СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная тема по самообразованию «Развитие самостоятельности у детей первой младшей группы в процессе формирования культурно-гигиенических навыков»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная тема по самообразованию «Развитие самостоятельности у детей первой младшей группы в процессе формирования культурно-гигиенических навыков»»




Индивидуальная тема по самообразованию

«Развитие самостоятельности у детей первой младшей группы в процессе формирования культурно-гигиенических навыков»


Актуальность

Помоги мне это сделать самому

М. Монтессори.

Вопрос развития самостоятельности у детей дошкольного возраста всегда остро стоял в современной педагогике и являлся одним из самых актуальных. В нормативных документах Российской Федерации обозначен социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Формирование общей культуры личности, инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста является одной из задач ФГОС ДО.

Вопросом развития самостоятельности дошкольников занимались такие ученые как В.Д. Иванов, К.П. Кузовкова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и многие другие. Они высказывали мнение о том, что формирование самостоятельности свойственно именно маленьким детям. Некоторые ученые говорили, что самостоятельность – это потребность растущего организма, которую необходимо развивать и поддерживать.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы по формированию самостоятельности у детей. Стремление к самостоятельности — одно из ценных свойств психики ребенка — проявляется очень рано. Важно не оставлять это стремление без внимания, развивать его, поддерживать и стимулировать попытки ребенка выполнить то или иное действие самостоятельно. Воспитание самостоятельности у ребенка тесно связано прежде всего с привлечением его к самообслуживанию во время еды, умывания, одевания. Участие в этих процессах привлекает малыша, удовлетворяет растущую потребность в самоутверждении. Особенно отчетливо стремление к самостоятельности начинает проявляться на третьем году жизни, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!». Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей - стремление к самостоятельности. Самостоятельный ребенок – это, прежде всего ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Поддерживая самостоятельность в раннем возрасте, мы помогаем не себе, а нашим детям.

Цель

Повышение своего профессионального мастерства и компетентности, систематизация работы по изучению особенностей и возможностей развития у детей раннего возраста самостоятельности через формирование культурно – гигиенических навыков.


Создание условий для становления у детей раннего возраста ценностей здорового образа жизни в процессе формирования культурно-гигиенических навыков в самообслуживании.

Задачи










1.Изучение методической литературы, источников интернет ресурсов по становлению у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством развития культурно-гигиенических начал самостоятельности;

2.Определение и систематизация содержания работы с детьми;

3.Создание картотек тематических, пальчиковых игр, художественных произведений по формированию у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков;

4.Разработка эффективной системы работы по данной теме. Планирование предстоящей работы;

5.Составление перспективного плана на 2021 – 2022 уч. год;

6.Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

7.Активизация и дополнение представлений родителей о приобщении детей раннего возраста к здоровому образу жизни через формирование культурно-гигиенических навыков в самообслуживании, значении становления у детей ценностей здорового образа жизни, способствование повышению компетентности о приемах и методах.

Предполагаемый результат





Планируемые результаты работы педагога:

Проанализирована информация о значении развития у детей раннего возраста самостоятельности через формирование культурно – гигиенических навыков из разных источников.

Созданы и систематизированы картотеки тематических, пальчиковых игр, художественных произведений по формированию у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков.

Разработан перспективный план по работе с детьми раннего возраста на 2021– 2022 уч. год.

Созданы благоприятные условия РППС для формирования у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков.

Планируемые результаты работы с детьми:

Закреплено умение правильно мыть руки (намыливать до образования пены), насухо их вытирать, есть самостоятельно и аккуратно; правильно и по назначению пользоваться чашкой, ложкой, салфеткой и др.

Приобретен опыт тщательно и бесшумно пережевывать пищу, совершенствовано умение полоскать рот питьевой водой после каждого приема пищи. 

Способен к элементарному самообслуживанию (одевается самостоятельно, с помощью взрослого только застегивает пуговицы, завызывает шнурки).

Проявлен интерес и желание к осмысленному пользованию предметами индивидуального назначения: расческой, стаканом для полоскания рта, полотенцем, носовым платком.

Планируемые результаты работы с родителями:

Активизирована мотивация родителей для совместной работы (родительское собрание в форме общения (дискуссии) с родителями в групповом чате (Viber), анкетирование, дополнены представления о значении формирования культурно-гигиенических навыков самостоятельности для формирования здорового образа жизни; предложены консультации с целью повышения компетентности родителей в вопросе формирования у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков.

