СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный итоговой проект по теме: «География иудаизма в современном мире. Иудаизм в Крыму». Руководитель проекта Волынец С.С.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерес к данной теме и её актуальность заключается в том, чтобы как можно шире познакомиться с одной из четырёх мировых религий - иудаизмом. Трагическая судьба этого народа, который только в XX веке обрёл своё государство не оставляет равнодушным.

В наше время страна Израиль является одним из самых молодых государств, но у них уже есть чему поучиться.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный итоговой проект по теме: «География иудаизма в современном мире. Иудаизм в Крыму». Руководитель проекта Волынец С.С.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Николаевская школа» Симферопольского района Республики Крым

ОКПО: 00792685; ОГРН 1159102010165; ИНН/КПП: 9109008942/910901001

ул. Морская, дом 6-Б, пгт. Николаевка, Симферопольский район, Республика Крым, 297546

тел. (3652) 31-22-37, e-mail: shkol-nik@bk.ru, сайт: никшкола.рф













Индивидуальный итоговой проект по теме:

«География иудаизма в современном мире. Иудаизм в Крыму»








Проект выполнил:

Каминский Данил Владимирович,

ученик 9 класса МБОУ «Николаевская школа»



Руководитель: Волынец Стефания Стефановна, учитель высшей категории МБОУ «Николаевская школа»























пгт Николаевка

2020



Оглавление

Введение 3

Глава 1 Священная история иудеев 4

1.1.История яхвизма 4

1.2.Иудаизм: основные идеи и концепции 5

1.3. Заповеди в иудаизме 6

1.4. Традиции 7

1.5. Иудаизм и христианство 8

Глава 2 Иудаизм в России 8

2.1 Первые поселения иудеев 8

2.2 Известные евреи России 9

Глава 3 Иудаизм в Крыму 10

Заключение 12

Список литературы 13




























Введение

Интерес к данной теме и её актуальность заключается в том, чтобы как можно шире познакомиться с одной из четырёх мировых религий - иудаизмом. Трагическая судьба этого народа, который только в XX веке обрёл своё государство не оставляет равнодушным.

В наше время страна Израиль является одним из самых молодых государств, но у них уже есть чему поучиться.

Цель проекта – узнать о жизни и борьбе за своё существование народа рассеявшегося по всему миру

Задачи проекта

- узнать об истории жизни иудеев в России;

- поделиться информацией об религиозных традициях, культуре и быте евреев в Крыму;

- познакомить с выдающимися личностями еврейского народа.

Методы исследования:

- метод анализа и обобщения;

- метод поисковый.

Объект исследования – иудаизм как религия

Предмет исследования – культура и традиции иудаизма, строгие религиозные идеалы, обычаи и семейные ценности

Проектная работа содержит сведения о религиозной традиции веры в Яхве и разные научные взгляды на происхождения иудаизма. Точное время, когда возник иудаизм, не установлено. Сами приверженцы этой религии относят ее появление примерно к 12-13 вв. до н. э., когда на горе Синай вождь евреев Моисей, выведший еврейские племена из египетского рабства, получил Откровение от Всевышнего, и между народом и Богом был заключен Завет. Так появилась Тора – в широком смысле слова письменное и устное наставление в законах, заповедях и требованиях Господа по отношению к своим поклонникам. Подробное описание этих событий отражено в книге «Бытие», авторство которой правоверные иудеи также приписывают Моисею, и которая составляет часть письменной Торы.

Однако не все ученые готовы поддержать вышеописанную версию. Во-первых, потому что продолжительную традицию почитания Бога Израиля до Моисея, начиная с праотца Авраама, жившего, по разным подсчетам, в период с XXI в. по XVIII в. до н. э. Таким образом, истоки иудейского культа теряются во времени. Во-вторых, сложно сказать, когда доиудейская религия стала собственно иудаизмом. Ряд исследователей относят возникновение иудаизма к гораздо более поздним временам, вплоть до эпохи второго Храма (середина первого тысячелетия до н. э.). Согласно их выводам, религия Яхве – бога, которого исповедуют иудеи, не была монотеизмом с самого начала. Ее истоки кроются в родоплеменном культе, называемом яхвизмом, который характеризуется как особая форма политеизма – монолатрия. При подобной системе взглядов признается существование многих богов, но почитание оказывается только одному – своему божественному покровителю по факту рождения и территориального расселения. Лишь позднее этот культ трансформировался в монотеистическое учение, и так появился иудаизм – религия, которую мы знаем сегодня.

