СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИНФОМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на шестой научно - практической конференции "Актуальные проблемы современного образования в наследии Л.С.Выготского" в Гомельском государственном педагогическом колледже 5 декабря 2014 года

 

Просмотр содержимого документа
«ИНФОМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»

И.В.ШИЛЬКО

Учреждение образования «Костюковичская районная государственная гимназия»

ИНФОМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Образовательный стандарт образования по математике предполагает, что выпускник школы умеет использовать математические подходы для решения задач, возникающих в окружающем его мире (сформирована учебная компетенция), умеет осуществлять поиск, отбор, анализ, систематизацию и классификацию информации, умеет использовать разнообразные информационные источники данных и коммуникативные технологии (сформированы исследовательская и личностно-адаптивная компетенции

Успешность, эффективность образовательной деятельности обучающегося зависит, с одной стороны, от его собственных позиции, активности, сознательности, ответственности, творчества, с другой – от того, насколько сам обучающийся без чьей - либо посторонней помощи может создать условия своего развития, своей образовательной деятельности, позаботиться о своём личностном и профессиональном росте .

Формирование названных выше ключевых компетенций становится возможным благодаря использованию приёмов ИКТ в сочетании с интерактивными методами. Применение информационных технологий активизирует познавательный процесс у учащихся, повышает результативность учебного процесса, позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять исследовательскую деятельность, формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

Отличие уроков с применением ИКТ от традиционных уроков математики в том, что знания о математических объектах, понятиях и их свойствах ученик получает в результате собственной учебно-познавательной деятельности. На этих уроках не только формируется умение решать математические задачи, но и осуществляется обучение способам деятельности. Использование ИКТ на уроках математики позволяет каждого учащегося включить в учебно-познавательную деятельность. Учащиеся создают презентации к урокам, внеклассным мероприятиям. Интерактивность  достигается за счёт обучающих и контролирующих компьютерных программ, а также использования интерактивной доски. Интерактивная  доска даёт возможность использовать различные методы обучения, обеспечивая  живое взаимодействие учителя и ученика и постоянный обмен информацией между ними. Благодаря наглядности  и интерактивности, все учащиеся в классе вовлекаются в активную работу, у них улучшается понимание  и запоминание материала, закрепляются и совершенствуются приобретаемые на уроках речевые навыки. С помощью заданий на интерактивной доске можно   сделать видимыми, наглядными изучаемые процессы, сложные  для понимания.

Неограниченные возможности применения ИКТ в образовательном процессе имеет Интернет-ресурсы. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, овладевают умениями и навыками, применяют их на практике; участвуют в различных интернет – олимпиадах, проходят дистанционное обучение.

ИКТ можно использовать на уроках математики в каждом классе, при изучении каждой темы, на каждом этапе урока.

Очень важным в педагогическом процессе является начало урока. Хорошо, если оно связано с темой урока. Так на организационно – мотивационном этапе в 5 – 6 классах можно использовать презентацию Power Point, взяв слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть ребусы, кроссворды и др. Причём если в этом возрасте ребята сами создают презентации, то уже в 7 классе учащиеся являются авторами небольших видеофильмов. Так, например, неподдельный интерес вызывает работа над темой «Треугольники».

При изучении темы «Функции» в среднем звене урок можно начать с метода «Прогноз погоды». В начале урока на интерактивной доске строится график эмоционального состояния в классе. В течение всего урока к этому графику можно возвращаться, чтобы объяснить, описать свойства функции. В конце урока другим цветом строится новый график. Сразу видно, насколько удачен урок.

Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Так, например, сложной для изучения является тема «Построение сечений многогранников» в 10 классе. Современная трехмерная графика программных комплексов «Математический конструктор» и «GeoGebra», позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Благодаря этому у учащихся формируется пространственное мышление, что многим из них необходимо в их дальнейшей профессиональной деятельности.

Важную роль на этапе проверки знаний играет компьютерное тестирование. Работая с программными комплексами «MyTest» и «HotPotatoes», учащиеся получают объективную оценку своих знаний, у них формируются такие качества как умение принимать оптимальное решение из возможных вариантов, умение осуществлять обработку информации. Этим же целям соответствует использование на уроках и факультативных занятиях информационно-поисковой программы «Математика в задачах и решениях»,

Незаменима роль компьютера при проведении нетрадиционных уроков. «Один против класса», «Умнее не придумаешь», «Своя игра» и другие игры способствуют развитию интуитивного, творческого мышления, формируют информационную культуру учащихся.

Говоря об использовании ИКТ, не следует забывать о здоровьесбережении. Необходимо, чтобы интерактивные объекты использовались уместно и оптимально, их применение не оказывало негативное влияние на здоровье детей.

В результате использования приёмов ИКТ в сочетании с интерактивными методами у учащихся формируются такие качества, как:

  1. потребность в проявлении активности, самостоятельности в образовательной деятельности;

  2. стремление к созданию индивидуального смысла о явлениях, ситуациях образовательной деятельности;

  3. степень осознания ответственности за создание условий своего развития;

  4. стремление к личностной самореализации;

  5. умение самостоятельно ставить цели, планировать собственную образовательную деятельность;

  6. потребность в рефлексии своей образовательной деятельности;

  7. осознание включенности в общую работу.


Литература

  1. Концепция учебного предмета «Математика» // Матэматыка: праблемы выкладання. – 2009. – № 4.

  2. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 224 с.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!