СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальное обучение плаванию как средство адаптивной физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект раскрывает особенности адаптивной физкультуры, подбор адекватных средств воздействия, учитывающих физические, психические и возрастные особенности обучающихся,  удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, укреплении и поддержании здоровья, личностном развитии.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальное обучение плаванию как средство адаптивной физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА №60 «СИБИРСКИЙ ЛУЧИК»







ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ


Лониной Натальи Николаевны

учителя физической культуры











Индивидуальное обучение плаванию

как средство адаптивной физической культуры

для детей с ограниченными возможностями здоровья










Новосибирск


Постановка проблемы

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья города Новосибирска «Специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад № 60 VI, VIII вида «Сибирский лучик» создано для обучения и воспитания детей с нарушением интеллектуального развития различного генеза и патологией опорно-двигательного аппарата разной степени тяжести. Целью работы образовательной организации является создание для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающей среды, условия которой, посредством образовательных стандартов, воспитательных мероприятий, лечебно-оздоровительных программ, позволят каждому ребенку максимально успешно адаптироваться к условиям современного общества.

Одной их характерных особенностей развития детей с ограниченным возможностями здоровья (ОВЗ) является нарушение формирования их двигательных функций, и физическое воспитание, безусловно, является одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы и часто определяет её успешность в целом.

Стаж моей работы в должности инструктора по физкультуры специальной (коррекционной) начальной школы - детского сада №60 «Сибирский лучик» составляет 6 лет. В настоящее время я веду занятия в двух классах начальной школы: 1 класс – обучение по общеобразовательной программе, 1 – для обучающихся с умеренной умственной отсталостью; 2 группы детского сада ,всего обучаются 42 ребенка. Основными диагнозами обучающихся являются: детский церебральный паралич в различной форме – 53% и органическое поражение ЦНС - 25% (Приложение №1).




Рассматривая вопрос физического воспитания детей с ДЦП, диагнозом, доминирующим среди заболеваний наших обучающихся, необходимо отметить, насколько широк спектр нарушений, вызываемых этим недугом. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций анализаторных систем, судорожными припадками. У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всего моторного развития: сложно и длительно происходит воспитание всех двигательных умений и навыков – удержания головы, ползания, сидения, стояния и ходьбы, манипулятивной деятельности. (Л.О. Бадалян, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова)

Разнообразие двигательных нарушений при ДЦП обусловлено действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой данного заболевания. Важнейшими из них являются следующие:

двигательные патологии:

-нарушения мышечного тонуса (спастичность, ригидность, гипотония, дистония)

-невозможность или ограничение произвольных движений (параличи и парезы)

-наличие насильственных движений (гиперкинезы, тремор)

-нарушения равновесия и координации движений

-наличие патологических тонических рефлексов.

Также имеют место нарушения в работе кинестетического анализатора:

-несформированность тактильных ощущений (стереогностических)

-недоразвитие проприоцептивной чувствительности

Кроме того, у многих детей нарушена деятельность слухового анализатора:

-снижение слуха различной степени

-недостаточность пространственно-различительной деятельности

-недоразвитие фонематического восприятия

-недостаточность слуховой памяти и слухового восприятия

-повышенная чувствительность к звуковым раздражителям на фоне слабой их дифференциации.

Около 25% детей с ДЦП имеют аномалии зрения:

-недостаточная фиксация взора

-нарушение плавного прослеживания

-сужение полей зрения

-снижение остроты зрения.

Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью также развиваются в состоянии искаженного двигательного онтогенеза. По данным исследований Р.Д. Бабенковой, Н.А. Козленко, Н.П. Вайзмана, Б.В. Сермеева, А.А. Дмитриева и др. физическое развитие и функциональная подготовленность таких детей отстают от нормы, недостаточная сформированность органов и систем являются дефектной основой для обучения двигательным умениям и навыкам. Кроме того, поражение ЦНС влечет за собой нарушения в развитии высших психических функций и характеризуется следующими проявлениями, которые необходимо учитывать в построении физкультурных занятий:

  1. стойкое нарушение познавательной деятельности

  2. замедленный темп и малый объем восприятия

  3. низкие возможности запоминания, сохранения и воспроизведения материала

  4. слабая устойчивость внимания, замедленность его переключения

  5. недостаточное развитие всех сторон речевой деятельности

  6. недоразвитие и неустойчивость эмоционально-волевой сферы.

