СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-познавательный проект «Легенды Южного Урала»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Информационно-познавательный проект «Легенды Южного Урала»»




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Мирненская средняя общеобразовательная школа»





Тип проекта

Информационно-познавательный

Тема проекта

«Легенды Южного Урала»











Автор проекта: Малков Савелий, обучающийся 7б класса

Наставник проект: Романова Людмила Федоровна













Содержание

Аннотация наставника

Введение

1.Теоретическая часть

1.1. Что такое легенды и сказания?

1.2. О чем повествуют легенды Южного Урала

1.3. Главный создатель легенд о южном Урале

1.4. «Жемчужина Урала – озеро Увильды»

2.Практическая часть

2.1.Создание Путеводителя

Заключение

Список используемой литературы


















Аннотация наставника

Работа ученика 7-б класса Малкова Савелия является информационно-познавательным проектом по теме «Легенды Южного Урала».

Тема выбрана неслучайно. Подобного рода сообщения ученик выполнял на уроках литературы, при подготовке к урокам истории и другим конкурсам, и олимпиадам. Ученик подробно изучил творчество уральских писателей (в частности легенды Южного Урала).

Проектным продуктом является Путеводитель иллюстраций и фотографий «Жемчужина Урала – озеро Увильды».



























Введение

Южный Урал – самая широкая часть Уральских гор. Южно-Уральские горы – остатки былой горной системы, которая охватывает не только всю площадь современной Челябинской области, но и основную часть Башкортостана и территории, располагающиеся к востоку от данного региона. Как полагают ученые, на этом месте располагался древний океан. Интересен Южный Урал не только своими уникальными природными богатствами, но и еще и интригующими легендами об этой волшебной местности. «Урал» по-башкирски – пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан растянул его, и пояс лёг через все землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

В стародавние времена народ знал характер и силу каждого деревца, горы, озерца, реки и слагал об их силе и красоте легенды, наделял их различными способностями и с глубоким уважением относился к ним, благодаря за недра, богатство и любовь к людям. Люди и шагу не могли ступить без молитвы, просьбы о помощи у ветра, неба, воды, леса, так как понимали, что всё вокруг живое и «дышит». Названия горам, рекам, озёрам давали, изучив их характер и нрав, долго присматриваясь к ним. Потому и просили о благословении и помощи при любом деле, благодарили природу за её мощные ископаемые, красоту и благодать.

Чтение сказов и легенд помогает изучить нрав и красоту Уральской природы, узнать о полезных ископаемых земли и их местонахождении, изучить традиционные устои народов Южного Урала.

Цель: изучить легенды Южного Урала и рассказать о них своим одноклассникам.

Задачи:

  1. Выбрать легенду для изучения

  2. Изучить легенды Южного Урала, выяснить, о чем они повествуют

  3. Создать Путеводитель иллюстраций и фотографий «Жемчужина Урала- озеро Увильды»





































1.Теоретическая часть

1.1. Что такое легенда и сказание?

Название фольклорного жанра «легенда» по происхождению латинское, в переводе означает «то, что должно быть прочитано». Это устный поэтический рассказ, основанный на исторических событиях, фактах, аргументах. В этих произведениях реальность переплетается с вымыслом и фантастикой. Передаваясь из уст в уста, от поколения к поколению, сюжеты легенд обрастали дополнительными деталями, часто фантастическими, сильно преувеличенными. Героями легенд являются люди из разряда неординарных личностей, а иногда и боги, другие сверхъестественные силы. Легенду нельзя считать подлинно достоверным историческим источником. Однако нельзя и отрицать того, что, как правило, её сюжет основан на реальных событиях. Легенды могут быть письменными, религиозными, городскими, топонимическими. Сказание – рассказ (преимущественно народный) исторического или легендарного содержания.

Из глубокой старины до нас дошли обрывки информации о том, какие народы проживали на Урале, чем они занимались, и какой образ жизни вели. Информация, которой мы владеем на данный момент, столетиями передавалась из уст в уста. Сложно сказать, что является ложью, а что правдой, но в действительности из легенд, сказаний и былин древней Руси и народов Урала мы можем почерпнуть много довольно интересного и полезного.










1.2. О чём повествуют легенды Южного Урала

«Уральские сказы, что камешки в горе. Один копнёшь – на целый зародыш наткнёшься, – такой, что цены ему не будет».

