Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы «__»_______2016 г. Протокол №___ | | Утверждена приказом МБОУ «Жердевская СОШ» №___ от « » _____2016 г. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ученицы
Рахманиной Александры
класс 10
Тема ИОМ
«Подготовка к олимпиаде по географии»
Руководитель ИОМ:
Журавлева Светлана Васильевна
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады. Олимпиады – важнейшая форма работы с одаренными учащимися. Они способствуют не только выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, но и подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Олимпиада по учебной дисциплине – это определение специальной способности, проявляющейся во владении содержанием образования в части конкретной учебной дисциплины, это возможность продемонстрировать наличие имеющихся у учащегося способов работы с неизвестной ему информацией.
Индивидуальный маршрут по подготовке к олимпиаде по географии разработан для ученицы 10 класса Рахманиной Александры.
Рахманина Александра на протяжении последних трех лет показывает высокие результаты участия в школьном туре олимпиады по географии. Обладает аналитическими способностями, широким кругозором.
Цель ИОМ: подготовка к выполнению олимпиадных заданий и успешному участию в предметных олимпиадах по географии
Задачи:
1. предоставить учащейся возможность соотнести уровень своих знаний с уровнем заданий олимпиад;
2. повысить мотивацию к изучению предмета;
3. научить учащуюся ориентироваться в заданиях повышенного уровня;
4. формировать интерес к углубленному изучению предмета;
5. сформировать умения применять теоретические знания по предмету для решения проблемных заданий;
6. развивать самостоятельное, поисковое, исследовательское мышление у учащейся, а также навыки его практического применения;
7. научить алгоритмам и приёмами решения заданий повышенного уровня сложности;
8. развить интеллектуальные и творческие способности учащейся в процессе выполнения олимпиадных заданий;
9. вовлечь учащуюся в олимпиадное движение;
10. поощрять инициативу и творческую самостоятельность учащейся.
Ожидаемый результат:
Овладение предметным содержанием, предусмотренным выбранным ИОМ.
Овладение навыками самостоятельной, творческой и поисковой работы. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке. Результативное участие в предметных олимпиадах.
Ожидаемый результат достигается через:
-отработку с учащейся всех типов заданий, представленных на олимпиадах (используются материалы олимпиад прошлых лет);
- индивидуальный подход в подготовке к олимпиадам (учет предпочтений учащейся, ее познавательных потребностей и ориентации на выбор будущей профессии);
- развитие практических умений, необходимых для выполнения заданий разных видов, т.е. практическая направленность проводимых занятий;
- переход от заданий репродуктивного характера к заданиям проблемным и творческим;
- деятельностный подход, выражающийся в самостоятельном поиске, отборе, анализе и использовании информации, создании на занятиях условий, способствующих
высказыванию своих взглядов, идей.
Способы проверки ожидаемых результатов – результаты участия в олимпиадах по предмету.
Методы работы:
В обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы
творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские,
проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Формы работы: самостоятельная работа с источниками, индивидуальная работа
учащейся с вариантами олимпиадных заданий, обсуждение процесса и результатов работы.
Режим занятий:
- Очные индивидуальные консультации и практикумы, 1 раз в неделю –
(понедельник в 14.00)
-В период проведения олимпиад муниципального и регионального уровня количество занятий увеличивается.
Содержание ИОМ
Разбор теории
Изучение теоретической части на наглядных материалах в виде слайдов. На теорию
отводится приблизительно 30-35% общего времени. Во время рассмотрения теоретиче-
ской части от ученика требуется сопоставить её аспекты с практической реальностью.
Основные положения лекции конспектируются в тетради. Таким образом, идет воздей-
ствие на различные виды памяти, в результате чего материал лучше усваивается;
Темы/Модули:
1. Краткая энциклопедия по географии. Географические термины. Великие путешественники.
2. Географический портал. Олимпиады по географии (задания с ответам). Занимательный материал по географии. Новости географии.
3. Методический центр г. Москва (задания 6-10 класс с ответами).
4. Задания и ответы всех этапов олимпиады по географии в г. Москва.
5. Интересные задания от олимпиады по географии «Юные таланты» с ответами.