Определенный таким образом комплекс психомоторных нарушений обучающихся диктует необходимость такого педагогического воздействия средствами физического воспитания, которое позволило бы детям с ограниченными возможностями здоровья путем развития и коррекции их двигательной сферы, формирования компенсаторных механизмов адаптироваться к обстоятельствам внешней среды и стать полноценными членами общества.


Актуальность

На сегодняшний день адаптивная физическая культура рассматривается как часть физической культуры и, соответственно составляющая общей культуры человека, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, укреплении и поддержании здоровья, личностном развитии, самореализации в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. Но без подбора адекватных средств воздействия, учитывающих физические, психические и возрастные особенности обучающихся ожидать качественных результатов деятельности в данном направлении невозможно.

Современность и важность разработки технологии, обучению плаванию детей инвалидов дошкольного и школьного возрастов,

Основана многолетней практикой педагогов, в процессе формирования и совершенствования двигательных действий в условиях водной среды..

Анализ результатов эффективности индивидуального обучения плаванию показывает, что за основу формирования исходной модели для обучения плаванию детей-инвалидов, принимаются адаптивные средства и методы заимствованы из методик обучения здоровых детей, и средства

полученные в результате поисковых педагогических экспериментов .

хотя двигательные действия здорового ребенка принципиально отличаются от двигательных действий инвалида.

Мной разработана методика индивидуального обучения плаванию ребенка с ОВЗ. «Необходимо предложить ребенку познать и воспринять свое тело, его моторные возможности, идентифицироваться с ним и стать более самостоятельным. Наличие существующих нарушений в развитии ни в коей мере не означает ограниченности в двигательной сфере. Так как развитие детей протекает в замедленном темпе и связано с тем, что дети должны научиться жить с данным нарушением, то им необходимо предоставить как можно больше условий для реализации своих двигательных потребностей». (Хахмайстер, 1997)


Цель проекта: самоусвоение двигательных действий.


Задачи проекта

  • научить ребенка плавать;

  • охрана и укрепления здоровья ребенка инвалида ,его гармоническое психофизическое развитие, совершенствование опорно-двигательного аппарата ,повышение работоспособности организма.

  • формирование двигательных умений и навыков

  • разгрузка позвоночника, создание благоприятных физиологических условий.

  • улучшение координации движения

  • улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

  • способствовать обогащению эмоциональной сферы детей;

  • формировать личностные качества;

  • профилактика психологической перегрузки.


Ожидаемые результаты

Реализация данного проекта направлена на получение следующих результатов:

  1. обучить ребенка держаться на воде

  2. научить спуску в воду ,научить удерживать подвижную опору-доску

  3. научить самообслуживанию ,снимать и одевать одежду.

  4. развитие физических способностей обучающихся, формирование новых двигательных умений и навыков,

  5. воспитание интереса к занятиям через эмоциональную включенность в игровые действия;

  6. создание предпосылок для успешной самореализации и эффективной коммуникации в социуме.

Используемые методы

Деятельность по проекту осуществляется с помощью следующих методов:

анализа научно-методической литературы – с целью оценки адекватности педагогического проекта стратегии развития образования, логике программного содержания предмета, специфике развития обучающихся с ОВЗ;

наблюдения – как возможность оценить, какие средства физического воспитания поддерживают наибольший интерес детей к занятиям;

первичной и итоговой диагностики – для определения исходного уровня и контроля эффективности реализуемых мероприятий.

