Индивидуальная тема по самообразованию «Развитие самостоятельности у детей первой младшей группы в процессе формирования культурно-гигиенических навыков» Актуальность Помоги мне это сделать самому М. Монтессори. Вопрос развития самостоятельности у детей дошкольного возраста всегда остро стоял в современной педагогике и являлся одним из самых актуальных. В нормативных документах Российской Федерации обозначен социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Формирование общей культуры личности, инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста является одной из задач ФГОС ДО. Вопросом развития самостоятельности дошкольников занимались такие ученые как В.Д. Иванов, К.П. Кузовкова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и многие другие. Они высказывали мнение о том, что формирование самостоятельности свойственно именно маленьким детям. Некоторые ученые говорили, что самостоятельность – это потребность растущего организма, которую необходимо развивать и поддерживать. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы по формированию самостоятельности у детей. Стремление к самостоятельности — одно из ценных свойств психики ребенка — проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребенка выполнить то или иное действие самостоятельно. Воспитание самостоятельности у ребенка тесно связано прежде всего с привлечением его к самообслуживанию во время еды, умывания, одевания. Участие в этих процессах привлекает малыша, удовлетворяет растущую потребность в самоутверждении. Особенно отчетливо стремление к самостоятельности начинает проявляться на третьем году жизни, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!». Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей - стремление к самостоятельности. Самостоятельный ребенок – это, прежде всего ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Поддерживая самостоятельность в раннем возрасте, мы помогаем не себе, а нашим детям. |
Цель | Повышение своего профессионального мастерства и компетентности, систематизация работы по изучению особенностей и возможностей развития у детей раннего возраста самостоятельности через формирование культурно – гигиенических навыков. Создание условий для становления у детей раннего возраста ценностей здорового образа жизни в процессе формирования культурно-гигиенических навыков в самообслуживании. |
Задачи | 1.Изучение методической литературы, источников интернет ресурсов по становлению у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством развития культурно-гигиенических начал самостоятельности; 2.Определение и систематизация содержания работы с детьми; 3.Создание картотек тематических, пальчиковых игр, художественных произведений по формированию у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков; 4.Разработка эффективной системы работы по данной теме. Планирование предстоящей работы; 5.Составление перспективного плана на 2021 – 2022 уч. год; 6.Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО; 7.Активизация и дополнение представлений родителей о приобщении детей раннего возраста к здоровому образу жизни через формирование культурно-гигиенических навыков в самообслуживании, значении становления у детей ценностей здорового образа жизни, способствование повышению компетентности о приемах и методах. |
Предполагаемый результат | Планируемые результаты работы педагога: Проанализирована информация о значении развития у детей раннего возраста самостоятельности через формирование культурно – гигиенических навыков из разных источников. Созданы и систематизированы картотеки тематических, пальчиковых игр, художественных произведений по формированию у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков. Разработан перспективный план по работе с детьми раннего возраста на 2021– 2022 уч. год. Созданы благоприятные условия РППС для формирования у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков. Планируемые результаты работы с детьми: Закреплено умение правильно мыть руки (намыливать до образования пены), насухо их вытирать, есть самостоятельно и аккуратно; правильно и по назначению пользоваться чашкой, ложкой, салфеткой и др. Приобретен опыт тщательно и бесшумно пережевывать пищу, совершенствовано умение полоскать рот питьевой водой после каждого приема пищи. Способен к элементарному самообслуживанию (одевается самостоятельно, с помощью взрослого только застегивает пуговицы, завызывает шнурки). Проявлен интерес и желание к осмысленному пользованию предметами индивидуального назначения: расческой, стаканом для полоскания рта, полотенцем, носовым платком. Планируемые результаты работы с родителями: Активизирована мотивация родителей для совместной работы (родительское собрание в форме общения (дискуссии) с родителями в групповом чате (Viber), анкетирование, дополнены представления о значении формирования культурно-гигиенических навыков самостоятельности для формирования здорового образа жизни; предложены консультации с целью повышения компетентности родителей в вопросе формирования у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков. |