Предания и легенды о Земле Уральской, о тайнах её, о силе её, об освоении её людьми переходили из поколения в поколение, обрастая элементами художественного вымысла. И, тем не менее, познавательное значение старинных народных преданий трудно переоценить. Зачастую они содержат без преувеличения бесценные сведения, освещающие историю нашего края светом всечеловеческой мудрости.

Богат наш замечательный край не только полезными ископаемыми, но и старинными легендами, преданиями, сказами. Много существует легенд о том, откуда произошло слово Урал. В древности Уралом называли только Южный Урал, где жили башкирские племена. Известный историк и географ В.Н. Татищев в 18-ом веке писал: «Уральские горы суть знатнейшие во всей империи… Татары именуют их Урал, что на русском языке означает слово Пояс…». Итак, по-башкирски и по-татарски Урал – это Пояс, Каменный пояс. Но на Урале издревле жили ещё и манси, а по-мансийски Ур – это гора, Ала – крыша, т.е. Урал – это крыша гор. Много есть сказов и легенд о том, как богат наш Урал, какие клады в нём сокрыты. Один из таких сказов «Пугачёвский клад» создала Серафима Власова. Одной из самых известных и распространённых легенд Южного Урала является легенда о Таганае. По-башкирски «ТАГАН» - «тренога», «подставка», «АЙ» - «луна», т.е. в переводе означает «треножник луны» или «подставка для луны», «опора для луны». Хребет Таганай на самом деле увенчан тремя резко очерченными вершинами, они как бы подпирают поднявшуюся в ясные ночи Луну.

Не менее интересно происхождение и название реки, на которой стоит главный стоит главный город нашей области. Это река Миасс. В нашем регионе есть и город с таким названием. В тюркских языках есть слово «мийя», что значит «топь», «топкие места», «болото»; слово «су» - это «вода», «река». «МИЙЯ-СУ» значит «река, вытекающая из болотистых, топких мест». Для современного человека мифы интересны не только сами по себе – как своего рода сказки, которые можно читать на досуге. Знание легенд помогает лучше понять многие литературные произведения, вводит нас в контекст древнейшей истории человечества, является одним из двигателей воображения и фантазии. Многие особенности архаического мифологического мышления сохраняются в массовом сознании, в религии, в традициях людей и по сей день. О чем же повествуют Легенды Южного Урала?






























1.3. Главный создатель легенд о Южном Урале

Наиболее известным автором сказов о Южном Урале являются Павел Бажов. Для писателя Урал стал вдохновением для легенд, сказок, сказов. Павел Петрович Бажов (1879-1950) – замечательный уральский сказочник. Он родился в семье рабочего Сысертского металлургического завода близ Екатеринбурга, помышлял о карьере священника, но стал журналистом. Знаменитая книга сказов П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка» (1939) обрела любовь и признание как взрослых, так и детей разных стран. В «Малахитовой шкатулке» воссоздан особый мир прошлого горнозаводского Урала, где добрым и честным людям помогают таинственные силы уральских недр и самой природы: Медной горы Хозяйка, Голубая Змейка, Серебряное копытце. Довольно часто героями бажовских сказов становятся дети, и если они проявляют бесстрашие и чистоту сердца, то волшебные силы всегда награждают их чем-то особенным, что не даётся взрослым, как, например, в сказе «Голубая змейка» двое соседских мальчишек, Ланко и Лейко, что получили за свои добрые души вознаграждение от голубой змейки. В сказах П. П. Бажова показана ценность таких человеческих качеств, как мастерство и трудолюбие, упорство в достижении цели и бескорыстие, как в «Хрупкой веточке», где мальчик Митя, несмотря на свои отличия, всё равно был добрым и трудолюбивым мальчишкой с особенными талантами.

Читая произведения уральского сказителя, можно оценить его сочный, яркий язык, его фантазию и великий дар сохранять в письменном слове устные предания уральского люда.








1.4. «Жемчужина Урала – озеро Увильды»





































2.Практическая часть

2.1. Создание информационного Путеводителя иллюстраций и фотографий «Жемчужина Урала – озеро Увильды»

Я начал свою работу со знакомства с легендами Южного Урала.

Изучая эту тему, я решил создать Путеводитель иллюстраций и фотографий

«Жемчужина Урала – озеро Увильды».

В работе над проектом мне помогали мои родители. Путеводитель поможет моим одноклассникам и их родителям посетить озеро Увильды, хорошо организовать свой отдых.

