Обеспечение проекта

Успешной реализации проекта содействует грамотно подобранное ресурсное обеспечение. Кадровый ресурс: высшее образование по специальности «Тренер-преподаватель », первая квалификационная категория (получена в 2009г.), многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ. Научно-методическое обеспечение: регулярное прохождение курсов повышения квалификации по организации ЛФК для детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения, олигофренопедагогике, адаптивной физической культуре, специальному олимпийскому движению. Опыт работы неоднократно представлялся на семинарах различного уровня, педагогических советах, лекционных курсах для студентов факультета НГПУ «Педагогика и психология детства» и слушателей курса Адаптивной физической культуры (АФК) при институте социальной реабилитации НГТУ. Материально-техническое обеспечение: бассейн образовательного учреждения, специальный спортивный инвентарь приспособленный для занятий с детьми ОВЗ.

Реализация проекта

Педагогическую деятельность в рамках данного проекта я осуществляю с 2009-2010 учебного года.

Система коррекционно-развивающего воздействия на моторную сферу обучающихся в нашей организации включает в себя такие формы двигательной активности как уроки ФК, индивидуальные и малогрупповые занятия АФК, занятия в бассейне, а также содержит режимные моменты: утренняя гимнастика, динамические паузы и физкультминутки, общешкольные спортивные мероприятия, подвижные игры в рекреации и на прогулке.

Наиболее эффективными для реализации проекта я считаю:

  • занятия АФК – при малом числе обучающихся на занятии позволяют максимально точно подобрать индивидуальные упражнения, подводящие к игровым действиям; поставить индивидуальную (зависящую от двигательных возможностей и патологических особенностей) .

  • спортивные праздники и соревнования – на повышенном эмоциональном фоне позволяют отследить успешность освоения двигательных навыков, их стабильность; формируют личностные качества и коммуникативные способности.

Свое участие в организации данной системы я реализую согласно следующим принципам адаптивной физической культуры:

- диагностирования (учёт основного дефекта, сопутствующих заболеваний, вторичных отклонений, медицинских показаний и противопоказаний);

- дифференциации и индивидуализации (в зависимости от уровня интеллекта, двигательных возможностей, особенностей психики и т. д.);

- коррекционно-развивающей направленности (педагогические воздействия направлены не только на преодоление недостатков, но и на активное развитие познавательной деятельности, речи, внимания, памяти, психофизических и координационных способностей, морально-волевых качеств средствами физической культуры);

- учёта возрастных особенностей (биологический возраст ребёнка с нарушениями в развитии, как правило, отстаёт от паспортного, неравномерно и неодновременно происходит развитие физических и психических функций);

- вариативности (многообразие упражнений и способов их выполнения);

- адекватности (постановка задач, выбор средств и методов должны соответствовать функциональному состоянию ребёнка и учитывать все его особенности).

А также общедидактическим принципам:

- систематичности и последовательности,

- сознательности и активности,

- доступности,

- прочности,

- наглядности.

В реализации проекта прослеживаются три этапа:

I. Подготовительный. Анализ ситуации, подбор научно-методических материалов по теме, определение содержательного наполнения.

Основной деятельности.

Начало работы по проекту для каждого из обучающихся определяется индивидуально, в соответствии с данными диагностики, которые учитывают моторные возможности ребенка и состояние его психоэмоциональной сферы. Опуская ребенка в воду я частично изолирую его от действия сил гравитации, погружаем в условия гидроневесомости, условия изменения деятельности всех систем. Тем самым, предоставляем ребенку возможность для свободного и самостоятельного формирования, прежде всего способности «самодвижемости», возникающих на конечностях и поверхности тела, движущих относительно воды, порой в разные стороны.Выполняет ли он эти движения самостоятельно или находится на руках тренера, гидродинамическое сопротивление будет непрерывно изменятся в пространстве, силе и продолжительности. Обеспечиваем многократное и неизбежное возникновение как принципиально новых непривычных ощущений легкости тела и мягкого противодействия внешнего сопротивления, так и приложения суставно-мышечных усилий, состояние внутренних органов, например актов дыхания, а также стрессовой готовности, изменения условий функционирования внутренних органов и систем.

Цель технологии самоусвоения двигательных действий.