Наиболее сильно влияние иудаизма в Израиле, где проживает около половины всех иудеев мира. Еще приблизительно сорок процентов приходится на страны Северной Америки – США и Канаду. Остальные расселены по другим регионам планеты

Глава 1 Священная история иудеев 1.1.История яхвизма

Память – единственная

возможность…

прикоснуться к

вечности.

Соломон Михоэлс

(Книга Еврейской Мудрости)

Бог Яхве – национальный Бог евреев. Вокруг него строится вся их культура и религиозные традиции. Но чтобы понять, что представляет собой иудаизм, единственно истинный Бог, который сотворил весь мир, включая солнечную систему, землю, всю ее флору, фауну и, наконец, первую пару людей – Адама и Еву. Тогда же была дана и первая заповедь для человека – не притрагиваться к плодам древа познания добра и зла. Но люди нарушили божественное повеление и за это были изгнаны из рая. Дальнейшая история характеризуется забвением потомками Адама и Евы истинного Бога и появлением язычества – грубого идолопоклонства, по мнению иудеев. Однако время от времени Всевышний давал о себе знать, усматривая праведников в развращенном человеческом сообществе. Таковым был, например, Ной – человек, от которого люди снова расселились по земле после всемирного потопа. Но и потомки Ноя быстро забыли Господа, начав поклоняться иным богам. Так продолжалось, пока Бог не призвал Авраама – жителя Ура Халдейского, с которым он заключил Завет, обещая сделать его отцом множества народов. Авраам имел сына Исаака и внука Иакова, которые традиционно почитаются как патриархи – прародители еврейского народа. Последний – Иаков – имел двенадцать сыновей. Промыслом Божиим случилось так, что одиннадцать из них продали в рабство двенадцатого – Иосифа. Но Бог помогал ему, и со временем Иосиф стал вторым человеком в Египте после фараона. Воссоединение семьи произошло во времена страшного голода, и поэтому все евреи по приглашению фараона и Иосифа отправились жить в Египет. Когда царственный покровитель умер, другой фараон стал жестоко обращаться с потомками Авраама, принуждая их к тяжелой работе и убивая новорожденных мальчиков. Четыреста лет продолжалось это рабство, пока наконец Бог не призвал Моисея, чтобы освободить свой народ. Моисей вывел евреев из Египта, и по повелению Господа через сорок лет они вошли в Землю обетованную – современную Палестину. Там, ведя кровопролитные войны с идолопоклонниками, евреи утвердили свое государство и даже получили от Господа царя – сначала Саула, а потом и Давида, чей сын Соломон построил великую святыню иудаизма – храм Яхве. Последний был разрушен в 586 году вавилонянами, а затем отстроен вновь по приказу Тира Великого (в 516 году). Второй храм просуществовал до 70 г. н. э., когда был сожжен в ходе Иудейской войны войсками Тита. С того времени он не был отреставрирован, и богослужение прекратилось. Важно отметить, что в иудаизме нет множества храмов – это сооружение может быть только одно и только в одном месте – на храмовой горе в Иерусалиме. Поэтому уже почти две тысячи лет иудаизм существует в своеобразной форме – в виде раввинистической организации, руководимой учеными мирянами.


1.2.Иудаизм: основные идеи и концепции

Как уже было сказано, иудейское вероучение признает только одного-единственного Бога – Яхве. На самом деле, подлинное звучание его имени было утрачено после разрушения храма Титом, так что «Яхве» - это просто попытка реконструкции. Да и она не получила в еврейских кругах популярности. Дело в том, что в иудаизме существует запрет на произнесение и написание священного четырехбуквенного имени Бога – тетраграмматона. Поэтому издревле заменяли его в разговоре (и даже в священном Писании) словом «Господь». Другая важная особенность состоит в том, что иудаизм – религия сугубо одной нации – евреев. Поэтому это довольно замкнутая религиозная система, куда не так-то просто попасть. Конечно, в истории есть примеры принятия иудаизма представителями других народов и даже целых племен и государств, но в целом евреи скептически смотрят на подобную практику, настаивая на том, что Синайский завет распространяется только на потомков Авраама – избранный еврейский народ. Иудеи верят в приход машиаха – выдающегося посланника Божьего, который вернет Израилю былую славу, распространит учение Торы по всему миру и даже восстановит храм. Кроме того, иудаизму присуща вера в воскресение мертвых и страшный суд. Для того чтобы праведно служить Богу и познавать его, народу Израиля Всевышним был дан Танах – священный канон книг, начиная с Торы и заканчивая откровениями пророков. Танах известен в христианских кругах как Ветхий Завет. Разумеется, евреи с такой оценкой своего Писания категорически не согласны. По учению иудеев, Бог неизобразим, поэтому в этой религии нет священных изображений – икон, статуй и т. п. Художественное искусство - это вообще не то, чем славен иудаизм. Кратко можно упомянуть также о мистическом учении иудаизма – каббале. Это, если опираться не на предания, а на научные данные, очень поздний продукт еврейской мысли, но оттого не менее выдающийся. Каббала рассматривает творение как ряд божественных эманаций и проявлений число-буквенного кода. Каббалистические теории в числе прочего признают даже факт переселения душ, что выделяет эту традицию из ряда прочих монотеистических, а тем более авраамических религий.

