СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный итоговый проект "Кем быть? Секреты выбора профессии"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный итоговый проект представляет собой исследование  по изучению факторов выбора профессии, выбор будущей профессии. Актуальность работы заключается в том, на сегодняшний день существует много профессий, и выпускник стоит перед сложным выбором, решая, с какой деятельностью связать свою жизнь, где учиться и куда пойти работать. Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный итоговый проект "Кем быть? Секреты выбора профессии"»







ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ



«КЕМ БЫТЬ?

СЕКРЕТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ»







Выполнил:

Иванов Иван Иванович

Ученик 9 класса

Руководитель проекта:

Аврина Любовь Николаевна

Педагог - психолог



Работа допущена к защите «_____» _______________ 20____г.



Подпись руководителя проекта ____________________(__________________)











д. Васильевка, 2019 г.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3 - 5

Глава I. Теоретический анализ проблемы выбора профессии……....................6

1.1.Понятия «профориентация» и «профессия»…………………………….6 - 8

1.2. Мнения ученых о правильном выборе профессии………………….....8-14

1.3.Ошибки выбора профессии…………………………………………………14

Глава II. Эмпирический анализ проблемы выбора профессии……………….15

2.1.План выбора профессии……………………………………………………..15

2.2. Познание себя через тесты……………………………………………...15-16

2.1.1.Методика ДДО Е. А. Климова………………………………………...16-17

2.1.2.Опросник профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой…………..17

2.1.3. Опросник профессиональных склонностей Л. А. Йовайши…………...18

2.1.4.Методика А. Е. Голомштока «Карта интересов»………………………..19

2.3. Результаты анкетирование среди учеников 8 - 9 классов…………….19-20

2.4.Востребованные профессии на рынке труда через пять лет…………..20-23

2.5. Возможные учебные заведения Курской области для получения технических специальностей ……………………………………………….23-24

2.6. Кем быть? ………………………………………………………………..25-27

Заключение………………………………………………………………………28

Список литературы………………………………………………………..…….29

Приложения 

Форма анкеты………………………………………………………………...30-32












Введение

В настоящее время я – ученик 9 класса, как любому человеку мне хочется, чтобы в моей жизни все получилось. Одна из ступенек к лестнице стабильности и уверенности в завтрашнем дне является выбор профессии, такой, которая станет смыслом жизни и позволит целенаправленно идти к поставленной цели.

Выбор дела своей жизни является одним из самых сложных и ответственных решений. Ведь от данного выбора зависит то, с какой полнотой мы проживём эту жизнь, сможем ли мы реализовать свой потенциал, будем ли мы получать не только деньги, но и удовольствие от выбранного дела. Важно уже на ранних этапах задумываться над тем «кем я хочу стать», и начать вести комплексную работу в этом направлении, чтобы избежать ошибок в дальнейшем. Многие девятиклассники чувствуют некоторые затруднения в поисках, ответа на этот вопрос, я не исключение.

Поэтому тема выбранного мной проекта звучит так: «Кем быть? «Секреты выбора профессии».

Эта тема будет актуальна всегда, так как каждый человек, оканчивая школу, встает на распутье: куда пойти учиться дальше? Кем быть? Это важный шаг в жизни, так как от него зависит будущее. Последствия этого выбора определяют саму жизнь человека.

Проблема: трудности в выборе будущей профессии.

Цель проекта: изучить мнения ученых о правильном выборе профессии, составить свой план правильного выбора профессии в соответствии с этим планом определиться с выбором моей будущей профессии.

Задачи:

1.Изучить проблему выбора профессий. Узнать мнения ученых о том, как правильно выбрать профессию.

2. Разработать свой план поиска профессии, используя изученные данные.

3. Определить мои профессиональные интересы и склонности.

4.Изучить информацию о востребованных профессиях на рынке труда через 5 лет.

5. Провести анализ предложений колледжей и техникумов Курской области.

6.Узнать у обучающихся 8 – 9 классов школы их мнение о выборе профессии с помощью разработанной анкеты.

7.Определиться с выбором моей будущей профессии по разработанному плану.

Методы исследования:

  • изучение научно-популярной литературы;

  • поиск информации в сети Интернет;

  • изучение справочной литературы;

  • проведение анкетирования в классе;

  • анализ, обобщение.

Ожидаемый результат: разработка собственного плана выбора профессии, и выбор будущей профессии и места ее получения.

Проектный продукт: стенд «Секреты выбора профессии»

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап (сентябрь – октябрь) – выбор темы проекта и руководителя проекта.

