СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инеллектуально-познавательная программа "С чего начинается Родина?"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Волга - одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. А что мы знаем о ней?

Просмотр содержимого документа
«Инеллектуально-познавательная программа "С чего начинается Родина?"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Камбарский Дом детства и юношества














Тема: «С чего начинается Родина?

Интеллектуально – познавательная программа

для старшеклассников.


«Река Волга»








Возраст обучающихся: 15-17 лет

Автор: Силейкина Татьяна Валентиновна

Педагог дополнительного образования








г.Камбарка, 20120г

Пояснительная записка.


Актуальность. Волга – одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. Все мы живем возле этой реки. А что мы знаем о ней? Многие, кроме названия – ничего! Некоторые даже не бывали на ней. Обучающиеся не знают о ее проблемах, не задумываются о том, как наша жизнь связана с жизнью Волги. Возникает необходимость познакомить обучающихся с этой темой.

Проблема. О проблемах реки говорят очень много. Несмотря на принимаемые меры, загрязненность реки остается значительной. Академик Д.С. Лихачев говорил: «Экология не междисциплинарная наука, а проблема человеческой культуры в целом. Причины гибели биологических, экологических систем и культурных человеческих ценностей одни и те же, они в главном – в культурном уровне общества, в частности в его нравственной культуре. Без нравственной культуры никакие законы и постановления не будут действенными… Приказами отношение к природе изменить нельзя».

Составные экологической культуры личности обучающегося – это знания о природе и их экологической направленности. Обучающимся предлагается не только четкая система знаний о реке Волге, но и ставятся задачи конкретной помощи Волге, которые решаются самостоятельным путем, коллективно с группой, и с семьей. Личностное, творческое осмысление данных представлений каждым обучающимся обеспечивает понимание необходимости экологически правильного отношения к природе, и к реке в частности.

Мероприятие разработано с целью развития экологической культуры обучающихся, воспитания им бережного отношения к природе, привлечения их к активным действиям по ее охране и познанию окружающего мира.

Задачи: Образовательные - расширить знания обучающихся о реке Волга, ее источнике, ее богатствах и экологических проблемах, а также о способах решения этих проблем силами подрастающего поколения; - побудить познавательный интерес к изучению истории реки Волги, к происхождению ее названия; - расширить представления обучающихся об использовании вод реки для нужд человека. Развивающие - заинтересовать обучающихся предметами "Экология", "Краеведение", "География"; - обеспечить содержательный досуг детей, настроить их на дальнейшее саморазвитие; -содействовать укреплению межпредметных связей; - способствовать развитию у обучающихся творческого мышления, творческой инициативы, речи, памяти, внимания, расширению кругозора.
Воспитательные - воспитывать патриотизм, любовь к Родине, родному краю, к природе; - формировать интерес к истории реки Волга; - вырабатывать активную жизненную позицию в деле охраны природы; - повышать уровень экологической культуры обучающихся, создать атмосферу единения зрителей и участников; - способствовать развитию коммуникативных навыков.

Форма проведения: «Интеллектуально – познавательная программа для

старшеклассников».

Мероприятие рассчитано для детей 15-17 лет. Продолжительность 80 минут.


Методы используемые при проведении мероприятия: - словесные (рассказ с элементами поисковой беседы); - наглядные (демонстрация иллюстративного материала, слайдовая презентация); - практические (работа с раздаточным материалом).

Эмоциональный настрой.

  • Значимость мероприятию придадут музыкальные заставки - современные и старинные песни о Волге, просмотр слайдового фильма.

  • Наличие викторины, конкурсов придает мероприятию соревновательный дух, а также личную заинтересованность в усвоении материала.


Оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, микрофоны, презентация «Волга», тематические буклеты, записи песен о Волге и музыкальных заставок.


Оформление зала:

Ткань для имитации реки, букеты лотоса, макеты лебедей, рыб для оформления сцены,

народный костюм для ведущего.

Ожидаемый результат:

- развитие активного познавательного интереса к получению информации об истории реки Волга, ее значении в жизни человека и влиянии человека на экологическое состояние реки;

- утверждение в сознании обучающихся экологических правил поведения в природе;

- желание обучающихся принимать активное участие в природоохранных мероприятиях;

- повышение интеллектуальной, творческой активности обучающихся;

-расширение зоны творческих возможностей и круга интересов обучающихся;

-развитие коммуникативных навыков поведения;

-улучшение эмоционального состояния от участия в мероприятии;

Предварительная работа.

  1. Наблюдения. По возможности организовать выезд (выход) к реке, имеющаяся в населенном пункте. Провести беседу «Поможем природе быть красивой», напомнить технику безопасности, правила поведения у водоема.

  2. Чтение стихов о Волге, рассматривание картин, иллюстраций. Живые обитатели реки Волги из Красной книги (обзорное знакомство с рассматриванием иллюстраций «Красной книги» Животные. Растения. Фотогалерея).

  3. Пословицы и поговорки о реке Волге.

  4. Рисунки на тему «За что я люблю свою реку» (рисунки могут быть выполнены дома с помощью родителей или на уроке изобразительного искусства). Оформить передвижную выставку.

