснащение развивающей среды по теме проекта.
-Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
2 этап - Основной - Продуктивный
Беседы с детьми: «Что такое сказка?».
Цель. Продолжать знакомство детей со сказками разных жанров: русских народных сказок и авторских сказок. (А.С. Пушкин, С.Я. Маршак, Г.Х. Андерсен).
Беседа «Что такое бытовые сказки, волшебные и сказки о животных?». Цель: Расширение представлений детей о видах сказочного жанра, обогащение словаря детей. Развитие речевой активности, связной речи, умение делать обобщения, простейшие умозаключения и выводы.
Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках.
Цель: расширение словарного запаса у детей, знакомство детей со значением слов в пословицах и поговорках.
Игра - имитация «Пойми меня», «Изобрази героя сказки». Цель. Развитие способности понимать собеседника, упражнять в изображении героев с помощью мимики, жестов, движений.
Словесные игры: «Слова наоборот». «Кто из героев сказал эти слова?». Развитие памяти, умения грамматически правильно строить свои высказывания.
Составление творческих рассказов: «Если бы я попал в сказку».
Цель. Формирование умения детей составлять творческие рассказы.
Чтение художественной литературы: Чтение сказки «Сказка о Рыбаке и рыбке»
Цель: Обогащение словаря детей, развитие звуковой культуры речи, связной речи, выразительности речи, грамматического строя речи.
Дидактические и настольные игры:
«Узнай сказку по картинке», «Узнай сказку по предмету».
Цель: упражняться в умении излагать последовательность событий в сказке,
«Что лишнее?», «Чудесный мешочек», «Разрезные картинки», «Что сначала, что потом», «Подбери картинку».
Цель: развитие зрительного внимания, зрительной памяти, развитие логического мышления.
Отгадывание загадок. «Из какой я сказки?».
Цель. Уточнение представлений детей о загадках, отгадывание описательных загадок, закрепление знаний о сказках.
Художественное творчество.
Аппликация к сказке «Сказка о Рыбаке и рыбки».
Лепка животных по мотивам знакомых сказок.
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой».
Сюжетно-ролевые игры.
«Библиотека».
Цель. Обогащение социально – игрового опыта между детьми. Формирование навыков ролевого поведения.
«Театр».
Цель: Формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни, развивать умение детей разыгрывать спектакли по знакомым сказкам; продолжать развивать умения выразительно передавать в речи образы героев сказки.
Викторина по русским народным сказкам.
Цель: Закреплять умение полно и логично отвечать на вопросы по содержанию сказки, составлять рассказы и небольшие сказки.
3 этап – Заключительный
«Книга сказок» - совместная работа родителей и детей.
Цель. Раскрытие творческого потенциала детей и родителей, укрепление детско-родительских отношений.
Взаимодействие с семьей:
Консультация для родителей «Сказка в жизни ребенка».
Конкурс «Книжка- самоделка».
Сочинение сказки с ребенком.
Приложение
Загадки по русским народным сказкам.
В поле домишко. Нашли в нем приют
Жители леса, и дружно живут
Заяц, норушка, лисица и волк.
Только медведь развалил… (Теремок)
Эта девочка боится солнца и тепла.
Почему? Была из снега сделана она. (Снегурочка)
В названии сказки их имена,
Герои эти — брат и сестра.
Не послушал брат сестрицу,
Из лужицы испил водицы. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Он румяный и душистый,
Круглый, мягкий, золотистый.
Но попался, дурачок,
Он лисе на язычок. (Колобок)
Не доглядела за братом сестра,
И долго искала мальчишку она.
Помогла ей волшебная речка,
Пирожков испекла русская печка.
От птиц под яблоней укрылись дети.
Что за птицы были эти? (Гуси-лебеди)
Под столом собачка лает,
Судьбу дочкам предрекает:
«Старикову дочь в злате-серебре везут,
А старухину дочь замуж не берут!»
Кто ответит без подсказки,
Как название той сказки? (Морозко)
Жила в лесу зверей семья.
Однажды девочка пришла.
Очень возмутились звери,
Что в их доме спали, ели.
Назовите поскорей
Этих сказочных зверей. (Три медведя)
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? (Медведь)
Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?