1.3. Заповеди в иудаизме

В мировой культуре широко известны заповеди иудаизма. Они тесно связаны с именем Моисея. Это действительно подлинное этическое сокровище, которое привнес в мир иудаизм. Основные идеи этих заповедей сводятся к религиозной чистоте – поклонении единому Богу и любви к нему и к социально-праведной жизни – почитанию родителей, общественной справедливости и добропорядочности. Однако в иудаизме существует и гораздо более расширенный список заповедей, называемых по-еврейски мицвот. Таких мицвот насчитывается 613. Как считается, это соответствует числу частей человеческого тела. Этот список заповедей подразделяется на два: запретительные заповеди, числом 365, и повелительные, коих всего 248. Общепринятый в иудаизме список мицвот принадлежит знаменитому Маймониду – выдающемуся иудейскому мыслителю.

1.4. Традиции

Многовековое развитие этой религии сформировало и традиции иудаизма, которые строго соблюдаются. Во-первых, это касается праздников. Они у евреев приурочены к определенным дням календаря либо лунного цикла и призваны сохранить память народа о каких-либо событиях. Важнейшим из всех является праздник Песах. Повеление соблюдать его было дано, если верить Торе, самим Богом во время исхода из Египта. А потому и приурочен Песах к освобождению евреев из египетского плена и переходу через Красное море в пустыню, откуда народ потом смог достичь обетованной земли. Также известен праздник Суккот – другое важное событие, которое отмечает иудаизм. Кратко этот праздник можно охарактеризовать как воспоминание о путешествии евреев по пустыне после исхода. Путешествие это длилось 40 лет вместо обещанных сначала 40 дней - в наказание за грех золотого тельца. Суккот продолжается семь дней. В это время иудеям вменяется в обязанность оставить дома и жить в шалашах, которые и обозначает слово «суккот». Есть у евреев и множество других важных дат, отмечаемых празднованиями, особыми молитвами и ритуалами. Кроме праздничных дат, существуют в иудаизме посты и дни скорби. Примером такого дня может служить Йом Кипур – день искупления, прообразующий страшный суд. Имеет место и огромное множество других традиций в иудаизме: ношение пейсов, обрезание детей мужского пола на восьмой день от рождения, особого рода отношение к браку и т. д. Для верующих это важные обычаи, которые вменяет им иудаизм. Основные идеи этих традиций согласуются либо непосредственно с Торой, либо с Талмудом – второй по авторитетности книге после Торы. Зачастую неевреям их довольно тяжело понять и осмыслить в условиях современного мира. Однако именно ими формируется культура иудаизма наших дней, основанная не на храмовом богослужении, а на синагогальном принципе. Синагога, кстати – это собрание иудейской общины в субботний или праздничный день для молитвы и чтения Торы. Этим же словом называется и здание, где собираются верующие.

Как уже было сказано, для синагогального богослужения в неделе выделен один день – суббота. Этот день вообще - священное время для евреев, и верующие с особым рвением относятся к соблюдению его уставов. Хранить и чтить этот день предписывает одна из десяти базовых заповедей иудаизма. Нарушение покоя субботнего дня считается серьезным проступком и требует искупления вины. Поэтому ни один правоверный еврей не станет работать и вообще делать то, что запрещено делать в этот день. Святость этого дня связывается с тем, что, сотворив мир в шесть дней, на седьмой Всевышний почил и предписал это всем своим почитателям. Седьмой день и есть суббота.


