СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационная карта инновационного опыта

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема инновационного педагогического опыта: Формирование исследовательских компетенций как фактор интеллектуального и творческого развития личности обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Информационная карта инновационного опыта»

Информационная карта инновационного опыта

  1. Общие сведения


Ф.И.О автора опыта

Антоненкова Людмила Геннадьевна


Организация, в которой работает автор опыта

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Хорошовская средняя школа имени героя Советского союза К.Ф. Фомченкова»


Адрес

216554 Смоленская обл. Рославльский р-н д. Хорошово


Номер контактного телефона

89107657532


Должность

учитель


Преподаваемый предмет или выполняемый функционал

биология и география


Стаж работы в должности

28 лет



  1. Сущностные характеристики опыта






Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Формирование исследовательских компетенций как фактор интеллектуального и творческого развития личности обучающихся


Причины, побудившие автора к изменению своей педагогической практики

Современный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентноспособности называются: наличие квалифицированных, творчески мыслящих кадров; умение организовывать их деятельность; готовность воспринять новаторскую мысль и создать условия для её воплощения в жизнь.

Однако в современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий и основной трудностью для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом


Цель, преследуемая автором в процессе создания ИПО, задачи

Выявление условий формирования исследовательских умений у обучающихся


Концепция изменений

Главной целью исследований школьников является развитие их способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям, навыков аналитического мышления. Это достигается тогда, когда учащимся создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения гипотез развития исследуемого объекта или явления. При этом учащийся действует в соответствии со своими интересами и предпочтениями. занимает творческую авторскую позицию при выполнении исследования, т.е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определённую свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, - иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов


Сущность ИПО

Исследовательская деятельность обучающихся рассматривается как средство реализации развивающего обучения. Она выступает как форма учебной деятельности, в процессе освоения которой у обучающихся развиваются навыки постановки целей и задач собственной деятельности, подбора инструментария их решения, осваиваются техники аналитического мышления, рефлексии


Описание инновационной деятельности автора, трудоёмкость, ограничения, риски

Каждому ребёнку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. Автор старается организовать обучение таким образом, чтобы совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Исследовательская деятельность в этом случае выступает не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. Учебная работа строится путём предложения неожиданного сформулированного учебного задания, для решения которого необходимо выдвинуть гипотезу и пройти все дальнейшие этапы исследования, чтобы обучающиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования. Это активизирует деятельность обучающихся, наталкивает их на творческий подход к изучению учебного предмета, а также способствует реализации личностно- ориентированного подхода в обучении, способствует интенсификации учебного процесса, позволяет творчески подходить к усвоению учебного материала.

Возможные риски: снижение интереса со стороны обучающихся к исследовательской работе, отказ от деятельности из-за большого объёма учебной работы; инертность ученического коллектива.

Меры по снижению:

  • оптимизация распределения учебного и внеучебного времени;

  • создание активных групп, проведение спецмероприятий во внеурочное время;

  • анализ промежуточных результатов, контроль


Условия реализации изменений

Одним из условий использования исследовательской деятельности как формы организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся является создание педагогических ситуаций, эффективных для социализации разных категорий детей: успешно - и слабоуспевающих, не испытывающих сложностей в социализации и детей из группы «социального риска». Самое главное требование к организации деятельности - следовать главному правилу: никакого принуждения и насилия над личностью ребёнка. Главное условие - личный интерес и личная увлечённость


Результат, полученный автором в ходе реализации

Работа по организации и осуществлению исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время даёт существенные результаты: повышение качества знаний, рост результатов промежуточной и итоговой аттестации. Таким образом, гипотеза о том, что эффективность процесса формирования и развития интеллектуальных качеств личности обучающихся возрастает при вовлечении их в исследовательскую деятельность, подтвердилась. Ценность системы исследовательской работы в том, что она в той или иной мере охватывает всех обучающихся школы. Причём, достигается не только пассивное участие школьников в работе, различных мероприятиях, но и активный творческий поиск, направленный на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата


Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

нет


Ф.И.О составителя карты

Антоненкова Людмила Геннадьевна


Форма распространения представленного опыта, уровень распространения

Участие в муниципальном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года - 2011»


Дата составления информационной карты (число, месяц, год)

16.03.2017 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!