Основной этап (ноябрь - декабрь) – разработка плана реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы.

Январь - получение продукта проекта.

Заключительный этап (февраль) – оформление собранного материала, подготовка презентации.

Апрель – защита проекта.

План работы

Подготовительный этап (сентябрь – октябрь). Выбор темы проекта и руководителя проекта.

Основной этап (ноябрь – декабрь). Постановка цели и задач. Изучение мнения ученых о выборе профессии. На основе всего изученного материала поставить свой план выбора профессии. Диагностика профессиональной направленности по подобранным методикам. Узнать о востребованных профессиях на рынке труда через 5 лет. Провести анализ учебных заведений Курской области. Узнать мнения обучающихся 8-9 классов о выборе профессии с помощью разработанной анкеты. Используя свой план выбора профессии определиться с выбором своей профессии. На основе полученных данных изготовить стенд «Секреты выбора профессии».

Заключительный этап (февраль). Подготовка презентации.

Апрель: защита проекта.



















ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы выбора профессии

1.1.Понятия «профориентация» и «профессия»

Понятие профориентации появилось в результате слияния двух слов из разных языков: латинского profession (род занятий) и французского orientation (установка).

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [1].

Зачатки профориентации можно обнаружить уже в древних цивилизациях. В основном это выражалось в оценке профпригодности, диагностике знаний, умений, способностей.

Основная история профориентации, ее начало, относится к моменту коренных изменений в общественном укладе. К концу 19-го - началу 20-го века относятся первые примеры попыток изучить индивидуальные и личностные свойства. Возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением первого кабинета профориентации в 1903 году в Страсбурге (Франция). Впервые в 1908 году в г. Бостоне Ф. Парсонс организовал профконсультационное бюро для учащихся городских школ. Отличительной чертой этого бюро было то, что оно не направляло подростков на работу.

Первое бюро профконсультации в России было создано по инициативе В. М. Бехтерева в 1927 году при Ленинградской бирже труда и научно-исследовательском институте по изучению мозга.

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова дается множество толкований термина «профессия» (лат. Professio - основное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом), который определяется как «основной род занятий трудовой деятельности.

Зеер Э.Ф. определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития» [4].

 С точки  зрения общества профессия - эта  система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта. С точки зрения конкретного  человека профессия - это деятельность, посредством которой данное лицо  участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств, к существованию. Таким образом, для человека профессия - это источник существования и средство личностной самореализации.

Профессию по-разному сопоставляют со специальностью. С одной точки зрения специальность - это один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, но направленный на достижение более частных или промежуточных результатов или достижение общих результатов своими специфическими средствами (например, человек по профессии инженер может иметь специальность инженер-исследователь, инженер-преподаватель). С другой точки зрения специальность - это более общее понятие, чем профессия. Специальность определяется через предмет деятельности, это круг знаний о некотором фрагменте объективной реальности. Профессия же - это деятельность, обладающая собственной целью, имеющая собственные продукты и средства, нормы. В рамках одной специальности, по мысли автора, реально существуют самостоятельные профессии; тогда деятельность специалиста определяется специальностью, профессией и должностью [7]. Профессия у человека обычно одна, так как она требует опыта и мастерства, но по мере профессионального роста человек может специализироваться, добровольно искать новые сферы приложения своих возможностей.

Итак, понятие "профессия" сложно и многогранно и включает в себя организационно-производственную, социально-экономическую, учетно-статистическую, а также демографическую, медико-психологическую и другие составляющие.



1.2. Мнения ученых о правильном выборе профессии

Существуют различные научные подходы к проблеме профессиональной ориентации.

Так, например, ученый Дж. Голланд выделяет шесть типов личности, полагая, что каждый человек может достичь наибольших успехов, соотнося собственный тип личности с определенным типом профессиональной среды. 1) Реалистичный тип характеризуется конкретными задачами, решение которых предполагает наличие умений, подвижность, настойчивость. Социальные навыки нужны в минимальной степени. 2) Интеллектуальный тип предполагает наличие абстрактного мышления, творческих способностей, математических или других. Межличностные отношения не играют роли. 3) Социальный тип определяется умением разбираться в поведении людей, обучать людей. Такому типу необходимы способность убеждать, красноречие, терпение. 4) Конвенциональный тип находит себя в четко структурированной деятельности, практической и конкретной. Необходима способность к обработке конкретной рутинной информации. 5) Предприимчивый тип характеризуется способностью к руководству другими людьми, ведению переговоров, красноречием, умением привлечь к себе внимание, большой подвижностью. 6) Артистичный тип – это высоко эмоциональный, творческий, неконкретный тип, предполагает наличие художественного вкуса, фантазии.

