Просмотр содержимого документа
«Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы»
Приложение
Информационно-коммуникационные технологии
ИКТ для организации образовательного процесса я не использую отдельно, а они гармонично сочетаются с другими современными технологиями, что помогает мне продуктивно организовать учебную и внеурочную деятельность по своим предметам.
ИКТ на уроках русского языка я использую:
- как сопровождение объяснения учителя;
- как алгоритм самостоятельной деятельности учащихся;
- для контроля знаний;
- активно использую на уроках специализированные программные средства. Предпочитаю использовать апробированные и зарекомендовавшие себя ЦОР, которые отвечают требованиям Министерства образования и науки РФ (список прилагается).
- осуществляю подбор заданий из http://school-collection.edu.ru. (Приложение: конспект фрагмента урока по теме «Причастный оборот»)
Учебная деятельность в старшем звене – это в основном подготовка к итоговой аттестации. Так в программе В.В. Бабайцевой есть разделы, направленные на углубление знаний норм языка: орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических; повторение орфографии и пунктуации. Их я соотношу с заданиями (измененными в этом году, что затрудняет работу) ЕГЭ, а для этого необходима серьезная блочная подача теории и закрепление на практике. В этом мне помогает
rus-ege.sdamgia.ru «Решу ЕГЭ» (В каталоге заданий делаю подборку теоретического материала представлен по типам заданий. Общее тестирование на этапе завершения работы – это для самостоятельной работы учащихся на уроке и в качестве контроля для группы учащихся в кабинете информатики).
Электронный учебник «ЕГЭ по русскому языку без ошибок» Волковой О.В., Алексеевой Я.В.(Несмотря на то, что формат и нумерация заданий поменялись, учебник содержит хороший структурированный теоретический материал и практические задания).
Fipi.ru «Открытый банк заданий» использую для выполнения домашнего задания при отработке определенных навыков. Для этого указываю страницу нужного раздела для выполнения, учащиеся выполняют задания в тетради. Преимущества: задания представлены по блокам. Ответов нет, из данных примеров формируют КИМы ЕГЭ и ОГЭ. Такая работа в системе дает результат. (Приложение: Итоги ОГЭ в 2016/2017 учебном году)
На уроках литературы самостоятельно презентации делаю нечасто (беру готовые продукты), больше использую учебные фильмы: «Жизнь и судьба писателя (поэта)» до 10 минут для погружения учащихся в обстановку того времени или заочной экскурсии по писательскими местам. Для анализа эпизода, создания характеристики герои демонстрирую фрагменты фильмов. (Л.Н. Толстой «Война и мир, »И.Куприн «Олеся», М.Шолохов «Тихий Дон»).
Работа с сайтом fipi.ru по литературе осуществляется сложнее, так как при подготовке придерживаюсь принципа блочной подачи материала, а в «Открытом банке» задания по творчеству одного писателя или поэта даны в разброс, поэтому подбор материала занимает много времени. Однако, системность в подаче материала и применение данного ресурса дает хорошие результаты (Приложение: Результаты ОГЭ по литературе 2016/2017 год).
Внеклассные мероприятия по предмету, литературные гостиные, школьный конкурс «Живая классика» (организатором которого я являюсь уже два года) проходят обязательно с применением ИКТ. Грамотно подобранная музыки и музыкальное сопровождение, слайдовая презентация, видео ряд являют хорошим дополнением к тематическим классным часам и внеурочным мероприятиям. (Приложение: Литературная гостиная «Письма с фронта», «Живая классика», «Россия – наша Родина».)
Для углубленного изучения литературы использовала ресурс Веб-альтернатива в 2015, 2016 годах для подготовки к ОГЭ. (Это продолжение моей деятельности в ресурсе Телешкола, в котором я была тьютором и сетевым педагогом).
Для подготовки учащихся к олимпиаде по литературе 2 года участвуем в командной олимпиаде «Олимп-27». Результат: 2017/2018 – победители (одна команда), 2018/2019 – участники (2 команды).
Конечно, в системе использую электронную почту ([email protected]) для консультации учащихся, отправки работ учащимся и профессионального общения с коллегами. Состою в сообществе учителей русского языка и литературы vsevteme.ru на сайте www.ippk.ru, где обмениваюсь опытом с коллегами, предлагаю свои методические новинки. Наша школа зарегистрирована на сайте «Дневник.ру», в работе которого я также принимаю активное участие.
Я на практике убедилась, что использование информационно-коммуникационных технологий позволяет на основе личностно-ориентированного подхода к каждому ученику развивать его индивидуальные способности, обеспечивает информационную насыщенность у рока и внеурочного мероприятия, делает его понятным и наглядным. Благодаря этим технологиям повышается интерес к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, экономится время на опрос (или контроль), у учащихся появляется возможность самостоятельно заниматься не только на уроках, но и дома.