СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект «Пищевые добавки в питании школьников» по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Благодаря питанию мы поддерживаем жизнь и здоровье нашего организма. Потребление в пищу полезных продуктов позволяет наполнить организм необходимыми питательными, органическими и неорганическими веществами.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект «Пищевые добавки в питании школьников» по биологии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «СОШ с. Андреевка»









Индивидуальный проект

«Пищевые добавки в питании школьников»

по биологии



ученицы 9 класса

Ерохиной Алины Александровны





Руководитель проекта: учитель биологии

Мамашева Мария Геннадьевна









Андреевка

2020г.


___________________/_____________________________

Содержание

1.Паспорт проекта ………………… ………………………………… 3

2. Сроки и этапы реализации проекта………………………………… 4 3. Обоснование темы …………………………………………………. 5

3. Пищевые добавки…………………………………………………… 7

4. Результаты исследования …………………………………………. 8

5. Исследование продуктов питания на

наличие в них пищевых добавок……………………………………. 9

6. Вывод………………………………………………………………. 12

7.Обзор литературы ………………………………………………. 14

8. Приложения………………………………………………………. 15




















Паспорт проекта

Тема: «Пищевые добавки в питании школьников»

Цель:

выявить наличие пищевых добавок в составе ряда распространённых продуктов питания, которые любят дети.

Задачи:

  • выявить наличие пищевых добавок в составе ряда продуктов питания;

  • выяснить характер влияния данных веществ на организм человека;

  • узнать о полезных продуктах и правилах здорового питания.


Постановка проблемы:

  • Как влияет правильное и неправильное питание на здоровье подростка; что нужно употреблять в пищу и включать в свой рацион, чтобы быть здоровым?

  • Как пищевые добавки, входящие в состав любимых продуктов питания школьников, влияют на здоровье?

  • Какие продукты питания полезнее для человека?


Методы исследования проблемы:

  1. Анализ информации

  2. Сравнение

  3. Наблюдение

  4. Собирание

  5. Обработка результатов

  6. Анализ состава

  7. Составление рейтингов

  8. Анализ литературы

  9. Формулировка выводов


Сроки и этапы реализации проекта

Чтобы проект был реализован, важно установить реалистичные сроки для исполнения каждой поставленной задачи.

Примерные сроки и этапы реализации предложенного проекта:

1

Определение темы, списка используемой литературы, источников информации

Начало учебного года: осень

2

Составление плана работы над проектом, определение цели и задач. Формулировка проблемы и обсуждение способов ее разрешения.

Осень

3

Разработать анкету для проведения социологического опроса по теме проекта. Обработать данные анкеты социологического опроса по теме проекта.

Декабрь

4

Консультация учителя биологии по теме « Пищевые добавки»

На протяжении всего года

5

Ознакомиться и собрать информацию о питании школьников. Создание тезисов по каждому разделу проекта и их доказательство.

Середина учебного года: зима/декабрь, январь

6

Формулировка выводов и обобщений

Январь, февраль

7

Разработка презентации проекта

Февраль, март

8

Подготовка к защите проекта

Конец учебного года: весна/март, апрель

















Введение

"Мы живем не для того, чтобы есть,

а едим для того, чтобы жить".

Сократ


Благодаря питанию мы поддерживаем жизнь и здоровье нашего организма. Потребление в пищу полезных продуктов позволяет наполнить организм необходимыми питательными, органическими и неорганическими веществами.

В результате неправильного питания и перекусов происходит ухудшение здоровья, как у школьника, так и у взрослого человека. В настоящее время все чаще встречаются дети со слабой иммунной системой, имеющие избыточный вес, слабое зрение. Дети, питающиеся неправильно, как правило, слабы и малоактивны.

Проблема неправильного питания возникает по разным причинам:

  • Огромная интеллектуальная нагрузка в школе;

  • Увлечение компьютерными играми и неполноценные приемы пищи во время многочасового времяпрепровождения за компьютером;

  • Фаст –фуды;

  • Перекусы во время завтрака и обеда;

  • Продуктовые «изыски» ( чипсы, сухарики, газированные напитки и т.д.)

Вопросы о питании стоят на первом месте. На нашей планете ощущается значительный недостаток пищевых продуктов, в том числе, с высоким содержанием белка. Проблема правильного питания - глобальная проблема человечества.

Я учусь в сельской школе, в которой обучается чуть больше 50 –ти детей. Когда наступает время завтрака и обеда, многие дети, которые учатся в средней школе, не едят сбалансированную пищу, вместо этого они бегут в магазин, или заранее уже покупают сухарики, чипсы, газированные напитки. Именно поэтому я выбрала тему о правильном питании и о добавках. Моя цель - рассказать подрастающему поколению, что ждет их впереди, если они будут продолжать употреблять в пищу «яд» для своего организма.

Почему сейчас так популярно правильное питание?