Главная задача методики – научить ребенка с ОВЗ плавать.

Методика индивидуального обучения плаванию детей с ДЦП, позволяет научить ребенка-инвалида плавать, предупреждать развитие опасных критических ситуаций для жизни и здоровья, открывает возможность достижения учеником качественно нового уровня двигательной и общественной активности. Когда мы опускаем ребенка в воду в условия гидроневесомости, идет изменение деятельности всех систем организма, возникновение новых непривычных ощущений легкости тела и мягкого противодействия внешнего сопротивления.

Обучение плаванию ребенка-инвалида включает, опознание тренером спонтанно выполненного движения ученика в условиях водной среды, как аналогичного какому либо элементу системы движения пловца, ее реализация обусловленная повторением этого движения с помощью тренера, а затем самостоятельного выполнения с образованием собственной манеры проявления целенаправленных двигательных действий.

Все упражнения должны организовываться и выполнятся при нахождении тренера вместе с ребенком в воде, что требует, не только повышенного внимания у тренера, но и разработки соответствующих поддержек и страховки обеспечивающих безопасность организации и проведения занятий. Учитывая тяжелое физическое и психическое состояние ребенка, тренеру необходимо обеспечить организацию прохождения ребенком всех служб плавательного бассейна; раздевалка, туалет, душ, спуск в воду, выход из воды.

Невозможно начинать любой процесс обучения без проведения первого занятия, именно на первом занятии, двигательные действия ребенка ДЦП в бассейне, создают опасные критические ситуации, связанные с угрозой жизни и здоровья ребенка-инвалида т.к. он находится в состоянии повышенной тревожности и готовности к формированию условий критических ситуации. Вход в воду вызывает большие трудности, дети с ОВЗ не могут выполнять захват поручня руками и выполнять шагающие движения ногами. Как правило тренер удерживает ребенка на руках. При выполнении упражнения контролирует безопасный уровень подъема ребенка над поверхностью воды, удерживая его тело в вертикальном положении, при котором рот ребенка находится на одном уровне со своим ртом. Обеспечить непрерывный визуальный и контактный контроль.

Взаимное расположение тренера и ребенка в воде на первом занятии. Тренер, стоя на дне, удерживает ребенка в вертикальном положении в воде, лицом к себе. Вначале занятия – одна рука тренера располагается в области подмышечной впадины ребенка и прижимает его тело к туловищу. Голова ребенка удерживается над водой приподнятым кверху плечом тренера, а свободной рукой со стороны затылка.

Реализация дидактических моделей. В процессе педагогических экспериментов по гидрореабилитации и начальному обучению плаванию детей – инвалидов с двойной гемиплегией уточнялись условия реализации дидактической модели предполагаемых двигательных действий, адаптирование методик и их усвоение нашими учениками.

Упражнения.

Разнообразные совместные покачивания, стоя на месте.

Перемещения по дну с ребенком на руках, изменяя свободной рукой положения тела ученика.

Выполнение упражнений на разгибание под водой пальцев ученика тренером.

Выполнение упражнения на захват под водой пальцами ученика доступных предметов-игрушек.

Выполнение руками тренера движений ногами ребенка; одной ногой, попеременно обеими ногами, одновременно двумя ногами с пересечением поверхности воды.

При выполнении упражнении на «погружение» ребенка – выполняется с помощью тренера, находящего в воде и удерживающего ребенка в вертикальном положении в последовательности:

- мокрой рукой, проводим по лицу ученика со словами «ныряем»

- поливаем лицо ученика из ладони, ведерка, игрушки. Выполняем до усвоения ребенком умения не захлебываться и не пугаться.

- опускать лицо ребенка на мгновение до положения «рот под водой»;

- опускаем лицо ребенка на мгновение до положения «глаза под водой»;

- опускаем лицо ребенка на мгновение до положения «голова под водой»;

- периодически опускать ребенка под поверхность воды в положении на груди и поднимать над поверхностью .Выдерживать паузу для последующего погружения, наблюдая готовность ученика к погружению. Опасная ситуация: торопливость в выполнении упражнения приводит к «захлебу» ребенка.

