Для развития у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой деятельности создаю социально-педагогические условия, способствующие эффективному выявлению и развитию одарённости, среди которых: -использование современных педагогических технологий (исследовательских, частично-поисковых, проблемных, проектных) -равные возможности для всех обучающихся; - создание ситуации успешности: - мотивация обучающихся; - взаимодействие с семьёй. Основной формой работы с обучающимися был и остаётся урок. Но для развития способностей одарённых детей этого недостаточно. Поэтому я посвятила индивидуальной работе с такими учениками большую часть внеурочного времени. Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели, эвристические и интеллектуальные олимпиады, викторины с межпредметным содержанием, решение нестандартных задач, практические работы, конкурсы творческих работ, работа с дополнительной литературой и с Интернет-ресурсами, составление проектов, проведение научно-исследовательских работ. Очень важным моментом для определения новых юных талантов являются различного вида тестирования, эвристические, творческие, научные олимпиады, которые позволяют выявить уровень развития ученика, его мыслительные способности. Использование активных форм обучения является основой развития познавательной компетентности школьника. Знания более прочные, когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе. Именно форма активного обучения - это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Являясь учителем такого сложного предмета, как русский язык, я стараюсь разнообразить уроки, сделать их более интересными, а самое главное, каждое новое понятие связать с жизнью. | В результате кропотливой работы, ученики, желающие заниматься дополнительно и обладающие способностями к данному предмету, определены. После этого составляю план работы с одарённым ребёнком. Он включает в себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество с педагогическим коллективом. Одно из главных направлений работы с одарёнными детьми – подготовка к олимпиадам. Я, как учитель русского языка, начинаю подготовку с тестирования ученика по всем разделам школьного курса. После тестирования вместе с учениками тщательно анализируем все ошибки, недочёты, пробелы в знаниях. Следующим шагом на пути к успеху является умение работать с дополнительной литературой. Здесь важен не объём и количество прочитанных страниц, а осознанное усвоение материала. Важно научить школьника работать с книгой. Ведь каким бы умным не был учитель, он не сможет дать весь требуемый учащемуся объём знаний, так как олимпиадные вопросы зачастую далеко выходят за рамки программы, а многие сведения можно получить только из первоисточника. Далее проводим тщательный анализ заданий олимпиад прошлых лет для выявления главных направлений подготовки. Для контроля провожу промежуточные мини-тренинги, олимпиады, викторины. Развитию общей одарённости школьников способствует целенаправленная организация исследовательской деятельности обучающихся. Подготовка обучающегося к выполнению научно – исследовательской работы носит особый характер, нежели простая подготовка к олимпиаде. Ведь помимо книжных знаний, ученик должен владеть навыками исследовательской работы, овладеть методиками исследования, терпеливо проводить практическую часть работы, уметь доказывать собственные предположения, отвечать на дополнительные вопросы. При этом школьники обучаются работе с дополнительной и научной литературой, совершенствуют умения писать сначала доклады, потом рефераты по интересующей их теме, приобретают опыт публичных выступлений и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на конкурсе. Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет обучающимся с признаками одарённости реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. В ходе проектной деятельности обучающиеся работают с первоисточниками, на основе сбора и анализа информации самостоятельно принимают решения по осуществлению плана действий, составляют выводы. Проектная деятельность помогает обучающимся сформировать практические умения и навыки, необходимые в различных жизненных ситуациях. Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование групповых занятий по выбору. Работа в малых группах позволяет максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход (разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой). При выборе форм и методов руководствуюсь несколькими аспектами: - видом одарённости; - возрастом ребёнка; - социальным статусом семьи ребёнка; - уровнем одарённости; - активностью самого ребёнка. В работе с одарёнными учениками обращаю внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаю у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряю самостоятельное мышление. Работа с одарёнными детьми состоит как из урочной, так и из внеурочной деятельности. Продолжаю работу с обучающимися на кружках «Юный журналист» и «Литературная гостиная». |