Сроки работы над проблемой | Сентябрь 2021г. – май 2022 уч.г. |
Литература | Литература: Интернет ресурсы: |
Содержание деятельности (действия и мероприятия способы, средства) | Сроки | Конкретный результат (педагогический продукт) | Форма и место представления результата | Отметка о выполне-нии |
Научно-методическая деятельность | |
Изучение методической литературы и передового педагогического опыта. Отбор необходимой литературы Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога на 2021-2022 учебный год | Сентябрь - октябрь | Проанализирована информация о значении формирования у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством развития культурно-гигиенических начал самостоятельности из разных информационных источников. Собран комплект изучаемой литературы. Разработан индивидуальный образовательный маршрут педагога на 2021-2022 учебный год | Педсовет | Представ-лен ИОМ педагога |
Разработка перспективного плана Подбор сюжетных картинок по соответствующей теме. | октябрь | Перспективный план на 2021 – 2022 уч. г. Картотека тематических картинок по формированию у детей КГН. | Методическая картотека 1 младшей группы «» | Разрабо-тан перспективный план. Собрана картотека сюжетных картинок соответствующей темы. |
Рационально организованная среда группового пространства для обеспечения формирования у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством развития культурно-гигиенических начал самостоятельности. Создание предметно – развивающей среды в группе, обеспечив необходимое оснащение (в «Центре речевого развития» собран материал и оформлены картотеки потешек, сказок, коротких рассказов, загадок, стихов на тему воспитания культурно-гигиенических навыков; в «Центре природы и погоды» поместили куклу Таню в сезонной одежде, для поддержания стремления детей к самостоятельному одеванию) для приобщения детей к здоровому образу жизни посредством формирования КГН. | ноябрь | Создана развивающая предметно-пространственная среда | 1 младшая группа «» Размещение результата своего опыта (конспект НОД) на сайте nsportal.ru-образовательная социальная сеть | Выполне-но |
Подбор методической литературы для повышения компетентности родителей в вопросе значения формирования у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством развития культурно-гигиенических начал самостоятельности. | декабрь | Оформление папки - передвижки Информационные листы (консультации, памятки) | Родительское собрание (форма проведения: информационное консультирование, место проведения: в групповом чате (Viber)) Приёмная группы «» Размещение результата своего опыта на сайте nsportal.ru-образовательная социальная сеть | Протокол родительского собрания № 2 |
Работа по созданию картотек тематических, пальчиковых игр, художественных произведений по формированию у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков. Чтение и подбор художественных произведений для сопровождения проведения игр, соответствующей тематики. | январь февраль | Картотека тематических игр по формированию КГН Картотека пальчиковых игр по формированию КГН Картотека художественных произведений по формированию у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков | Размещение результата своего опыта на сайте https://infourok.ru-образовательная социальная сеть Приемная группы «» (родительский уголок) Информация в групповом чате (Viber) | Созданы картотеки Размещён опыт работы на сайте |
Работа по созданию лэпбука соответствующей тематики | март | Лэпбук по формированию у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков | Размещение результата своего опыта на сайте Педагоги.онлайн - социальная сеть для педагогического сообщества Группа «» | Размещён опыт работы на сайте |
Исследование эффективности использования методов и приемов в процессе развития у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков. | апрель | Разработка и представление презентации опыта работы по развитию у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков. | Представление опыта работы по теме на аттестации | Выполнено |
Обобщение опыта работы на уровне ДОУ. | май | Презентация опыта работы | Педсовет | Выполнено |