- после усвоения упражнения «погружения», выполнять упражнение «лежание на груди», удерживая ребенка со стороны спины. Помогать подъему головы ребенка для вдоха; тренер, увидев движение головы ребенка под водой в направлении подъема к поверхности, погружает под воду с помощью предплечья одной своей руки спину и ноги ребенка, одновременно, приподнимая над водой голову для вдоха. Выдерживает паузу для последующего выполнения.


Методы, применяемые мною в ходе реализации проекта, носят как общепедагогический характер, так и специфический, основанный на активной двигательной деятельности:

1. Методы использования слова:

- методы рассказа, беседы, описания, объяснения, в которых слово используется как средство передачи знаний;

- методы команды, задания, указания, где происходит воздействие словом в целях управления деятельностью учащихся;

2. Методы сенсорного восприятия (способствуют не только совершенствованию работы анализаторных систем, но и оптимизируют процесс обучения путем воздействия на все органы чувств):

- активный показ;

- визуальная сигнализация;

- звуковая сигнализация.

3. Практические методы:

- метод строго регламентированного упражнения (характеризуется выполнением каждого упражнения в строго заданной форме, позволяет четко дозировать нагрузку, обеспечивать индивидуальный подход к учащимся, избирательно воздействовать на воспитание физических качеств, совершенствование какого-либо двигательного действия);

- метод частично регламентированного упражнения (предусматривает возможность для совершенствования двигательных умений и навыков через обеспечение многообразия условий);

- игровой метод (используется главным образом для комплексного совершенствования двигательных действий в усложненных вариативных условиях; включает в себя сюжетность, образность, соревновательный элемент, относительную самостоятельность действий);

- соревновательный метод (применяется для развития физических качеств, воспитания морально-волевых установок, совершенствования двигательных умений и навыков, а также формирования способности рационально использовать их в усложненных, эмоционально насыщенных ситуациях).

Кроме того, считаю необходимым в процессе коррекционно – развивающих занятий с детьми с ОВЗ использование таких методических приемов, с помощью которых достигается не только тренировка функций двигательного аппарата, но и совершенствование у обучающихся нервно-психических процессов, на основе которых происходит осознание их собственных движений, достигается четкая дифференциация, обеспечиваются рациональность и вербальная регуляция.

IV. Аналитический. Определение параметров диагностики, критериев оценки эффективности проекта, анализ полученных результатов и поиск путей оптимизации деятельности.

Оценить динамические показатели всех обучающихся, участников проекта по определенным унифицированным тестам не представляется возможным в силу специфики нарушений каждого ребенка. По этой причине была создана «шкала развития», в которой каждое отработанное действие и успешно выполняемое упражнение являются ступеньками для дальнейшего развития, освоения новых двигательных умений и совершенствования игрового опыта. (Приложение № 2)


Результативность работы по проекту

Деятельность по проекту началась с 2009-2010 учебном году и продолжается в настоящий момент. Тренировки в воде являются одним из самых совершенных способов восстановления и укрепления организма ребенка. Занятия по адаптации проводятся на малой ванне. Любые движения в воде для детей с ДЦП выполняются легче, чем на суше, нет давления на массу тела и суставы, а также сердечно-сосудистая система лучше справляется с нагрузками. Вода для детей – это, прежде всего, радость движения и восторг. На этой основе параллельно решаются задачи оздоровления и коррекции двигательных нарушений и, соответственно, улучшение его физического и интеллектуального развития.

Эффективность работы по проекту прослеживается также в преемственности школьных занятий и желании обучающихся посещать занятия в бассейне.

Опираясь на представленные данные, я считаю работу по реализации проекта успешной и основными его преимуществами выделяю:

    • высокий мотивационный эффект,

    • большая вариативность используемых заданий,

    • развитие координационных способностей,

    • положительное влияние на эмоционально – волевую сферу обучающихся.

Опыт работы по проекту ежегодно представляется специалистам по физической культуре, слушателям курса АФК и высоко оценивается коллегами.

