Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Могоеновская средняя общеобразовательная школа
Согласована, одобрена на заседании методического объединения по реализации АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями протокол № ___ от _________20____г. _______________________/____________/ | УТВЕРЖДАЮ « »________ 2020г Директор школы ________ Е.Е. Юрганова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предметного курса инфознайка
Класс(ы) 3 - 5 классы
Количество часов ___102___
Учитель _____Петрова Юлия Геннадьевна__________
С. Могоенок 2020 г
Адаптированная рабочая программа специального предметного курса «Инфознайка» для обучающихся 3 – 5 классов с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) (I,II вариант) составлена на основе требований к планируемым результатам адаптированной основной образовательной программы МБОУ Могоеновская СОШ, утвержденной приказом от 28.03.2019 № 55.
В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка учащихся по специальной коррекционной программе VIII вида в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер. К этим видам деятельности относятся: сбор, хранение и передача информации.
Инклюзивное обучение в интегрированных классах информатике и ИКТ в 3 – 5 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования элементарных инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, для формирования образовательных результатов, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Данный предметный курс способствует:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение содержание основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Предполагает возможность:
показать обучающимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире, в информационной деятельности человека;
создать условия для овладения элементарными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умением правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умением выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
сформировать у обучающихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у обучающихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение работы в группе.
Планируемые результаты
Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями (легкой умственной отсталостью) получат возможность получить:
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
использование средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи информации;
владение базовыми навыками исследовательской деятельности;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; использование коммуникационных технологий в повседневной жизни.
различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
определять устройство компьютера;
запускать программы из меню «Пуск»;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения «Калькулятор»;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
уметь пользоваться стандартным графическим редактором компьютера;
определять назначение файла по его расширению;
выполнять основные операции с файлами;
иметь представления об этических нормах работы с информационными объектами;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
выполнять основные операции с основными объектами операционной системы.
Получат возможность:
Называть основные устройства компьютера и понимать их назначение.
Использование клавиатуры:
- знать назначение клавиш на клавиатуре;
- иметь представление об основной позиции пальцев на клавиатуре;
- вводить прописные и строчные буквы;
- фиксировать и отменять режим ввода прописных букв;
- переключать режимы ввода русских и латинских букв.
Выполнять действия с мышью:
- перемещение указателя мыши;
- щелчок левой и правой кнопкой мыши;
- двойной щелчок;
- перетаскивание объекта с помощью мыши.
Уметь правильно организовать свое рабочее место.
Применять правила техники безопасности при работе на компьютере.
Операционная система Windows
1.Рабочий стол:
- называть основные объекты «Рабочего стола» и понимать их назначение;
- выделять значок на «Рабочем столе»;
- запускать программы с помощью главного меню;
- изменять свойства «Рабочего стола» – тему, фоновый рисунок, заставку;
- изменять свойства панели задач;
- узнавать свойства объектов, значки которых расположены на «Рабочем столе»;
- упорядочить значки на «Рабочем столе».
2.Действия с окнами:
- открывать окно («Мой компьютер», «Мои документы»);
- перемещать окно; сворачивать окно в значок на панели задач;
- восстанавливать окно, свернутое в значок на панели задач;
- разворачивать окно на весь «Рабочий стол»;
- восстанавливать окно; изменять размер окна по своему усмотрению;
- пользоваться горизонтальной и вертикальной полосами прокрутки;
- закрывать окно.
3.Управление компьютером с помощью меню:
- различать раскрывающиеся и контекстные меню и вызывать их;
- различать доступные и недоступные команды меню;
- различать выбранные и невыбранные команды меню;
- выбирать команды меню;
- понимать назначение элементов управления диалоговых окон;
- заносить требуемую информацию в поле ввода диалогового окна с помощью клавиатуры;
- выбирать элемент списка диалогового окна;
- открывать (сворачивать) раскрывающийся список;
- различать переключатели и флажки;
- включать (выключать) переключатель;
- устанавливать (снимать) флажок;
- работать с различными вкладками диалогового окна;
- понимать назначение и применять командные кнопки диалогового окна.