Ученые Н.Ф. Гейжан и Л. А. Иовайша в своих работах подчеркивают необходимость предварительной подготовки к профессиональному выбору, которая заключалась в формировании профессиональных интересов в рамках учебного процесса профессиональной практики [5].

И.Ф. Гейжан значимым фактором формирования профессиональной направленности считает воспитание гражданской нравственности. Близкие идеи в дальнейшем найдут свое развитие в работах Н.С. Пряжникова. В трудах Б.А. Федоришина и Н.Н. Захарова подробное внимание уделяется выявлению психологических свойств личности и сопоставление их с требованиями профессии [12].

Профессиональный выбор является одним из моментов, определяющих жизненный путь человека. Теме выбора профессии посвящено много научных изданий. Например, Д. Сьюпер полагал, что выбор профессии являлся длительным процессом, растягивающимся на несколько лет. С его точки зрения, человек должен выбирать профессию с учетом:

 своего образа «Я»,

 интеллекта,

 специальных способностей,

 интересов,

 ценностей личности,

 отношения к труду и работе,

 потребностей,

 черт личности,

 профессиональной зрелости [11].

Доктор Е. А. Климов на протяжении долгих лет занимался изучением вопроса подростковой психологии и трудовой ориентации, поэтому у него свой взгляд на то, какие факторы влияют на выбор профессии подростка. Российский академик Е.А. Климов описал следующие восемь факторов выбора профессии «восьмиугольник Климова».

1.Наличие склонностей (интересов): человек более успешен в той деятельности, которая ему интересна. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем нравится заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, занимать лидирующие позиции, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

2.Наличие способностей: одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого нужны определённые способности Так, чтобы играть на скрипке, мало любить музыку, нужны ещё и музыкальные способности.

3.Притязания (предпочтения): на выбор во многом влияют актуальные установки и ценности человека, т.е. то, что для него имеет первостепенное значение в данный период жизни или важно в качестве основной жизненной цели. В одном случае человек выбирает профессию, в другом - место работы, в третьих - решающее значение имеет место жительства, в четвертых - климатические и погодные условия и т.д. Все эти виды выбора взаимодействуют, вступают в различные, порой конфликтные, отношения. Ситуация любого жизненного выбора предполагает влияние не только нашего мнения, но и различных внешних факторов.

4.Мнение родителей, семьи: зачастую близкие люди стремятся принять активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, естественно желание родителей видеть своего сына или дочь в белом халате. Мнением людей старшего поколения и их опытом не стоит пренебрегать, но, в то же время, это не единственный фактор выбора.

5.Мнение сверстников: например, юноша выбрал для себя очень важную и «вечную» профессию - решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» профессия. Вполне возможно, что окружающие не знают об этой профессии всего того, что знает тот, кто выбирает мнение одноклассников, друзей, товарищей, конечно важно, так как оно отражает степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Чтобы открыть и развить в себе призвание, важно смело и непредвзято «примеривать» к себе самые разные профессии.

6.Личный профессиональный план: основная карта лабиринта под названием «Профессиональный выбор». Для его успешного прохождения должна быть главная цель, т.е. то, что человек предполагает делать в будущем, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития. Для того, чтобы ее достигнуть, необходимо иметь представление о цепочке ближайших действий - «жизненную перспективу» - первая область профессиональной деятельности, которая может мыслиться, впрочем, и как единственная; специальность, работа, возможные профессиональные учебные заведения, желаемые трудовые посты после окончания учебы - как видится в мечтах «рабочий день»; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры». Изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение или - для начала - в специальный кружок и пр. позволят составить представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей. Запасные варианты на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов позволят предотвратить неприятные ситуации, и избавит от лишних переживаний. Очень важно помнить, что мы живем в вероятностном мире, и надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств.

7.Знания о профессии: прежде чем сделать выбор типа профессий, надо основательно познакомиться со многими из них. К сожалению, незнание современных профессий чаще всего становится камнем преткновения в проблеме профессионального самоопределения. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями - изучение их специальных описаний - профессиограмм. Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий.

8. Потребности общества. Потребности общества имеют обыкновение постоянно изменяться. Поэтому для того, чтобы не выбрать профессию, которая окажется потом неприменимой, необходимо регулярно обновлять свои познания о ситуации на рынке труда, востребованности тех или иных профессий [6].