сроки | Формы работы | Практические выходы |
работа с детьми | работа с родителями | работа с педагогами |
сентябрь | Чтение стих-й во время умывания: Н. Найдёновой «Наши полотенца»; Г.Лагздынь «Аккуратные зайчата»; потешек о воде: «Водичка, водичка» и т. д. Рассматривание иллюстраций Цель: форм-е у детей навыка с помощью взрослого мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, ориентируясь на индивидуальную картинку. Пал. гимнастика: «Водичка, водичка» Чтение потешки при кормлении «Умница, Катенька…» Цель: форм-е навыка с помощью взрослого есть ложкой разнообразную пищу, пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых (как умеют), задвигать стул. Игр. сит. «Умоем куклу Машу» Цель: форм-е КГН, используя игровую ситуацию с куклой. Экспериментирование, опыты с водой: «Свойства воды» | Родительское собрание: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова» Стендовая информа-ция: «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста». Привлекать родителей к формированию у детей культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания в домашних условиях. | Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога на 2021-2022 уч. год. Представление на педсовете | Представление разработки индивидуального образовательного маршрута педагога на 2021-2022 учебный год на педсовете Протокол родительского собрания № 1 Консультация на стенде для родителей. |
октябрь | Дид. игра «Почему у Кати руки грязные?» Цель: форм-е у детей умения отвечать на вопросы. Чтение стих-я А. Барто «Девочка чумазая» Рассматривание тематических сюж. картинок: «Девочка умывается». Объяснение действия. Малоподвижная игра: «Кран, откройся!» (Э. Мошковская «Приказ») Игровая ситуация «Напоим кукол чаем» Цель: форм-е элем-го представления о чайной посуде (чайник, сахарница, чашка, кружка, ложка), поддерживание сюж.-отоб. игры, в которой дети отображают назначение различных бытовых предметов, стремясь к их принятому в обществе использованию (ложкой едят и пр.) | Консультация в родительском уголке: «Личная гигиена детей раннего возраста» Знакомство с литературой по данной теме | Презентация перспективного плана на 2021 – 2022 уч. год Представление конспекта ОД по соответствующей теме в групповом чате Viber | Консультация на стенде для родителей. Представление разработки перспективного плана на 2021 – 2022 уч. год |
ноябрь | Конспект образовательной деятельности по форм-ю у детей 1 мл. группы КГН: «Причешем куклу Олю», чтение потешки: «Расти коса до пояса» Цель: поддерживание сюж.-отоб. игры, в которой дети отображают назначение различных бытовых предметов, стремясь к их принятому в обществе использованию Игр. упражнение: «Дружи с водой», используя личный пример соответствующего поведения Цель: форм-е элем. представления о предметах личной гигиены (мыло, мыльница, полотенце) | Фото отчет о совместной деятельности с детьми по формированию культурно-гигиенических начал самостоятельности. Представлены картотеки потешек, сказок, коротких рассказов, загадок, стихов на тему воспитания культурно-гигиенических навыков в центре информации для родителей. | Представление конспекта ОД по соответствующей теме в групповом чате Viber. Делимся опытом: собран материал и оформлены картотеки потешек, сказок, коротких рассказов, загадок, стихов на тему воспитания культурно-гигиенических навыков | Размещение результата своего опыта на сайте Педагоги.онлайн - социальная сеть для педагогического сообщества. |
декабрь | Рассматривание предметных картинок «Одежда», «Обувь» Рассматривание тематических сюж. картинок: «Дети одеваются на прогулку». Объяснение действия. Игр. сит.: «Оденем куклу Олю на прогулку» Цель: на примере игры с куклой введение шутливых сравнений, говоря от имени различных предметов и обращаясь к ним: «Сапожки, надевайтесь на ножки» Конспект образовательной деятельности «Мы идём гулять» Цель: форм-е навыков в самообслуживании, используя игру с куклой; напоминание о последовательности процесса одевания и раздевания. | Консультация: «Играем дома» в родительский уголок. Цель: активизация взаимодействия семей воспитанников с ДОУ, налаживание совместности Родительское собрание на тему: «Развитие у детей раннего возраста самостоятельности через формирование культурно – гигиенических навыков» Цель: способствование развитию понимания у родителей ценности в развитии самостоятельности у детей раннего возраста через формирование культурно – гигиенических навыков. Привлекать родителей к формированию у детей культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания в домашних условиях. | Представление конспекта ОД по соответствующей теме в групповом чате Viber. Делимся опытом: представление картотеки тематических игр по соответствующей теме в групповом чате Viber. | Картотека тематических игр по соответствующей теме. Размещение результата своего опыта на сайте Педагоги.онлайн - социальная сеть для педагогического сообщества. Протокол родительского собрания № 2 |