  5. Письма детей и родителей. Написать письма, отражающие или проблему, которую необходимо решать с привлечением техники или дополнительных людей, или советы по благоустройству, например, пляжной территории, или просто пожелания.

  6. Плакаты. «Волга – наше богатство».

  7. Разучивание экологических сценок (сценки могут быть изменены на усмотрение педагога или обучающихся).


Данная методическая разработка может быть использована при проведении различных просветительных, воспитательных, массовых мероприятий по экологии, краеведению, как сценарий для внеклассных мероприятий, классных часов в учреждениях дополнительного и общего образования.

Методическая разработка рекомендована учителям экологии, географии, вожатым, классным руководителям общеобразовательных учреждений, педагогам дополнительного образования.















Интеллектуально – познавательная программа для старшеклассников.


Звучит песня «Волга» исполнитель А.Барыкин

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые ребята, учителя, гости. Сегодня мы готовы открыть вам тайны реки Волга. Почему именно сегодня? Выбор сегодняшней даты не случаен, посмотрите как много знаменательных дней в октябре:

2 октября - Всемирный день сельскохозяйственных животных.

3-10 октября - Неделя в защиту животных.

5-6 октября - Всемирные Дни наблюдения птиц.

5 октября - День образования Международного (Всемирного) союза охраны природы.

6 октября - Всемирный День охраны мест обитаний.

Вторая среда октября - Международный День по уменьшению опасности стихийных бедствий.

14 октября - День Российских заповедников.

Последняя неделя октября - Дни Волги (Слайд №2).


Ведущий: Сейчас последняя неделя октября, а значит, мы не можем не говорить о Волге. Александр Дюма писал: "Каждая страна имеет национальную реку. Россия имеет Волгу – самую большую реку в Европе, царицу наших рек".

Волга одна из красивейших и самая большая река в Европе. Великая русская река. Для России Волга не просто река, не просто вода. Волга – это основа нашего русского государства и русской культуры. Писатели говорят о ней, как о живой, присваивают ей человеческие качества, сравнивают с Родиной – матерью. Река Волга – символ свободы, простора, широты и величия духа русского народа. Красавицу Волгу воспевали поэты, народ слагал о ней песни, художники писали картины. Волга радует нас своей красотой. Летом тысячи людей спешат к Волге, чтобы отдохнуть, поплавать, позагорать и насладиться ее красотой (слайд №3).

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по уголкам нашего родного удмуртского края. В этом нам поможет книга - путеводитель. И первая страничка – географическая (слайд №4).


1-ый ученик: реки подобны вечности. Из века в век текут они от истоков к устьям, непрерывно меняя свой вид, становясь все более полноводными и могучими. Они пересекаю равнины, пробиваются ущельями сквозь каменные громады гор, передвигают границы морских побережий. Реке все под силу. В мире нет страны, у которой не было бы реки: Дунай и Днепр, Лена и Енисей, Рейн и Нил, Миссисипи – их сотни. И великими их делают не столько их протяженность и полноводность, сколько судьба этого народа, его повседневная жизнь от легендарных времен до сегодняшнего дня. В России такая река Волга.

2-ой ученик: тысячекратно воспетая в лирических песнях и героических сказаниях, всем своим раздольным, могучим обликом воплощающая русский национальный характер, Волга – матушка и в нашем собственном представлении, и в глазах всего мира уже стала одним из символов России.

Звучит стихотворение «Родина»

Ширь твоих степей венчают горы,

За тайгой морей студеных лед,

Проплывая над твоим простором,

Даже солнце за день устает.

Велика, ты, Волга – матушка, красива!

Берега суровые любя, степи вольные не в силах

Заключить в объятия тебя.

Обойти тебя не хватит жизни, хоть шагай упрямо день за днем.

Как же ты, великая Отчизна, в сердце умещаешься моем!?


Ведущий: жизни не хватит, чтобы насмотреться на волжскую красоту, зеленые берега, тихие плесы, так бы и любовался на рассвете, и при высоком солнышке, и по ночам, когда в воду опрокидывается звездное небо с глубоким мерцанием, грозным и таинственным, как сама вечность (слайд №5).

1-ый ученик: начинается Волга с небольшого ручейка на Валдайской возвышенности, принимая на пути притоки и речушки – своих друзей, становится все шире и шире и могучее. А впадает Волга в Каспийское море. Волга принимает около 200 притоков, самые крупные Кама и Ока. В районе Астрахани ширина реки достигает 50 метров, а длина ее 3688 км (слайд №6).

2-ой ученик: На берегах Волги находится 39 республик и областей Российской Федерации, а также множество сел, деревень и поселков, стоит 440 городов, где проживает почти 40% всех российских горожан. Какие города есть на Волге? (ответы детей). Обучающиеся 9-11 класса подготовили информацию в виде папок – передвижек о следующих городах: Саратов, Волгоград, Ярославль, Нижний Новгород, Тверь Казань, Самара, Астрахань. Более подробно можно рассмотреть позднее.

