«Информация о товарах в современном мире»
Цели: Познакомить со значением штрих-кода, информацией, которая в них заложена. Научить разбираться в этой информации, работа с QR-кодами.
Ход мастер класса:
Организационный момент.
Постановка темы и учебной цели.
Знания, которые Вы получите на уроке, необходимы каждому человеку, совершающему покупки. Умение получать информацию о товаре из штрих кодов поможет свести к минимуму ваши ошибки при приобретении многих вещей и продуктов. Сегодня мы будем учиться быть грамотными современными потребителями
Сообщение сведений
При совершении покупки немаловажную роль играет информация о товарах и услугах.
Что является источниками этой информации?
Средства массовой информации;
Выставки товаров и услуг;
Наружная реклама;
Символы на этикетках, вкладышах, упаковках;
Инструкции с описанием качества товара и технологии его применения;
Устное и письменное общение между людьми.
В наибольшей степени покупателя интересует информация о качестве товара и его цене.
Покупая товары в упаковке, Вы, наверное, обращали внимание на то, что на них нарисованы различные символы, цифры, черные полосы разной ширины.
Знаете ли Вы что это и какая информация в них заложена?
Наше время называют веком электроники и информатики, штрих — код-это поистине изобретение века. Придумали штрих код американцы. Практическое использование началось в 60-х годах прошлого столетия.
Если бы штриховому коду надо было придумать девиз, он мог быть таким: «Скорость + надежность».
Штриховой код – это чёрные полоски с рядом цифр. Печатают штрих-код на упаковке при её изготовлении обычно чёрным, синим тёмно-зелёным или тёмно-коричневым цветом.
Штрих код представляет собой последовательность черных линий и белых промежутков четко определенных размеров, с помощью которых происходит кодирование цифровой и другой информации в удобной для машинного считывания форме. Каждая цифра или знак кодируется набором штрихов и промежутков по четко определенным правилам (стандарт штрих-кода).
Существует два основных стандарта штрихового кодирования - линейные (одномерные или 1D) и двухмерные (2D) символики штрих-кодов.
Линейными (одномерными) называются штрих коды, читаемые в одном направлении (по горизонтали). Наиболее распространёнными являются следующие линейные символики: EAN, UPC, Code39, Code128, Codabar, Interleaved 2 of 5. Линейные штрих коды позволяют кодировать небольшой объем информации (до 20-30 символов - обычно цифр) с помощью несложных штрих-кодов, читаемых недорогими сканерами.
Двумерными называются символики, разработанные для кодирования большого объема информации (до нескольких страниц текста). Двумерный код считывается при помощи специального сканера двухмерных кодов и позволяет быстро и безошибочно вводить большой объем информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали)
Как кодируется информация товара?
Код продукции состоит из ряда цифр и штрихов над ними. Цифры - это товарный номер. Обычно он состоит из 13 цифр. А товары имеющие небольшие размеры, могут иметь короткий код, состоящий из 8 цифр. Первые три означают код той страны, где выпущен товар. Следующие четыре указывают на производителя продукции – его порядковый номер в каталоге страны. И последняя цифра – это конкретное число, подтверждающее правильность самого кода.
Пример вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара.
Цифровой код: 4600433500175
1. Сложить цифры, стоящие на чётных местах.
6+0+3+5+0+7=21
2. Полученную сумму умножить на 3:
21*3=63
3. Сложить числа, стоящие на нечётных местах, без контрольной цифры:
4+0+4+3+0+1=12
4. Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3:
63+12=75
5. Отбросить десятки: 5
6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5:
10-5=5
Вывод: Если полученная после расчёта (в пункте 6) цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведён незаконно и не гарантирует качества.
ПРИМЕЧАНИЕ: Нередко на товаре можно увидеть надпись, например, «Сделано в Германии», а штрих код не соответствует этой стране. Причин может быть несколько. 1: фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции. 2: товар был изготовлен на дочернем предприятии. 3: возможно, товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны. 4: когда учредителями предприятия становятся несколько фирм из различных государств.
Практическая работа
Практическая работа: Определите страну - изготовителя товара по штриховому коду и определите подделка это или нет.
Сообщение сведений
Последнее время товары кодируют двухмерным штрих кодом. Придумали его в Японии в 1994 году, его появление стало вынужденным. Старый штрих код перестал устраивать индустрию. Новый двухмерный штрих код – представляющий информацию для быстрого считывания при помощи камеры мобильного телефона. Может содержать любую информацию, будь то номер телефона, визитная карточка, ссылка на сайт или даже какой то текст. В отличии от старого который сканирует тонким лучом, QR-код определяется сенсором или камерой смартфона.
Существуют сайты генераторов QR кодов. С их помощью можно закодировать любую информацию.
Не далёк тот день, когда человечество будет пользоваться QR кодами так же активно как сегодня штрих кодами. Чёрно белые квадраты появятся по всюду и ответят на любые вопросы.
Подведение итогов
Я благодарю всех учащихся, надеюсь, полученная информация была для вас полезной и интересной.