СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-познавательная программа "Блокада Ленинграда

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно-познавательная программа для учащихся 11-17 лет 

Просмотр содержимого документа
«Информационно-познавательная программа "Блокада Ленинграда»

Цель: Воспитание патриотизма и чувства гордости за советский народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.

Задачи: 

1. Привлечь внимание к истории нашей России.

2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам.

3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны через книги и журналы.

4. Создать условия для более глубокого ознакомления детей и подростков с событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;


Ход мероприятия:

фильмы «Рубеж» 12+. «Крик тишины», «Ладога»

Слайд 1

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

27 января – День воинской славы России.

Здесь 2 даты:

8 сентября 1941 года и 27 января 1944 года.

Между ними 871 день – почти 900, почти три года.

Эти даты и цифры говорят

об одной из самых трагических страниц нашей истории,

истории Великой Отечественной войны,

а точнее о Блокаде Ленинграда.

Слад 2

27 января – День освобождения города Ленинграда от фашистских захватчиков.

День снятия блокады.


Слайд 3 «Почему окружили именно Ленинград?!»

Посмотрите на карту России.

Фашистам было очень важно завоевать

Культурную столицу,

Потому что здесь находится Балтийский флот

И дорога на север – в Мурманск и Архангельск.

Откуда во время войны приходила помощь от союзников.

И если бы город сдался, его бы стёрли с лица земли.

Фашистские захватчики окружили город со всех сторон.

В окружении оказались и мирные жители, и войска.

Слайд 4

С воздуха Ленинград постоянно бомбили.

Запасов продуктов в городе было всего на 2 месяца.

В первые же дни осады враги разбомбили продуктовые склады.

Слайд 5

Перестали работать водопровод и канализация.

Голод, болезни, разруха…

Слайд 6

Ребята, что это такое?

Да, это радио. В блокадном Ленинграде оно выглядело, как на слайде.

И в блокадном Ленинграде

Во время самой длительной и страшной осады города

Радио было единственным средством связи.

Не было ни телефонов, ни телевизоров.

Телефонами пользовались только военные и руководство города.

На радио выступали поэты и писатели.

Слайд 7 «Сердце Ленинграда»

Посмотрите на слайды и послушайте. Запись метронома.

Как называется прибор, звук которого сопровождает слайды?

Осаждённые называли его «Сердцем Ленинграда».

Потому что звучит он именно как сердце.

Прибор называется метрономом.

И звук его начинали транслировать по радио,

Во время «воздушной тревоги».

Когда фашисты начинали бомбить город,

Спрятавшиеся в бомбоубежищах люди

Слушали «сердце города» и с нетерпением ждали фразу:

…«Говорит Ленинград»…

Это говорило о том, что воздушная атака окончена.

Видео Блокада глазами детей

Слайд 8

В страшные годы блокады умирающие от голода горожане съели всё, даже животных.

Первыми с улиц исчезли бродячие собаки и кошки.

Потом пришел черед домашних питомцев.

К концу зимы 1942−1943 года в Ленинграде кошек не осталось вовсе.

Город одолевали крысы.

Мерзкие грызуны нападали на обессиленных людей.

Жителям Ленинграда грозила эпидемия чумы.

Сразу после прорыва блокады, в апреле 1943 в город на Неве из Ярославля прибыли четыре вагона с кошками.

Слайд 9

Памятник коту Елисею и кошке Василисе.

Слайд 10

Внимательно посмотрите на слайд. Прочитайте про себя, что сможете разобрать.

Как вы думаете, что это такое?

Многие люди ведут дневники.

А в те времена,

когда не было мобильных телефонов, телевизоров и интернета,

личные дневники вёл практически каждый школьник.

Перед нами страницы из Дневника обычной ленинградской девочки

Тани Савичевой.

Сейчас это очень ценный исторический документ.

Давайте вместе его прочитаем.

Слайд 11

Женя…умерла 28 декабря в 12.00 утра 1941года…..

Бабушка…умерла…3часа дня…1942год…

Лека… умер 17 марта в 5 часов утра 1942 год…

Дядя Ваня …умер 13 апреля в 2 часа ночь 1942 год…

Дядя Лёша в 4 часа дня …1942 год

Мама … 13 мая… в 7.30 утра… 1942 год…

Савичевы умерли…

Умерли все…

Осталась одна Таня…

Когда читаешь Дневник Тани Савичевой, всегда возникает вопрос: а как сложилась судьба самой Тани? Её эвакуировали в Горьковскую область. Но она в эвакуации умерла от сильного истощения.

Слайд 12.

Внимательно посмотрите на слайд.

На фотографии – Ладожское озеро.

Это единственное место, через которое ленинградцы поддерживали связь со всей страной, с Большой Землей.

В первый год блокады, как только на озере встал лёд

Толщиной 180см по льду пошли конные обозы

С продуктами, с лекарствами, с эвакуируемыми людьми,

А потом пошла техника.

Люди получили надежду на то, что можно выжить.

А дорогу по Ладожскому озеру в народе назвали «Дорогой жизни».

Но пробраться по льду в тыл было не так-то просто.

«Дорогу жизни» постоянно обстреливали с воздуха.

Слайд 13.

С первых дней блокады

на хлеб и некоторые продукты были введены

карточки.

По этим карточкам люди получали

определённое количество хлеба в каждые руки.

Самое страшное то,

Что находились люди,

Которые воровали эти карточки.

И оставшиеся без еды

Были обречены на смерть.

Конечно, летом было легче.

Посмотрите на меню одной из столовых.

Слайд 14

Меню блокадного Ленинграда.

Лето 1942 года.

Щи из подорожника.

Пюре из крапивы и щавеля.

Котлеты из ботвы и т.д.

А что делать зимой?

Суп варили из клея, который соскребали с обоев.

Из кожаных вещей.

Котлеты делали из книг. замачивали бумагу и лепили из размокшей бумаги котлетки.

Слайд 15

Посмотрите на слайд.

Как вы думаете, кто эти люди?

Не смотря на всю тяжесть положения

оборона города не прекращалась ни на секунду.

Нашими войсками командовали сначала

К.Е..Ворошилов, а затем Г.К.Жуков.

Косыгин организовал «Дорогу жизни»

Слайд 16

27 января 1944г. Блокада была окончательно прорвана.

В городе к этому времени оставалось 500 тысяч жителей

– в 5 раз меньше чем в начале блокады.

Блокада Ленинграда

стала самой кровопролитной

осадой в истории человечества.

Посмотрите на эти цифры: 640 тысяч и 235 тысяч.

Эти цифры - Жертвы блокады Ленинграда:

От голода погибли - 640 тысяч человек.

От боевых действий – 235 тысяч человек.

Слайд 17

Историческая справка.

Приказом Верховного Главнокомандующего

От 1 мая 1945 года Ленинград был назван городом-героем.

27 января 1944 года

День снятия блокады Ленинграда. С этого дня прошло много лет!

Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград!

(Рождественский)


Пожелания ведущего.




Скачать

© 2023, 132 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!