Волгу перегородили гигантские плотины нескольких ГЭС. Благодаря этому

образовалось несколько водохранилищ: Куйбышевское, Волгоградское, Саратовское,

Рыбинское и другие. Энергия Волги идет в Москву, на Урал и в другие места. Волга

– река-труженица. Волга и ее притоки многие столетия служат удобным

транспортным путем. Волжский путь сближает стоящие на реке города, способствует

развитию экономических связей. По Волге сплавляют лес, перевозят нефть. П берегам

ведутся разработки песка.

Ведущий: Волга прошла своей голубой нитью всю Европейскую Россию. Семью тысячами малых и больших притоков связывает она север страны с югом и запад с востоком. Об этом говорится в стихотворении А.Твордовского «Семь тысяч рек».

Семь тысяч рек – ни в чем не равных

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных

Текущих в даль – семь тысяч рек

Она со всех концов собрала –

Больших и малых, до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной…

Пусть воды их в ее теченье

Не различимы, как одна.

Краев несметных отраженье

Уносит волжская волна.

В нее смотрелось пол – России:

Равнины, горы и леса,

Сады и парки городские,

И вся наземная краса.

Вот почему нельзя не верить,

Любуясь этою волной,

Что сводит Волга – берег в берег –

Восток и запад над собой,

Что оба края воедино

Над нею сблизились навек,

Что волга – это середина

Земли родной. Семь тысяч рек!


Волга не просто река, не просто вода, не просто водный путь. Волга – путь исторический, где сходятся прошлое и настоящее русского народа и всех народов, населяющих волжские берега: удмуртов и марийцев, татар и чувашей, мордвин и калмыков, где сплетаются воедино старое и новое, великое и вечное. Волга – широкая река российской государственности, над которой шумели эпохи княжеских междоусобиц и феодальной разобщенности, борьбы с иноземными захватчиками и объединения волжских земель под эгидой России.

А мы продолжаем наше путешествие. Вторая страничка – историческая страничка (слайд №7). Для нас Волга – исконно русское название, вобравшее в себя столь многое, что его с полным правом можно поставить в ряд с другим светлым словом – Россия. Русскому сердцу слышится в нем и Вольга – имя былинного богатыря, и слово «воля», выражающее заветное стремление нашего народа к свету, братству и единению.

1-ый ученик: в древности ее называли «Ра» - щедрая. Арабы в Средние века именовали ее «Итиль», что в переводе означает «река рек», а арабский географ Х века Ибн-Хаукаль писал о ней как о «реке русов», русской реке (слайд № 8).

2-ой ученик: специалисты утверждают, что название Волги – финского происхождения, так как в ее бассейне с древности и доныне живут племена и народы финской ветви и означает «светлое, священное». Но для нас, и для всего мира это название давно уже стало исконно русским, сохранив, вобрав в себя значения всех иных названий.

1-ый ученик: великая русская река Волга с давних пор была известна грекам. Первые упоминания о Волге встречаются в трудах древнегреческого историка Геродота. Геродот называет Волгу рекой Оар.. "Волга" означает "светлая".

Итиль, Этиль, Атиль... Такие названия реки Волги отмечены в средневековых хрониках. Татары называли её Идиль, монголы Итиль – река-рек. Жившие на её берегах финские племена называли реку Волга — «Блистающая», «Светлая».

2-ой ученик: Существует версия, что название «Волга» имеет балтийское происхождение от слова valka — «ручей, текущий через болото; небольшая, заросшая травой река». Другие ученые считают, что Волга произошло от «волоога»- влага, влажный.

1-ый ученик: Все перевидала Волга, все пережила. С ее берегов и с ее благословения в нашу историю, в наш день, в наши сердца шагнули предводители волжской вольницы Разин и Пугачев. ( слайд № 9). Ей обязаны глубиной проникновений в суть народных явлений Радищев, Карамзин, Чернышевский, Добролюбов, Островский, Некрасов, Гончаров, Салтыков – Щедрин, А. Толстой, Горький (слайд №10).

2-ой ученик: а сколько с Волгой связано имен полководцев, певцов, художников, музыкантов, политических деятелей: Пожарский, Шаляпин, Левитан, Русланова (слайд №11). Волга неисчерпаема! Об этом пишет в стихотворении Е. А. Евтушенко «Волга».


Мы русские. Мы дети Волги.

Для нас значения полны

Ее медлительные волны,

Тяжелые, как валуны.

Любовь России к ней нетленна,

К ней тянутся душой своей

Кубань и Днепр, Нева и Лена,

И Ангара, и Енисей.

Люблю ее всю в пятнах света,

Всю в окаймленьи ивняка…

Но Волга для России – это

Гораздо больше, чем река.

А что она – рассказ не краток,

Как бы связуя времена,

Она – и Разин. И Некрасов,

И Ленин – это все она!


Ведущий: не только историю страны можно изучать, плывя по Волге. Река всегда была проспектом труда. На реке возникло много городов.

Тополя высокие, стройные стоят

И на Волгу – матушку

С нежностью глядят.

Я хожу по берегу, вижу корабли,

Но они от берега ой как далеки!

Волга, Волга – матушка,

Русская река, города на Волге –

Родина моя!


1-ый ученик: и следующая наша страничка – народные промыслы Поволжья (слайд №12).