1.5. Иудаизм и христианство

Поскольку христианство представляет собой религию, претендующую на место преемницы иудаизма через исполнение пророчеств Танаха о машиахе на Иисусе Христе, то отношения евреев с христианами всегда были неоднозначными. Особенно эти две традиции отдалились друг от друга после того, как иудейский конклав наложил в I веке на христиан херем, то есть проклятье. Следующие две тысячи лет были временем вражды, взаимной ненависти, а зачастую и гонений. Так, например, архиепископ Александрии Кирилл в V веке изгнал огромную еврейскую диаспору из города. История Европы пестрит подобного рода рецидивами. На сегодняшний день, в эпоху расцвета экуменизма, лед стал постепенно таять, и диалог между представителями двух религий начинает налаживаться. Хотя в широких слоях верующих с обеих сторон наблюдается еще недоверие и отчужденность. Христианам трудно понять иудаизм. Основные идеи христианской церкви таковы, что иудеям вменяется вина в грехе распятия Христа. Церковь издревле представляла евреев как христоубийц. Евреям же тяжело найти путь к диалогу с христианами оттого, что для них со всей очевидностью христиане представляют еретиков и последователей лжемессии. К тому же многовековые притеснения научили иудеев не доверять христианам.

Современный иудаизм представляет собой довольно многочисленную (около 15 миллионов) религию. Характерно, что во главе ее нет единого лидера или института, который обладал бы достаточным авторитетом для всех иудеев. Иудаизм в мире распространен почти повсеместно и представляет собой несколько конфессий, отличающихся друг от друга степенью религиозного консерватизма и особенностями вероучения. Наиболее сильное ядро представляют представители ортодоксального еврейства. Довольно близки к ним хасиды – очень консервативные иудеи с акцентом на мистическое учение. Далее следуют несколько реформистских и прогрессивных иудейских организаций. А на самой периферии располагаются общины мессианских евреев, признающих вслед за христианами подлинность мессианского призвания Иисуса Христа. Сами они считают себя иудеями и в той или иной мере соблюдают основные иудейские традиции. Однако традиционные общины отказывают им в праве называться иудеями. Поэтому иудаизм и христианство вынуждены делить эти группы пополам.

Глава 2 Иудаизм в России 2.1 Первые поселения иудеев

Иудаизм - одна из традиционных религий России. На территории будущей Российской Федерации иудаизм существовал ещё с Античности - евреи известны в Боспорском Государстве, в составе которого был Таманский полуостров и прилегающие к нему территории.

В составе Русского государства известен с Х века: евреи жили в Тьмутаракани. Иудаизм исповедовало одно из соседних с Киевской Русью государств - Хазарский Каганат.

До 1772 года иудеи в России не составляли и 1/600 части населения страны. В 1772 - 1815 годах к Российской империи была присоединена большая часть Речи Посполитой, в которой евреи составляли львиную долю населения и имели особый юридический статус.

В 1815 - 1918 годах Россия занимала первое место в мире по количеству иудеев: почти 50 % иудеев мира проживали именно в России, включая Царство Польское, Великое Княжество Финляндское. При императрице Екатерине II в России возник еврейский вопрос. Ответом на него были: государственный антисемитизм, погромы, черта оседлости и процентные нормы в университеты для иудеев.

В России иудаизм образуют несколько этнорелигиозных подгрупп евреев: ашкеназские евреи, (более 95 %); горские евреи; грузинские евреи; бухарские евреи; караимы и крымчаки

Сегодня в России легально существует несколько всероссийских сетей религиозных организаций иудаизма: ФЕОР, КЕРООР. Таким образом, у России 2 Главных Раввина: Берл Лазар (от ФЕОР), Адольф Шаевич (от КЕРООР)

2.2 Известные евреи России

Ни для кого не секрет, как относились к евреям во времена Второй мировой войны. Ни для кого не секрет, что пришлось пережить этой нации и в нашей стране как в дореволюционную, так и в сталинскую эпоху. Антисемитизм был крайне распространенным явлением, есть он и сейчас. А между тем среди известных, талантливых людей, настоящих профессионалов в своих областях евреев немало.

Как только ни унижали несчастный еврейский народ во все века, во всех странах, подчеркивая, что у этих людей не может быть никаких особенностей, заслуг и талантов, что такие, как они – «жиды» – не могут и не должны ничего добиться. Тем не менее среди выдающихся людей в самых разных областях, какие только существуют, еврейской нации – немерено. Что лишний раз доказывает – дело не в национальности. Дело – в самом человеке.

