Тип урока: постановка учебной задачи |
Задачи: обеспечить усвоение знаний о понятии «информация»; формировать практические умения использовать свойства информации и определять вид информации |
Планируемые результаты |
Предметные: научиться перечислять источники получения информации, свойства информации; приводить примеры сигналов | Метапредметные: познавательные – извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний; проводить анализ информации, на основании которого формулируются познавательные вопросы; осуществлять предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; регулятивные – определять цель учебной деятельности и находить средства ее осуществления; принимать познавательную цель и сохранять ее при выполнении учебных действий; выдвигать гипотезу, предлагать путь ее решения; коммуникативные – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Личностные: развитие настойчивости в достижении поставленной цели; мотивация к учебной деятельности |
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствовать класс. Проверить готовность учащихся к уроку. Создать атмосферу психологического комфорта. - Очень рада видеть вас сегодня на уроке! - Все ли готовы узнать новое? - что вам мешает настроиться на учебную деятельность? | Настраиваются на учебную деятельность. Прием «Самопроверки». - Для урока я подготовил … - Мои мысли об … (информатике) - Я концентрируюсь только на … (информатике) (слайд 1) | Формируют навыки самоорганизации |
II.Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагается учащимся вспомнить, что они уже знают о понятии «информация». Вопросы запуска постановки учебной задачи: - Достаточно ли у вас знаний о понятие «информация»? Формирую учебную задачу: - Исследовать понятие «информация» | Продолжают предложения: - О понятие «информации» я знаю … - Это слово я использую, когда … - Я думаю, что информация нужна для … (слайд 2) Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развивают навыки целеполагания |
III.Сообщение темы. Постановка задачи. Постановка цели и задачи урока | Сообщить тему урока. (слайд 3) Организовать совместное с учащимся формулирование целей и задач урока. - Внимательно прочитайте тему урока. - Как бы вы сформулировали задачи урока исходя из темы? - Что бы вы изменили в предложенных мной задач урока? - Чему вы хотели бы научиться? | Записывают тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: - усвоить суть понятия «информации»; - научится различать виды информации; - овладеть умением характеризовать свойства информации (слайд 4) | Формируют умения принимать и сохранять учебную задачу |
IV.Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. -Почему вам важно понимать значение понятия «информация»? -Где в повседневной вам будут нужны знания о видах и свойствах информации? -Какие усилия нужно приложить, чтобы достигнуть цели урока? -Какова ваша цель на данном уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности | Выражают свои мысли. Развивают навыки самомотивации |
V.Работа над темой урока | Организовать обсуждение проблемного вопроса: - Как объяснить, что такое информация? Организовать анализ определения понятия «информация для человека». Пояснить, что сигналы могут быть непрерывными или дискретными. - Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов. Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.(слайд 6) Организовать исследовательскую деятельность учащихся. Определить ряд вопросов, на которые ученики могут найти ответ самостоятельно в ходе исследовательской работы. Исследовательские вопросы: - Каким образом человек воспринимает информацию? - С помощью каких органов воспринимается информация?(слайд 7) Предложить проверить информацию: -Около 80-90% информации здоровы человек получает при помощи органов зрения. - Выделяют следующие свойства информации: объективность, достоверность, полнота, актуальность, полезность и понятность.(слайд 9) Предложить учащимся выяснить, какое свойство информации они не до конца понимают, и осуществить поиск и анализ недостающей информации | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Предлагают варианты объяснения понятия «информация». Анализируют определение. Заполняют таблицу.(слайд 5) Слушают объяснения учителя. Делают записи в рабочей тетради. Задают учителю уточняющие вопросы. Работают в группах. Осуществляют поиск примеров непрерывных (скорость автомобиля, речь человека) и дискретных сигналов (светофор). Составляют план своей исследовательской работы. Определяют необходимые источники информации. Проводят исследования. Обсуждают с одноклассниками результаты мини-исследования. Заполняют таблицу. (слайд 8) Осуществляют поиск необходимой информации. Заполняют таблицу. (слайд10) | Выражают свои мысли в соответствии с задачей. Анализируют информацию. Проводят исследование |
VI.Подведение итогов урока. рефлексия | Организовать самоконтроль усвоения знаний. Помочь учащимся сделать выводы о необходимости дополнительного изучения рассмотренного на уроке материала | Заполняют таблицу.(слайд 11) При необходимости проводят дополнительные исследования и изучение нового материала | Осуществляют актуализацию полученных на уроке знаний и умений |
VII.Выполнение заданий | - Выберите правильный вариант ответа. 1.Река Лена впадает в море Лаптевых: а)достоверная информация; б)недостоверная информация. (слайд 12) 2.Об устройстве ходовой части каждый водитель автомобиля: а)должен обладать полной информацией; б)может иметь не полную информацию.(слайд 13) 3.О правилах проезда перекрестков каждый водитель автомобиля: а)должен обладать полной информацией; б)может иметь не полную информацию.(слайд 14) 4.Обустройстве мобильного телефона каждый пользователь: а)должен обладать полной информацией; б)может иметь не полную информацию.(слайд 15) 5.Информация о том, как с помощью солнца определять время, будет для вас наиболее полезной: а)если вы попадете на необитаемый остров; б)в нашей повседневной жизни (слайд 16) Рабочая тетрадь №3 (слайд 18) Рабочая тетрадь№5 (слайд 19) | Выполняют задания. Ответы: 1.а); 2.б); 3.а); 4.б); 5.а) (слайд 17) | Развивают умения самостоятельно принимать решения |
VIII.Подведение итогов урока. рефлексия | Организовать подведение итогов урока обучающимися. Способствовать размышлению учащихся над вопросами: - Можно ли сказать, что я очень старался на уроке? - Достиг ли я поставленных целей и задач урока? - Как бы я оценил свою работу на уроке? - Насколько хорошо я понимаю специфику каждого вида информации? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Отслеживают цель учебной деятелбности |
IX.Домашнее задание | Учебник (§1.1, вопросы №7,9 стр. 11-12) Рабочая тетрадь №6,7 (слайд 20) | Записывают домашнее задание | Формируют навыки самоорганизации |