4.Действия в окне «Мой компьютер»:
- называть объекты в окне «Мой компьютер» и понимать их назначение;
- просматривать содержимое дискеты и жесткого диска.
5.Действия в окне «Мои документы»:
- создавать новый файл (новую папку);
- переименовывать, перемещать, копировать, удалять файл (папку);
- упорядочить файлы и папки.
2. Графический редактор Paint
1.Запускать графический редактор Paint:
- с помощью главного меню;
- с помощью ярлыка на «Рабочем столе».
2.Устанавливать размеры области рисования (рабочей области):
- с помощью маркеров;
- с помощью меню.
3.Работа с палитрой:
- устанавливать основной и фоновый цвета;
- изменять цветовую палитру.
4.Работа с набором инструментов:
- называть основные инструменты графического редактора и понимать их назначения;
- создавать несложные графические изображения с помощью основных инструментов;
- изображать горизонтальные и вертикальные отрезки, круги и квадраты;
- создавать надписи;
- изменять масштаб.
5.Отменять ошибочные действия.
6.Очищать рабочую область.
7.Работать с фрагментами:
- выделять, удалять, вырезать, перемещать, поворачивать, растягивать, наклонять, копировать и размножать фрагмент.
8.Работа с файлами:
- сохранять собственный рисунок в указанной папке в файле с расширением bmp;
- сохранять собственный рисунок в указанной папке в файле с расширением gif;
- открывать ранее созданный файл и вносить в него изменения;
- сохранять измененный файл под тем же и новым именем;
9.Закрывать окно программы Paint
3. Текстовые процессоры
1.Запускать текстовый процессор WordPad (Microsoft Word):
- с помощью главного меню;
- с помощью ярлыка на Рабочем столе.
2.Ввод и редактирование текста:
- вводить алфавитно-цифровые символы и знаки препинания;
- удалять ошибочно введенный символ;
- понимать различие между режимами вставки и замены и осуществлять между ними переключение;
- создавать новый абзац;
- находить нужное слово;
- осуществлять замену;
- вводить тексты на английском языке;
- вводить символы, отсутствующие на клавиатуре;
- упорядочивать абзацы в лексикографическом порядке;
- осуществлять проверку орфографии;
- работать с несколькими документами одновременно;
- отменять результат выполнения команды.
3.Работать с фрагментами текста:
- выделять фрагмент текста (слово, строку, предложение, абзац, произвольный фрагмент);
- удалять, перемещать, вырезать, копировать, размножать фрагмент.
4.Использовать панели инструментов Форматирование:
- задавать гарнитуру шрифта;
- задавать размер шрифта;
- задавать полужирное, курсивное, подчеркнутое начертания шрифта;
- задавать цвет шрифта;
- задавать отступ;
- выравнивать текст;
- создавать нумерованный, маркированный и многоуровневый список;
- изменять формат списка;
- разбивать текст на колонки;
- добавлять в документ колонтитул;
- выполнять форматирование по образцу;
- использовать стили форматирования.
5.Работа с таблицами:
- добавлять, выделять и удалять таблицу;
- переходить в произвольную и смежную ячейку таблицы;
- добавлять строки и столбцы в таблицу;
- удалять строки и столбцы из таблицы;
- объединять и разбивать ячейки таблицы;
- форматировать текст в таблице;
- использовать для таблицы готовый формат.
6.Работа с графическими объектами:
- вставлять в текст рисунок;
- перемещать рисунок;
- изменят размеры рисунка;
- создавать надписи и их модифицировать;
- добавлять (вписывать) текст в автофигуру;
- строить разнообразные схемы;
- создавать простейшие диаграммы с помощью мастера диаграмм;
- создавать графические объекты при помощи панели «Рисование»;
- конструировать сложные объекты из автофигур;
- создавать объемные изображения средствами текстового процессора Microsoft Word.