Формула выбора профессии была разработана советским психологом Климовым Е.А. для помощи выпускникам в выборе профессии. Она позволяет учитывать интересы, способности, физические возможности человека и востребованность профессии на рынке труда. На пересечении всех компонентов (Хочу-Могу-Надо) и находятся самые подходящие для человека профессии, именно те, в которых он может быть успешен, те, которые будут приносить максимальное удовлетворение. ХОЧУ – интересы, склонности человека, то, к чему лежит душа. Это пространство профессиональных желаний, целей, интересов, стремлений. Это желание заниматься выбранным делом. Интерес – это эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому - либо объекту или явлению. Интересы выражаются фразой «хочу знать». Устойчивые интересы часто перерастают в склонность. Склонность – это стремление заниматься определённой деятельностью, постепенно накапливать знания, совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности. Склонности выражаются фразой «что нравится делать». Склонности проявляются и формируются в деятельности. Интересы приобретут характер склонности в том случае, если человек усиленно и постоянно будет заниматься определённым видом деятельности. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут проявляться к одному, нескольким, многим объектам и видам деятельности. МОГУ – это способности, возможности здоровья и профессиональная квалификация. Это уровень знаний и умений. В каких-то делах человек менее успешен, быстрее устаёт, начинает нервничать, злиться, теряться, а в других – за ним не угнаться, он занимается с удовольствием и не устаёт. Незнание своих способностей, состояния здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к ошибочному выбору. Способности – индивидуальные возможности человека в той или иной сфере деятельности. Выделяют четыре уровня способностей: Репродуктивный – формируется умение усваивать знания, овладевать деятельностью по представленным образцам. Творческий – человек создаёт что-то новое, оригинальное, в репродуктивную деятельность включаются элементы творчества, новизны. Высокий – способности на уровне таланта, деятельность человека отличается принципиальной новизной и оригинальностью, нестандартным решением задач. Наивысший – человек создаёт что-то оригинальное, новое в области научных исследований, производства, искусства, литературы и др. О людях с таким уровнем развития способностей говорят, что они гениальны. НАДО – это, востребованность профессии на рынке труда, возможность трудоустройства. Рынок труда подобен любому другому рынку. На нем есть покупатель – «работодатель» и продавец – «работник». У такого товара есть и цена – заработная плата. Её величина зависит от спроса и предложения. Чем больше специалистов одной профессии будет на рынке труда, тем меньшую зарплату им будут предлагать. А вот труд человека с редкой профессией, скорее всего, будет оценен гораздо выше. Для правильного выбора профессии необходимо понимать, какие направления будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. Выбирая профессию важно ориентироваться не только на её спрос сейчас, но и учитывать прогноз на ближайшие пять-семь лет. Описанные три компонента лежат в основе профессионального успеха, и для оптимального выбора необходимо соотносить «хочу», «могу» и «надо». Идеальной будет профессиональная деятельность интересная, посильная и полезная обществу.



1.3.Ошибки при выборе профессии

При выборе профессии человек может совершать следующие ошибки:

 предубеждение в отношении престижности профессии,

 выбор профессии «за компанию»,

 подчинение давлению родителей или других родственников,

 увлечение только внешней стороной профессии,

 категоричность выбора,

 перенос отношения к человеку на профессию,

 отождествление учебного предмета с профессией,

 устаревшие представления о профессии, характере труда,

 незнание или недооценка своих возможностей,


В качестве вывода по первой главе можно сделать следующее заключение, что определение в будущей профессиональной деятельности невозможно без осуществления молодым человеком профессионального выбора. Для профессионального «самоориентирования» необходимо учитывать индивидуальные особенности человека, его интересы, и возможности, черты личности, потребности, склонности, мнение сверстников и родителей, востребованность профессии на рынке труда.



ГЛАВА II. Эмпирический анализ проблемы выбора профессии


2.1. Мой план выбора профессии

Проанализировав весь изученный материал первой главы, я разработал собственный план выбора профессии:

1.Определить свои любимые занятия, увлечения.

2.Пройти тестирование по нескольким методикам, направленным на выявление профессиональных склонностей и интересов.

3. Узнать какие профессии будут востребованы на рынке труда через 5 лет.

4. Изучить учебные заведения Курской области, где можно получить интересующие меня профессии.

5. С помощью анкеты выявить мнение моих сверстников о выборе профессии.

6. Проанализировать профессии, в которых возможно применить свои увлечения, составить список подходящих мне профессий.

7. Учесть при выборе профессии психологические требования и медицинские противопоказания.