Еще несколько лет назад ситуация кардинально отличалась от сегодняшней – школьники не заботились о своем здоровье и вели неправильный образ жизни, употребляя в пищу вредные продукты. Это объяснялось тем, что раньше все хотели быстрее повзрослеть и доказать в компании, что они могут есть все, что захотят, не спрашивания разрешения у мамы. Сегодня ситуация меняется, во многом благодаря соцсетям. Появилась мода на здоровый образ жизни, которая быстро распространяется среди школьников. Особенно уделяется внимание правильному питанию. Подростки стали понимать, что здоровое питание это - здоровый дух и отличная жизнь.









Пищевые добавки

Пищевые добавки – это природные, идентичные природным или искусственные (синтетические) вещества, увеличивающие сроки хранения продуктов или придающие им заданные свойства. 

Они улучшают качество сырья и конечного продукта, сроки и условия хранения, упрощают различные производственные процессы. Например, разрыхлители освобождают газ и увеличивают объем теста, стабилизаторы позволяют сохранять однородность смеси несмешиваемых веществ, загустители повышают вязкость продуктов, уплотнители сохраняют плотность тканей овощей и фруктов. Также есть вещества, которые препятствуют слеживанию и комкованию, снижают тенденцию частиц пищевого продукта прилипать друг к другу.

Цель использования добавок - облегчение производственного процесса или отдельных операций, увеличения стойкости продукта к различным видам порчи, сохранения структуры и внешнего вида или намеренного изменения свойств.

К пищевым добавкам можно отнести:

  • эмульгаторы - образуют или поддерживают однородную смесь несмешиваемых фаз, таких, как масло и вода;

  • регуляторы кислотности - изменяют и регулируют кислотный или щелочной состав пищи;

  • консерванты - повышают срок хранения продуктов, защищая от порчи, вызванной микроорганизмами;

  • антиокислители - повышают срок хранения продуктов, защищая от порчи, вызванной окислением.

Трехзначное или четырехзначное число, стоящее за буквой «Е», указывает код конкретной пищевой добавки. Наличие пищевой добавки должно быть отражено на этикетке продукта.

Результаты исследования

Для того чтобы узнать, какому питанию больше всего отдают предпочтения учащиеся Андреевской школы, я провела анкетирование « Как ты питаешься?» ( Приложение № 1).

В ходе исследования анкет среди учащихся 5 -11 классов, я узнала, какие любимые продукты питания у школьников.



Были получены следующие результаты:

В нашей школе с 5-11 класс обучаются 33 человека. В анкете были представлены вопросы с множественным выбором ответа. Результаты, которые отражены в диаграмме, показывают нам, что школьники предпочитают в своем рационе вредные для здоровья продукты питания.







Исследование продуктов питания на наличие в них пищевых добавок

Для того чтобы выяснить, содержат ли продукты питания пищевые добавки, я исследовала этикетки этих продуктов. Предпочтение отдавалось тем продуктам, которые употребляются в пищу школьниками чаще обычного. Исследовались продукты питания как отечественного, так и импортного производства.

В напитках очень высокое содержание красителей, которые являются опасными пищевыми добавками. Кроме того, напитки содержат большое количество консервантов и веществ, замедляющих окисление.



Конфеты содержат не очень большое количество вредных пищевых добавок. Но все равно отмечается присутствие:

  • эмульгаторов Е492- Независимые исследования показывают, что сорбитан тристеарат способен нарушать процессы обмена жиров в организме. Это провоцирует их накопление в тканях. При этом страдает печень; у человека может развиться ожирение.

  • Антиокислителей Е 306 – токоферол –витамин Е - добавка не вредна для здоровья потому, что не способна накапливаться в организме. Большая ее часть выводится естественными путями – с мочой или фекалиями.

Изучение пищевых добавок, входящих в состав мороженого вызвало большое удивление. Несмотря на всю популярность этого продукта, содержание разнообразных пищевых добавок: эмульгаторов, стабилизаторов, ароматизаторов настораживает. Влияние каждой пищевой добавки на организм изучается отдельно, и неизвестно, как пищевые добавки поведут себя в комплексе друг с другом. Поэтому мороженое лучше употреблять с большой осторожностью, хотя бы из-за большой опасности расстройства желудочно-кишечного тракта.

Очень опасные пищевые добавки содержат такие продукты, как чипсы, сухарики и колбасные изделия. В их состав входят консерванты, которые могут вызвать нарушение обмена веществ; усилители вкуса, способные вызвать расстройства парасимпатической нервной системы. Употребление школьниками этих продуктов недопустимо.

Результаты опроса показали ( приложение 2) что 16 % учащихся употребляют продукты, в которых содержащиеся пищевые добавки, способны вызвать рахит и астму; 50% учащихся предпочитают продукты, вызывающие расстройство ЖКТ ; 16% учащихся выбрали продукты с очень токсичными добавками ; и только 20% отдают предпочтение продуктам, в которых не было обнаружено пищевых добавок.