Наши дети, школьного возраста (10-12) лет, ежегодно принимают участие в соревнованиях по плаванию , Декада инвалидов , которые проходит в декабре месяце. Наши дети успешно выступают на этих соревнованиях, занимают чемпионские и призовые места. Так-же внутри нашего учреждения, два раза в учебный год, проводятся спортивно- массовые мероприятия на воде ,это водные праздники, спортивные эстафеты, показательные выступления, которые являются пропагандой и привлечением большинство учащихся к занятием плаванием.


Список литературы


  1. Бабенкова Р.Д. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания. Автореферат М-71

  2. Бадалян Л.О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детский церебральный паралич. – Киев, Здоровье, 1988, – 327с.
  3. Барчукова Г.В. Настольный теннис – М. Физкультура и спорт, 1990г. – 139с.
  4. Барчукова Г.В., Богушас В.М.М., Матыцин О.В. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студ. высших уч. заведений. – М. Издательский центр Академия, 2006. – 528с.
  5. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М., Наука, 1990.
  6. Бернштейн Н.А.О ловкости и ее развитии. – М., ФиС, 1991.
  7. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. – М.: Аграф, 1997. – 128с.
  8. Вайзман Н.П. Реабилитационня педагогика. – М.: Аграф, 1996. – 160с.
  9. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 654с.

  10. Гришин В.Г. Игры с мячом и ракеткой. – М. Просвещение, 1975 – 48с.

  11. Дети с острым церебральным параличом. Руководство по образованию. Под ред. Хеннинг Рай и Мириам Скьюортен. М., ЮНЕСКО, 1989, 138 с.
  12. Дмитриев А.А. физическая культура в специальном образовании. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 176с.
  13. Ермоленко Н.А., Скворцов И.А., Неретина А. Ф. Клинико-психологический анализ развития двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами // Журнал неврологии и психиатрии, 2000, № 3, с. 19-23
  14. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. – М. Советский спорт, 1991. – 55с.
  15. Ипполитова М.В., Чернобровкина Е.Д. Педагогам и воспитателям о детях с отклонениями в развитии. Методическое пособие. М., ИКП РАО, 1994, 80с.
  16. Калижнюк. Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. М, 1987,130 с.
  17. Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы. НИИ педагогики УССР. – Киев, 1966. - 112 с.

  18. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / под ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2002. – 212с.

  19. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом.
Методические рекомендации. М., НВТ БИМК-Д, 1998, 68с.
  1. Конева Е.А., Рудаметова Н.А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. – Новосибирск, 2008. – 116с.
  2. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. И.А. Смирновой. - СПб.: ИСПиП, 2000, 99с.
  3. Левченко И.Ю.. Приходько О.Г., Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Издательский центр Академия, 2001. – 192с.
  4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при
локальных поражениях мозга., М., 2000, 270 с.
  1. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: изд-во СпбГУ, 2001, 158с.
  2. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М., Просвещение, 1991, 240с.
  3. Самыличев А.С. О воспитании двигательных способностей учащихся вспомогательной школы на уроках физической культуры. Дефектология – №3 1985. – с. 25-32.
  4. Семенова К.А. Двигательные расстройства при ДЦП. – М., 1999. – 383 с.
  5. Серова Л.К., Скачков Н.Г. Умей владеть ракетой. – Лениздат, 1989. – 75с.

  6. Худец Р. Настольный Теннис. Техника с Владимиром Самсоновым. – М.: ВистаСпорт, 2005. – 272с.

  7. Цветкова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. - М: Педагогика, 1972. - 271с.
  8. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 464с.
  9. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в развитии / Под ред. проф. С.П. Евсеева. – М. Советский спорт, 2001. –152с.
  10. Шоо М. Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М. Издательский центр Академия, 2003. – 112с.

  11. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1978.- 158с.
  12. Юровский С.Ю. Развитие пространственной точности движений у учащихся вспомогательной школы средствами физического воспитания. Автореферат М-71




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!