Ведущий: объясню правила первого задания. Всем участникам (9-11 классам) раздаются картонные шаблоны декоративных росписей (9 класс – дымковская роспись, 10 класс – хохломская роспись, 11 класс - городецкая).

- Необходимо догадаться к какой декоративной росписи относятся предложенные фигуры, вспомнить узоры, цветовую гамму и раскрасить шаблоны соответствующей росписи.

- Рассказать историю, традиции о данной росписи и пояснить какое значение она имеет к Волге.

- Жюри оценивает правильность ответов и качество выполнения творческих работ. Здесь вы можете заработать до трех баллов.

Ведущий: четвертая страничка – экологическая (слайд № 13). Жюри оценивает качество исполнения сценки, раскрыта ли тема экологической проблемы. Здесь также можно заработать до трех баллов.


Ведущий. Обучающиеся 9 класса покажут сценку «Сказка о рыбаке и рыбаке

на новый лад».

Ведущий 1: странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места - нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного: Воздух - это наш отец, Вода - мать, Земля - наш дом.

Ведущий 2: прекрасен мир живой природы, а мы - часть его. Давайте же сообща беречь и умножать!

Ведущий 1: У природы живые краски
Миллионы лучистых соцветий.
Для чего чудеса из сказки,
Если в жизни их можно встретить.


Автор. Жил старик со своею старухой

У самой матушки Волги.

Они жили в новом коттедже

Ровно 30 дней и 3 ночи.

Старик ловил сеточкой рыбу,

Старуха на рынок ходила, там рыбу она продавала

И деньги домой приносила.

Вот пошел раз старик рыбачить,

И поставил он в реку сети.

А когда стал улов смотреть он,

Оказалось – там банки и склянки.

Он в другой раз поставил сети,

Но улов – лишь бутылки пустые.

Взял старик динамита 2 пачки

И закинул их в воды речные,

Но и тут не увидел рыбы.

Старуха. Дурачина ты, простофиля,

Вот возьми телефон мобильный.

Позвони золотой рыбке.

Попроси у нее улова.

Автор. Вот пришел старик опять к речке.

Стал звонить золотой он рыбке.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

Золотая рыбка. Чего тебе надобно, старче?

Автор. Ей с обидой старик отвечает:

Старик. Слушай, ты, государыня рыбка,

Что – то речка сегодня вздурилась,

Не дает, старику, мне улова.

Покупать хотел я машину,

А без рыбы какое ж богатство?

Автор. Разозлилась рыбка золотая

И хвостом по воде плеснула.

Золотая рыбка. Хочешь рыбы? Ну, что же, попробуй

На часок стань ты тоже рыбкой.

Автор. Н успел старик оглянуться,

В карася в тот же миг превратился,

Очутился в речных он водах.

И поплавать решил в глубине он.

Не успел он проплыть и полметра,

Увидал над собою сети,

Еле жив наш карась остался.

А вода – то в реке не простая,

Загрязненная, еле живая.

Годом час старику показался.

Наконец, дома он оказался.

Старуха его увидала.

Старуха. Ну, как? Помогла тебе рыбка?

Старик. Да, помогла золотая,

Помогла понять нашу жадность!

Оглянись вокруг – стонет природа,

Беднеет она год от года!

Беречь мы ее забываем,

Животных кругом убиваем,

Водоемы мы засоряем.

Старуха. Прости, если сможешь, природа!

Исправим свои мы ошибки,

Попросим прощенья у рыбки

И станем ее мы друзьями,

А чудо совершим мы сами.

Старик, старуха и золотая рыбка. Ведь вовсе не надо волшебником быть, чтоб землю родную беречь и любить.


Ведущий: обучающиеся 10 класса покажут экологическую сказку про то, как Вовка живую воду искал.

Автор: Жил-был мальчик по имени Вовка. Был он обычным ребёнком и учился в школе.

(Вовка ходит по сцене, держится за голову, сокрушённо):

Вовка: Сколько дел, проблем, забот, столько всего навалилось: по математике задали 10 номеров, по истории 3 параграфа учить, а по литературе вообще сочинение надо писать, да ещё мама целый список дел оставила… Как всё сделать, где бы мне найти «исполнитель желаний»? Надо залезть в Интернет, может быть, там что-то найду.

«Включает компьютер». Компьютер начинает издавать звуки…

Компьютер: Вас приветствует поисковая система «Рамблер». Что будем искать?

Вовка: (набирает на клавишах). И с п а л н и т е л ь   ж и л а н и й.

Компьютер: (возмущённо): Тьфу, двоечник, немедленно исправь ошибки.

Вовка: Чего ругаешься, сейчас исправлю, а ты, не тормози, ищи давай!

Компьютер: По вашему запросу найден один сайт. Открыть?

Вовка: Открыть!

Компьютер: Реклама: Интернет магазин предлагает «цветок исполнения желаний». В короткие сроки, быстро и точно исполнит все ваши желания. Будете брать?

Вовка: Конечно, буду!

(Нажимает кнопку, компьютер издаёт звук кассового аппарата и выдаёт конверт).