Сроки работы над проблемой

Сентябрь 2021г. – май 2022 уч.г.


Литература

Литература:

Интернет ресурсы:


Индивидуальный образовательный маршрут на 2021-2022гг


Содержание деятельности

(действия и мероприятия

способы, средства)


Сроки

Конкретный

результат (педагогический продукт)

Форма и место представления результата


Отметка о выполне-нии

Научно-методическая деятельность


Изучение методической литературы и передового педагогического опыта. Отбор необходимой литературы


Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога на 2021-2022 учебный год






Сентябрь - октябрь

Проанализирована информация о значении формирования у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством развития культурно-гигиенических начал самостоятельности из разных информационных источников.

Собран комплект изучаемой литературы.

Разработан индивидуальный образовательный маршрут педагога на 2021-2022 учебный год

Педсовет



Представ-лен ИОМ педагога

Разработка перспективного плана

Подбор сюжетных картинок по соответствующей теме.

октябрь

Перспективный план на 2021 – 2022 уч. г.

Картотека тематических картинок по формированию у детей КГН.

Методическая картотека 1 младшей группы «»

Разрабо-тан перспективный план.

Собрана картотека сюжетных картинок соответствующей темы.

Рационально организованная среда

группового пространства для обеспечения формирования у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством развития культурно-гигиенических начал самостоятельности.

Создание предметно – развивающей среды в группе, обеспечив необходимое оснащение (в «Центре речевого развития» собран материал и оформлены картотеки потешек, сказок, коротких рассказов, загадок, стихов на тему воспитания культурно-гигиенических навыков; в «Центре природы и погоды» поместили куклу Таню в сезонной одежде, для поддержания стремления детей к самостоятельному одеванию) для приобщения детей к здоровому образу жизни посредством формирования КГН.

ноябрь

Создана развивающая предметно-пространственная среда

1 младшая группа «»

Размещение результата своего опыта (конспект НОД) на сайте nsportal.ru-образовательная социальная сеть

Выполне-но

Подбор методической литературы для повышения компетентности родителей в вопросе значения формирования у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством развития культурно-гигиенических начал самостоятельности.


декабрь

Оформление папки - передвижки Информационные листы (консультации, памятки)



Родительское собрание (форма проведения: информационное консультирование, место проведения: в групповом чате (Viber))


Приёмная группы «»


Размещение результата своего опыта на сайте nsportal.ru-образовательная социальная сеть

Протокол родительского собрания № 2

Работа по созданию картотек тематических, пальчиковых игр, художественных произведений по формированию у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков.

Чтение и подбор художественных произведений для сопровождения проведения игр, соответствующей тематики.

январь




февраль

Картотека тематических игр по формированию КГН

Картотека пальчиковых игр по формированию КГН

Картотека художественных произведений по формированию у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков

Размещение результата своего опыта на сайте https://infourok.ru-образовательная социальная сеть


Приемная группы «» (родительский уголок)


Информация в групповом чате (Viber)

Созданы картотеки


Размещён опыт работы на сайте

Работа по созданию лэпбука соответствующей тематики

март

Лэпбук по формированию у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков

Размещение результата своего опыта на сайте Педагоги.онлайн - социальная сеть для педагогического сообщества


Группа «»

Размещён опыт работы на сайте

Исследование эффективности использования методов и приемов в процессе развития у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков.


апрель

Разработка и представление презентации опыта работы по развитию у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков.

Представление опыта работы по теме на аттестации



Выполнено

Обобщение опыта работы на уровне ДОУ.

май

Презентация опыта работы

Педсовет

Выполнено

Организационно-практическая деятельность

сроки

Формы работы

Практические выходы

работа с детьми

работа с родителями

работа с педагогами

сентябрь

Чтение стих-й во время умывания: Н. Найдёновой «Наши полотенца»; Г.Лагздынь «Аккуратные зайчата»; потешек о воде: «Водичка, водичка» и т. д. Рассматривание иллюстраций Цель: форм-е у детей навыка с помощью взрослого мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, ориентируясь на индивидуальную картинку.

Пал. гимнастика: «Водичка, водичка»

Чтение потешки при кормлении «Умница, Катенька…» Цель: форм-е навыка с помощью взрослого есть ложкой разнообразную пищу, пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых (как умеют), задвигать стул.

