СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информация и знания. Восприятие информации человеком

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта

Просмотр содержимого документа
«Информация и знания. Восприятие информации человеком»

Технологическая карта урока.

Тема

Информация и знания. Восприятие информации человеком

Предмет

Информатика

Класс

7

Дидактическая цель урока

Познакомить учащихся с понятием информация, с формами представления информации.


Тип урока: Урок открытия новых знаний учащимися.

Задачи:

  • Формирование опорной системы знаний по теме Информация и знания.

  • Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий.

  • Развитие логического мышления при анализе нового материала.

  • Развитие самостоятельности и творческого начала в умственной деятельности.

  • Воспитание дисциплинированности, собранности, требовательности к себе.

  • Формирование аккуратности и умения организовывать свое рабочее место.

Основные понятия темы: информация, декларативные и процедурные знания, информативность, формы восприятия информации, язык.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:  формирование представления об основных изучаемых понятиях, о восприятии информации человеком, компьютером, о разнице между ними.

Метапредметные:

Личностные УУД: умение выделять нравственный аспект поведения на уроке.

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность, определять цель, обнаруживать и формулировать проблему урока, работать по плану, выдвигать версии, оценивать степень успешности достижения цели.

Познавательные УУД: анализировать и обобщать, сравнивать, устанавливать аналогии о восприятии информации различными приемниками.

Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи.

Оборудование:Информатика: учебник для 7 класса (И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова) Презентация 

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный момент:

Приветствие учащихся, сообщение темы, целей и плана урока, ответить на вопросы о домашнем задании, проверка домашнего задания. СЛАЙД №1

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

3 мин

2

Актуализация изученного материала:

Фронтальный опрос. СЛАЙД №2

1. Какие профессии, на ваш взгляд, в наибольшей степени связаны с информационной сферой деятельности человека: бухгалтер, повар, водитель, программист, учитель, портной, продавец, журналист, актёр.
2. В чём отличие пользователя и программиста?
3. Для каких целей могут использовать компьютер люди следующих профессий: а) конструктор автомобилей; б) писатель; в) бухгалтер; г) врач; д) физик.

4. Расскажите, для чего вы сами используете (если он у вас есть) или могли бы использовать (если у вас его нет) свой домашний компьютер?

5. Что такое информатика? Что изучает информатика?

Как вы понимаете слово «информация»?

6. Что такое компьютер?

 

Отвечают на вопросы учителя.

4 мин

3

СЛАЙД №3

Изучение новой темы:Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью.
И впредь, чем больше ты будешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов. Анаксимен

СЛАЙД №4

- Что такое информация? Информация – это фундаментальное понятие в науке информатике и не только. Это понятие аналогично понятию «точка» в геометрии, всем понятно, что это такое, но строго научного определения невозможно дать, только можно описать этот объект.

- Можно постараться дать наиболее точное определение понятию «информация», получится примерно следующее:

- «Информация - это отображение окружающего нас мира с помощью знаков и сигналов или иначе сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы».

СЛАЙД №4

- В Википедии дано следующее определение: «Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо, независимо от формы их представления».

- Мы с вами договоримся, для нас Информация – это знания, сведения, которые мы получаем из различных источников.

СЛАЙД №5

Игра « Сведения»

СЛАЙД №6

- К слову информация человек привык уже давно. Его мы используем в словосочетаниях:

«Средства массовой информации», «оперативная информация», «информационное сообщение».

Все наши знания, все, что мы знаем и умеем, мы получили от родителей, учителей, друзей, окружающих нас людей, из книг, из личного опыта и сохранили в своей памяти. Учеба в школе – это получение знаний, т. е. информации.

Давайте попробуем назвать свои конкретные знания:

«Я знаю, что…Земля круглая».

«Я знаю, как…Сварить борщ».

СЛАЙД №7

- Все наши знания можно разделить на две группы:

  1. Декларативные – утверждения о явлениях, свойствах, зависимостях (я знаю, что…)

  2. Процедурные – определяют действия для достижения цели (я знаю, как…)

- Вернемся к сообщениям, с помощью которых мы получаем информацию в различной форме: устной или письменной речи, видеокадров и т. д. Некоторые сообщения пополняют наши знания, поэтому нам бывают интересны. Такие сообщения называются информативными

Например, сообщение о прогнозе погоды на завтра, сообщение учителя об оценках за ответ на уроке.

- Некоторые сообщения содержат информацию, которая нам уже известна или нам непонятна, на незнакомом языке или из непонятной области знаний. Такие сообщения называются неинформативными.

- Например, 2х2=4, сообщение на китайском языке для нас будет непонятно, следовательно, неинформативно, «производная функции определяется как предел отношения приращения функции к приращению ее аргумента при стремлении приращения аргумента к нулю, если таковой предел существует» определение будет для нас информативно в 11 классе. СЛАЙД №8



- Именно поэтому получение знаний должно идти от известного к неизвестному, от простого к сложному. На этом основывается обучение.

СЛАЙД №9

Физкультминутка.

СЛАЙД №10

- Для восприятия информации у человека есть специальные приспособления – органы чувств. Они отвечают за восприятие информации в различной форме. С помощью зрения – визуальная информация, слуха – звуковая информация, обоняния – запахи, вкус – информация о вкусовых ощущениях, осязание – информация в виде тактильных ощущений.