Вовка: (восхищённо). Вот это сервис! (Открывает конверт, озадаченно): Где же цветок? А вот здесь что-то есть (Достаёт конверт, начинает читать:

ИНСТРУКЦИЯ по выращиванию цветка желаний. (Разочарованно). Так его ещё и вырастить надо! Ну, да ладно, делать нечего, попробую. Взять горшок, насыпать землю, положить семена, полить живой водой. Через 2 минуты цветок вырастет и исполнит ваши самые заветные желания.

Выполняет инструкцию. Пока Вовка сажает цветок звучит тревожная музыка,

на сцене появляется ЗЛО в чёрной одежде. Оно танцует за спиной Вовки свой танец.

Вовка:  Где взять живую воду? А-а-а, из крана подойдёт (Поливает, ждёт 2 минуты)

Зло: Посмотрите на меня,  я ведь Зло в природе

         Я и в речке, и в пруду, и на море тоже.

         Засоряет водоёмы человек беспечно

         Погибает всё живое, ведь ничто не вечно.

         Расплывайтесь пятна нефти

         По морским просторам

         Задыхайтесь все вокруг,

         Гибни всё живое!

Цветок не вырастает, Вовка возмущён.

Вовка: А-а-а, обманули,  в суд подам!

Компьютер: Не надо в суд! Сейчас пришлём эксперта!

Звучит современная восточная музыка, появляется Хоттабыч

Вовка: Ты кто?

Хоттабыч: Я – Гасан Абдурахман ибн Хоттаб – старший менеджер Интернет-магазина. Какие у Вас проблемы?

Вовка: Да вот, цветок не растёт!

Хоттабыч: (оглядывает со всех сторон горшок, принюхивается, пробует что-то на зуб): Всё понятно! Ты полил волшебный цветок водой из-под крана.

Вовка: А где взять живую воду?

Хоттабыч: Живая вода сейчас только в сказках осталась, да и то, её найти надо!

             Вот тебе сотовый. Нажмёшь на кнопку, окажешься в сказке. А я пошёл!

Хоттабыч уходит. Вовка начинает читать названия сказок:

Вовка: Да их здесь столько, что даже не знаю какую выбрать, попробую наугад, может что и получится!

Нажимает кнопку, звучит таинственная музыка. Вовка попадает на болото

в сказку «Летучий корабль»

Вовка: (восхищённо): Ух, ты! А я и в правду в сказке оказался!

Увидел водяного. Водяной сидит, поджав ноги, понурившись.

Вовка: Ты кто?

Водяной: Поёт под музыку из сказки:

Я – Водяной, я – водяной!

Никто не водится со мной

Кругом всё банки, склянки,

Бумажки, в общем, мусор,

Фу, какая гадость, Ээ-эх,

Жизнь моя жестянка, а ну её в болото,

Живу я как поганка,

А мне летать, а мне летать,

А мне летать охота!

Вовка: Ба-а, да ты настоящий Водяной! Ты- то мне и нужен, есть ли у тебя живая вода?

Водяной: Нет у меня живой воды. Поздно ты пришёл, посмотри, вся вода мёртвой стала!    Звучит тревожная музыка. Появляется ЗЛО, танцует танец

Водяной: Ходят люди сюда отдыхать на берег, жгут костры, бросают в воду всякий мусор. Стал мой водоём грязным и непригодным для жизни. Ищи живую воду в другом месте.

Вовка: Я найду живую воду, вернусь и твоё болото оживёт, а сейчас мне надо спешить.

Нажимает сотовый, звучит музыка. Уход на авансцену.

На сцене сме­на декораций. Сказка «Золотой ключик».

Черепаха Тортила: Сидит в кресле, поёт под музыку из фильма

Затянулось бурой тиной,

Гладь старинного пруда,

Ах, была как Буратино,

Я когда-то молода

Был наш пруд на диво чистым

И кувшинки в нём росли,

Рыбки плавали, играли

И вокруг цветы цвели!

Пролетели годы быстро,

Наступил уж новый век

И открытий много сделал,

Современный человек.

Поливают люди ядом,

Все что на полях растёт,

И с дождями эта гадость

Под землёй в мой пруд течёт!

Вовка: Здравствуй, черепаха! Пришёл я к тебе за живой водой, но вижу и здесь мне не найти её. Не знаешь ли ты, где её искать.

Черепаха: Поищи чистую воду в реках, может они ещё не загрязнены.

Вовка: Я обязательно найду живую воду, и тогда твой пруд оживёт! (Подходит к краю сцены): Куда же мне отправиться? Отправлюсь я к щуке в сказку «По щучьему велению»

Нажимает сотовый, звучит музыка. Сказка «По щучьему велению». Щука лежит на берегу, еле дышит.

Щука: Не купайся, не пей воды, погибнешь.

Вовка: Что с тобой случилось?

Щука: Сама не знаю. Раньше я могла выполнять разные желания людей. Только скажи «По щучьему велению», а теперь не знаю, доживу ли до завтра. Появился монстр на берегу моей реки. Коптит небо своими трубами, сливает свои отходы в воду. Всё живое погубил.

Вовка: Мне вода живая нужна.

Щука: Не найдёшь ты её здесь, иди к моей сестре, рыбке золотой, она ­царица морей и океанов. Может она тебе поможет!

