СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование средств ИКТ – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.

Просмотр содержимого документа
«Информационно-коммуникационные технологии в преподавании математики»

МКОУ «Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа № 2

с углубленным изучением отдельных предметов»



ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


















Информационно-коммуникационные технологии в преподавании математики













Выполнила: ЦАРЕВА Н.Г.

Должность/место работы:

учитель математики / МКОУ «Лодейнопольская средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов»


г. Лодейное Поле

2018 год

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании математики


Информационно-коммуникационные технологии – это технологии, предназначенные для совместной реализации информационных и коммуникационных процессов.

Информационные технологии – это совокупность процессов и методов поиска, сбора, хранения, обработки, представления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов.

Коммуникационные технологии – это процессы и методы передачи информации и способы их осуществления.


Занятие с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и обучающего, позволяет обучающему работать в своем темпе, позволяет педагогу работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.


Цели ИКТ

  • Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.

  • Подготовка личности «информационного общества».

  • Возможность дать ребёнку так много учебного материала, сколько он может усвоить.

  • Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.


Средства ИКТ

Компьютер – универсальное устройство обработки информации.

Принтер – устройство, позволяющее фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

Мультимедийный проектор – это устройство, проецирующее изображение на экран посредством сигнала, полученного от компьютера, видеомагнитофона, CD или DVD-плеера, видеокамеры или телевизионного тюнера. Проектор радикально повышает уровень наглядности в работе педагога, даёт возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу.

Экран устройство для проецирования изображения с компьютера.

Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио– и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера) – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.


Использование средств ИКТ – необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.

Формы применения компьютера на занятиях:

  • использование медиа-ресурсов как источника информации (диски);

  • компьютерная поддержка деятельности педагога на разных этапах занятия;

  • использование компьютера для выполнения технологических карт;

  • создание портфолио.

Возможности информационно-коммуникационных технологий

Мультимедийное сопровождение уроков повышает эффективность получения знаний учащимися.

Термин «мультимедиа» – калька с английского слова multimedia, что можно перевести как «многие среды» (от multi – много и media – среда). Мультимедийная технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации в виде числа, текста, графики, анимации, видео и звука.

повышает эффективность получения знаний учащимися.

Разновидности мультимедийных продуктов:

1. Компьютерная презентация, которая создаётся с помощью программы Power Point, – представляет собой последовательность слайдов. С помощью данной программы можно создать:

Презентация для изучения нового материала

Преимущество представления информации в виде презентации над информацией в виде речи:

1. Высвобождается большое количество времени, но презентация должна соответствовать темпу усвоения, записи учащихся.

2. Компьютер позволяет показать сложный опыт безопасно, объяснить его сущность, но это должно дополнять, а не заменять.

3. Презентация значительно облегчает управление уроком, организацию работы учащихся, но требует от учителя уверенного владения техникой, знания программ, готовности к работе в обычном режиме.

При необходимости в процессе обучения учащийся может самостоятельно вернуться к той части информации, которую не усвоил, не отвлекая при этом учителя, например: с доски формула стёрта, и если ученик её не успел записать, то учителю придётся прервать рассказ и вернуться опять к формуле. И напротив, комментируя материал, который находится на слайдах, учитель может подробнее остановиться на определённых моментах. Например, при изучении темы «Простые и составные числа» можно познакомить учащихся с построением решета Эратосфена, применяя презентацию. Это заинтересует учащихся, и они сами смогут попробовать построить решето Эратосфена у себя в тетрадях.

Презентации-опросы: вопросы, задачи, которые активизирует учащихся на дальнейшую работу на уроке, создают благоприятный климат. Так при повторении темы «Обыкновенная дробь» в начале урока можно повторить теоретический материал, используя презентацию, и тут же проверить правильность выполнения.

Презентации для организации как фронтальной, так и групповой работы. С помощью презентаций также можно создавать маршруты для учащихся, т.е. виден конечный результат их деятельности. Например, составление карты путешествий, или игры по станциям.

Презентации для самостоятельной проверки ЗУН учащихся. На любом этапе, используя презентацию, можно провести самостоятельную работу, и тут же ученики могут её проверить. После выполнения работы, ученики могут поменяться тетрадями и осуществить взаимопроверку работы. Применение презентаций на этом этапе тем хорошо, что затрачивается меньше времени на уроке, ученики видят результат сразу.

2. Электронные средства обучения:

  • Цифровые образовательные ресурсы.

  • Экранно-звуковые пособия.

  • Технические средства обучения.

Преимущества:

1. Возможность неоднократно повторять, останавливать, что позволяет учителю акцентировать внимание учеников.

2. Обращаться к теоретическому материалу, делать исторические ссылки, работать с определениями и законами.

3. Наглядность процессов, четкие изображения установок и моделей, незагромаждённость.

4. Моделирование процессов и явлений.

5. Получение и анализ графической зависимости.

Недостатки:

1. Материал готовый, может быть устаревший.

2. Плотный поток информации, закодированный в различных формах, который учащиеся не всегда успевают обрабатывать, усваивать, запоминать.