Игр. сит. «Умоем куклу Машу» Цель: форм-е КГН, используя игровую ситуацию с куклой.

Экспериментирование, опыты с водой: «Свойства воды»

Родительское собрание:

«Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова»

Стендовая информа-ция: «Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста». Привлекать родителей к формированию у детей культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания в домашних условиях.

Разработка индивидуального образовательного маршрута педагога на 2021-2022 уч. год. Представление на педсовете


Представление разработки индивидуального образовательного маршрута педагога на 2021-2022 учебный год на педсовете


Протокол родительского собрания № 1


Консультация на стенде для родителей.



октябрь

Дид. игра «Почему у Кати руки грязные?» Цель: форм-е у детей умения отвечать на вопросы.

Чтение стих-я А. Барто «Девочка чумазая»

Рассматривание тематических сюж. картинок: «Девочка умывается». Объяснение действия.

Малоподвижная игра: «Кран, откройся!» (Э. Мошковская «Приказ»)

Игровая ситуация «Напоим кукол чаем» Цель: форм-е элем-го представления о чайной посуде (чайник, сахарница, чашка, кружка, ложка), поддерживание сюж.-отоб. игры, в которой дети отображают назначение различных бытовых предметов, стремясь к их принятому в обществе использованию (ложкой едят и пр.)

Консультация в родительском уголке: «Личная гигиена детей раннего возраста»

Знакомство с литературой по данной теме

Презентация перспективного плана на 2021 – 2022 уч. год

Представление конспекта ОД по соответствующей теме в групповом чате Viber

Консультация на стенде для родителей.


Представление разработки перспективного плана на 2021 – 2022 уч. год

ноябрь

Конспект образовательной деятельности по форм-ю у детей 1 мл. группы КГН: «Причешем куклу Олю», чтение потешки: «Расти коса до пояса» Цель: поддерживание сюж.-отоб. игры, в которой дети отображают назначение различных бытовых предметов, стремясь к их принятому в обществе использованию

Игр. упражнение: «Дружи с водой», используя личный пример соответствующего поведения Цель: форм-е элем. представления о предметах личной гигиены (мыло, мыльница, полотенце)

Фото отчет о совместной деятельности с детьми по формированию культурно-гигиенических начал самостоятельности.


Представлены картотеки потешек, сказок, коротких рассказов, загадок, стихов на тему воспитания культурно-гигиенических навыков в центре информации для родителей.

Представление конспекта ОД по соответствующей теме в групповом чате Viber.


Делимся опытом: собран материал и оформлены картотеки потешек, сказок, коротких рассказов, загадок, стихов на тему воспитания культурно-гигиенических навыков

Размещение результата своего опыта на сайте Педагоги.онлайн - социальная сеть для педагогического сообщества.



декабрь

Рассматривание предметных картинок «Одежда», «Обувь»

Рассматривание тематических сюж. картинок: «Дети одеваются на прогулку». Объяснение действия.

Игр. сит.: «Оденем куклу Олю на прогулку» Цель: на примере игры с куклой введение шутливых сравнений, говоря от имени различных предметов и обращаясь к ним: «Сапожки, надевайтесь на ножки»

Конспект образовательной деятельности «Мы идём гулять» Цель: форм-е навыков в самообслуживании, используя игру с куклой; напоминание о последовательности процесса одевания и раздевания.


Консультация: «Играем дома» в родительский уголок. Цель: активизация взаимодействия семей воспитанников с ДОУ, налаживание совместности

Родительское собрание на тему: «Развитие у детей раннего возраста самостоятельности через формирование культурно – гигиенических навыков»

Цель: способствование развитию понимания у родителей ценности в развитии самостоятельности у детей раннего возраста через формирование культурно – гигиенических навыков. Привлекать родителей к формированию у детей культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания в домашних условиях.

Представление конспекта ОД по соответствующей теме в групповом чате Viber.


Делимся опытом: представление картотеки тематических игр по соответствующей теме в групповом чате Viber.


Картотека тематических игр по соответствующей теме.


Размещение результата своего опыта на сайте Педагоги.онлайн - социальная сеть для педагогического сообщества.