На берегу сидит старуха у разбитого корыта. Увидела Вовку.

Вовка: Здравствуй, бабушка!

Старуха: Здравствуй, милок!

Вовка: А не подскажете ли мне, как найти золотую рыбку?

Старуха: Возьми, невод, касатик, забрось его в море. Может, и поймаешь рыбку золотую, давно я её не видала! Попроси у неё для меня но­вое корыто, а то старое совсем прохудилось!

Вовка: Хорошо, бабушка! (Вовка берёт невод и закидывает его в море. Вытягивает Золотую рыбку)

Вовка: Здравствуй, золотая рыбка! Ты последняя моя надежда! Мне нужна живая вода, а за это я отпущу тебя обратно в море!

Золотая рыбка: Не пускай ты меня назад, в это море. ЗЛО поселилось здесь большое! Тонким маслянистым слоем разлилось оно по поверхности воды, покрыло большие простран­ства. Гибнет здесь всё живое. Лучше буду я жить в аквариуме с чистой водою. Не хочу быть рыбкой нефтяною, а хочу остаться золотою. Что-то плохо мне становится, чувствую, зло приближа­ется!

Вовка: Не бойся, рыбка, не дам я тебя в обиду, не дам погубить всё жи­вое! Выходи ЗЛО, давай встретимся с тобой в открытом бою!

МАТРИЦА. Сражение Вовки и ЗЛА. Замедленное действие.

Зло отходит  в сторону, пятится назад и убегает

Вовка: Мы ещё встретимся с тобой. Делать нечего, придётся возвращать­ся домой ни с чем.

Нажимает сотовый, звучит музыка. На сцене смена декораций.

Появляется Хоттабыч, Компьютер.

Хоттабыч: Ну, как, нашёл ты живую воду.

Вовка: Нет, не нашёл, всю воду в сказках отравило Зло, и я не смог его победить!

Хоттабыч: Зло нельзя победить сразу, и ты один с ним не справишься! Мы объединимся.

Вовка: (обращаясь в зал): Давайте все вместе бороться со Злом, и тогда вода в водоёмах станет чистой и живой...

Хоттабыч: И тогда распустится волшебный цветок, и все наши желания исполнятся.

Все участники представления выходят на финальную песню

Песня на мотив песни А. Пугачёвой «А знаешь, всё ещё будет»

1. Земля - это общий дом,

Где дружно мы вместе живём,

И чтобы сберечь красоту его,

Нам нужно объединиться.

Мы в доме своём хозяева

И помнить об этом надо нам

В ответе за всё живое мы

На нашей планете маленькой.

ПРИПЕВ: Вот она летит такая

Маленькая и голубая,

Зыбкой прохладой веет,

Всё ещё живёт, всё ещё людям верит!

2. Вот она плывёт сквозь полночь,

Всех людей зовёт на помощь,

Чтоб моря, океаны и реки,

Стали чистыми и голубыми:

Чтобы в них было больше рыбы,

Чтоб на полюсе жили пингвины,

Чтоб киты по волнам ходили

И дельфины играли с нами.


Ведущий: обучающиеся 11 класса покажут экологическую сценку «Назад в будущее».


Звучит мелодия из фильма Терминатор-2

Голос за кадром: 2148 год. После разразившейся на Земле глобальной экологической катастрофы запасы пресной воды уменьшились в 50 раз. В связи с этим каждый житель планеты получил специальный электронный ключ, по которому он мог получить свою суточную норму - 350 мл воды.

На сцене - пункт раздачи воды. На пункте - раздатчик и два офицера полиции

в форме (парень и девушка). На столе у них стоит ноутбук. Очередь доходит до мамы и сына. Мать протягивает полицейскому два электронных ключа (флешки). Полицейский проверяет ключи, вставляя их в ноутбук.

Полицейский (обращаясь к раздатчику): 700 миллилитров на двоих.

Раздатчик отмеряет воду в бидончик матери. Они с мальчиком отходят от

пункта раздачи, женщина поскальзывается, падает и разливает воду. Мальчик помогает ей подняться.

Мальчик: мама, ты не ушиблась?

Мама: это не важно, сынок, я разлила всю нашу воду. Что же теперь делать? Как

прожить сегодня без воды?

Мальчик: давай попробуем попросить, чтобы нам второй раз дали воду, ведь все

видели, что ты упала не специально.

Они снова подходят к пункту раздачи воды.

Мама (обращаясь к девушке-полицейскому): мисс, нельзя ли нам снова получить воду, я

случайно упала и все разлила.

Девушка-полицейский: я видела, мэм, но ничем не могу помочь. Свою норму сегодня

вы уже получили. Мне очень жаль.

Мальчик (обращаясь к полицейскому): простите, сэр, а почему мы не можем получить

еще воды?

Полицейский: просто в этом случае кто-то другой не получит свою порцию.

Мальчик: а мама говорила, что когда-то воды хватало на всех, и она даже текла из

кранов в каждом доме.

Полицейский: так действительно когда-то было.

Мальчик: так что же произошло?

Полицейский: если хочешь, я могу рассказать.