2.2. Познание себя через тесты

Самодиагностика позволяет:

  • определить свои профессиональные склонности и способности;

  • выявить свойства характера и личностные качества;

  • прояснить уровень развития своих способностей;

  • выбрать отрасль профессиональной деятельности.

Задумываясь над выбором профессии, я представлял себя в разных образах: водитель грузовой машины, автомеханик, машинист. Я советовался с родителями, со старшими братьями, учителями. Профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному выбору, оно начинается задолго до самого события, продолжается и после него, по мере дальнейшего обучения и освоения профессии. Сложность выбора состоит еще в том, что предпочесть одну профессию – значит отказаться от многих других.

2.1.1.Методика ДДО Е. А. Климова

С методикой Климова Е. А. я уже сталкивался на занятиях у педагога – психолога год назад. Согласно инструкции к тесту необходимо представить, что после соответствующего обучения я смог бы выполнить любую работу. Но если бы мне пришлось выбирать только одну из двух возможностей, что бы я предпочел? В прошлом году максимальное количество баллов набрал по типу профессии «человек – техника».

В этом году следующие результаты, они представлены в таблице 1

Таблица 1.

Тип профессии

Баллы

«человек – техника»

8 баллов

«человек – знаковая система»

5 баллов

«человек – природа»

3 балла

«человек – человек»

3 балла

«человек – художественный образ»


1 балл

Максимальное количество баллов получил тип профессии «человек – техника». Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

• технические объекты (машины, механизмы);

• материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

• создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

• эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

• ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

• хорошая координация движений;

• точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;

• развитое техническое и творческое мышление и воображение;

• умение переключать и концентрировать внимание;

• наблюдательность.

2.1.2.Опросник профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой

Опросник направлен на получение информации о наличии, взаимном сочетании, успешности реализации и эмоциональном подкреплении у выпускников профессионально ориентированных умений и навыков, что позволяет судить о степени готовности выпускника к успешному функционированию в определенной профессиональной сфере.

Максимальные оценки я получил по таким профессиональным сферам: как техника и бизнес, мне бы хотелось, чтобы эти направления были включены в мою будущую работу.

2.1.3. Опросник профессиональных склонностей Л. А. Йовайши

Методика направлена на выявление склонностей к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной. Полученные данные занесли в таблицу 2.

Таблица 2

Сфера профессиональной деятельности

Баллы

склонность к работе с людьми

16 б.

склонность к исследовательской деятельности

16 б.

склонность к работе на производстве

18 б.

склонность к эстетическим видам деятельности.

10 б.

склонность к экстремальным видам деятельности.

15 б.

склонность к планово-экономическим видам деятельности

15 б.


Наибольшее количество баллов, получила склонность к работе на производстве. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом. Профессии этой группы предъявляют повышенные требования к здоровью человека, координации движений, вниманию.


2.1.4.Методика А. Е. Голомштока «Карта интересов»

Инструкция к этому тесту рекомендовала ответить на 144 вопроса, чтобы выяснить свои интересы в какой-либо предметной области.

Таким образом, методика А. Е. Голомштока «Карта интересов» показала, что выраженного интереса к каким – либо сферам деятельности у меня нет, слабо выраженный интерес к технике, военным специальностям, физкультуре и спорту. Высшую степень отрицания имеют такие сферы как журналистика и литература.


2.3. Анкетирование обучающихся 8 - 9-ых классов

Для того, чтобы узнать какой подход к выбору профессии использовали мои сверстники, я решил провести опрос среди учеников 8 - 9-ых классов МКОУ «Васильевская СОШ».

Более 50% обследуемых не могут определиться с выбором профессии, потому что многое интересно, и не могут определиться. 100% подростков после окончания 9 класса планируют поступать в Ссузы. 80% детей ответили, что на их выбор будущей профессии могут повлиять родители; на 20% друзья или СМИ.

Все обучающиеся принявшие участие в анкетировании отмечают важность интереса к выбранной профессии. Более половины 60% детей считают важным высокую зарплату и востребованность на рынке труда. 40% говорят о важности возможности самореализации. По 20% отмечают важность возможность карьерного роста и престижность профессии. По полученным результатам составим диаграмму 1

Диаграмма 1 «Важное при выборе профессии»


1.4. Востребованные профессии, на рынке труда в ближайшие 5 лет

Меня заинтересовал вопрос, какие профессии станут особенно нужными к тому времени, когда я, закончу учебное заведение, и начну свою профессиональную деятельность. И получить на него ответ в нашем невероятно динамично меняющемся мире совсем непросто. 