7.Размещение информации на странице и печать:
- устанавливать поля;
- выбирать размер и ориентацию листа бумаги;
- выставлять нумерацию страниц;
- выводить на печать подготовленный документ.
8.Работа с файлами:
- сохранять собственный документ в указанной папке в файлах с расширением doc;
- сохранять собственный рисунок в файле с расширением rtf;
- открывать ранее созданный файл и вносить в него изменения;
- сохранять измененный файл под тем же или новым именем.
9.Закрывать окно текстового процессора.
4. Редоктирование рисунка
- работа с графическими фрагментами;
- операции с графическим файлом.
- сбор рисунка из деталей;
- вывод рисунка на печать;
Содержание
Тема 1. Информация и информационные процессы – 9 ч.
Знакомство с компьютерным классом. Инструктаж ПТБ. Человек и компьютер. Что умеет компьютер и как он устроен. Рабочий стол и работа с мышью. Меню компьютера. Что такое информация. Мышь. Приемы работы с мышью. Клавиатура. Способы введения информации в память компьютера. Группы клавиш. Значение клавиш.
Практические работы:
Практическая работа № 1. «Знакомимся с клавиатурой»,
Практическая работа № 2. «Медаль».
Тема 2. Простейшая технология работы с текстом – 7 ч.
Создание и открытие документа с помощью встроенного редактора Блокнот.
Создание и открытие документа с помощью встроенного редактора WordPad.
Знакомство с компьютерным меню. Самостоятельная работа.
Практические работы:
Практическая работа № 3. «Создание и открытие документа с помощью встроенного редактора Блокнот»
Практическая работа № 4 «Создание и открытие документа с помощью встроенного редактора WordPad»
Тема 3. Вычисления с помощью приложения «Калькулятор» – 2 ч.
Приложение «Калькулятор». Совместная работа приложений.
Практические работы:
Практическая работа № 5. «Вычисляем с помощью приложения Калькулятор»
Тема 4. Освоение графической среды Paint – 9 ч.
Встроенный графический редактор Paint.
Просмотр изображений. Сохранение открытие сохраненного рисунка.
Рисование геометрических фигур. Эллипс и окружность. Построение с помощью клавиш.
Инструменты графического редактора. Аэрограф. Текст. Кривая линия. Кисть. Карандаш. Ластик.
Практические работы:
Практическая работа № 6. «Сохранение открытие сохраненного рисунка»
Практическая работа № 7. «Рисование геометрических фигур»
Практическая работа № 8. «Инструменты графического редактора. Аэрограф. Текст. Кривая линия. Кисть. Карандаш. Ластик»
Тема 5. Редактирование рисунка – 5 ч.
Редактирование рисунка. Работа с графическими фрагментами. Операции с графическим файлом. Сборка рисунка из деталей. Вывод рисунка на печать.
Практические работы:
Практическая работа № 9. «Редактирование рисунка»
Практическая работа № 10. «Работа с графическими фрагментами»
Практическая работа № 11. «Сборка рисунка из деталей»
Практическая работа № 12. «Вывод рисунка на печать»
Тема 6. Игровые программы в среде Windows – 2 ч.
Игровые программы. Компьютерная игра «День рождения Чебурашки»
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Тема 1. | Информация и информационные процессы | 9 |
Тема 2. | Простейшая технология работы с текстом | 7 |
Тема 3. | Вычисления с помощью приложения «Калькулятор» | 2 |
Тема 4. | Освоение графической среды Paint | 9 |
Тема 5. | Редактирование рисунка | 5 |
Тема 6. | Игровые программы в среде Windows | 2 |
| Итого | 34 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература
Босова Л.Л. Босова А.Ю. Программа основного общего образования. Информатика и ИКТ. 5 – 7 классы.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2009
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
Электронные учебные пособия
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
9