Заключение

Урал прошлого, настоящего и будущего времени – край неисчерпаемых богатств, удивительных явлений природы, край людей своеобразных, смелых и ищущих – является темой многих легенд. В ходе моей работы я узнала, о чём повествуют легенды Южного Урала, какие мотивы и образы встречаются в них.

Я уверен, что изучение этих легенд и сказаний будет способствовать развитию у учащихся желания узнать больше о нашем крае, подтолкнет к изучению истории и литературы Урала.

Я познакомился с легендами и сказаниями как с художественным жанром, выбрал из них наиболее увлекательную, чтобы познакомить сверстников с интересными и своеобразными произведениями литературы

























Список используемой литературы









1.1Там, где шумит голубая волна озера Увильды и ветер по соснам гуляет, свою бесконечную песню поет, родилась эта легенда. В те поры спал наш Урал, как могучий богатырь-великан. Не будили его гудки паровозов, не дымили заводские трубы, не сверкали огни больших городов, трактора на полях не гуляли.

Тихо было в горах, безлюдно в степях, только воды рек и озер неумолчно шумели. Травы цвели, птицы в лесах гнезда вили.Мало было людей в те годы у нас на Урале. А кто и жил, тот свету не видел.Не было в те времена озера Увильды — большой чаши с хрустальной и чистой водой, только речка в логу между гор пробивалась. С косогоров бежали ручьи, но тут же в земле прятались…На берегу реки землянка стояла, в горе на отшибе. Жил в землянке рыбак-охотник старик Абдрахмат вместе с дочкой своей — красавицей Саймой. Полевым цветком Сайма росла. Рано утром она просыпалась. Студеной водой умывалась. Варила уху, диким медом лакомилась и за работу бралась. Верстах же в десяти от избы, на высокой скале у реки, каменный дворец возвышался. Белым мрамором был выложен он. В окнах слюда мерцала. Вокруг дворца стража стояла. От заката и до восхода дворец охраняла. Жил во дворце старый жестокий мурза — верный слуга хана — Карым. Большие богатства он имел, на много верст кругом его земли лежали. В горах рабы самоцветы искали. Верстах в тридцати от Карымова дворца дорога проходила. Новгородские гости шли по этой дороге. В теплые страны они свои товары продавали. Обратно разные ткани, шелка и вина везли.Не раз Карым с ватагой своих воинов и слуг на купцов нападал, все их богатства отбирал.Боялись люди Карыма, шайтаном его называли. Страх он на всех нагонял своим видом. На себя работать заставлял.Был он высокого роста, с маленькой головой и глазами удава. Без блеска, зеленые, они не мигали, а холодом обдавали. Никогда никого не жалел Карым. Не знало его змеиное сердце страданий людских, счастья матерей, радостей юности мятежной.И вот однажды Карым заскучал, надоели ему богатства и жены, кони и редкие вина…Узнал сам хан про Карымову грусть. Велел подарок ему снарядить, как говорят, для утешения и развлечения. Знал хан цену Карыму, верным псом служил Карым хану.Хитрый хан догадался, чем можно змею отогреть. Не золота и самоцветных камней надо было Карыму. Не табунов лошадей — степных скакунов самых проворных. Надо было Карыму в сердце огонь развести, чтоб забилось оно сильней. А что больше песни сердца людей согревает?Приказал хан мурзам своим выбрать из полоненных с вольных степей ковыльных морей певцов самых отменных. Пал ханский выбор на двух гусляров-певцов, Петро и Грицько, да на девушку Алену.Одной тяжелой цепью всех их связали и отправили во дворец к Карыму. Было это весной. Трава в полях зеленела, весеннее небо голубело. С гор бежали ручьи, птицы пели в лесах. Оттого пуще прежнего злился Карым, злобой кипел, тоской исходил.

Как-то раз сидел Карым, как шайтан, окруженный стражей. Вдруг раскрылись дворцовые двери, вошел посланец самого хана. Оживился Карым. Ханский подарок велел принять. Сняли карымовы слуги цепи с полоненных. Тут же дали им гусли и заставили петь, хотя певцы от усталости с ног валились.