Вывод

При написании данной работы я достигла своей цели и выявила, какие добавки входят в питание детей. Исходя, из всего моего проекта можно сделать вывод, что мы обязаны правильно питаться, чтобы сохранить свое здоровье.

По результатам анкетирования школьников с 5-11 класс, можно сделать вывод, что большая часть учеников питаются не правильно и даже опасно для своего организма. В своем проекте я показала видео - сюжет как нужно правильно питаться, чтобы сохранить здоровье для учащихся моей школы. Рассказала о вредных и опасных добавках в продуктах питания. Дала всем учащимся и учителям памятки о том, какие продукты можно употреблять в пищу, а какие нельзя.

Уже сложно представить какой-либо продукт без пищевых добавок. 


Мною были изучены этикетки некоторых продуктов питания. Практически в каждом из разобранных продуктов были выявлены пищевые добавки, которые влияют на состояние здоровья человека. Для того чтобы не подвергать свое здоровье опасности, желательно в пищу принимать продукты питания с минимальным содержанием пищевых добавок.

При приобретении продуктов питания в магазинах необходимо знать, какие пищевые добавки являются вредными для организма человека, и стараться не покупать те продукты, на этикетках которых указаны эти добавки.

Экологическая безопасность и химические знания помогут сделать правильный выбор продуктов питания, образа жизни.





























Обзор литературы

1. Маюров, А. Н. В здоровом теле − здоровый дух ./ М.: Педагогическое общество России, 2006.

2. Журналы «Биология в школе», № 7, № 8, 2009.

3. Пальцев, А. И. О питании и здоровье / Новосибирск, 2004.

4. Интернет ресурсы: https://supercook.ru/1-spe.html

5. Интернет ресурсы: https://znaytovar.ru/new355.html

























Приложение № 1

Анкета

1. Выбери из списка, что бы ты съел на завтрак?

1) молочная каша

2) шоколадные конфеты

3) чай с лимоном

4) лимонад ( газированный напиток)

5) колбаса, сосиски

6) сухарики, чипсы

2. Выбери из списка, что бы ты хотел кушать каждый день в школьной столовой?

1) сбалансированное питание ( суп, плов, чай, булка)

2) Только гарниры с чаем

3) Только сладкое ( булочки, конфеты, торт)

4) фаст-фуд (бургеры, картофель фри)

5) сухари, чипсы, лимонад

6) молочные продукты

3. Что для тебя правильное питание?

1) умеренность, сбалансированность разнообразие и своевременность в питании

2) употребление молочных продуктов и каш

4. Ваши любимые продукты питания, которым больше всего отдаете предпочтение?

Приложение 2

Продукты питания и их классификация на наличие пищевых добавок, оказывающих вредное влияние на организм человека

Продукты питания

Наличие пищевых добавок

Влияние на организм

Конфеты шоколадные


Эмульгатор лецитин

Кислота лимонная

Ароматизаторы

Расстройство ЖКТ

Нетоксичен

Нет информации


Пряники, печенье, вафли


Эмульгатор лецитин

Разрыхлитель сода

Разрыхлитель углекислый аммоний

Лимонная кислота

Ароматизатор

Расстройство ЖКТ

Нетоксичен

Нетоксичен


Нетоксичен

Нет информации


Мороженое

Эмульгатор лецитин

Е471 стабилизатор

Е412 стабилизатор

Е410 стабилизатор

Е466 стабилизатор

Е407 стабилизатор

Е433 стабилизатор

Ароматизаторы


Расстройство ЖКТ


Нетоксичен

Нетоксичен

Расстройство ЖКТ

Нетоксичен


Нет информации

Газированные напитки


Е150а краситель

Е338 регулятор кислотности

Е211 бензоат натрия

Ароматизаторы

Подсластитель: сахарин Е954, цикламат Е952


Нетоксичен


Очень токсичен. Вызывает рахит


Слабо токсичен.

Нет информации


Чипсы


Глутамат натрия




Лимонная кислота

Экстракт паприки, турмерика

Ароматизаторы

Очень токсичен. Вызывает заторможенность и головную боль.


Нетоксичен


Нет информации

Сухарики

Винная кислота

Глутамат натрия Е621

Е551 диоксид кремния

Е1450 модифицированный крахмал

Е627 гуанилат натрия

Е160с краситель

Е330 лимонная кислота

Е414 гуаровая камедь


Е500 бикарбонат


Нетоксичен

Очень токсичен


Нетоксичен



Нетоксичен

Нетоксичен

Слегка токсичен. Вызывает ринит и астму.

Нетоксичен


Кукурузные палочки


Аскорбиновая кислота

Е250 нитрит натрия

Е450 полифосфат


Нетоксично


Колбасные изделия


Е451

Е452


Очень токсично. Канцероген

Очень токсично. Выводит кальций из организма.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!