На сцене остаются только мальчик и полицейский. На середину сцены выносят

большой плакат, на котором нарисовано озеро с чистой водой.

Полицейский: не так давно пресной воды на планете хватало на всех. В воду можно было входить без специальной защитной одежды, в ней даже можно было купаться. Но человек редко ценит то, что у него есть. А особенно, когда речь шла о воде. Ведь ее так много на планете. Но лишь 2% от этого количества составляла вода пресная, пригодная для питья. Родники, реки, озера были ее хранилищами. Человек использовал их по своему усмотрению.

Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет предприятия и

закрашивает часть воды озера краской.

Полицейский: на берегах водоемов выросли промышленные предприятия, которые сбрасывали неочищенные стоки в воду.

Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет сельскохозяйственных угодий

и закрашивает часть воды озера краской.

Полицейский: дождями с полей смывались ядохимикаты и удобрения, широко

применявшиеся в сельском хозяйстве.

Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет бензозаправки

и закрашивает часть воды озера краской.

Полицейский: многочисленные автомойки, бензозаправочные станции бесперебойно

поставляли в грунтовые воды высокотоксичные нефтепродукты.

Выходит ученик, прикрепляет на рисунок озера макет танкера и закрашивает оставшуюся часть воды озера краской.

Полицейский: частые аварии танкеров приводили к утечке миллионов тонн сырой

нефти в моря и океаны, губя все живое на много квадратных миль

вокруг. И однажды выяснилось, что пригодной для питья воды на

планете практически не осталось. И с каждым днем ее количество

уменьшается и уменьшается…

Ведущий 1: то, как сейчас человек распоряжается водными ресурсами - преступление

против человечности.

Ведущий 2: люди, задумайтесь, ведь то, что вы сейчас видели, действительно может

оказаться вашим будущим.

Ведущий 1: наше «да»: миру и спокойствию, любви и уважению к природе, заводам без

дыма, фабрикам без ядовитых стоков, автомашинам без удушливого

выхлопа, тишине, разуму и науке, осторожности и мудрости.

Ведущий 2: наше «нет»: любым войнам, любым битвам с природой, безграмотному

природопользованию, всему тому, что грозит Земле, угрожает людям,

каждому человеку - всем и по отдельности.

Исполняется песня под фонограмму «Солнечный круг».


Солнечный круг, небо вокруг, -
Помнишь рисунок мальчишки?

Нарисовал он на листке
И подписал в уголке
Пусть всегда будет солнце
Пусть всегда будет небо.
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я!
Время пришло, и подросло
Много способных детишек
Хочет узнать каждый из нас,
Где тот мальчишка сейчас?
Он сидит в кабинете,
Строит химкомбинаты,
Осушает озера,
Затопляет леса.
Он готовит доклады,
Выступает с трибуны,
А потом на досуге,
Сидя в кресле, поет:
Пусть всегда будет должность,
И карьеры возможность,
Кабинет, секретарша,
И, конечно же, я.
Все б ничего, но у него
Вырос упрямый сынишка.
И написал он на листке,
Выйдя с плакатом в руке:
Защитим эту землю
От руки бюрократов!
Не позволим глумиться
Над природой родной!
Пусть всегда будут реки,
Пусть всегда будет рыба,
Пусть вода будет в море,
А в пустыне верблюд!
Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в тайге будут звери,
А у дома цветы!
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!


Ведущий: да, ребята, посмотрев эти сценки, есть над чем задуматься. Жюри огласят результата.

Земля – всего лишь малая частица Вселенной, но только на ней одной есть жизнь. Все мы любим лес с грибами и ягодами, с цветами и птичьими трелями. Любим речку, особенно в летнюю пору, когда можно окунуться или ранним утром посидеть на ее берегу с удочкой. Любим луг, такой пестрый от множества цветов, над которым неспешно летают и гудят пчелы, бабочки, стрекозы. Все мы это любим и хотим, чтобы окружающая нас природа была красивой, богатой, радостной. Но ни лес, ни озера, ни луга, ни реки не могут сами позаботиться о себе. А человек все безжалостнее с каждым годом истребляет природу, и виноваты здесь не только заводы, фабрики, которые отравляют своими выбросами воздух и реки, но и мы с вами, тоже. Очень часто мы не задумываемся, можем раздавить букашку, сломать молодое деревце, нарвать домой целую охапку цветов.

Уже сейчас многие звери и птицы, растения и насекомые занесены в красную книгу: книгу редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. Ее обложка красного цвета – сигнал тревоги, опасности. И сейчас мы хотим познакомить вас с некоторыми видами рыб, обитающих в реке (слайд № 14).

Ведущий: а сейчас мы проверим ваше домашнее задание. Вы должны были написать письма. Они находятся у меня, я их сейчас зачитаю. В них отражена проблема, выслушав которую вы должны написать каким образом ее можно решить, если бы вы были экологом, человеком, имеющий любые возможности. В ответах учитывается ваша заинтересованность в решении проблемы, оригинальность решения проблемы, возможен творческий подход.

(предполагаемые постановки проблем:- Загрязняет воду транспорт, ядохимикаты

пластиковый мусор. Как очистить пруды, водоемы реки?