На мягких подушках расселись жены Карыма, под балдахином из золотой парчи разлеглись ханские гости.Первым ударил по струнам Петро, запел за ним красавец Грицько, и за ним соловьем залилась Алена, хотя слеза у нее с песней мешалась.Доволен остался ханским подарком Карым. С большими дарами послов он отпустил, а потом часто стал слушать русскую песню, что широкой волной неслась по горам и лесам.

Нелегко было жить полоненным в неволе. Тоска и злоба на Карыма им сердца жгла. Больше всех сохла Алена… Оттого, видать, нет-нет, да и прибежит к Сайме она. Верность в дружбе у Саймы почуяла девка.Научила Алена подругу про волю песни петь, недругов-визирей ненавидеть.Да что и говорить. Не девка Алена была, а сам жемчуг накатный иль алмаз голубой. Высокая, статная, с гордой осанкой и тяжелой русой косой.Не болтлива, степенна, а когда, говорила, то будто слово каждое дарила.

Не по времени ты, Алена, на свет родилась. Тебе бы парнем быть, атаманом ватажным, на лихом коне скакать, с матушки-эемли врагов гнать,— говорили ей не раз Петро и Грицько, а она им в шутку отвечала:

Бой красен мужеством, а приятель — дружеством. Что бы Я делала одна — без вашей подмоги?

Когда же Карым отпускал Петро и Грицько за ворота дворца на дальние горы поглядеть, вольным ветром освежить себя, приходили друзья к избе Абдрахмата. Садились возле реки и пели печальные песни.Пели они про чудесные бескрайние степи, про ясное солнце и дальний курган. Про любовь, как жар-птицу, что в сердца людей залетает и к свободе зовет.Один раз, когда все кругом уснуло, ночь пришла в леса и горы, замигала дальняя звезда, сидели все четверо у костра, пригорюнившись. Не пелось друзьям в ту ночь. Устали шибко на работе. В горах били руду, самоцветы искали, в студеной воде стояли.Не спалось в ту ночь и Карыму. Душно было кругом. Над горами где-то далеко небо молниями озарялось.Пошел Карым со стражей своей на берег реки, людской разговор услыхав… Подошел. Не успел Грицько ветку в костер бросить, как отблеск от огня заиграл на клинках карымовой стражи.От злости согнулся Карым. Змеей зашипел на полоненных. За то, что без спроса ушли они, да еще ночью, без карымовой воли. Приказал он всех четверых на цепь посадить в подземелье. Хотел он плетью Алену стегнуть, но вдруг плеть сама опустилась в руке Карыма.Замер на месте он, как бывает с удавом, если его кто заворожит. Не смог больше Карым плеть поднять, глаз отвести.Подошел он ближе и увидел перед собой Сайму. Ее черные кудри вокруг лица волной лежали, взгляд злобой горел.Распрямился Карым, крикнул слуг, но потерял он силу свою. Усмирила Сайма змею, но зато на себя большое накликала горе.С той поры лишился покоя вовсе Карым. Чаще стал он заставлять петь полоненных. А потом как-то раз в дальней горе напали на Сайму карымовы слуги. Билась, кричала она. Отца Абдрахмата звала. Да разве в горах дозовешься?Притащили слуги почти мертвой ее во дворец и женам Карыма отдали. Обрядили жены ее в белыйатласный бешмет. В отороченную соболем шапку кудри спрятали. На ножки атласные сапожки надели, шею монистом драгоценным украсили и повели к Карыму.На пушистых коврах сидел Карым, ожидая Сайму. Вокруг него визири стояли. Ввели Сайму. Будто звезда с неба опустилась и, как говорят, девицей оборотилась.Вскочил с ковров Карым, кинулся к Сайме и только было хотел ее схватить, как раздался топот копыт. Не успели визири и Карым к окнам подойти — ханские гости входили в двери. Будто дождем смыло карымовых жен. Вышли и слуги. Подал Карыму посол грамоту хана. Начал он беседу с послами. А потом — не успели в небе звезды погаснуть и утренняя заря над горами подняться — загремели ворота и мост. Карым помчался в набеги.

Только пыль улеглась на дороге после Карымова войска, как у ворот дворца вопль раздался. Кричал старик Абдрахмат:

Отдайте мне мою Сайму. Верните рыбку мою. Будь проклят Карым-шайтан!Схватили визири старика, связали ему руки, в темницу бросили. А за ним и Алену. За то, что хотела заступиться за старика.День и ночь плакала Сайма. Не хотела с неволей мириться она. Видать, сумела Алена подруге в сердце такие силы вложить, что непокорность у Саймы в сердце огнем разгоралась.Не без причины народ легенду сложил, а дальше в ней так говорится.Как-то раз после работы возле балагана в лесу на елане собрались дружки Петро и Грицько.

