СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационно-коммуникативная компетентность как условие развития обучающихся. Формирование предметных компетентностей обучающихся через решение расчетных задач на уроках химии.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформулированы рекомендации по формированию предметных компетентностей обучащихся через решение расчетных задач по химии.

Просмотр содержимого документа
«Информационно-коммуникативная компетентность как условие развития обучающихся. Формирование предметных компетентностей обучающихся через решение расчетных задач на уроках химии.»

Информационно-коммуникативная компетентность как условие развития обучающихся. Формирование предметных компетентностей обучающихся через решение расчетных задач на уроках химии

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное  обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием, технологиями проведения  урока, его организационной и практической направленностью, атмосферой, поэтому необходимо  применение новых педагогических технологий в образовательном процессе. Одной из таких технологий является информационно-коммуникативная, которой в настоящее время уделяется большое внимание.

Цели использования информационно-коммуникативных технологий:

1.     Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.

2.     Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества.

3.     Мотивация учебно-воспитательного процесса.

Задачи использования ИКТ.

  •  развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

  •  развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку, хранение и воспроизведение информации (при использовании табличных процессоров, баз данных, решении расчетных задач);

  •  подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности;

  •  повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий; выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности.

Направления использования ИКТ.

В изучении школьного курса химии выделяют несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:

  • наглядное представление объектов и явлений микромира;

  • изучение производств химических продуктов;

  • моделирование химического эксперимента и химических реакций;

  • система тестового контроля

  • решение расчетных задач.

Огромное значение в современной системе образования имеют коммуникативные компетенции развитие которых можно достигнуть различными методами. Одним из них является решение расчетных задач.

Значение расчетных задач в школьном курсе химии переоценить трудно. Во-первых, решение задач – это практическое применение теоретических знаний на практике. При решении расчетных задач развивается одна из главных коммуникативных компетенций – логика (умение логически рассуждать, планировать, делать краткие записи, производить расчеты и обосновывать их теоретические предпосылки, дифференцировать определенные проблемы на отдельные вопрос, после ответов на которые решаются исходные проблемы в целом).

Во-вторых, решение задач – прекрасный способ осуществления межпредметных и курсовых связей, а также связи химической науки с жизнью. При решении задач развивается кругозор, память, речь, мышление учащихся, а также мировоззрение в целом, происходит сознательное усвоение и лучшее понимание химических теорий, законов и явлений. А все это ведет к формированию и совершенствованию коммуникативных компетентностей обучающихся.

Кроме этого, решение расчетных задач по химии развивает интерес учащихся к предмету, активизирует их деятельность, что приводит к повышению качества знаний.

Использование расчетных задач в школьном курсе химии позволяет в значительной мере решить основные функции обучения (формирование важных структурных элементов знаний, осмысление химической сущности явлений, умение применять усвоенные знания в конкретной ситуации, решение задач это активный познавательный процесс), воспитания (формирование мировоззрения, осознанное усвоение материала, расширение кругозора, а также воспитание трудолюбия, настойчивости, воли и характера) и развития (научно-теоретического, логического, творческого мышления, развитие смекалки).

Решение задач это мыслительный процесс.

Что же собой представляет химическая задача?

Если обобщить определения Л.М.Фридмана и Я.А.Пономарева, то получается, что химическая учебная задача – это модель проблемной ситуации, решение которой требует от учащихся мыслительных и практических действий на основе знания законов, теорий и методов химии, направленная на закрепление, расширение знаний и развитие химического мышления. То есть решение задач не есть самоцель. Это средство обучения и воспитания учащихся.

Учебные задачи по химии можно систематизировать различными способами: по темам, по классам, по типам, по сложности и так далее.

Я хочу остановиться на классификации задач по типам. Данная классификация известна всем учителям химии, т.к. основные типы задач прописаны в программе школьного курса химии. Все химические задачи можно разделить примерно на 10 типов.

      1. Задачи на вывод молекулярной формулы.

      2. Вычисления по химическим формулам.

      3. Вычисления с использованием понятия «число Авогадро».

      4. Вычисления с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества».

      5. Вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке.

      6. Вычисления по термохимическим уравнениям.

      7. Задачи на определение выхода продукта реакции от теоретически возможного.

      8. Вычисления по химическим уравнениям с использованием Закона Авогадро об объемных отношениях газов.

      9. Вычисления по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ содержит примеси.

      10. Определение количественного состава смеси.

Каждый тип задачи имеет свой алгоритм решения, на котором я сейчас останавливаться не буду, так как они представлены в электронном сборнике. Я бы хотела сейчас остановиться на общем рецепте решения любой химической задачи.

Решение расчетной задачи всегда следует начинать с анализа условия и составления плана ее решения, при этом определяются:

- числовые данные задачи (количественная сторона задачи);

- перечень химических веществ и явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности, основные теоретические положения, необходимые для решения задачи (качественная сторона задачи);

- соотношение между качественными и количественными данными задачи в виде формул, уравнений, пропорций, законов;

- алгоритм решения задачи, т.е. последовательность ее решения, начиная с конечного вопроса задачи до данных по условию.

Из анализа методической литературы и личного опыта можно сделать вывод, что запись краткого условия задачи должна состоять из 3-х пунктов: дано, найти, решение.

Общий алгоритм решения расчетной задачи можно представить в следующем виде:

    1. Прочитайте условие задачи.

    2. Запишите, что дано.

    3. Определите и запишите, что нужно найти.

    4. Проанализируйте задачу и определите этапы ее решения.

    5. Выполните все намеченные этапы решения задачи.

    6. Запишите ответ.

На уроках учащимся предлагается сначала алгоритм решения расчетной задачи данного типа, а затем задачи для самостоятельного решения.

Обучение учащихся решению задач по предложенной схеме позволяет ребятам быстрее адаптироваться к химическим задачам и более качественно решать их даже на начальных стадиях обучения химии, что в свою очередь повышает интерес к предмету и как следствие повышает качество знаний.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!