Среди потомков Иакова, живших и работавших в прошлом столетии, много тех, кто добился признания в своей среде. Это и ученые, и актеры, и писатели… Владимир Ленин, Владимир Жаботинский, Яков Свердлов, Лев Троцкий, Григорий Зиновьев, Абрам Иоффе, Евгений Лифшиц, семья Гнесиных и многие-многие другие – вот далеко не полный список известных евреев России девятнадцатого-двадцатого веков (приложение №1)

Известные евреи современности:

- политики: Владимир Жириновский (лидер партии ЛДПР), Роман Абрамовича (губернатор Чукотки);

- актерская среда: Валентин Гафт, Геннадий Хазанов

- музыкальная среда: Леонид Агутин (Леонтий Чижов), его супруга Анжелика (Мария) Варум, Олег Газманов, Максим Галкин, Валерий Сюткин, Аркадий Укупник.

К еврейскому народу принадлежит и основатель знаменитого «Хора Турецкого» Михаил Турецкий. Его настоящая фамилия – Эпштейн, а Турецкий – фамилия матери. Артист взял ее в память о родственниках с материнской стороны, которые погибли при Холокосте. Также к известным евреям России относится народная артистка нашей страны Лариса Долина – ее настоящая фамилия Кудельман. Помимо «народной», имеет еще и звание «заслуженной» артистки России.

Как уже можно было понять, талантливых евреев в нашей стране – сотни. Перечислять их можно бесконечно. К известным врачам-евреям России, например, относятся Леонид Рошаль и Илья Мечников, к евреям в среде науки и образования – Анатолий Вассерман и Жорес Алферов, в журналистике – Владимир Соловьев. Все они лишь немногие из тех талантливых людей, которые относятся к еврейской нации. Профессионалов, как и дилетантов, хватает среди любого народа – неважно, русский ты, немец или еврей.

Глава 3 Иудаизм в Крыму

Сегодня во всем мире, согласно официальной статистики, насчитывается около 14 миллио-

нов евреев. Евреи единый народ, но на протяжении многих веков они жили в Разных странах

мира, среди разных народов.

Проживали евреи и в Крыму. Основная часть еврейских памятников Крыма относится к эпо-хе эллинской культуры и найдена на территории Боспорского царства в Пантикапее(Керчи). Это различные плиты с текстами, с изображением меноры (семисвечника) (III-VIвв.н.э)

А в Херсонесе одна из найденных здесь плит датируется ׀׀веком до н.э. На ней кроме

изображения семисвечника имеются еще два рисунка: изогнутый рог(шофар), связанный с

трубным гласом, который должен возвестить верующим о приходе мессии (на надгробных

плитах он символизирует идею воскрешения мертвых) и пальмовая ветвь (лулав)как символ

победы (на надгробных плитах символ победы над смертью).

На многих еврейских памятниках надписи сделаны на греческом языке. Это объясняется

тем, что разговорным языком евреев в античных городах был греческий. Только в

синагоге служба шла на иврите.

Число евреев в Крыму увеличилось после разрушения римлянами Иерусалима и массового переселения из Византии. Евреи чувствовали себя в Тавриде в безопасности. Хазары, принявшие иудаизм, способствовали расселению евреев на полуострове.

К 1917году в Крыму насчитывалось немногим более 52 тыс.евреев. Накануне 1941 года в

Крыму проживало около 60 тысяч евреев, но в результате холокоста их численность значительно уменьшилась (по некоторым данным было расстреляно около 40 тыс.евреев).

В 1947г.многие евреи уехали в Биробиджан, но несмотря на то, что еврейские общины

продолжали существовать, на полуострове,синагоги были закрыты повсеместно.

По данным переписи населения 2001г. на территории РК проживает 5,5 тысяч евреев.

В Крыму евреи занимались различными ремеслами. Они были часовщиками, сапожниками,

скорняками, портными. Особое место занимали ювелиры художники, работы которых

являлись образцом искусства. Чрезвычайно интересными по своим художественным

достоинством были работы из бронзы, серебра, золота, декоративное искусство и

каллиграфическое письмо. Эти высокохудожественные изделия еврейских мастеров

практически не сохранились в Крыму. Увидеть их можно только на выставках в Западной

Европе, в Прибалтике, в Киеве, Львове.

Земледелием в Крыму занималось небольшое количество евреев, так как им долгое время

запрещалось заниматься хлебопашеством. Те, кто с огромным трудом приобретал

земельные участки, успешно выращивали на них пшеницу, чеснок, фасоль, бахчевые.