Разговор завели. Все знали, отчего скудался Грицько. А больше других об этом знали Ефим да Микола Замора, тоже полоненные. Сроду молчал Ефим — недаром Немтырем прозывался; его дружок Микола Замора без умолку говорил, его часто никто и не слушал.Давно это было, трудно сказать, с чего подошли, только известно одно, будто начал Микола Замора, а кончил Немтырь«Доколе мы будем терпеть змея Карыма!». И тут же порешили: выбрать Грицько атаманом. Полюбили люди его, поверили в его богатырскую силу. Добрые советы Грицько всем давал, на работе людям помогал, за рабов заступался. А главное — умел в чужом сердце самое светлое отыскать.Сроду не боялась Карымова стража полоненных, а как с Грицько встречалась — стороной обходила.За Карыма во дворце остался его брат — мурза Наган-Старый. Не знал Наган, что недалеко от дворца кузница появилась, а в ней клинки и сабли ковались.И вот пока люди про запас сабли, луки да стрелы готовили, время, как пряха,свою бесконечную нить плело.Весна уже давно ушла, миновало и лето, реже по ночам стали зарницы играть, небо темней и синей стало. Птицы в дальний путь собрались, желтый янтарь вершинки берез и осин разукрасил.Не успели последние грозы отгреметь, первые заморозки ударить, поднялась пыль столбом. Карым воротился из набега.Много земель он разорил, немало богатств всяких награбил, но самую большую драгоценность привез — жемчужину черную… Не зря ее хан Карыму дарил — говорит, черный цвет змею укрощает. Думал хан, что будет Карым глядеть на нее, злую тоску смирять…Только солнце за горы — велел Карым во дворце огни зажечь. Запылали огни факелов, закипели бараны в чанах, засверкало вино в древних чашах. Всех визирей приказал Карым собрать, жен привести в большой зал. Полоненных во дворе согнать.Шел пир своей чередой. Звон бубнов, крики толпы стены дворца сотрясали. Словно шаман с ведьмой свадьбу справлял. А Грицько о ту пору с воинами шел, у ворот уже бой завязался.

Не успел тревожный сигнал часовых затихнуть в горах, как Грицько с друзьями стал дорогу к подземелью расчищать, чтобы Абдрахмата и Алену спасти.А в зале Карым пировал. Рев, гул толпы — воинов Грицько — принял Карым за ликование своих слуг в знак его возвращения.Хлопнул Карым в ладоши, согнулись перед ним два визиря: велел Карым Сайму привести.Ввели Сайму. А она была красивей Юлдус Туште — звезды, упавшей с неба. Схватил Карым золотую цепь, на которой черная жемчужина красовалась, кинулся к Сайме и приказал ей жемчуг на шею надеть.Тихонько Сайма жемчужину на ладонь положила, взглянула на нее, и большая слеза на глаз ей накатилась. Первая пала на грудь, а вторая — прямо на черную жемчужину.Застыли все. Смолкли крики кругом: в руке у Саймы жемчужина свой цвет менять стала, засияла, голубой волной отливая. Словно знала Сайма волшебную силу жемчужины черной: если она станет голубеть, то все родники в земле откроются — такая молва в народе жила.Подбежала Сайма к окну, растворила его и кинула Карымов подарок вниз, где речка журчала, с камнями играя. Кинула Сайма жемчуг и бросилась к двери, чтобы сбежать от Карыма… Враз будто черные стены дворца раздвинулись. Вольный ветер ворвался. Крик, гул, шум толпы… А вода в реке все прибывала, долину собой заполняя.Раздался снова гул. Раскололся дворец. В испуге кричали люди. Заметались в испуге гости. В зал же в это время ворвался Грицько с войском. Рядом с ним Алена бежала. Разгадал замысел полонян Карым, схватил кинжал, бросился за Саймой, но Алена закрыла подругу собой и тут же упала…А река уж горным потоком кипела, на берег кидалась.Наутро как в землю провалился Карымов дворец вместе с Карымом, его визирями и женами, только плеть одна на волне колыхалась.Не осталось в живых и никого из полонян. Всех унес горный поток за собой…















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!