Понять, какие профессии востребованы в ближайшие 5 лет, позволит анализ тех тенденций, которые оказывают наиболее существенное влияние на рынок труда. Главная среди них состоит в том, что размер доли труда, условно именуемого ручным, устойчиво снижается, а интеллектуального возрастает. И этому не противоречит факт, что рейтинг профессий на ближайшие 5 лет, например, в нашей стране, включает немало так называемых рабочих специальностей - тех же токарей, фрезеровщиков и т.д. Дело в том, что назвать ручным труд человека, работающего на станке с ЧПУ, довольно сложно.

Профессии, востребованные в ближайшие 5 лет. Представляется, что такие профессии должны отличаться определенными характерными признаками, среди которых можно выделить следующие:

  • достаточно высокая степень интеллектуальности;

  • высокий уровень автоматизации труда;

  • повышенная специализация в ущерб универсализму;

  • постоянная необходимость в повышении квалификации и даже переобучении;

  • большая информатизация;

  • необходимость в постоянном росте всех профессиональных характеристик их самосовершенствовании.

Рассмотрим востребованные профессии в ближайшие 5 лет, список сфер, в которых они осуществляю свою деятельность, включает несколько позиций:

  • Профессии технического профиля: инженеры, механики, электрики, наладчики, технологи и т.д.

  • Профессии IT-сферы: программисты, Интернет-технологи, системные администраторы и др.

  • Биотехнологи, биоинженеры, селекционеры и т.п.

  • Архитекторы, строители, дизайнеры, специалисты по инфраструктуре и др.

  • Специалисты, работающие с полезными ископаемыми, т.е. те, кто осуществляет их разведку, добычу и переработку.

  • Профессионалы из сферы атомной физики: ядерщики, специалисты по атомной инженерии и т.п.

  • Специалисты по работе с такими источниками энергии, которые сегодня принято называть возобновляемыми и альтернативными.

  • Профессионалы, работающие в области химии и смежных сферах: химики-технологи, биохимики, фармацевты, космохимики и т.д.

  • Нанотехнологи.

  • Профессии, связанные с космосом, а также с мировым океаном.

Наиболее перспективные профессии в ближайшие 5 лет не отменяют актуальность и тех из них, которые востребованы сегодня.

Представляется, что в ближайшие годы не только не перестанут быть актуальными, но и повысят степень своей востребованности такие профессии, как:

-Врачи, которым стремительное развитие всех видов технологий предоставляет год от года все большие возможности, правда, требуя при этом постоянного повышения квалификации и самосовершенствования. Важнейшей причиной актуальности данной профессии в будущем являются серьезные проблемы со здоровьем людей, отмечаемые во всем мире: появление ранее неизвестных болезней, повышение степени психоэмоциональной нагрузки, снижение качества питания, разные войны и конфликты и т.д.

-Педагоги, значимость профессии которых наконец-то должна быть понята нашим государством, как это давно уже произошло в наиболее экономически мощных государствах Востока.

-Специалисты военных профессий, особенно связанные с высокотехнологичной военной техникой, без которых ни одно государство, за исключением разве что карликовых, существовать не может.

-Профессии из области спорта: спортсмены, тренеры, спортивные врачи, менеджеры и т.д., а также специалисты, связанные с физическим развитием и здоровым образом жизни. Роль этих специалистов также будет становиться более существенной, чему способствует понимание людьми того, что хорошее здоровье и физическое развитие являются важнейшим фактором полноценной и успешной жизни.

-Руководящие работники высокой квалификации.

Таким образом, самые востребованные профессии на ближайшие 5 лет в большинстве своем придут из наших дней, однако их содержание может сильно трансформироваться, становиться всё более сложным и постоянно меняющимся [8].



1.5. Возможные учебные заведения Курской области для получения технических специальностей

Для того чтобы найти подходящее учебное заведение для продолжения обучения после школы я изучил учебные заведения г. Курска и Курской области и их специальности где я могу получить техническую специальность.

1.Курский электромеханический техникум (КЭТ). Специальности: автомеханик, экономика и бухгалтерский учет, эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики, элетрохимическое производство, электромонтер по ремонту и обслуживанию, электрооборудования, компьютерные системы и комплексы, мастер по обработке цифровой информации, монтаж и техническая эксплуатация холодильно – компрессорных машин и установок, монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов, наладчик аппаратного и программного обеспечения, парикмахер, станочник (металлообработка), сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), техническая эксплуатация и обслуживание электрического и элетромеханического оборудования, технология машиностроения.