Кто Зайца обманул? (Лиса)
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака
Жучка Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)
Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!(Маша и медведь)
Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла! (Три медведя)
У всех жёнушки как жёны,
У него – лягушка,
Но в итоге будет рад
Этому Ванюша (Царевна-лягушка)
Пословицы, поговорки, присказки.
Кому красное словцо, кому присказку.
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
Либо дело делать, либо сказки сказывать.
Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается.
Известные окончания сказок:
Я там недавно был, мёд-пиво пил, в молоке купался, полой утирался.
Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей сказке конец.
Тут и сказки конец, а кто слушал — молодец.
И стали они вместе жить да поживать да добра наживать.
И я там был, мёд — пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Кто не верит — пусть проверит.
И жили они долго и счастливо.
Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Доскажи словечко
1.Жили-были семь ребят —
Белых маленьких … (козлят) .
Мама их любила,
Молочком (поила) .
Тут зубами щёлк да щёлк,
Появился серый (волк).
Шкуру белую надел,
Нежным голоском (запел).
Как коза запел тот зверь:
— Отоприте, детки, (дверь).
Ваша матушка пришла,
Молочка вам (принесла).
Мы ответим без подсказки
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки: (Волк и семеро козлят)
2.Маша в коробе сидит,
Далеко она (глядит).
Кто несёт её, ответь,
Быстрыми шагами?
А несёт её (медведь)
Вместе с пирогами.
Путь не близкий,
Дальний путь.
Хочет Миша (отдохнуть) .
Только Маша не даёт
На пенёк присесть
И румяный пирожок
по дороге (съесть).
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь.
Вот у нас какая книжка, Это — (Маша и Медведь)
3.Как-то раз в лесу густом
Вырос домик под (кустом)
Рада мышка- поскребушка
И зелёная (лягушка).
Рад и побегайчик —
длинноухий (зайчик)
Ничего, что ростом мал
Меховой домишко —
И кабан туда попал,
И лиса, и (мишка) .
Всем хватило места в нём —
Вот какой чудесный (дом)
Дзинь-ля-ля — поёт синичка:
Это сказка (Рукавичка)
4.Га-га-га — зелёным лугом
ходят птицы (друг за другом) .
Плещет синяя река,
Солнышко садится:
«Не спеши нас есть пока,
Рыжая (лисица)».
Съешь нас после, съешь потом,
Дай мы песенку (споем).
Ах, как песенка долга,
Слышно только: (га-га-га)!
Ждёт лисица много лет,
А конца у песни (нет).
Вот так птицы у бабуси
В сказке той (Лиса и гуси)
5.Чашки три и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно (три).
Как увидишь, сразу ясно:
В гости к нам ходить (опасно).
Убегай скорей, сестричка,
Из окна лети, как (птичка).
Убежала! Молодец!
Значит, сказке всей (конец).
По слогам читает Федя:
Эта сказка («Три медведя»).
6.Кто любил играть и петь?
Два мышонка — Круть и (Верть)
Кто мышат с утра будил?
Кто на мельницу (возил)?
Намелил муки мешок?
Это — Петя - (Петушок).
Пирогов напёк он много
И спросил друзей он строго: —
Что вы делали, мышата,
От рассвета до (заката).
Веселились целый день,
Вам работать было (лень).
А теперь под стол садитесь,
Подаёте голосок, Нет!
Сначала потрудитесь
И прочтите («Колосок»).
7.Из муки он был печён,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он (катился) .
Был он весел, был он смел
И в пути он песню (пел).
Съесть его хотел Зайчишка,
Серый волк и бурый (мишка).
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую (лису),
От неё уйти не смог.
Что за сказка? (Колобок)
8.В огороде, возле хаты,
Урожай растёт богатый.
Там сидят на грядках густо
Репа, свёкла и (капуста).
И горят, как солнышки,
Жёлтые (подсолнухи).
Кто же там пыхтит на грядке?
От кого же это дед
Убегает без (оглядки).
А за ним и бабка вслед?
Вышла внучка в огород:
"Где тут страшный зверь (живет)?
Заглянула под листочек,
Видит — там лежит клубочек.
Он в иголках серых сплошь,
Кто же это? Это — (Ёж).
Из краёв пришёл лесных
Зверь колючий в сказку: («Пых»)