Протокол родительского собрания № 2


январь

Игра: «Баюшки-баю» Цель: совершенствование представлений о последовательности раздевания перед сном, напоминание об аккуратном складывании кукольной одежды на стульчик.

Игра: «Кукла проснулась» Цель: закрепление представления о последовательности пробуждения куклы (вынуть из кроватки, посадить на горшок, одеть).

Чтение стих-е Е. Благининой «Я умею обуваться», «Научу обуваться и братца», рассматривание иллюстраций, вопросы.

Рассматривание сюжетных картинок: «Дети одеваются после сна» Цель: закрепление представлений детей о процессе одевания.

Выставка в родительском уголке групповой приемной картотеки пальчиковых игр по формированию КГН


Консультация в родительском уголке: «Как поддержать способность ребенка удовлетворять свои потребности» Цель: способствование повышению компетентности родителей в вопросах развития детей.



Делимся опытом: представление картотеки пальчиковых игр по соответствующей теме в групповом чате Viber.


Картотека пальчиковых игр по соответствующей теме.

Размещение результата своего опыта на сайте nsportal.ru-образовательная социальная сеть


Консультация в родительском уголке

февраль

Дид. игра направленная на развитие мелкой моторики: бизиборд «БизиДом» (пособие со шнуровками и липучками) Цель: упражнение детей в застегивании, шнуровании, завязывании.

Чтение стих-я К.И Чуковского «Мойдодыр», рассматривание иллюстраций, разговор, вопросы.

Просмотр диафильма: «Без воды нам никуда» Цель: форм-е представлений детей о значении воды (вода в быту (льётся, теплая-холодная, в воде купаются, водой умываются и т. д.).

Индивидуальная консультация: «Как приучать ребёнка пользоваться туалетом»

Делимся опытом: представление диафильма в групповом педагогическом чате Viber

Размещение результата своего опыта на сайте nsportal.ru-образовательная социальная сеть


март

Художественно-эстетическое развитие:

изобразительная деятельность: «Наши полотенца» Цель: поддерживание создания ассоциативных образов в рисунке.

Рассматривание с детьми лэпбука по соответствующей теме, вовлечение в разговор.

Игра: «Накроем стол к обеду»

Цель: продолжение формирования у детей представления о культуре поведения во время еды.

Чтение стих-й: Г. Лагздынь «Просто объеденье!», И. Токмакова «Ай да суп!»

Малоподвижная игра: «Мой мишка» (см. картотеку пал. игр)

Отчет детских рисунков на стенде для родителей.


Консультация в родительском уголке: «О воспитании опрятности без насилия»


Представление лэпбука по формированию у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков


Размещение результата своего опыта на сайте Педагоги.онлайн - социальная сеть для педагогического сообщества.


апрель

Конспект игры: «Приходите в гости к нам» Цель: продолжение формирования у детей представления о культуре поведения во время еды.

Чтение потешки при кормлении «На моей тарелочке» Цель: продолжение форм-я КГН.

Игра: «Купание куклы Кати» Цель: поддерживание сюж.-отоб. игры, в которой дети отображают назначение различных бытовых предметов, стремясь к их принятому в обществе использованию


Консультирование родителей: «О чем сообщает детское выражение «Я сам»

Представление конспекта игры в групповом педагогическом чате Viber.

Представление методов и приемов, используемых в процессе развития у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков.

Презентация опыта работы по соответствующей теме.

май

Беседа, разговор: «Приятного аппетита» Цель: закрепление у детей навыков поведения, соответствующего нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом.

Рассматривание сюжетной картинки: «Обед в детском саду» Цель: закрепление представлений детей о процессе принятия пищи.

Чтение потешки при кормлении «Это ложка, это чашка…» Цель: продолжение форм-я КГН.

Игра: «Приходите в гости к нам» Цель: закрепление у детей представления о культуре поведения во время еды.

Родительское собрание: «Семейный этикет и самообслуживание» Цель: способствование повышению компетентности родителей в вопросах развития детей.


Разработка и представление презентации опыта работы по развитию у детей раннего возраста начальных представлений о здоровом образе жизни посредством формирования культурно-гигиенических навыков на педсовете.

Обобщение опыта работы на уровне ДОУ. Отчет по самообразова-нию.


Протокол родительского собрания № 3.

Вывод: Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей - первооснова всей дальнейшей работы по формированию самостоятельности у детей. К тому же культурно-гигиенические навыки - это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!