Выполнение тестовых заданий
Для закрепления теоретического материала учащейся предлагается выполнить тестовые задания 1 тура ВсОШ могут включать вопросы следующих типов:
1 География в системе наук. История географических открытий
2 Основы картографии и топографии
3 Главные особенности природы Земли
4 Основы социально экономической и политической географии мира
5 Основы регионоведения и страноведения
6 Глобальные проблемы человечества
7 Комплексный географический практикум
Творческий план
1. Изучение литературы | Чтение дополнительной литературы по предмету , в том числе и в Интернет-источниках | В течение года |
2. Реализация ИОМ | Посещение индивидуальных консультаций и практикумов согласно расписанию | В течение года |
3. Участие в ВсОШ | Участие в ШЭ, МЭ и РЭ ВсОШ | Сентябрь-Декабрь 17г. |
4. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах | http://geoschool.mosolymp.ru/ http://olimpiada.ru/ http://www.rosolymp.ru/ http://olymp.apkpro.ru | В течение года |
Учебно-тематический план
| | Задания с выбором Ответа. | Практическое занятие. | Решение олимпиад ных заданий по вариантам (индивидуально) |
| | Тестовые задания. | Практическое занятие. | Решение и анализ тестовых заданий. Способность решать задачи повышенного уровня сложности |
| | Решение задач, связанных с определением путей решения геоэкологических проблем | Практическое занятие. | Решение олимпиадных заданий по вариантам (индивидуально) Способность решать задачи повышенного уровня сложности |
| | Содержание практических занятий Решение задач с использованием картографической основы; | Практическое занятие. | Решение олимпиадных заданий по вариантам Способность решать задачи повышенного уровня сложности Решение и анализ заданий |
| | Решение задач по топографическим картам | Практическое занятие. | Решение олимпиадных заданий по вариантам Способность решать задачи повышенного уровня сложности Решение и анализ заданий |
| | Решением задач с применением топографического оборудования | Практическое занятие. | Способность решать задачи повышенного уровня сложности Решение и анализ заданий |
| | Решение задач на анализ причинно- следственных связей | Решение олимпиад | Способность решать задачи повышенного уровня сложности Решение и анализ тестовых заданий |
| | Решение задач на анализ причинно- следственных связей | Решение олимпиад | Способность решать задачи повышенного уровня сложности Решение и анализ тестовых заданий |
| | Решение задач на расчет показателей, характеризующих климатические особенности | Практическое занятие. | Решение олимпиадных заданий по вариантам (индивидуально) Способность решать задачи повышенного уровня сложности Решение и анализ заданий |
| | Решение задач на определение страны и (или) региона | Практическое занятие. | Решение олимпиадных заданий по вариантам (индивидуально) Способность решать задачи повышенного уровня сложности Решение и анализ тестовых заданий |
| | Решение задач по количественной и качественной типологии стран мира | Практическое занятие. | Решение олимпиадных заданий по вариантам (индивидуально) Способность решать задачи повышенного уровня сложности Решение и анализ тестовых заданий |
| | Решение задач по истории формирования политической карты мира и современных конфликтам | Практическое занятие | Решение олимпиадных заданий по вариантам (индивидуально) Способность решать задачи повышенного уровня сложности Решение и анализ тестовых заданий |
| | Решение олимпиадных заданий по вариантам (индивидуально) | Практическое занятие | Решение олимпиадных заданий по вариантам (индивидуально) Способность решать задачи повышенного уровня сложности Решение и анализ тестовых заданий |
| | Решение олимпиадных заданий по вариантам (индивидуально) | Практическое занятие | Решение олимпиадных заданий по вариантам (индивидуально) |
| | Решение олимпиадных заданий по вариантам (индивидуально) | Практическое занятие | Способность решать задачи повышенного уровня сложности |
| | Решение олимпиадных заданий по вариантам (индивидуально) | Практическое занятие | Решение и анализ тестовых заданий |
| | Решение олимпиадных заданий по вариантам (индивидуально) | Практическое занятие | Решение олимпиадных заданий по вариантам (индивидуально) |
Мониторинг качества выполнения индивидуального маршрута
Основные задачи ИОМ выполнены. Александра Рахманина стала победительницей муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по географии и призером регионального этапа всероссийской олимпиады школьников.