Традиционным занятием евреев считалась торговля. Не всем известно, что еврейское

население облагалось двойной податью. Они платили подать как все люди России, но еще

и за то, что были евреями! Только торговля с её быстрым оборотом и прибылью позволяла

евреям платить второй налог. В Крыму еврейское купечество совместно с купцами других

национальностей объединялась в гильдии. В 1877 году Севастополь стал торговым портом

и через него за границу пошли продукты сельского хозяйства. Стали известны торговые

дома Дрейфу сов, Юровских, Глэйдеров. Подобные торговые дома были в Керчи, Феодосии

и в других городах Крыма.

Городское еврейское население по грамотности в Крыму уступало лишь немцам. Среди ев-

реев было много известных врачей, адвокатов, аптекарей. Многие стали крупными учёны-

ми в России, на Западе, в Америке. В начале XX столетия своим виртуозным исполнением

на международных конкурсах славились музыканты – евреи.

В середине XlX века еврейские традиции и обряды в Крыму и других губерниях России

стали исчезать. Причиной этому послужило движение идеи еврейского просвещения. Моло-

дых стали приобщать к светским знаниям наряду с религиозными. Для самых талантливых

открывались двери гимназий, училищ, институтов и университетов. При этом сохранилась

процентная система приема еврейских детей.

Заключение

Иудаизм - религиозное, национальное и этическое мировоззрение, на протяжении тысячелетий определявшее верования и жизненный уклад еврея. Формирование иудаизма начинается с возникновением во 2 тыс. до н. э. принципиально новой религиозной концепции -- монотеистической идеи единого Бога, творца и властелина Вселенной. Центральные доктрины иудаизма - вера в единого, бессмертного, вездесущего, всемогущего и безграничного Бога, сотворение мира творческой волей Бога и историческая сага, в центре которой -- формирование народа Израиля и его завет с Богом. Со своей стороны, иудаизм оказывал влияние на мир, в котором он, в различных формах и проявлениях, получил широкое распространение.

Иерусалимский храм становится центром притяжения не только для многочисленной еврейской диаспоры, но и сотен тысяч приверженцев иудаизма по всему миру. Несмотря на угнетенное положение, евреи не прекращали острой религиозной полемики с христианством и исламом на протяжении всей эпохи средневековья. Казалось, что антагонизм между еврейством и окружающей средой может быть преодолен, если иудаизм будет объявлен одной из религий, принятых в данном обществе, наряду с католицизмом и протестантизмом, либо если еврейство будет рассматриваться не как религиозная, а как культурно-этническая группа. В этот период, наряду с традиционным иудаизмом широких еврейских масс, появляются новые течения -- реформизм в иудаизме, ортодоксальный и консервативный иудаизм.

Отношение светского еврейства к месту религии в государственно-общественной жизни Государства Израиль также неоднозначно. От полного отрицания роли религии в становлении еврейского государства и его жизни до понимания Израиля как воплощения в светской форме религиозных чаяний сотен поколений евреев и стремления в наиболее полной мере использовать в строительстве национального государства религиозно-культурное наследие еврейского народа.



































Список литературы
  1. Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях. Преамбула

  2. Борьба советской власти с «опиумом» для еврейского народа

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Иудаизм_в_России

3. Все религии мира. Антология / Е. Лаврентьева, У. Булахова, Е. Лаврович, Ю. Медведько,

А. Шевченко; Под ред. Е. Кузьминой. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. - 352с.

4. Дары евреев: Как племя, кочующие по пустыне изменило образ мышления всего мира /

Томас Кахим; [пер. Санг Т. Гутман]. - СПб.: Амфора, 2005. - 268 с.

5. Иудаизм за 90 минут / Е. Лаврович.- М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007. - 93с.

6. Основы религиоведения: Учеб./ Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2000. - 480 с.

7..http://www/ccssu/crimea/ua/crimea/etno/ethnos/evrei/index/htm. «Этнография народов Крыма» - Этносы Крыма: Евреи.

8. Храпунов И.Н. Древняя история Крыма. – Симферополь 2003.

9. http://www.youtube.com/user/turetskychoir - «Кошерное попурри», «Хава нагила».

10.http://www.marketgifts.ru/gifts/chto_i_kak_daryat_v_drugikh_stranakh/evreyskaya_kulturabznes_podarkov Еврейская культура подарков.

11. Самые известные евреи в Росси

Источник: https://fb.ru/article/356704/samyie-izvestnyie-evrei-rossii-spisok-s-foto




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!