2. Дмитриевский сельскохозяйственный техникум (ДСХТ). Есть два филиала данного техникума в поселке Конышевка и городе Фатеж. Специальности: экономика и бухгалтерский учет, землеустройство, мастер по техническому обслуживании и ремонту МТП, мастер сельскохозяйственного производства, автомеханик, продавец, контролер – кассир, портной, технология продукции общественного питания, тракторист – машинист сельскохозяйственного производства, электрификация и автоматизация сельского хозяйства, банковское дело, коммерция.

3.Факультет среднего профессионального и дополнительного образования на базе Курской государственной сельскохозяйственной академии им. Иванова. Специальности: земельно – имущественные отношения; экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), агрономия, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции; механизация сельского хозяйства; электрификация и автоматизация сельского хозяйства; зоотехния; ветеринария.

4. Железногорский политехнический колледж. Специальности колледжа: информационные системы (по отраслям); техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям); сварочное производство; технология машиностроения; техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог; техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; техник; автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям); инженер; организация обслуживания в общественном питании; менеджер; сварщик; (электросварочные и газосварочные работы) станочник (металлообработка); автомеханик; слесарь по ремонту автомобилей; водитель автомобиля; гостиничный сервис; менеджер; парикмахер; повар, кондитер.







2.6. Кем быть?

Используя свой план выбора профессии, пришел к таким результатам:

1.Мои любимые занятия и увлечения это техника и мотодело. Я люблю технику и все, что с ней связано.

2.Согласно методике Е. А. Климова мой тип профессии «Человек – техника»; по методике Л. Н. Кабардовой максимальные оценки я получил по таким профессиональным сферам: как техника и бизнес; по методике Л. Йовайши наибольшее количество баллов, получила склонность к работе на производстве; методика А. Е. Голомштока «Карта интересов» показала, что выраженного интереса к каким – либо сферам деятельности у меня нет, слабо выраженный интерес к технике, военным специальностям, физкультуре и спорту.

3. Проанализировав, анкеты обучающихся пришел к выводу, что 100% детей наиболее важным при выборе профессии считают интерес к будущей профессии; 60% отмечают важность высокой зарплаты и востребованность на рынке труда.

4. Выяснил, что через пять лет будут востребованы профессии технического профиля, профессии IT-сферы, архитекторы, строители, специалисты, работающие с полезными ископаемыми, профессионалы из сферы атомной физики.

5. Я сопоставил результаты пройденных методик и мои интересы. Направления и интересы к профессии совпали, и тем самым я могу точно сказать, что мне подходят профессии автомеханик, электрик, сварщик. Из всех предполагаемых профессий мне интереснее и ближе всего профессия автомеханика.

6. Профессию механика, я могу получить в Курском электромеханическом техникуме, Дмитриевском сельскохозяйственном техникуме, в Курской ГСХА на факультете среднего профессионального и дополнительного образования, в Железногорском политехническом колледже.

7. Подробнее узнал о профессии «автомеханик»: тип профессии, условия труда, требования к индивидуальным особенностям специалиста, медицинские противопоказания.

«Человек – Техника» (ориентирована на монтаж, сборку и наладку, эксплуатацию технических устройств, управление техническими устройствами, ремонт и обслуживание движущихся технических устройств). Автомеханик (автослесарь) — рабочий, выполняющий ремонт и техническое обслуживание автомобильного транспорта, а также осуществляющий контроль над техническим состоянием автомобилей спомощью диагностического оборудования и приборов, таких как, например, динамометр, автосканер и т. д.

В работе автомеханика требуется знание ТБ, устройства и принципа работы автомобиля, особенностей оборудования, используемого в работе, свойств обрабатываемых материалов и используемых смазок.

Требования к индивидуальным особенностям: физическим (сила и выносливость, хорошее зрение и глазомер (линейный и объемный), развитая крупная и мелкая моторика, мышечная чувствительность); психическим (высокий объём и распределение внимания, хорошая память, наблюдательность, быстрая реакция); личностным (кропотливость, вдумчивость, терпеливость, дисциплинированность, ответственность). Медицинские противопоказания: заболевания органов дыхания, заболевания почек и мочевыводящих путей, затрудняющие движение заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания нервной системы, пониженное зрение и слух, аллергия [2].

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества». Поэтому, выбирая определённую профессию, важно осознать, есть ли у меня способности, соответствующие профессионально важным качествам.

Я считаю, мои индивидуальные особенности соответствуют профессии автомеханика, медицинских противопоказаний к освоению этой профессии у меня нет.
Вывод: в профессии автомеханик я могу максимально реализовать свои способности, она интересна и привлекательна для меня, пользуется спросом на рынке труда.

























