Подготовила: учитель истории и обществознания
Шамшурина Ю.Ф.
Информационно-коммуникативные
технологии (Г.К.Селевко)
Профессор Г.К.Селевко в своей работе «Педагогические технологии на основе на основе информационно-коммуникационных средств» предлагает создать информационно-коммуникационную среду для реализации данного подхода в учебном процессе.
Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которая представлена педагогическими программными средствами в памяти компьютера и возможностями телекоммуникационной сети.
Главной особенностью фактологическогой стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа (гипермедиа), микромиры, иммитационное обучение, электронные коммуникации (сети). Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия учеников и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:
1. Создание презентаций к урокам.
2. Работа с ресурсами Интернет.
3. Использование готовых обучающих программ.
4. Разработка и использование собственных авторских программ.
Возможности ИКТ:
создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
создание текстовых работ;
обобщение методического опыта в электронном виде и другое.
Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и воспитания школьников повышает общий уровнень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся.
Учителю необходимо владеть рядом умений. Основными умениями являются:
технические – умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользователя стандартного программного обеспечения;
методические – умения, необходимые для грамотного обучения школьников среднего и старшего звена;
технологические – умения, еобходимые для грамотного использования информационных средств обучения на уроках разных видов.
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения.
С помощью информационно-коммуникативных технологий можно решать следующие задачи:
Усиление интенсивности урока;
Повышение мотивации учащихся
Мониторинг достижений обучающихся.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для обозначения темы урока в начале урока с помощью вопросов по
изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
2. При объяснении (введении) нового материала
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы,
рисунки, видеофрагменты и т.д.).
4. При закреплении и повторении как информационно-обучающее
пособие.
5. Для контроля ЗУН.
При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта о бучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой среды).
В функции учителя компьютер представляет:
- источник учебной информации (частично или полностью заменяющий
учителя или книгу),
- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа
и телекоммуникаций),
- индивидуальное информационное пространство, - тренажер,
- средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер представляет:
- средство подготовки текстов, их хранения,
- текстовый редактор,
- графопостроитель, графический редактор,
- вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде),
- средство моделирования.
Комбинация компьютерных обучающих программ с телекоммуникационной сетью является разновидностью дистанционного обучения (обучения на расстоянии).
Составляя урок с использованием ИКТ, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам является создание мультимедийных презентаций.
«Презентация» - переводится с английского как «представление».
Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук, изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременно воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
По данным ученых, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.
Рекомендации по оформлению презентаций.
1. Презентация должна содержать материал, который только с помощью ИКТ может быть эффективно представлен учителем.
2. Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации.
3. На каждом слайде должно быть не более 2 картинок.
4. Размер шрифта на слайдах должен быть не менее 24-28 пунктов.
5. Анимация возможна один раз в течение 5 минут и только при необходимости использования ее для подачи материала.
6. Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле ( одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, цвет, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.д.).
Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Практически на любом уроке можно применять компьютерные технологии. Важно найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. С использованием информационных технологий возможно осуществить задуманное, сделать урок современным.