-Как организовать зону отдыха на пляже, если кругом мусор?

- основные источники загрязнения воды связаны с человеком:

нефтепереработка, только 1 литр нефти способен отравить миллион

литров воды. Какой выход?


Предполагаемые варианты ответов.

- Нужно поставить контейнеры для мусора, урны здесь не спасут.

- Всем отдыхающим собраться вместе и убрать мусор.

- Даже за маленькую брошенную бумажку надо брать штраф. Он должен быть

весомым.

-Нарисовать плакаты, в которых напомнить людям, что сорить нельзя.

- Не сорить самим.

-Оставлять после себя чистоту, даже если до вас там было грязно

- Чтобы очистить водоемы построить очистительные сооружения

- Не мыть в реке машины, мотоциклы, велосипеды

- Расчищать родники и ручьи и т.д.).


Ведущий: жюри предварительно оценили ваши рисунки «За что я люблю свою реку?» и выбрали самые творческие, оригинальные, правильные по композиционному и цветовому решению рисунки. И дополнительно получите баллы, которые дополнят копилку в вашем классе.

Итог нашей программы – викторина, где вы можете показать все свои знания о реке «Волга». За каждый правильный ответ начисляется 1 балл (каждому классу раздается викторина, обучающиеся против каждого вопроса пишут ответ).


1.Определите реку.

Не приметен ничем, не широк –
По просторам Валдайского края.
Еле слышно течет ручеек,
К морю Каспия убегая (Волга)

2. Назовите древние имена Волги (“Ра”, “Итиль”…)

3. В какой стране целиком протекает самая длинная река Европы? (Россия)

4. Виды и герб какого города можно увидеть на российской купюре достоинством 1000 рублей? (Ярославль)

5. Одно и то же слово по-скифски звучит “Дон”, на языке манси “Обь”, по-удмуртски “Кама”. О чем идет речь? (река)

6. На какой реке находится Рыбинское водохранилище, глубинами не уступающее Азовскому морю? (Волга)

7. Перечислите виды рыб обитающих в Волге.

8. Притоками какой реки являются Ока, Кама, Угра? (Волга)

9. Назовите Российский город на реке Ока, носящий имя крупной пресноводной рыбы семейства осетровых (Калуга).

10. Какой центр автомобилестроения до 1964 года назывался Ставрополь-на– Волге? (Тольятти)

11. Автомобили какой марки производятся в Тольятти? (Лада)

12. Где производятся автомобили марки УАЗ? (Ульяновск)

13. Приведите примеры произведений искусства, где воспета река Волга (И.Е. Репин “Бурлаки на Волге”, “Шторм на Волге”, И.И. Левитан “Свежий ветер. Волга”, “Весна. Большая вода”, И.И. Шишкин “Первый мост через Волгу”, “Часовня”, Н.А. Некрасов “О, Волга!...колыбель моя!”, А.С. Пушкин: “Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила”, А.Т. Твардовский “За далью даль”).

14. Перечислите крупнейшие города на Волге (Калинин, Ярославль, Горький, Казань, Ульяновск, Куйбышев, Саратов, Волгоград, Астрахань).

15. Вспомните пословицы о волге. Волга – добрая лошадка, все свезет. Не проплывешь Волгу – Родину не увидишь. Волга – плыть долго. Волга – всем рекам мать. В ложке Волги не переедешь. Волгу переплывет тот, кто опирается на народ. Нечем платить долгу – ехать на Волгу. Толокном Волгу не замесишь. На словах - Волгу переплывет, а на деле – ни через лужу. Просит осетр дождя, в Волге лежа. Волга – рекам Родина царица, ни одна не может с ней сравниться.

(звучит музыкальная запись,

жюри поводят итоги, оглашают результаты всех конкурсов, выявляют победителей)


Ведущий: природа неутолимо просит у нас защиты. Берегите ее. Наслаждайтесь красотой водоемов, в которых отражается все вокруг. Посмотрите в них и попробуйте увидеть, как отражается в них вся наша жизнь, все наши дела и поступки.



Список использованной литературы.


  1. Азбелева. С.Н., Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней.  Москва : Советская Россия Русская книга,   1992.  - 605с.

  2. Вардугин. В.И, Мифы древней Волги: мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, обитавших берега великой реки с древнейших времен до наших дней– Саратов: Надежда, 1996.-686с.

  3. КожинаТ. Н. Рек, озер краса, глава, царица...: Волга как прецедентный знак русской культуры. Русский язык за рубежом- 2003.-№3

  4. Каркошкина Т.Н. Нравственное воспитание в начальной школе. – Волгоград: учитель, 2008. – 105с.

  5. Мартынова А.Н., Митрофанова В.В. «Пословицы, поговорки, загадки», «Современник» Москва 1986.

  6. Проблемы охраны производственной и окружающей среды: материалы научно-практической конференции г. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.:Новая школа, 1997.









Интернет ресурсы.

  1. zvonoknaurok.ru›publ/viktoriny

  2. festival.1september.ru

  3. StranaMam.ru

  4. liveinternet.ru

  5. http://vseanekdotu.ru/scenki-na-ekologicheskuyu-temu/







27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!