Заключение

Определяясь с выбором своей профессии, я очень долго думал, а кем мне хочется быть. Искал информацию везде. Я понял, что необходимо составить план выбора. И из всего разнообразия выбрал самое важное и из них составил план выбора профессии. Каждый школьник может воспользоваться моим планом выбора профессии и помочь себе определиться. А чтобы это было наглядно видно, я изготовил стенд, который называется «Секреты выбора профессии».

Во время работы над проектом, я проявил свои творческие способности, получил моральное удовлетворение. Итак, я определился с будущей профессией. Исследования и тесты помогли мне убедиться в правильности моего выбора, я узнал точку зрения моих сверстников о выборе профессии, выбрал ССУЗ, в котором хочу продолжить свое образование. Благодаря этой работе я нашел своё место в мире профессий. И, я надеюсь, что в будущем мой труд будет приносить радость мне и пользу окружающим.

Я уверен в своих силах, и точно поставил перед собой цель - поступить в Курский ГСХА на факультете среднего профессионального и дополнительного образования и стать профессионалом своего дела.











Список литературы


1.Аверичев Ю. П. // БСЭ. – 3-е изд. М., 1978. – режим доступа http://bse.sci-lib.com/article093685.html

2.Википедия [Текст] / режим доступа к ресурсу https://ru.wikipedia.org/wiki/Автомеханик

3.Возрастная и педагогическая психология / сост. И.В. Дубровина, А.М, Прихоожан, В.В. Зацепин. — М.,1999. — 320с.

4.Зеер Э.Ф.  Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-изд. – М.: Академический проект, 2003. -336 с.

5.Йоваша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М., 1983. - 47с.

6.Климов Е.А. Как выбирать профессию: Пособие для педагогов и психологов [Текст] / Е.А. Климов. — М.: «Контур», 2000. - 159 с.

7.Климов Е.А. Психология профессиональной деятельности / Е.А.Климов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-304 с.

8.Профессии будущего: ТОП – 20 новых и перспективных [Текст] / автор статьи М. Косицина, режим доступа к ресурсу https://info-profi.net/professii-budushhego/

9. Резапкина Г.В. «Психология и выбор профессии» [Текст] /Г. В. Резапкина.- М.: Генезис, 2005 – 208с.

10.Самоукина Н.В. Активизация школьников в профессиональном самоопределении // Вопросы психологии. - М., 1989, с. 69-77

11.Социальная работа: Словарь-справочник / под ред. В.И. Филоненко.— М.: «Контур», 1998. – 480 с.

12. Федорошин Б.А. Профконсультационная работа со старшеклассниками. - М.,1987. - 120с.




Приложение 1


Форма анкеты для обучающихся 8-9 классов


Пол______________________ год рождения____________________

1.Назовите, пожалуйста, 10 наиболее привлекательных для Вас профессий (расположите их по степени привлекательности):

1.________________________ 6.______________________

2.________________________ 7.______________________

3.________________________ 8.______________________

4.________________________ 9.______________________

5.________________________10.______________________


2.Как я учусь:

а) отлично (преимущественно получаю «5»),

б) хорошо (почти всегда получаю «4»),

в) удовлетворительно (преимущественно получаю « 3»),

г) плохо (часто получаю «2»).


3.Мои любимые предметы: ____________________________________

__________________________________________________________

4.Нелюбимые учебные предметы: ______________________________

___________________________________________________________


5.Мои любимые занятия на досуге:

а) чтение

б) участие в художественной самодеятельности

в) занятия каким-либо видом искусства (музыка, литературное творчество, рисование)

г) спорт

д) техника (радиотехника, фотографирование, мотодело и др.)

е) моделирование,

ж) коллекционирование,

з) рукоделие,

и) другое ___________________


6.Куда я собираюсь пойти после окончания 9-го класса:

а) в 10 класс

б) в Ссузы (среднее специальное учебное заведение): колледж, техникум, училище.

в) работать,

г) не знаю.


7.Какую профессию я решил(а) для себя избрать и почему? ________________________________________________________

Не выбрал(а) и почему?_________________________________________


8.Кто может повлиять или уже повлиял на выбор профессии:

а) родители

б) учителя

в) друзья

г) СМИ

д) социальные сети


9.Что является для тебя наиболее важным при выборе профессии?

а) престиж профессии

б) высокая зарплата

в) высокая востребованность на рынке труда

г) возможность карьерного роста

д) возможность самореализации

е) семейные традиции

ж) интерес к данной области деятельности

з) затрудняюсь ответить























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!