январь | Игра: «Баюшки-баю» Цель: совершенствование представлений о последовательности раздевания перед сном, напоминание об аккуратном складывании кукольной одежды на стульчик. Игра: «Кукла проснулась» Цель: закрепление представления о последовательности пробуждения куклы (вынуть из кроватки, посадить на горшок, одеть). Чтение стих-е Е. Благининой «Я умею обуваться», «Научу обуваться и братца», рассматривание иллюстраций, вопросы. Рассматривание сюжетных картинок: «Дети одеваются после сна» Цель: закрепление представлений детей о процессе одевания. | Выставка в родительском уголке групповой приемной картотеки пальчиковых игр по формированию КГН Консультация в родительском уголке: «Как поддержать способность ребенка удовлетворять свои потребности» Цель: способствование повышению компетентности родителей в вопросах развития детей. | Делимся опытом: представление картотеки пальчиковых игр по соответствующей теме в групповом чате Viber. | Картотека пальчиковых игр по соответствующей теме. Размещение результата своего опыта на сайте nsportal.ru-образовательная социальная сеть Консультация в родительском уголке |
февраль | Дид. игра направленная на развитие мелкой моторики: бизиборд «БизиДом» (пособие со шнуровками и липучками) Цель: упражнение детей в застегивании, шнуровании, завязывании. Чтение стих-я К.И Чуковского «Мойдодыр», рассматривание иллюстраций, разговор, вопросы. Просмотр диафильма: «Без воды нам никуда» Цель: форм-е представлений детей о значении воды (вода в быту (льётся, теплая-холодная, в воде купаются, водой умываются и т. д.). | Индивидуальная консультация: «Как приучать ребёнка пользоваться туалетом» | Делимся опытом: представление диафильма в групповом педагогическом чате Viber | Размещение результата своего опыта на сайте nsportal.ru-образовательная социальная сеть |
март | Художественно-эстетическое развитие: изобразительная деятельность: «Наши полотенца» Цель: поддерживание создания ассоциативных образов в рисунке. Рассматривание с детьми лэпбука по соответствующей теме, вовлечение в разговор. Игра: «Накроем стол к обеду» Цель: продолжение формирования у детей представления о культуре поведения во время еды. Чтение стих-й: Г. Лагздынь «Просто объеденье!», И. Токмакова «Ай да суп!» Малоподвижная игра: «Мой мишка» (см. картотеку пал. игр) | Отчет детских рисунков на стенде для родителей. Консультация в родительском уголке: «О воспитании опрятности без насилия» | Представление лэпбука по формированию у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков | Размещение результата своего опыта на сайте Педагоги.онлайн - социальная сеть для педагогического сообщества. |
апрель | Конспект игры: «Приходите в гости к нам» Цель: продолжение формирования у детей представления о культуре поведения во время еды. Чтение потешки при кормлении «На моей тарелочке» Цель: продолжение форм-я КГН. Игра: «Купание куклы Кати» Цель: поддерживание сюж.-отоб. игры, в которой дети отображают назначение различных бытовых предметов, стремясь к их принятому в обществе использованию | Консультирование родителей: «О чем сообщает детское выражение «Я сам» | Представление конспекта игры в групповом педагогическом чате Viber. Представление методов и приемов, используемых в процессе развития у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков. | Презентация опыта работы по соответствующей теме. |
май | Беседа, разговор: «Приятного аппетита» Цель: закрепление у детей навыков поведения, соответствующего нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом. Рассматривание сюжетной картинки: «Обед в детском саду» Цель: закрепление представлений детей о процессе принятия пищи. Чтение потешки при кормлении «Это ложка, это чашка…» Цель: продолжение форм-я КГН. Игра: «Приходите в гости к нам» Цель: закрепление у детей представления о культуре поведения во время еды. | Родительское собрание: «Семейный этикет и самообслуживание» Цель: способствование повышению компетентности родителей в вопросах развития детей. | Разработка и представление презентации опыта работы по развитию у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков на педсовете. | Обобщение опыта работы на уровне ДОУ. Отчет по самообразова-нию. Протокол родительского собрания № 3. |