3. «Привыкание» к такому или иному продукту, теряется острота интереса, дети скучают по реальному эксперименту.

4. Вытесняется живое общение с учителем.

5. Ученики выполняют роль сторонних наблюдателей.

3. Компьютерные тренажеры:

На уроках математики можно использовать тренажеры, как в классной, так и в домашней работе. Они представляют собой систему заданий по темам и идут, как электронное к УМК.

Особенности и недостатки тренажёров:

  • Программы, снабженные справочными материалами и большим количеством задач, упражнений, вопросов.

  • Моделирование реальных процессов, лабораторных опытов.

  • Освобождение учителя от рутинной работы.

  • Обратная связь, обнаружение ошибок, подсказки, примеры решения задач.

  • Ученики имеют возможность работать дома.

  • Ученики чувствуют себя менее сковано и благодаря этому «пробуют себя».

  • Возможность объективно оценивать успехи ученика.

  • Возможность фиксировать и анализировать ответы ученика и группы учащихся, но не формируются навыки устной и письменной речи.


ИКТ во внеурочное время

– Виртуальные экскурсии.

– Творческие домашние задания: составить кроссворд, анаграммы, ребусы, вопросы. У кого есть компьютер, те выполняют их в электронном виде, у кого нет, сдают в рукописном варианте. За это оценки не снижаются. Дети с удовольствием выполняют эти задания.

– Работа с тестами.

– Ученические конференции.


Использование компьютерных технологий в обучении позволяет дифференцировать учебную деятельность на занятиях, активизирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческие способности, стимулирует умственную деятельность.


Исходя из вышеуказанного, можно сказать, что информационно-коммуникационные технологии – одно из лучших средств, которое помогает человеку качественно приобретать знания и их использовать. А так же позволяет создавать условия для повышения процесса обучения. А если учащийся сам участвовал в процессе создания презентации, проектов, то это только удваивает эффект приобретения новых знаний. Поэтому необходимо более масштабное внедрение информационных технологий в образовательный процесс как средство повышения качества образования.

Использование ИКТ способствуют росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения умениями самостоятельного поиска, обработки и представления знаний, развитию личности учащихся и подготовке к комфортной жизни в условиях информационного общества.

Поэтому я для себя выделила основные направления повышения качества образования:

1. Повышение профессиональной компетенции учителя.

2. Использовать в образовательном процессе интеграцию содержания и познавательной деятельности учащихся, т.е. деятельный подход:

а) формировать умения;

б) использовать информационно-коммуникационные технологии, современные педагогические технологии, проблемный метод обучения, исследовательские и проектные технологии.

3. Контроль осуществлять дифференцированно на базовом уровне (репродуктивном), повышенном и высоким (продуктивном и творческом). Для контроля использовать ИКТ. Задания продумывать в соответствии с ТУПВ (требования к уровню подготовки выпускников).

4. Повысить мотивацию учеников на получение хорошего образования при помощи ИКТ.


Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики становится обычным явлением и позволяет расширить информационное поле урока, стимулирует интерес и пытливость ребенка. Поэтому я применяю компьютер в преподавании математики. Часто использую презентации, созданные самостоятельно средствами Microsoft Power Point или удачные, найденные в сети Интернет, но дополнительно переработанные под контингент учащихся своей школы, что позволяет:

  • продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений;

  • продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты;

  • достичь оптимального темпа работы ученика;

  • повысить уровень наглядности в ходе обучения;

  • изучить большее количество материала;

  • показать ученикам красоту геометрических чертежей;

  • повысить познавательный интерес;

  • внести элементы занимательности, оживить учебный процесс;

  • ввести уровневую дифференциацию обучения;

  • подтолкнуть учеников использовать домашний ПК для изучения математики;

  • достичь эффекта быстрой обратной связи.


К сожалению, при использовании ИКТ на своих занятиях, сталкиваюсь с рядом проблем:

– малое количество компьютеров;

– различный уровень подготовленности и развития обучающихся.

Эффективное использование средств ИКТ на занятиях позволяет сделать занятие более интересным, наглядным; вовлечь обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность; стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.

Таким образом, использование средств ИКТ позволяет:

  • активизировать познавательную деятельность обучающихся;

  • проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

  • повысить объем выполняемой работы на занятии в 1,5-2 раза;

  • усовершенствовать контроль знаний;

  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия;


Выводы:

1. Компьютер действительно обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы педагога и обучающихся.

2. Выводит на качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.

3. Использование ИКТ на занятиях позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

5. Использование мультимедийного проектора позволяет более эффективно работать над текстом (наглядно, эстетично, экономит время).

7. ИКТ развивает самостоятельность обучающихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к занятию, используя возможности сети Интернет.

8. Использование тестов не только экономит время, расходные материалы, но и дает возможность самим оценить свои знания, свои возможности.

9. Обучающиеся имеют возможность совершенствовать умения работать с компьютером.

10. Активное использование ИКТ на занятиях приводит к повышению интереса к изобразительному искусству и качества образования.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

4






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!