СЛАЙД № 11. Игра «Угадай реакцию».

Всю эту информацию по форме представления можно разделить на (записать на доске) СЛАЙД №12.

  • Знаковую (текст, письменная и устная речь, числа, формулы, условные обозначения.

  • Образную (запахи, звуки, зрительные образы, тактильные ощущения)

- Полученную информацию человек может запомнить (сохранить в памяти) или передать другому в форме письменной или устной речи. Устная речь состоит из знаков-звуков, которые лингвисты называют фонемами, слов, фраз. Письменная речь – текст, состоящий из букв, цифр, знаков препинания, т. е. из знаков. Между письменными знаками и звуками есть прямая связь, сначала появилась устная речь, а затем – письменность.

- В основе речи лежит такое понятие, как «язык», не тот язык, который у нас во рту, а язык, как способ общения между людьми.

СЛАЙД №13

- Язык – это знаковый способ представления информации. Языки бывают естественными, на которых общаются люди, и формальными, это языки какой-нибудь профессии или области знаний.

- А какие вам книжки больше всего нравятся? (Толстые, тонкие, интересные, главное С КАРТИНКАМИ)

- Другой распространенной формой представления информации является графическая форма. Всем детям с раннего детства нравятся книжки с картинками. А еще есть такая поговорка «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Рисунки, чертежи, графики, схемы облегчают восприятие текста.

Слушают учителя, составляют конспект урока




Записывают

определения.

























Выдвигают гипотезы.


Записывают определение







Учащиеся приводят примеры своих знаний, учитель на доске записывает их в два столбика


Продолжают конспект урока


Слушают учителя


































Продолжают вести конспект урока






Приводят примеры.



Слушают учителя













Записывают определение





Отвечают на вопрос.

22 мин

4

Закрепление изученного материала.

СЛАЙД №14

В форме фронтального опроса:

  1. Информативность сообщения, принимаемого человеком, определяется:
    а) Способом передачи сообщения
    б) Временем приема сообщения
    в) Наличием новых знаний и понятностью

  2. Из предложенных сообщений выбрать декларативное
    а) А.С. Пушкин – великий поэт
    б) При умножении простых дробей, их числители и знаменатели перемножаются
    в) На улице сегодня замечательная погода.
    г) Чтоб открыть дверь, нужно вставить ключ в замок.

  3. Из предложенных сообщений выбрать процедурное (Сообщения те же)

  4. К какому языку относятся следующие знаки и что они обозначают?

а)   б)   в)   г)  д)   


Отвечают на вопросы.

мин

5

Домашнее задание. СЛАЙД №15

§1, 2 (читать, учить определения)

Стр. 19 (устно)

Нарисовать рисунок несущий информацию.

Записывают домашнее задание.

3 мин

6

Подведение итогов урока. СЛАЙД №16-17

Рефлексия.



3 мин

Всего:

45 мин




Список источников:


  1. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В. Шестакова.– 1-е издание., испр. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.

  2. Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/ ).

  3. Сайт: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/ ).



Приложение 1

Домашнее задание №2

  1. Из предложенного списка выберите декларативные и процедурные знания:

а) чтобы определить кислотность раствора, нужно опустить в него лакмусовую бумажку и посмотреть на её цвет: если цвет красный, то раствор кислотный; если цвет синий, то раствор щелочной; если цвет не изменился, то раствор нейтральный,

б) Вашингтон – столица США,

в) чтобы найти площадь прямоугольника, нужно его ширину умножить на длину,

г) для определения числа решений квадратного уравнения нужно вычислить его дискриминант: если он меньше 0 , то решений нет ; если равен 0, то решение одно ; если больше 0, то решений 2,

д) А. С. Пушкин – автор поэмы «Полтава»,

е) Н. Винер – основатель кибернетики,

ж) чтобы сократить дробь, нужно найти наибольший общий делитель числителя и знаменателя и разделить на него и числитель и знаменатель,

з) для удаления текущего файла с помощью Norton Commander нужно нажать клавишу F 8

и) Юрий Гагарин – первый космонавт.

  1. Определите, какое из сообщений является для вас информативным (объясните - почему?).

  1. Площадь Тихого океана – 179 млн. кв. км.

  2. Москва – столица России.

  3. Вчера весь день шёл дождь.

  4. Завтра ожидается солнечная погода.

  5. Дивергенция однородного векторного поля равна нулю.

  6. Dog- собака (по-английски ).

  7. Ro do, may si, lot do may.

  8. 2*2=4.

  1. Какие органы чувств человека участвуют в восприятии информации, если он:

а) слушает оперу;

б) смотрит футбольный матч;

в) читает орфографический словарь;

г) выбирает букет в магазине;

д) ест мороженное; е

) разговаривает по телефону;

ж) гладит кошку;

з) слушает по радио сообщение о курсе доллара.

  1. При написании электронных писем для выражения эмоций часто используются так называемые смайлики. Например, :) – улыбка, :( - огорчение. Придумайте набор смайликов для выражения следующих эмоций: удивление, злость, смех, равнодушие.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!